- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

1-15 августа 2015 г.

 

 

 

Памятники в с.Ошеть Сунского района - Васнецовым и священнику Михаилу Тихоницкому

 

Виды города Орлов. В основном городок смог сохранить свою застройку столетней давности

 

Рождественская церковь г.Орлова

 

Колокольня бывшего собора г.Орлова - единственное, что сохранилось от самого величественного здания города

 

Богослужение в Успенском соборе г.Вятки

 

Надвратная церковь Успенского монастыря г.Вятки. Здесь хранится главная святыня Вятского края - Великорецкая икона святителя Николая, с которой идет крестный ход

 

Церковь в с.Кстинино - первый каменный храм на Вятке и один из тех, которые были связаны с родом священников Васнецовых

 

Храм в с.Ошеть Сунского района. К стыду нашего областного правительства, главный родовой храм Васнецовых до сих пор не восстановлен...

 

История Великорецкого паломничества с точки зрения атеистов

Интересный исторический отчет удалось найти в архиве, посвященный истории Великорецкого паломничества, среди других партийных документов 1960-х гг., когда новая волна борьбы с религией была в разгаре. Написано все с понятной точки зрения, но есть здесь и интересные вещи. Например, что вместе с иконой предприимчивые дельцы сделали святым все окрестности села Великорецкого - начиная с песка и кончая соснами на берегу реки Великой, а ведь действительно сосны считаются здесь считаются священными и по сей день (в одном из документов сообщалось, что верующие выгрызли всю кору с деревьев). А если подумать, при чем здесь сосны, если святость имеет только одна Великорецкая икона?!...

Истоки паломничества верующих на Реку Великую Верховинского района уходят во вторую половину 17 столетия. Тогда ловкачами была придумана легенда о якобы явлении на берегу р.Великой чудотворной Иконы Николая. Позднее, когда молва о новоявленной иконе широко разнеслась, потекли и доходы в церковныйденежный мешок. Были построены 2 больших храма 1 вс.Великорецкое и 1 в г.Кирове, в обоих храмах много сделано всевозможной живописи, она изображала что-то вроде летописи о жизни и «чудесах» Николая, т.е. эта небылица показывалась в лицах. Между прочим судя по картинам, которые написаны на стенах сохранившегося церковного здания в с.Великорецком «явленная» икона изображалась очень маленькая и ободранная без всяких украшений, а позднее она уже стала больше метра вышиной, новинькая, вся в бархате и позолоте, таким образом ясно, что роль новоявленной играла не 1, а несколько икон.
Постройка 2 церквей в с.Великорецком и г.Вятке была рассчитана на создание большого авторитета иконе, которая уже тогда становилась верным инструментом выкачки из народа большой суммы денег. Саму икону держали в Вятской церкви, а в с.Великорецкое, расположенное в 60 км. от г. Вятки, приносили ее 1 раз в год. Перенесение иконы из г.Вятки в с.Великорецкое и обратно было в период с 3 по 10 июня (нового стиля), сопровождалось большой напыщенность и торжественностью. Время переноса иконы избрано такое, когда в свои права входит лето, наступает тепло. Поэтому многие говорили «пока Никола не сходит на Великую тепла не жди».
Принимали участие в этом Николаевском походе десятки тысяч человек, стекавшиеся туда из разных мест России.
Всячески поддерживали это паломничество царское правительство, вятский губернатор, епархиальное Управление, духовенство и богачи, т.е. все те, кто извлекал из этой трагикомедии огромные доходы. Стекались туда богачи целыми семьями, везли с собой жен и невест для знакомства, было много нищих, калек и воров. 
Организаторы паломничества построили в с.Великорецкое большое подворье (до 1000 семейных номеров) для знати и на несколько тысяч мест для простонародья ночлежные бараки, устраивали там несколько каруселей, приводили медведей с бубнами и т.д. Имевшие большие торговые ряды смекалистые (без стыда и совести) организаторы ежегодно бросали в Великорецкую гору несколько штук камней с искусно выгравированным на них ликом Николая, нашедшие эти камни считали себя счастливцами.
Следя за историей развития паломничества на р.Великую видно, что вначале играла главную роль там «новоявленная» икона, позднее падкие люди на даровые деньги объявили святым вытекающим из горы и впадающий в реку ручей, потом песок, что на дне ручья, потом камни в горе и наконец всю р.Великую и сосны на ее берегу.
Ежегодно в результате паломничества с р.Великой не возами, а большими возами увозили деньги, искусно перекачанные из карманов бесчисленных обманутых паломников в церковные мешки.
Приходится с сожалением отмечать, что еще многое из того, что описано выше сохранилось и до сих пор, даже в худшем виде, конечно это является результатом слабой, а часто неумелой атеистической пропаганды, слабой политически разъяснительной работы с верующими людьми….

