- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

16-21 августа 2015 г.

 

 

 

О насельниках Яранского Пророчицкого монастыря

В 1909 г. в монастыре жило 18 монахов и 57 послушников, в 1915 г. – 23 монаха, 20 рясофорных и 20 послушников (в том числе 1 игумен, 4 иеромонаха, 3 иеродиакона). Некоторые из насельников жили здесь с первых лет жизни монастыря. Таким был монах Феофан (в миру Федор Степанов Епифанов), ранее – неграмотный крестьянинМалошалайской волости Яранского уезда, поступивший в монастырь 15 марта 1899 г. 19 марта 1901 г. он был пострижен в монашество. Интересно, что жена его также была пострижена в Царевококшайский монастырь Казанской епархии. В 1915 году монаху Феофану шел 61 год.
Некоторые насельники происходили родом из очень дальних от Вятской земли мест. Таким был иеродиакон Варлаам, родившийся на территории современной Польши – в с.Вотславище Холмского уезда Люблинской губернии. По всей видимости, родители привезли его на Вятку еще ребенком, т.к. он закончил в молодости Яранское духовное училище. Овдовев в браке, 20 мая 1904 г. он поступил в число братии Пророчицкого монастыря, а 22 октября 1911 г. был пострижен в монашество. Из дальних мест прибыл сюда и родной брат покойного игумена Нила – Николай Саввич Пиляков, происходивший из из крестьян Тверской губернии Осташевского уезда Сторожевской волости. В обитель он поступил 22 октября 1902 г. и позднее принял монашество с именем Никодима.
Практически все насельники обители происходили из крестьянства. Из полусотни человек, живших в монастыре, только один человек происходил из потомственного духовенства. Это был рясофорный послушник Константин Аполлонович Буевский – сын священника и благочинного из села Байсы о.Аполлония Буевского. С детства Константин страдал тяжелым увечьем – он был глухонемой, но, несмотря на это, смог окончить Санкт-Петербургский университет. После возвращения из столицы Константин жил в уединенном маленьком селе на попечении своей матери, получавшей пенсию после смерти батюшки. После ее кончины у Константина остался только один шанс устроить свою жизнь, и 12 апреля 1907 г. он уходит в Яранский монастырь, а 13 марта 1912 г. был зачислен в число братии. Про глухонемого послушника в 1915 г. сообщалось: «хороших качеств, трудолюбив».
Несмотря на всю свою отдаленность от центра Вятской земли и вообще находившийся на самом ее краю, Пророчицкий монастырь никогда не служил местом ссылки для неблагонадежного духовенства, как другие вятские монастыри. Напротив, в «послужных списках» насельниках были только самые положительные отзывы – «душевных качеств, смирен или трудолюбив, способен к послушанию…» Единственным исключением мог быть рясофорный послушник Иоанн Исидорович Колосов. Происходивший из крестьян Яранского уезда Комаровской волости, свой монашеский путь он начинал на Афоне в Пантелеймоновском монастыре, где в 1913 г. был пострижен в монашество с именем Иоанникий. Там он был замечен в ереси «имя-божников», после чего был вынужден покинуть Афон. 24 июня 1913 г. монах Иоанникий прибыл в Яранский Пророчицкий монастырь, где отрекся от ереси и указом ВДК за № 26418 от 20 декабря 1913 г. зачислен в число братии. В «послужном списке» его сообщалось: «Душевных качеств, трудолюбив».
Кроме монахов и послушников, в монастыре жило много трудников, занятых особенно на строительстве, которое не прекращалось никогда. Сами монахи и послушники также работали на благо монастыря, например, обрабатывали земельные угодья. С них получалось «около (неразборчиво) пудов разного хлеба, который и употребляется на содержание братии» - отмечалось в 1915 г. В «послужных списках» многих послушников стояли пометки, какой вид труда они исполняли в монастыре. Например, послушники Дербенев и Королев были «живописцы». Им помогал Трушков – «живописец и певчий». Послушник Рыжаков был столяром, Яранцев – портным, Малков – сапожником и маляром и т.д.

