Июль 2015 г.
Клировые ведомости - церковная документация о храмах, духовенстве, часовне, приходе и пр. - велись до 1917 г. В архивах ГАКО и ЦГА УР после 1915 г. их уже нет. Однако в отдельных приходах велись они, причем по образцу старых, и в 1920е гг. В архиве ГАКО их можно найти в различных документах советского времени (например, о благочиниях уездов) примерно до 1928 года. Там то же самое - ведомости о храмах и духовенстве, а иногда и часовнях и приходах. Документы эти интересны тем, что это уже сведения за советский период 1920-1930х гг., за который церковной документации практически не велось, а если и велась, то была потом уничтожена вместе с самими духовными учреждениями. Но, конечно, наблюдается и определенное отличие с предыдущим "золотым веком" - нет уже сведений о церковной земле, домах, школах, метрических книгах. Все это было отобрано новой властью. Правда, за начало 1920-х гг. в некоторых отдаленных приходах причты еще сохранили и земли и дома, но это было скорее исключением из правил. Появляются и сведения нового характера - например о числе треб за год (крестины, смерти и браки), т.к. записи актового состоянтиояния уже не велись, но требы все равно совершались и по-прежнему скурпулезно записывались, а также сведения о голоде 1921 года, что отразилось и на содержании причта.
Вот, например, такая ведомость за 1922 г. о церкви с.Роженцово Яранского уезда:
Церковь построена в 1893 г. тщанием прихожан
Зданием каменная с таковой же колокольней в 1 связи, крепка, покрыта железом
Престолов в ней 3 в ряд: средний в честь Казанской Божией Матери, правый в честь св. апостолов Петра и Павла и левый в честь трех святителей
Утварью достаточна
По штату положено: 2 священника, диакон, 2 псаломщика и просфирница.
Жалования никто ниоткуда не получает
Кружечных доходов за 1922 г. получено на 701706 р.
Другие источники содержания членов причта: продуктов собираемых для удовлетворения нужд причта самое малое количество
Земли при церкви состоит усадебной вместе с погостом церковным 5 дес.
Дома для священноцерковнослужителей на церковной усадебной земле– 6 деревянных, построены тщанием прихожан в разное время, находятся в ведении уездного отдела народного образования
Состояние домов неудовлетворительное
Ближайшие церкви: с. Рудинского в 12, Нежнур 5, Шаранги 18, Больше-Рудинского в 18 в.
Опись церковного имущества произведена в 1919 г. представителем советской власти - народным судьей при сдаче церкви общине, а копия с акта описи передачи находится у церковного старосты
Копии с метрических книг сданы в исполком в 1918 г.
Исповедные росписи находятся в целости с 1872 по 1917 гг. включительно.
Книги до церковного круга подлежащие есть все
В церковной библиотеке находится книг для чтения предназначенных 175 т.
Имеющиеся в приходе школы 1 ступени: в с.Роженцово учащихся 92 человека, в поч. Самойловском, Торопове и Куклине
Преосвященный в последний раз посетил приход 4 июня 1922 г.
В приходе родилось за весь год м.п. 112 человек, ж.п. 107; умерло 136 человек. Браков было 37.
Сведения о голоде: урожай в приходе самый скудный. Прихожане вынуждены питаться картофелем, лебедой, желудями, куколем и льяными жмыхами.
ГАКО ф.П-1124 оп.1 д.6 лл. 7-8
Из ведомости о часовне прихода с.Русская Лиса Яранского уезда. 1922 г.
Часовня при д. Русская Лиса в честь Преображения Господня.
Построена в 1915 г. по словесному благословению Преосв. Никандра епископа Вятского и Слободского вместо сгоревшей в 1913 г. другой часовни.
10* 9 ½ ар
Прочна
Никаких украшений в часовне нет
Накануне праздника Преображения Господня в часовне служится всенощное бдение и молебен с водоосвящением. В самый праздник жители д.Р. Лисы принимают в свои дома святые иконы. Кроме жителей д.Русской Лисы посторонних никого не бывает.
ГАКО ф.П-1124 оп.1 д.6 лл. 11 об-12
Название села довольно интересно. Поблизости было еще село Черемисская Лиса. Видимо, лисиц было здесь много когда-то...