ГАКО ф.Р-2169 оп.45 д.11 лл. 26-28

 

Великорецкие святыни: возрождение



Управляющему Кировской епархии Архиепископу Хрисанфу 

18.09.92

Сообщаем, что вопрос о передаче религиозной общине с.Великорецкого зданий «Торговый ряд», «Номера» и 2х жилых домов, в которых расположены правление колхоза и сельская администрация, рассмотрен управляющей делами Юрьянской районной администрации Брязгиной В.М. и главой Великорецкой сельской администрации Коркиным А.В.
По зданиям «Торговый ряд», «Номера» достигнута договоренность о возможности передачи их церкви. В настоящее время администрацией района решается вопрос с облуправлением о выделении дополнительных денежных средств на окончание строительства здания конторы колхоза. По окончании строительства жилой дом, занятый конторой колхоза будет освобожден и передан религиозной общине.
Освобождение жилого дома, занятого сельской администрацией, в 1992-1993 гг. не представляется возможным из-за отсутствия денежных средств на финансирование строительства нового здания. 

ГАКО ф.Р-2169 оп.45 д.112 л.234

 

Атеизм в Кировской области: последний вздох...



В конце 1980-х годов, во времени перестройки вопросам атеизма уже не уделялось широкого внимания в вышестоящих органах, уже начиналась обратная тенденция. Широкое возрождение православной жизни началось в Москве, до далекой Вятки оно еще не дошло. Поэтому странно читать в партийных отчетах за 1988 год в районах Кировской области, как еще указывалось проводить атеистическую работу среди населения. Впрочем, и на местах в руководстве еще сидели те же кадры, что ранее активно боролись "с религиозными предрассудками", и когда пошла обратная волна, они не спешили выполнять вышеисходящие требования о возврате храмовых зданий и имущества, зачастую даже саботируя их под разными предлогами. Вот несколько документов за 1988 г.

Кирово-Чепецкий районный исполнительный Комитет
18.05.88
На ваше письмо Кирово-Чепецкий райисполком сообщает следующее. На территории Пасеговского сельского совета в с.Трехречье расположена Козьмодемьянская церковь, в которой имеется колокол. Но он будет снят с колокольни этой церкви и повешен на колокольне церкви Вознесения в с.Каринка, где ведутся реставрационные работы по восстановлению церкви и звонницы на 11 колоколов. После реставрации здания будет музей совхоза и музыкальная школа
Секретарь исполкома А.И.Девятых

Зуевский районный совет народных депутатов
Исполнительный комитет
26.05.88
На письмо от 06.05.88 № 6-6-3193 сообщаем: на территории Зуевского района имеется 1 церковный колокол весом примерно 30 кг., высотой 50 см. Находится в п.Косино, в пожарной части, используется для оповещения населения при чрезвычайных обстоятельствах 
Имелся в п.Косино еще 1 колокол, отдан в музей УПО области.

ГАКО ф.Р-2169 оп.45 д.112 лл.12 и 14

 


Перечень культовых зданий и бывших домов священнослужителей, подлежащих передаче религиозным организациям в первоочередном порядке 1991 г.