 

...Город расположен очень живописно; когда Вы подъезжаете к нему летним вечером со стороны реки и глазам Вашим издалека откроется брошенный по крутому берегу городской сад, присутственные места и эта прекрасная группа церквей, которая господствует над всей окрестностью, Вы не оторвёте глаз от этой картины.



М.Е. Салтыков-Щедрин. Губернские очерки
Худ. Т. Дедова

 

Это ж насколько проще стало жить!

 

Дверь следственного изолятора в тюрьме НКВД в Йошкар-Оле (теперь Музей ГУЛАГа). Для большинства невинно осужденных это был вход в ад на земле...

 

Неугасимые лампады и "вечный огонь"



"Вечный огонь" казалось бы давняя священная традиция в нашей войне, символ неугасимой памяти о погибших в великой войне. Однако что такое "вечный огонь" по своей сути? Это всего лишь преображенная "неугасимая лампада", традиция перенятая лидерами безбожной власти, как и многое другое, из православной жизни. В старину "неугасимые лампады" горели вечным огнем на могилах праведников. На Вятке горели они на святых могилах преподобного Стефана Филейского, игумена Нила в Яранском монастыре, в советское время появилась "неугасимая лампада" на могиле прп.Матфея Яранского. Поэтому "вечный огонь" по своей сути эта та же "неугасимая лампада", но в память не о святых, а тех, кто отдал свои жизни за Родину...

Из-за отсутствия повседневной разъяснительной агитационно-массовой работы СВБ и бдительности, классовые враги: церковники и сектанты всех мастей пролезали в слабые места и протаскивали контрреволюционную агитацию против социалистического строя, как например, в Яранске свидетельствует факт о слабости нашей бдительности. И враги пользуясь этим моментом, что и была попытка церковников открыть «мощи» бывшего иеромонаха Матфея, была на могиле устроена неугасимая лампада, применялось врачевание землей с могилы, развертывалось паломничество и т.д. (ГАСПИ КО ф.П-1290 оп.2 д.166 л.10).

 

Из протокола допроса священника Николая Кедрова по делу епископа Вячеслава (Шкурко)