Монахини Холманских из Преображенской обители
Первой игуменией Куженерского монастыря Уржумского уезда, образованного в 1901 г., стала мантийная монахиня из Преображенского монастыря г.Вятки Людмила Холманских. С собой она привезла и своих родственниц, живших в той же обители. В книге "Уржум: два берега жизни" о них пишется так: " С самого возникновения Куженерской Николаевской общины и до начала смутного времени управляла ею игумения Людмила (Холманских), имевшая такую высокую награду, как наперсный крест. До назначения в Куженерский монастырь она была монахиней Преображенского женского монастыря г. Вятки. Здесь же молились Богу ее сестры и тетки, происходившие из крестьян. Если обратиться к документам Преображенского монастыря за 1887 год, можно найти упоминания о монахине Павле Холманских 45 лет (в миру Елена), рясофорных послушницах «девицах» Холманских Марии 46 лет, Евдокии 42 лет, Ольге 73 лет. Мария и Евдокия несли клиросное послушание, а сестры Павла и Ольга – по выбору. О Людмиле здесь почему-то нет никаких упоминаний, хотя известно, что в монастыре она жила с детских лет, была очень благочестива, проникнута духом строгой монастырской жизни, хорошо знала монастырский устав. В Вятском Преображенском монастыре она управляла хором, была к 1897 году мантийной монахиней".
Обратившись к документам монастыря за 1896 г., тоже нет сведений о монахине Людмиле. Может она имела другое имя? Зато упоминаются ее родственницы. Судя по всему, Холманских жили в монастыре с детства, т.к. там были воспитаны и получили образование. Возможно, они были сиротами и попали в монастырь еще в детстве...
За 1896 г. по Преображенскому монастырю упоминаются следующие сестры Холманских.
Павла 54 лет неграмотная
Крестьянская девица. От крещения Елена. Пострижена в сей монастырь 21 февраля 1885 г.
Сборщица
Евдокия 49 лет
Монастырского воспитания
Крестьянская девица, облечена в рясофор 1 марта 1871 г.
Поет на клиросе
Наталья 34 лет
Крестьянская девица, облечена в рясофор 11 декабря 1880 г.
Поет на клиросе
Мария 36 лет
Крестьянская девица, облечена в рясофор 1885 г. 6 ноября
поет на клиросе
Мария 50 лет
Обучалась в монастыре
Крестьянская девица, облечена в рясофор 16 марта 1868 г.
Занимается рукоделием
ГАКО ф.1257 оп.1 д.49
На фото: игумения Людмила (Холманских, слева) с послушницей Куженерского монастыря. Ее духовный путь начинался в Преображенском монастыре г.Вятки. Подробно о ее жизни здесь: http://ortho-hist-12.ru/index.php?page=lyudmila-holma..
Фото краеведческого музея п.Куженер.
Книга о Троицком Соборе г. Уржум. Автор Евгений Рупасов
Из протоколов пастырских собраний 1923 года: "..принимая во внимание, что ... насельники монастыря находятся в лучших материальных условиях, чем многосемейное духовенство..."
Протокол пастырского собрания 1 округа Вятского уезда 13 февраля н. ст. 1923 г.
1) Отношение духовенства к предстоящему Собору Русской Церкви.
Из суждений выяснилось желание духовенства слышать осведомленный голос по данному вопросу кого-либо из городского духовенства постановили: пригласить на собрание о. протоиерея А.Попова и священника Якова Мултановского.
По заслушании первого в отношении дел епархиального управленияи второго в отношении дел всероссийской Церкви – постановили: пойти на встречу созыву, как Всероссийского Собора, так и епархиального съезда со свободным представительством от епископата, белого духовенства и мирян
2) Материальное положение духовенства
Принимая во внимание громадные налоговые тяготы на духовенство – постановили: обязать общины принять на себя уплату промыслового налога, т.е. приобретение патентов на всех членов причта
3) Образование детей:
…Е) принимая во внимание, что Филейский монастырь ныне содержится исключительно сборами и платой за требы населения приходов нашего благочиния и что насельники монастыря находятся в лучших материальных условиях, чем многосемейное духовенство, несущее тяготы обложения за обучение своих детей – постановили: во имя заветов И.Христа, любви и милосердия и христианской взаимопомощи просить Его Преосвященство, Преосвященного Сергия епископа Яранского – содействовать в деле привлечения Филейского монастыря к пожертвованию в благочинническую кассу взаимопомощи
ГАКО ф.р-1124 оп.1 д.5 лл. 6 -6 об.