Г.Киров
Преображенская церковь Преображенского монастыря. Расселена от жильцов
Здание бывших архиерейских конюшен, а затем Консистории Вятской епархии. г.Киров. Динамовский проезд 20 занято отделением Северного банка г. Санкт-Петербурга
С.Великорецкое Никольская церковь склад
Гостевой дом пустует
Причтовые 4 дома: в 2х размещен жилой фонд села, в 3м размещается сельская администрация и в 4м контора колхоза

Церковь с. Нижне-Ивкино Куменского района размещается грязелеч., в 1993 г. планируется завершить строительство грязелечебницы и церковь освобождается

С.Раменье Куменского района 
3 дома священноцерковнослужителей 2 дома пустуют в 3м доме столовая

Суна 2 причтовых дома, в 1 райвоенкомат, другой свободен

Курчум Сунского района в церкви тракторная мастерская колхоза. В колхозе имеется теплая стоянка для машин, где возможен ремонт тракторов
Васнецовский полукаменный дом свободен

Церковь с. Ошеть церковь стоит ничем не занятая 

Дом Васнецовых не используется

Воскресенская церковь г. Уржума. Занята под центр работы с пенсионерами.

Церковь с.Лопьял. Родина Васнецовых.
Церковь ничем не занята

Церковь с.Ашлань. Церковь ничем не занята

Церковь с.Селезениха в церкви гараж и мастерская совхоза освобождают церковь.

С.Суши Вятско-Полянского района деревянная церковь памятник архитектуры 18 в.

ГАКО ф.Р-2169 оп.45 д.113 лл. 51 -52

На фото: фрагмент иконостаса в церкви с.Ошеть, которую предполагалось передать верующим в 1991 г. в обязательном порядке. Передать то ее передали, но восстановить за 25 лет так и не смогли...
 
 
 
Историческая стелла в г.Советске (Кукарке). На стелле представлены фото местных достопримечательностей, в т.ч. 3 сохранившихся храмов - Успенской, Покровской церквей (действуют) и здания Спасо-Преображенской церкви, в котором размещается краеведческий музей.
 
Вид на Покровскую церковь Кукарки в заречной части города
 
Полдень над древним Яранским
 
Успенская церковь слободы Кукарки
 
Бывшая Спасо-Преображенская церковь Кукарки, купола которой когда-то высоко вздымались над протекавшей внизу Немдой. Улочка, которая ведет к храму и таинственный лев у здания музея. Последний, скорее всего, украшал какой-нибудь купеческий особняк
 
Кладбищенский Покровский храм Кукарки
 
Старинная кладбищенская ограда Кукарки. Стена, отделяющая покой умерших от мира еще живых, гостей этого мира (выражаясь церковным языком)
 
Тихие улочки Яранска
 
Уржумский архив. Из ценных документов по родословию здесь можно отметить подробные документы городских храмов с чертежами и с анкетами священников за 1930-е годы, списки лишенцев Уржумского района 1929-1930 гг. и похозяйственные подворные книги с 1945 г. Кстати аналогов этих документов в Кирове нет. Доступ и выдача документов в архиве свободны.
 
Такие красивые наличники только в Уржуме
 
Уржумский собор за красивой оградой
 
 
Оборотная сторона дореволюционной фотографии. Делалась в Нолинске
 
 
 
 
Церковь и выборы советской власти


В Салобелякском районе в Каракшинском и Заченерском сельсоветах действуют 2 церкви. Церковники проводили в период выборов антисоветскую работу. В Каракшинском районе поп и псаломщик ходили по домам и под видом собирания за службы вели агитацию против участия в выборы в Верховный Совет.
О действиях поповщины говорят следующие факты, имевшие место в селении Макаровском Санчурского района.
Метелева Ольга Сергеевна, Клешнина Федосия Васильевна, при заполнении списков избирателей не говорили, сколько им лет, а заявляли: «Мы не пойдем на выборы к антихристу». В указанной деревне было до 10 таких случаев. Они же заявили, что не скажут ничего, кроме слов «Господи Иисусе Христе, спаси нас». Аналогичные случаи в этом сельском совете имелись и в д. Галкины, где проживает больше 30 монашек.