1937 г. июля 26 дня я начальник Яранского РО УНКВД Кировской области Краснухин допросил в качестве свидетеля, который показал:
1. Фамилия Кедров, имя, отчество – Николай Петрович, г.р. 1872
Место жительства г.Яранск, ул.Свободы д.25, социальное происхождение сын служителя культа, соцположение - служитель культа.
Место работы и должность – кладбищенская церковь, священникк
Образование среднее
Показания по существу дела
В: скажите, кто из служителей культа принимал участие в оформлении могилы старца Матвея
О: из служителей культа участия никто не принимал
В: кто же могилу старцу приводил в порядок и ведет за ней наблюдение
О: кто приводил в порядок могилу сказать не могу, но за лампадой на могиле ведет наблюдение сторож Лыкова Пелагея Ильична
В: кто поручал ей вести наблюдение Вы или другие священники
О: никто ей не поручал, она действует по своей воле
В: какое участие принимает духовенство в поднятии веры в старца Матвея
О: со стороны нас священников, по просьбе верующих проводится служба (панихида) на могиле старца Матвея.
В: Шкурко знает ли о могиле старца Матвея
О: да, знает
В: скажите какое мнение у Шкурко в отношении могилы старца
О: какое мнение сказать не могу, но мне известно, что Шкурко на могиле бывал, но служил ли не помню
В: скажите, как реагировал Шкурко , когда узнал, что у могилы старца Матвея много собирается народа и часто служат панихиду священники
О: разговора в отношении могилы о.Матвея у меня с Шкурко не было и как он на это реагировал сказать не могу
В: когда вы узнали, что есть могила старца Матвея
О: Матвей похоронен в 1927 г., в похоронах последнего я участвовал
В: скажите, с какого времени могила Матвея стала посещаться верующими
О: верующие могилу М. стали посещать с первого года его смерти, а особенно приняло широкий размах посещения могилы с деления духовного течения на викторианскую и сергианскую ориентации, но за последний год у могилы стало собираться народу ежедневно большое количество, но что делает народ на могиле не знаю
В: скажите зачем на могиле М. собираются верующие
О: к могиле Матвея верующие собираются из Яранского района и других районов помолиться, иногда приглашают меня или других священников викторовской ориентации.
В: скажите как вы рассматриваете могилу М. как обман, внедрение суеверия или признаете его святым
О: святым М. я не считаю, но что заставляет посещать народ могилу сказать не могу
В: скажите почему вы, зная, что М., простой смертныймог заслужить себе загробную славу, что вы еженедельно на его могиле служите панихиды
О: панихиды я служу по просьбе верующих за деньги, примерно 2-3 раза в неделю 
В: скажите какое участие в охране могилы М. принимает Волжина Акулина
О: об этом мне не известно
В: скажите служил или нет епископ Шкурко панихиды на могиле М. и как часто
О: при посещении кладбищенской церкви епископ Шкурко прежде чем зайти в церковь идет к могиле М., где производит моление, а так же с ним молятся и верующие, пришедшие в церковь, служил или нет панихиду Ш. сказать не могу
В: расскажите какие у вас были разговоры в отношении могилы М. с Шкурко
О: разговоров в отношении могилы М. у меня с Шкурко не было
В: скажите своим отношением к могиле Ш. давал ли понять вам о почете могилы М.
О: да, действительно Ш. своим добролюбивым отношением к могиле, выражающее в посещении и поклонении молением на могиле давал нам свой пример, что нам нужно также посещать и молиться за М., также он вел за собой верующих
В: значит Шкурко зная, что М. никакой не святости не представляет, внедрял суеверие, обман верующим
О: да, до 1936 г. могила М., хотя и посещалась, но народу ходило немного, с прибытием Шкурко и его поведение моление на могиле возбудило у нас веру в М. и дошло до того, что стали брать землю и траву с могилы для исцеления
В: скажите, кто в праздники дежурит возле могилы М.
О: мне известно, что в большие праздники Вознесения и Радоницы у могилы дежурила Волжанина Акулина Иванова, в обязанности которой входило собирать пожертвование на елей
В: скажите, куда поступили деньги, собранные на могиле М.
О: собранные деньги Волжаниной у могилы сдаются в доход церкви

ГАСПИ КО ф.Р-6799 оп. 6 су-7949 т.1 лл.2 об-3

 

О недействующих церквях области 1948 г.



Больше Рудкинская церковь Шарангский сельсовет

Здание церкви полностью переоборудовано на школу, но в настоящее время насыпано зерно, согласно договора ст. 10-11 46
Здание церкви деревянное на каменном фундаменте с железной крышей, церковь выстроена в 1902 -1903 гг. Состояние снаружи и внутри хорошее. Сохранилось только само здание, живописи нет, ценностей не сохранилось. После постройки ремонта не было. В настоящее время требуется ремонт: замена переводов, перестилка пола, ремонт печей, остекленение рам

Кладбищенская церковь г.Яранска

Кладбищенская церковь закрыта на основании решения Облсовета (Киров) д/тр. от 7 января 1941 г. за № 11
Решением районного совета дт в 1941 г. передана под мастерские Яранскому прокомбинату
Кладбищенская церковь каменная, год постройки не установлен(1878 г.). Колокольня и часть сводов и крыши разобраны и перестроены, в здании церкви построен кузнечный цех с вагранкой яранского прокомбината. Ограды нет, нет так же и иконостаса. Кресты в церкви убраны. Сторожки нет.

Преображенский собор г.Яранска.