Фотография Сергея Александровича Лобовикова запечатлела вид на с.Филейку
ВЕЛИКОРЕЦКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД
Дорогие участники Великорецкого крестного хода, благодарим вас за то, что вы поделились с нами вашими впечатлениями, мыслями, историями, красивыми фотографиями. Спасибо за ваш отклик и участие.
Статья о Великорецком крестном ходе вышла в июльском номере Уржумского епархиального вестника. Полностью номер газеты можно скачать по ссылке:
http://www.eparhiya-urzhum.ru/2015
Две переписи
- Я помню перепись населения 1897 г. – говорит колхозница Тимкина Александлра Михайловна из д. Ерахины Степановского сельсовета – переписывать нас пришел тогда поп-дармоед. Мы все от него попрятались.
А сейчас перепись проводят люди, которые вместе с нами работают и которых мы хорошо знаем, как своих активистов. Они разъяснили, для чего проводится перепись, рассказали о всех вопросах, которые будут заданы счетчиком… (далее пошло 2 абзаца восхваления партии и советской власти).
Макушин
Халтуринская правда № 15 1939 г.
На фото: Перепись населения по Елабужскому уезду Вятской губернии (архив ЦГА УР).
На творчество вятского поэта Григория Санникова оказало влияние его клиросное служение в юности...
Под портретом
Государевым,
Возле сваленных икон
Отсияло твое зарево,
Схоронился медный звон.
Нынче всюду
Электричество.
Край наш Вятский.
Знаменит.
Но тот пламень твой
Лирический
До сих пор во мне звенит.
«Прощание с керосиновой лампой» Григория Александровирча Санникова (1899-1969) часто цитируют как гербовое стихотворение поэта. Однако «насвистанные» словословия технике погасли, а «пламень лирический все звенит». Не зря же в уездной вятской глуши мальчик пел в церковном хоре. Может быть, этот звук и поднял поэта к вековому перевалу….
С.Лесневский Мальчик из церковного хора // Отечество 2000 г. № 1
Григорий Александрович Санников (30.8 (11.9).1899, Яранск, ныне Кировской области, — 16.1.1969, Москва) — русский советский поэт.
Конец монастырского храма (1950 г.)
Заключение
В результате личного обследования здания бывшей монастырской церкви в пос.Знаменка Яранского района передать Кировской области подтверждаем изложенное в акте комиссии от 14 февраля с.г. и считаем, что в дальнейшем оставлять зданием в таком виде, в каком оно есть опасно, поэтому целесообразно удовлетворить просьбу яранского Раисполкома и передать ему указанное выше бывшее церковное монастырское здание для разборки на кирпич необходимый для строительства мастерской МТС и постройки городской бани
Уполномоченный Новиков
Распоряжение Исполнительного Комитета Кировского областного Совета депутатов трудящихся 21 июля 1950 г.
Исполком Облсовета решил:
1. Ввиду угрозы обвала здания бывшей монастырской церкви в пос.Знаменка Яранского района передать Яранскому Райисполкому для разборки на кирпич и использовать его на постройку мастерских Знаменской МТС и городской бани
2. Просить Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР санкционировать п.1 настоящего распоряжения.