Из яранской районной газеты за 1937 г.
 
 
Из истории обновленческого раскола в Вятской губернии (по сводкам ОГПУ)

1925 г.

16 марта-1 апреля.
К марту месяцу в Вятской губернии тихоновщина открыто наиболее реально и активно себя проявила как реакционная группировка, причем по губернии все движения тихоновщины носили организованно явно монархический характер…. В Яранском уезде работа тихоновщины была возглавлена 1 из церковных советов, во главе которого стояли бывшие купцы, чиновники и бывший член ГД и совета, он же член вятской монархической партии, секретарь Яранской организации партии правового порядка и член союза «Михаила Архангела» Стародумов… Священник Знаменский в г.Яранске с амвона публично произнес речь, в которой заявил: «Призываю вас тесно сплотиться и быть сильными духом, иметь крепкую организацию. Я заклинаю проклятием и предаю анафеме всех тех, кто не верует в бога. Наши враги следят за нами, но их не нужно бояться, и во имя этого мы должны быть мужественны, стойки, непоколебимы». … Открытая резкая реакционная политика некоторых тихоновцев как Нектария в Яранске – в пользу обновленцев: от Нектария отвернулось все религиозное население и духовенство, кроме бывших кулаков и купцов и публично Нектарию заявлено мирянами: «Или, владыка, брось задевать соввласть и громить обновленцев, как клоун или громило, или выезжай от нас из Яранска, ты нам больше не нужен» Нектарий решил выехать

ГАСПИ КО ф.1 оп.3 д.50 лл. 173-173а
 
 
Судьба священника по документам первых лет гонений...

КАПУСТИН Григорий Иванович (05.01.1876-после 1933) - священник Петропавловской церкви с. Соболево Яранского района (1921-после 1933).
Родился в слободе Кукарке в крестьянской семье.
В 1894 г. окончил Вятское городское 4-хклассное училище.
24.07.1896 г. поступил в канцелярию Вятского губернатора в число канцелярских служителей.
06.03.1900 г. Вятским губернатором назначен на должность секретаря Сарапульского уездного полицейского управления.
01.07.1903 г. Могилёвским губернатором назначен на должность помощника правителя канцелярии губернатора.
13.03.1903 г. назначен секретарём Могилёвского губернского попечительного о тюрьмах комитета.
03.12.1903 г. назначен делопроизводителем Могилёвского губернского попечительства детских приютов.
19.04.1904 г. утверждён в звании директора Могилёвского губернского попечительного о тюрьмах комитета.
13.05.1906 г. назначен заведующим бухгалтерией Могилёвского губернского попечительства детских приютов.
В 1908 г. назначен помощником Горецкого уездного исправника (Могилёвская губерния).
20.01.1913 г. резолюцией Его Преосвященства утверждён в должности церковного старосты Горецкой Троицкой церкви.
22.03.1914 г. Могилёвским губернатором уволен от должности помощника исправника согласно прошению по домашним
обстоятельствам.
22.03.1914 г. Епископом Могилёвским и Мстиславским Константином (уроженцем г. Орлова Вятской губернии) рукоположен в сан священника к Вядецкой церкви Селтыкского уезда.
01.09.1914 г. утверждён в должности законоучителя Вядецкой церковно-приходской школы и Больше-Озерского земского училища.
05.10.1916 г. начальником Вятской губернии допущен к преподаванию на организованных им курсах-уроках для взрослых по обучению грамоте в с. Знаменском (Цекеево). Священник церкви (на 01.01.1917 г.)..
04.03.1921 г. Преосвященным Иоанникием перемещён согласно прошению в с. Соболево Яранского уезда. 
За свою усердную службу был награждён:
- тёмно-бронзовой медалью за труды по первой всеобщей переписи населения (05.01.1899 г.),
- светло-бронзовой медалью для ношения на груди в память столетия войны 1812 г. (15.08.1912 г.),
- орденом святого станислава 3-й степени (06.12.1904 г.),
- орденом святой Анны 3-й степени (06.12.1912 г.),
- светло-бронзовой медалью в память 300-летия царствования Дома Романовых (26.05.1913 г.),
- серебряным нагрудным знаком пожарного общества (01.01.1914 г.),
- благословением Преосвященного Стефана за организацию церковног
хора и участие в воскресных собеседованиях,
- набедренником за отлично-усердную службу (19.12.1909 г.) (Государтвенный архив Кировской области, ф.1124, оп.1, ед.хр.8, л.л.4об.-5об - Ведомости о церквах, послужные списки служителей за 1922 г.).
24.01.1929 г. (ст.ст.) Епископом Яранским Серафимом награждён камилавкой (Государственный архив Кировской области, ф.237, оп.77, ед.хр.48, л.41. - Отчёты и рапорты о.о. благочинных и священно-церковнослужителей о состоянии церковных дел за 1929 г.).
Жена - Александра Прокопьевна (02.05.1879-после 1922), дочь коллежского советника,
дети - Гали (28.02.1903-после 1922), учится в Кикнурской школе 2-й ступени (в 1922 г.),
- Леонид (09.03.1904-после 1922), учится в Кикнурской школе 2-й ступени (в 1922 г.),
- Ника (15.08.1910-после 1922),
- Валентина (24.01.1917-после 1922).