Закрыт решением кировского облсовета д.т .20 апреля 1939 г.
Решением яранского районного совета д.т. от 2 июня 1940 г. передан под ремонтные мастерские дирекции яранской МТС
Преображенский собор г.Яранска имеет каменное здание, год постройки установлен 1770 г. Колокольня с частью верхних перекрытий разобрана и перестроена, в здании собора установлены ремонтные мастерские Яранской МТС по ремонту тракторов и машин. Общее состояние удовлетворительное, крестов на соборе нет, колокольня разобрана, ограда разобрана, сторожки нет, иконостаса нет.

Троицкая церковь.

Закрыта в 1935 г. на основании протокола № 31 от 22 декабря 1935 г., согласно постановления Президиума ВЦИК
Троицкая церковь г.Яранска решением яранского районного совета дт в 1939 г. передана Яранским заготзерно под государственный склад как хлебохранилище. В настоящее время используется под складами зерна Яранского государственного спиртового завода.
Зданием каменная, общее техническое состояние удовлетворительное. Своды средней части здания обвалились, крыша частию разобрана, кресты и колокольня сняты в 1937 г., ограда разобрана, иконостас разобран в 1936 г. Сторожка вследствие обвала сводов разрушена. Оконные перекрытия ветхие, окна выбиты, имеется колокольня, которая частью дала трещины, лестницы деревянные, все пришло в негодное состояние.

ГАКО ф.Р-2169 оп.45 д.58

Такие же описания и по всем остальным храмам области. По ним прекрасно видно, что закрытие храмов под разными предлогами, например, о том, что верующие не ремонтируют свой храм и его нужно передать "под культурное учреждение", оказались фикцией. Подавляющее большинство церквей ни под какие школы и клубы не передавались, а в лучшем случае под склады и МТС или стояли просто закрытые. В результате этого всего лишь за десятилетие (меньше или больше) большинство некогда красивых и ухоженных церквей пришло в ужасный вид, служба в которых была уже невозможна. Все это прекрасно указывалось в данном документе, правда, есть версия, что эти описания - также фиктивные и состояние закрытых храмов не было столь удручающим.

На фото: Христо-Рождественская церковь в с.Шурма Уржумского района в советское время. В храме размещался маслозавод. В ограде храма была и могилка прозорливой Сашеньки, на которую выливали нечистоты, а потом и вовсе поставили туалет. Сама блаженная предвидела это и говорила: "на мою могилу помои лить будут..."

Хрущевские гонения в Кировской области

Протокол заседания бюро кировского обкома КПСС от 22 ноября 1961 г.

16. о состоянии и мерах улучшения антирелигиозной пропаганды
Бюро обкома КПСС отмечает, что многие партийные организации неудовлетворительно ведут антирелигиозную работу среди населения. В г.Кирове, Яранске, Уржуме, Санчурске, Слободском, Советском, Малмыжском, Оричевском районах атеистическая пропаганда проводится компанейски неквалифицированно, как правило с неверующими и не соблюдающими религиозные обряды людьми, поэтому она не достигает цели. 
Горкомы и райкомы кпсс, первичные партийные организации не ведут должной групповой и индивидуальной работы по перевоспитанию отдельных фанатических агитаторов для проведения антирелигиозной пропаганды среди верующих. Агитаторы слабо знают существующие церковные каноны, обряды и методы работы церковников и служителей культа.
Ряд церковных общин давно уже утратили формальное право вести службу, однако должных мер к прекращению их деятельности не принимается. Партийные и общественные организации проявляют ложную стыдливость в проведении антирелигиозной пропаганды среди членов церковных советов, 20к, хоров, хотя известно, что при настойчивой индивидуальной работе можно добиться прекращения соблюдения ими религиозных обрядов и посещения церкви.
В устной пропаганде, выступлениях лекторов и агитаторов мало применяется аргументированных доказательств, раскрывающих реакционную сущность религии. Выступления на антирелигиозные темы редко иллюстрируются заранее подготовленными опытами и продуманными наглядными пособиями. Слабо используются компрометирующие материалы на отдельных церковнослужителей и церковный актив, что могло бы оказать сильное влияние на верующих по отрыву их от церкви.
Созданные в г.Кирове и районах общественные советы атеистов к своим обязанностям относятся формально, не доходят до верующих, ограничиваются постановкой общих задач перед атеистами.
Плохо используется в антирелигиозной работе печать, радио, телевиденье и культурно –просветительские учреждения. Органы народного образования ослабили внимания к вопросам учащейся молодежью.
Многие профсоюзные и комсомольские организации самоустраняются от работы по атеистическому воспитанию населения. Исполкомы городских и районных советов, органы прокураторы, местные финансовые органы слабо осуществляют контроль за выполнением духовенством и религиозными объединениями законодательства о церкви и культах.
В то же время церковь и различные религиозные секты принимают меры к оживлению своей деятельности и гибко, приспосабливаясь к современным условиям, распространяют религиозную идеологию среди отсталых слоев населения. Они торжественно обставляют богослужения, используют хоры, ведут индивидуальную обработку граждан. Служители культа умело играют на трудностях отдельных людей, соблазняют их подачками, что бы привлечь в лоно церкви.
Религиозные предрассудки и суеверия отравляют сознание части населения, отвлекают большое количество людей от активного участия в решении хозяйственно-политических задач.
Далее постановления в 12 пунктах….