Председатель Исполкома Облсовета Н. Светлаков
ГАКО ф.Р-2169 оп.44 д.517 л.5
Путешествие в Уржум
http://netfisher.livejournal.com/
Храм в с.Бахта. Фото Дмитрия Лоптева
Разрушающийся храм в с.Козьмодемьянское Уржумского района. Фото Алексея Демидова
Храмы в с.Уни и Елгань. Фото предоставлены Алексеем Чувашовым
Семья священника Анатолия Пинегина
ПИНЕГИН Анатолий
Васильевич: священник. Ро-
дился в духовной семье в 1892
году. Окончил ВДС в июле
1914 г. Служил: с.Карсовай
(псаломщик с 1914 г.), Ути
(псаломщик с того же года),
по прошению перемещен в
с.Елгань 15 сент. 1915
г.(священник). До революции
занимался внедрением траво-
сеяния в сельское хозяйство,
держал пасеку. С 1918 года в
служил в с.Уни. С 1921 года
служил в райисполкоме, а за-
тем снова в церкви села Уни
до 29 янв.1930 года. С 13
апр.1930 года приходским со-
ветом принят на псаломщиче-
скую должность. В 1923 году
оштрафован за хранение ку-
мышки. В 1933 году священ-
ник Унинской церкви. С 28
янв. помощник благочинного
Унинского благочиния. В 1934
году уехал с семьей в г.Ижевск.
"Духовенство Глазовского уезда Вятской губернии. 20 век")..
Фото предоставлено Алексеем Чувашовым
Житель с.Козьмодемьянского Уржумского уезда Сергей Аристархович Морозов с семьей. Его сын Морозов Иван Сергеевич,1909 года рождения, пропал без вести в битве под Москвой в 1941 году.
Фото предоставлено Алексеем Демидовым.
Виноградовы из Казанской губернии
Виноградов Алексей Михайлович, 1869 г.р., русский, уроженец с. Рус. Сорма Аликовского р-на, Чувашия. Священник, проживал в с. Александровская Слобода Заинского (Акташского) р-на, арестован 5 ноября 1930 г. (06.03.1931 г. по сведениям МВД РТ), осужден судебной Тройкой ГПУ ТАССР 27 июля 1931 г. по ст. 58-11 УК РСФСР к заключению в концлагерь сроком на 5 лет. Дальнейшая его судьба и место его наказания нам неизвестны. По сведениям МВД РТ реабилитирован 28 июня 1989 г. на основании Указа ПВС СССР от 16.01.1989 г.
В том же источнике указан его родной сын:
Виноградов Борис Алексеевич, 1899 г.р., русский, уроженец с. Ерсубайкино Альметьевского (Акташского) р-на ТАССР. Директор школы, проживал в д. Каинки Верхнеуслонского р-на ТАССР, арестован 4 декабря 1937 г., осужден Тройкой УГБ НКВД ТАССР по ст. 58-10 за антисоветскую агитацию 21 декабря 1937 г. к высшей мере наказания.
Место его захоронения нам не известно. По сведениям МВД РТ реабилитирован 31 июля 1989 г. на основании Указа ПВС СССР от 16.01.1989 г.
Возможно, приходились родственниками и вятским священникам Виноградовым...
Фото предоставлено потомками о.Алексия.
О часовнях прихода с.Макарье
Спасо-Александровская на приходском кладбище
Построена около 1884 г.
Восьмиугольная 4 саж. и 8 саж. высотой, каменная, крыта железом
Прочна
Иконостас резной, золочен на полименте для 3 икон : Нерукотворного образа, Божией Матери и Александра Невского
16 августа совершается в часовне молебен, а на площади пред часовней панихида
Чарушинская на Каринской дороге в Талицком имении Александровых
Неизвестно когда построена
Деревянная на каменном фундаменте
Прочна
Украшений нет, иконы древней иконописи
В субботу 6 недели по пасхе совершается поминовение убиенных в междоусобной брани поселенцев из Новгородской страны
Часовня на Талицком кладбище, в Талицком имении Александровых
Приблизительно построена в 1706 г.
Квадратная на 4 саж., деревянная
Часовня прочна, на фундаменте, крыша ветха. Указом ВДК разрешен Талицкой конторе ремонт ее, к которому и по настоящее время не приступлено.
Украшений нет, иконы довольно хорошей живописи
В пяток по Пасхе совершается молебствие пред иконой Божией Матери «Живоносный источник» и 20 октября праведному Артемию Веркольскому
ГАКО ф.237 оп.70 д.385 т.2 лл. 175 об.-176
Сведения об остальных часовнях Вятского уезда здесь: http://urzhum-uezd.ortox.ru/chasovni_vjatskojj_eparkh..
Ах, какой сюжет для исторического авантюрно-приключенческого романа!
Великорецкое в годы обновленческого раскола
Назад к списку