ГАКО ф.1 оп.5 д.47 л.138
 
 
Опись изъятого из женского Яранского Знаменского монастыря 1922 г.


Риза с иконы «утоли мои печали» 1 ф.02 зол.
Риза с иконы Божие матери «Отрада и утешение» 7ф.11 з.
Тоже с иконы Афонской Божией матери «Утоли мои печали» с драгоценными камнями 4 ф.48 з.
Риза Божией матери Знаменской, украшенная уральскими камнями 4 ф.75 з.
Тоже с иконы мучеников Алексея и Татьяны
- Николая и Елизаветы
- Тихона и Прокофия
- Николая чудотворца с уральскими камнями
- с Знаменской Божией матери
- с Иверской Божией матери с уральскими камнями
- Божией матери с изысканиями погибших с камнями
- с Божией матери скорбящей с венцом
- святой Троицы
- с Касперовской Божией матери
- Казанской Божией матери
--
- С «Утоли моя печали»
Кадило
Лампадок из них 3 с эмалевыми украшениями
Крест с эмалевыми украшениями
Тоже позолотой
Тоже серебряные
Разных частей от риз с обломками
Потир, дискос, звездица, 2 тарелочки и лжица 6
Еще 3 и 1 без лжицы по 6
Тоже полная с сибирскими камнями 6
Без камней 3
Ковшиков с камнями 2
Дарохранительницы 2
Оклад от евангелия 1
Банковского серебра 20 р.75 к.
Размененного серебра 13 р.25 к.
Серебряные изделия

Итого 5 п. 10 ф.25 з. 315390000 р. вместе с изъятым из церкви с.Салобеляк

ГАСПИ КО ф.р-15 оп.5 д.27
 

о.Матфей: последнее свидетельство

Рукописные воспоминания А.И. Козлова (хранятся в краеведческом музее п.Кикнур):
«Последний раз я встретил о.Матвея в 1925 г. Тогда я работал в лесхозе. Мы переходили в другой квартал через хутор Ершовский. На хуторе мы увидели о.Матвея, который сидел на бревнах, вел проповедь к народу, который приходил к нему из дальних деревень».
 