ГАСПИ КО ф.П-1290 о.2 д. 41 34 лл. 83-86

 

Борьба с Великорецким паломничеством - полный облом...
 


Из партийного документа за 1961 г.: ...…полностью ликвидированы т.н. святые места и паломничество к ним: могила Матфея в Яранске, «Пламенные младенцы» в Елеве, могилы Стефания и Ефрании в Кирове и др. Но все же мы вместе с полной ликвидацией паломничества на реку Великую не справились.

ГАКО ф.Р-2165 оп.45 д.2 л.278

Фраза о полной ликвидации могилы прп.Матфея выглядит странно, поскольку в других документах 1960-х гг. сообщалось, что власти ничего с ним поделать не могут. Похоже, писалась исключительно для глаз начальства...
 
 
Преподобный Матфей Яранский: "житие" в советской версии 
 


Иеромонах Матвей, могила которая на кладбище г.Яранска, является предметом поклонений, жил в Яранском мужском монастыре. Это был старик с седыми курчавыми волосами, среднего роста. Смотрел строго исподлобья. Скупой. Исполнял обязанности казначея. Потом был возведен в чин иерея. После закрытия монастыря переехал на хутор Ершово, вблизи с.Беляевского, где скончался 16 мая 1927 г. По завещанию гроб его перенесли в Яранск, где и захоронили.
Популярность Матвей получил благодаря своему воздействию на приходящих к нему людей, особенно женщин. Помимо бесед с прихожанами, он раздавал еще писанные им бумажки – божеские советы на разные случаи жизни. Вместе с этими советами в народ шли и листовки, напечатанные Киево-Печерской Лаврой. Клиентами Матвея были люди, удрученными чаще всего какими-либо житейскими неурядицами, и он, пользуясь их психической травмой, успокаивал их беседами на религиозные темы и получил большую известность.
Первые годы могила Матвея не привлекала большого количества богомольцев. Но ряд «предприимчивых лиц», особенно женщин, в военные и послевоенные годы, проводя дежурство у его могилы, раздували его известность, приписывали ему святость, совершали моления и таким образом распространили его почитание. Все это проводилось из-за легкой материальной наживы, т.к. все приходящие к этой могиле приносили деньги и продукты. Эти «пропагандисты» Матвея сочиняли различные чудеса о нем. Приписывали целебную силу земли, взятой с могилы. Вот один из таких рассказов, который верующие следующим фактом:
«Ехали на подводах около кладбища из города. Один из них с последней телеги забежал на кладбище и с могилы Матвея взял деньги. Когда все подводы подъехали к мосту, что расположен в конце города, то кони остановились и будто бы никакими мерами их не заставили идти дальше. Тогда с передней телеги старик колхозник спросил того, что забегал на кладбище - зачем он туда следовал. Последний сознался и его заставили унести деньги обратно. Только после этого лошади двинулись дальше».
Конечно, многие верующие поверили этой басне и в этом видели «святость» о.Матвея.
Судя по тем советам, что он давал приходящим, Матвей, как и вообще все церковники того времени, был ярым реакционером и ненавидел советскую власть.