Из истории обновленческого раскола в Вятской губернии. 1925 год по сводкам ОГПУ 

1 августа-1 сентября в настоящее время в г.Яранске в расположении обновленцев находится 1 церковь Успенского собора. Руководителем обновленческого собора является священник Турутин, в помощь ему прибыл из Котельничского уезда священник Овчинников.
В июле месяц прибыл обновленческий епископ Сергий из г. Перми, посланный в Яранск на несколько дней, во время исполнения им службы в церкви много городской публики посещало службу. 
… Со времени выбытия с территории уезда черносотенного епископа Нектария (с мая месяца), а также священников Знаменского и Милославского, открытой борьбы между обновленцами и тихоновцами нет, за исключением того, что Турутин во время проповедей в церкви усиленно разъясняет значение обновленческого движения и необходимость борьбы с тихоновцами.
Выбытие из Яранска указанных выше епископов Нектария, священников Знаменского и Милославского парализовало деятельность тихоновского духовенства. Авторитетных активных попов-тихоновцев в городе нет. В настоящее время за настоятеля собора остался священник Дернов, нерешительный, неэнергичный, старый по возрасту. И ни к какой борьбе не способный. В настоящее время тихоновское городское духовенство самостоятельно ничего не предпринимает – усиленно ждет приезда из г.Елабуги священника (тихоновца) по фамилии Голубев, который обещался занять место настоятеля собора. Тихоновские церковные советы города равным образом, за исключением немногих в уезде, к настоящему времени переизбраны. В церковные советы избраны в большинстве своем беднота, из которых многих избрали насильно. Например, после избрания Президиума Совета Успенского собора, избранный председателем совета Катаев, сразу же подал заявление о своем отказе, а также и 2 члена совета из крестьян. Среди церковников города работает «..» информаторов, по агентурным данным тихоновское духовенство города к происходящим церковным событиям относится выжидательно (как будет указано свыше, тому и последуют).
К заместителю Патриарха Петра относятся безразлично, как к временному блюстителю Патриаршего престола, не обсуждая вопроса своего отношения к нему.
… Одним словом, попы-тихоновцыв Яранске находятся в неопределенности. О представлении в сентябре месяце с.г. в г.Вятке губернского епархиального синодального съезда тихоновцы не знают, что делать, посылать или нет кого-либо на съезд. Никто из них не берет инициативы созвать поместный съезд или предложить местам на обсуждение этого вопроса. Через информаторов попы-тихоновцы предпринимают соответствующие меры в смысле созыва съезда. Каков будет результат, пока определить нельзя, но по всем признакам нашего осведомления попы-тихоновцы согласны выделить своих представителей на съезд в г.Вятке. Никаких выступлений со стороны попов-тихоновцев нет, население придерживается старого церковного направления, тем не менее замечается и безразличие к церковной политике. Большинство высказывает необходимость соглашения между тихоновцами и обновленцами. Таким образом, когда попы придут к обоюдному соглашению, хотя бы посредством съезда более крупного масштаба, то со стороны населения препятствий каких-либо ожидать не следует.

ГАСПИ КО ф.15 оп. 7 д. 20 лл.36-38
 
 
Неизвестные из Яранского уезда. Фото предоставлено Евгением Горевым.
 
 
 