ГАКО ф.Р-2169 оп.45 д.11 лл.155-155 об.
 
Религиозная обстановка на юге области в 1979 г.
 


Кикнурский район

Культурно-просветительские учреждения района неудовлетворительно ведут атеистическую пропаганду среди населения в с.Беляево, где активно действует церковь, в 1974 г. проведена всего 1 беседа на антирелигиозную тему.
В результате религиозная обрядность в районе остается высокой, ежегодно до 40 % новорожденных детей крестится в церкви, свыше 12 % вступающих в брак венчается и более 50%, умерших хоронится по церковным обрядам.
.. наречение имен новорожденным детям по новым обрядам не производится совсем

Санчурский район

В районе действуют 3 зарегистрированные русские православные церкви.
Церковь посещают в основном пожилые люди, главным образом женщины. Учесть посещаемость церквей очень сложно, но в религиозные праздники посещаемость большая. Выше всех приток верующих в Сметанинскую церковь и Корляковскую, меньше в Матвинурскую. В отдельные праздники Сметанинскую церковь посещают до 100 человек, в Корляках 50-80, Матвинуре 30-40.
Религиозная обрядность в 1978 г. уменьшилась по сравнению с 1977 г., но религиозность растет за счет соседних районов: Шарангского Горьковской области, Кикнурского, Яранского, а также МАССР и приезжающих в отпуск из других городов и областей страны.

ГАКО ф.2169 оп.45 д.13

На фото: церковь в с.Матвинур - одна из немногочисленных церквей области, действовавших во второй половине 20 в.
 
 
Некоторые экспонаты из Уржумского краеведческого музея
 
 
 
Слепой вятский крестьянин XIX века Дмитрий Ковязин. Трудно представить,но он делал отличные шкатулки из капа с замками. Одна из его шкатулок хранится в музее г. Кирова.
 
 
Генеалогия и загадки медицины
 


На страницах метрических книг наряду с обычными актовыми записями запечатлелись сотни самых интересных фактов, иначе и быть не может, ведь в них непосредственно фиксировалась вся жизнь людей - от рождения и до гробовой доски. В одной из метрических книг прихода с.Марисолы Уржумского уезда середины за 1867 г. нашел обычную для того времени запись, что крестьянка умерла от родов. В этом не было ничего странного, т.к. деревенские женщины того времени пользовались в большинстве своем услугами повитух, а не врачей, да и врач тогда был один на полгубернии (не везти же рожать бабу из Уржума в Вятку), притом, что некоторые повитухи сопровождали деторождение еще и дикими обрядами. Все же большинство женщин рожали нормально (большинство метрических записей о рождении - это плоды работы именно бабуше-повитух), но опять же дети рождались слабыми, и детская смертность была на первом месте в метрической статистике. Самой распространенной болезнью была "родимец", и приходскому священнику приходилось чуть ли не ежедневно отпевать умерших младенцев, успевших пожить на это земле от 1 дня до 3 месяцев. В принципе, природа тогда делала естественный отбор - слабые умирали, оставались жить самые крепкие люди, чему примером остаются нынешние ветераны, доживающие до 90-100 лет, в то время как срок жизни поздних поколений исчисляется уже 60-70 годами. 
Вообщем, в записи ничего не особого бы и нет, но... запись за февраль, а родила то эта женщина еще в начале ноября прошлого года. Тогда странным получается, почему было написано, что умерла "от родов", поскольку физически она еще родить не могла по происшествии малого срока. Возможно, после рождения ребенка женщина заболела и скончалась вследствие неудачных родов, либо была какая-то аномалия, неизвестная нам (допустим, была двойня, одного достали, а другой остался и рос себе). Кстати, рожденная девочка вскоре тоже умерла от родимца...
 