 
Третьи Васнецовские чтения в с.Ошеть

2 августа в селе Ошеть Сунского района прошли третьи краеведческие чтения, посвященные роду священников и художников Васнецовых, истоки которых исходят из этого маленького села; как известно, в начале 17 века здесь служил в церкви Дмитрий Игнатьевич Васнецов (1661 - 1721) предок художников Васнецовых. В этом году чтения были приурочены к юбилею села – его 325летию. Древнее село Ошеть украшает старинный храм 18 века, пока не восстановленный. В начале 1990-х годов церковь была включена в состав т.н. «Васнецовского кольца» с обязательным восстановлением, но последующие годы «реформ» так и не дали это осуществить. К этому времени и само село практически вымерло из-за горе-реформ времен социализма, приговоривших множество деревень и сел к вымиранию как «неперспективные», и нынешние жители села поселились здесь совсем недавно. В Ошети работают краеведческий музей и продуктовый магазин. В новых экономических условиях свободной России село возрождается. Дело за возрождением храма, с чем областная и епархиальные власти не спешат, мол село маленькое, восстанавливать церковь неперспективно. 
Один из выходов положения в восстановлении церкви в Ошети – развитие туризма. Поскольку село стоит недалеко от федеральной трассы, направлять сюда туристические автобусы несложно. В селе разработана сотрудниками музея целая экскурсионная программа по Васнецовским местам. Программа включает в себя посещение мест, связанных с историей рода Васнецовых – церкви, места, где стоял их дом, огромная древняя липа, посаженная Васнецовыми, святой источник. Проведена была программа и в этот раз для гостей села. У храма стоят 2 красивых памятника – роду Васнецовых и священномученику Михаилу Тихоницкому, родившемуся в этом же селе (расстрелян в 1918 г. в г.Орлове). К сожалению, поддержки в областных инстанциях развитие областного туризма и Васнецовских мест пока нет. Народные избранники не шибко понимают в этих вещах, им этого не надо…
Праздник – фестиваль «Славим род живописцев Руси» - начался с молебна в церкви (алтарь ее восстановлен). После небольшого концерта с поздравлениями официальных лиц он разделился. Люди попроще отмечали его на улице, где для них было приготовлено угощение с плясками и песнями, остальная публика приняла участие в краеведческих чтениях, проведенных в здании столовой. В этом году Ошеть впервые посетили высокие гости – семья профессора Финансового университета при Правительстве России О.В.Кузнецова, также потомка рода Васнецовых, но по другой линии, параллельной роду художников ( у общего предка было 5 детей, которые дали несколько родословных веток). Автором этих строк была составлена для потомков Васнецовых подробная родословная, в которой документально доказывалось родство той и другой родословных веток. Кроме того, на чтениях присутствовали и другие потомки рода Васнецовых – краевед О.Н.Виноградов, Н.Баженова, автор книги «Без корней деревья не растут» и другие. Кировский краевед Д.Н.Казаков рассказал немного о работе в архивах по родословным и своих книгах, где упоминаются Васнецовы (всего автором издано 7 книг по истории Вятского края). Во второй части мероприятия местные поэты и художники читали и показывали свои творения. В это время все потомки Васнецовы объединились за круглым столом и обсуждали важные для них вопросы, главный из которых касался восстановления храма в с.Ошеть (к сожалению, как я узнал, при встрече Вятский Владыка махнул на них рукой и только замечательный деятельный вятский губернатор обещал поддержку). Такое объединение потомков одно рода, собранных из разных мест России, не каждый раз приходится наблюдать… Закончился праздник фуршетом. На следующий день он продолжился в селе Рябово Зуевского района, также связанном с именем рода Васнецовых. На этот раз праздник удостоил своим визитом епископ Уржумский Леонид. И вновь в маленьком селе собрались многие потомки замечательного рода, давшего Вятской земле замечательных священников, художников и учителей…
 
Запись о кончине незаконнорожденной девочки в метрической книге прихода с.Сернура Уржумского уезда за 1915 г. (архив ГА РМЭ)
 
Бесфамильные

С точки зрения современности, человек не может быть бесфамильным. Однако сто лет назад такое было нормой, и бесфамильными были не только отдельные народы, но и целые народы. Например, вятские марийцы в большинстве своем фамилий не имели. Первые фамилии они стали получать еще в 1890е годы, но процесс затянулся до 1917 г. и только в советское время каждый мариец смог получить свою фамилию. На фото - пример "бесфамильных" записей в метрической книге села Елеево Уржумского уезда (архив ГА РМЭ). Вместе с тем здесь упоминается одна из первых марийских фамилий - Якаевы. Работа с подобными родословными имеет определенные сложности, хотя и возможна...
 
Из истории рода Желонкиных: запись о бракосочетании в метрической книге с.Марисолы Уржумского уезда за 1889 г. (архив ГА РМЭ)
 
 
О назначении игумена Яранского монастыря. 1923 год...