Особенности священнических родословных


Работа над священническими родословными на порядок легче, чем с родословными обычных людей, но есть и свои ньюансы. Во-первых, мощным подспорьем здесь являются т.н. "клировые ведомости", точнее "послужные списки" священников, в которых подробно излагалась вся биография духовного лица, кончая датами рождения его домочадцев. По крестьянам, к сожалению, таких документов не велось, и все, чем мы можем располагать по ним - это метрические книги и разные переписи, тщательно просматривая которые, можем представить себе жизнь определенного человека (конечно, в очень смутных чертах, т.к. узнаем только годы его жизни, состав семьи, место жительства и, может быть, еще военный чин, а какой был у нашего предка дом, какой был у него характер и борода на лице - это нам узнать уже не дано). "Послужные списки" духовенства дают такой подробный материал (с точными датами), что в общем то и метрические записи уже не обязательны; нужны только для установления, например, девичьей фамилии невесты или установления других родственников. В метрических книгах искать духовенство также проще, хотя бы потому, что оно выделялось из общей крестьянской массы, обычно писали - "священник сей церкви...". Плюс ко всему, если нужно узнать, служил ли в селе вообще такой человек, это легко определить по крайней правой колонке, в которой отмечались требо-исполнители (на фото). Ну и, наконец, не обязательно рыть все метрические книги подряд, как по обычным родословным, если по "послужному списку" указаны даты рождения детей, смотреть нужно только определенные годы. Другой вопрос в том, если нужно найти дату венчания духовного лица или рождения умерших детей. Кстати, и актовые записи не всегда можно найти. Поскольку жизнь духовенства на порядок отличалась от крестьянской, и венчания и рождения детей могли совершаться в других приходах и городах; матушка могла родить и в гостях и в благоустроенной городской больнице, где и совершали таинство крещения. Когда священник (диакон, псаломщик) переводился в другой приход, записи о нем в метриках автоматом исчезали, и дальнейшее его место пребывание можно только определить по "послужному списку", в котором всегда указывалось и место назначения. Словом, в священнической родословной "клировая ведомость" - краеугольный камень! )))
 
Бесфамильные... русичи
 


Не так давно публиковался пост "Бесфамильные" о инородцах, которые в большинстве своем до начала 20 века, а то и вовсе до 1917 г. фамилий не имели. Для просвещенной России явление конечно было дикое, но есть факты, что в середине 19 века в центральной России даже русские крестьяне не имели своих фамилий. Скорее всего, крепостные, приравнивавшиеся к рабочему скоту ( а скотине пойдет и кличка, считали их хозяева). Вятская губерния лидировала по фамилиям, уже в начале 19 века практически все крестьяне здесь имели свои фамилии. Но были и на Вятке крепостные, в основном трудившиеся на рудниках и заводах, и, если посмотреть метрические книги этих заводов, можно и там найти упоминания о бесфамильных русских людях. У некоторых не было фамилий и после отмены крепостного права. Например, в метрической книге с.Марисолы Уржумского уезда за 1877 г. можно обнаружить такую запись: "Шурминского завода крестьянина Егора Яковлева дочь девица Серафима". Девушка это была приглашена с одного края уезда на другой - в с.Марисолу на крестины крестьянской девочки Агриппины Евфимьевны Желонкиной, которые состоялись 20 июня. Обычно инородцам всегда делали приписку - "черемис"(мариец), поэтому речь идет, безусловно, о русских людях, да и марийцев очень редко приглашали на русские крестины. Ну и наконец - на Шурминском заводе трудились до отмены крепостного права именно бесправные крепостные, привезенные заводчиками из центральной России.
А девочка умерла 5 августа того же года от детской болезни...
 
 
Вятский городок с татарским колоритом - Малмыж
 
 
Село Шурма
 
 
Уржум в лучах заходящего солнца
 
 
 
Богоявленский собор г.Малмыжа. Закрывался на короткое время и действовал все годы гонений. И немало замечательных людей служило в нем...
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
и

 

 


Назад к списку