В Вятское Епархиальное управление.
1923 г. июля 28

Яранский викарный Совет просит В.Е.У. утвердить и.об.настоятеля Яранского Прочицкого монастыря иеромонаха Афанасия в занимаемой должности настоятеля. Иеромонах Афанасий является весьма уважаемым пастырем как среди братии монастыря, так и верующих, посещающих монастырь. В настоящее время, при проведении реформ церковной жизни его авторитетные разъяснения народу, их необходимость вносят заметное успокоение в религиозные, но часто темные массы народа. Ввиду сего утверждения Его в должности настоятеля с возведением в сан игумена является по мнению Викарного Совета вполне справедливым. В монастыре живет 23 года, иеромонах с 1909 г., имеет наперсный крест. 50 лет от роду.

Председатель совета епископ Сергий

Утверждено 5.03.23

(ГАКО)
 
Опись изъятого в церкви с.Беляево Яранского уезда в фонд т.н. "голодающих Поволжья"

Оклад от Евангелия
Потир, дискос, 2 тарелки, звездица и лжица 6
Без лжицы 5
Крестов 1
Ковшиков 1
Крест и лжица 2
Кадило 
Железное копье с серебряной ручкой

ГАСПИ КО ф.П-15 оп.5 д.27 л.15 об.

Большая Рудка того же уезда

Изьятое церковное имущество (акт) 28 марта 1922 г.:
1. Крест серебряный вызолоченныйс эмалью весом 108 с половиной зол.
2. Крест.серебряный вызолоченный весом 53 зол.
3. 1 евангелие в лист в серебряном, вызолоченном окладе весом вместе с бумагой 23 ф.4 четв.

ГАСПИ КО ф.П-15 оп.5 д.27 л.28 об.

Как видим, поживиться, в бедных сельских церквях было нечем особо, изымали мало мальски ценные вещи...
 
 
Опись церкви с.Соболево Санчурского района 1925-26 гг.

Иконостас с 58 иконами разных размеров. 
паникадило 1 ярусное.
Колокол чугунный 103 п.
Колокол средний 30 п.
Колоколов мелких 6

Лл.4-6 об.

Служители (анкеты в деле имеются)

Священник Капустин Григорий Иванович священник с 1914 г.
Михаил Михайлов Иванов диакон с 1923 г.
Поршнев Николай Павлов псаломщик с 1923 г.

Л. 8
ГАКО ф.Р-1258 оп.1 д.741
 
 
Нектарий Трезвинский и преподобный Матфей
 


Из протокола допроса епископа Нектария 8 мая 1925 г.
… перед отъездом из г.Яранска я пешком ходил в починок Ерши, который находится в расстоянии 35 верст от города. Там проживает иеромонах старец Матвей, ходил к нему я просто для того чтобы посмотреть, как он живет и отдать свой визит. К нему я пришел полчаса 12 ночи и пробыл до 10 утра, а затем отправился обратно в Яранск.

ГАСПИ КО ф. Р-6799 оп. 7 д.Су-3930 т.1 л.25 об.

К сожалению, во всем деле больше нет сведений о содержании их беседы, хотя в "Житии" вро де бы указывается, что прп.Матвей предсказал епископу его нелегкий путь. По всей видимости, это выдумано составителями "Жития"...
 
 
О прозорливом Никите из Шарангского района
 


Из протокола допроса Шиловой Е.М.: В д.Шубины Шарангского района живет безногий инвалид Никита Ильич Гущин, который разъезжает по церквям. В 1929 г. монахи Огородов, Юдинцев, Кочев, Яндуляцкий при помощи фанатиков выстроили ему в поле келью, которую обставили иконами и церковной утварью. Келью стали посещать духовенство и верующие и вскоре Никита прослыл за «святого». Приходящей публике Никита проповедует - «обновленцы изменники, предались антихристу – советской власти, с ними надо вести борьбу». Паломничество к нему настолько выросло, что приходящим за 100-150 км. Паломникам он читал религиозные книги и на вопросы давал ответы – в колхоз вступать не нужно, предадитесь антихристу. 

ГАСПИ Ко ф.Р-6799 оп.8 д.10267
 
Из недавнего прошлого: фото из "Вятского епархиального вестника" середины 1990-х годов...
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

м


Назад к списку