ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Продукция кировской промышленности в годы Великой Отечественной войны

Продукция кировской промышленности в годы войны

  В Годы войны город Киров был тыловым городом. Сюда не доносился грохот сражений великой войны (хотя по воспоминания горожан, в первые ее месяцы немецкие самолеты долетали и до наших мест), но здесь благодаря упорному труду  рабочих приближалась победа. Уже с первых дней войны промышленность города перешла на выпуск военной продукции. Тысячи подростков стали у станков, чтобы приблизить желанный день победы, заняв место своих отцов и братьев, которые ушли на фронт бить врага. В короткое время город Киров  превратился в крупный промышленный центр.

Главные заводы областного центра выпускали такую промышленность: 50-миллимитровые миномёты и мины (завод «Кировский металлист»), 120-мм миномёты и снаряды для «минометных установок «катюш» (машиностроительный им. 1 Мая), корпуса для гранат Ф-1 (агрегатный завод № 461), ручные гранаты РГД-33 и противотанковые РПГ-40 (завод «Физприбор» № 2). На последнем заводе выпускалось по 30 тысяч гранат в месяц, причем женщины-рабочие перевыполняли норму в 6-7 раз.

К имеющимся ранее предприятиям добавился ряд эвакуированных учреждений, в основном из западной и центральной части страны. Уже в августе 1941 года в Киров прибыли первые эшелоны с заводским и фабричным оборудованием. Всего в Кировскую область было эвакуировано более 70 промышленных предприятий, которые также активно включились в выпуск военной продукции.

Так, завод №537 (ныне «Маяк») выпускал ленты к авиационным пулемётам,  Государственная союзная мастерская №608 (ныне механический завод) - сборку и снаряжение ручных гранат Ф-1, Коломенский паровозостроительный завод производил танки, самоходные установки (САУ) и «катюши», «Красный инструментальщик» - инструменты для боевой техники, завод №2 – оптические приборы для артиллерии, завод №41 – аэросани, полуглиссёры, охотники за подводными лодками и торпедные катера.

В годы войны в Кирове появились такие известные заводы как №32 («Авитек», на базе московского завода), №266 (имени Лепсе, на базе кировского агрегатного завода) и завод №324 (позднее «Сельмаш»),  производившие боевое вооружение и боеприпасы. Будущий завод «Авитек» был ведущим предприятием в стране по производству вооружения для самолётов Ил-2, Ил-4 и других, кроме того, он выпустил за годы войны более сотни наименований срелковых и бомбардировочных вооружений. Завод имени Лепсе производил электрооборудование для пикирующих бомбардировщиков Пе-2 и магнето БСМ-14, а с начала 1942 года ежедневно выпускал по 8 тысяч штук ручных гранат. Завод № 324 Наркомата боеприпасов («Сельмаш»)  с момента своего открытия в 1943 году выпускал 122-миллиметровые осколочно-фугасные снаряды для гаубиц и 100-миллимитровые снаряды.

  Одним из самых крупных промышленных предприятий города стал бывший Коломенский паровозостроительный завод, эвакуированный сюда осенью 1941 года и разместившийся на территории машиностроительного завода имени 1 Мая. Оба завода были объединены в новое промышленное предприятие – завод № 38, в котором началось производство танков и самоходных установок. Рабочие завода уже имели в этом опыт, так как до эвакуации Коломенский завод выпускал бронекорпуса для танков Т-60. Первоначально их производством и занимался новый завод. Первый танк с конвейера кировского завода сошел в январе 1942 года. Всего до мая 1942 года отсюда ушло в боевой путь 539 танков Т-60. В мае 1942 года здесь началось серийное производство новой марки танков – Т-70. Этот танк был более сложной конструкции, так как на нем было больше двигателей и более прочная броня. Завод №38 выпустил 1378 таких танков.

В январе 1943 года завод приступил к производству совершенно новой боевой машины – САУ-76. Интересно, что создавалась она на основе танка Т-70, с которого снималась часть вооружения. Новая машина была создана для огневой поддержки пехоты, как легкое штурмовое орудие и в то же время как противотанковая САУ. Пехоте машина очень понравилась, что нельзя было сказать о танкистах, которым не нравился тихий ход машины и слабая броня, и  они дали ей много обидных кличек – «сука», «голожопый фердинант», «жу-жу». До конца войны кировский завод выпустил 4620 таких машин. Всего в стране они производились на 2 заводах – кировском №38 и Горьковском автомобильном заводе. После победы их производство прекратилось, а позднее САУ-76 и вовсе была снята с вооружения.

   Активно включились в работу и остальные промышленные предприятия города. Так предприятия кожевенно-обувной и меховой отраслей производили обувь, полушубки, шапки, рукавицы для армии. Комбинат «Искож», реорганизованный на базе эвкуированных учреждений в завод «Резина»,  выпускал кирзу, подошву и каблуки для сапог. Кроме того, завод занимался разработкой и смеси для обрезинки танковых валков.

В феврале 1942 года будущая кировская текстильная фабрика, тогда еще представленная кустарной артелью, полностью перешла на пошив военного обмундирования. Кроме того, кустарники артели производили трикотажные изделия из кроличьего пуха и козлиной шерсти. В ноябре 1943 года на базе Ярославского шинного завода в Кирове появился собственный шиный завод, который начал производство шин для автомобилей «ЗИС» (трехтонок) и деталей для военной техники.  7 ноября 1943 года рабочие завода вышли на демонстрацию с первой выпущенной шиной. Деревообрабатывающие предприятия также перешли на выпуск лыж, аэросаней и повозок для нужд фронта.

Весь этот титанический труд лежал на плечах рабочих, которые зачастую по 12-15 часов стояли у станков, работали без выходных, жили в нелегких бытовых условиях, в бараках, землянках, недостроенных общежитиях, без всяких удобств и зачастую группами. Так было на заводе Авитек, который дал жизнь новому микрорайону города Кирова. Здесь эвакуированные рабочие селились в бараках и землянках перед слободой Филейка, а кому не хватило жилья – жили прямо в цехах.

В одном из актов по обследованию жилья рабочих завода Авитек сообщалось : «В бараке № 25 живет 270 мальчиков на двухэтажных нарах. Табуреток не хватает, в бочках нет воды, отсутствует камера хранения, по углам грязная одежда, сыро, холодно, грязно. Со складов дрова носят на себе и хранят их в комнате под кроватями. Здесь идет и колка дров. Нет полотенец, постельного белья. За неимением второй пары белья ребята не ходят в баню, прачечную. Есть вшивость».

  Особенно напряженный труд был, когда требовалось освоение изготовления нового оборудования. Тогда рабочие просто жили в цехах, работая там сутками, спали просто у станков. Много рабочих умирало просто в цехах – от недоедания и холода. Все это хорошо сохранил в своей памяти сотрудник охраны завода «Авитек» Александр Сафин.

 -   В 1942 году были случаи, когда за ночь с завода увозили по 20 умерших. Наибольшая смертность от дистрофии падает на про живающих в землянках. В 1942 году там было одновременно 400 опухших от голода – вспоминал Александр Сафин.
   Всего за годы войны кировчане дали армии 4176 танков и самоходных артиллерийских установок, 2 тысячи "Катюш", 3 млн. снарядов, 5 млн. мин и авиабомб, 33 млн. гранат, 200 кораблей, 2 тысячи аэросаней, 2 млн. минометов, 5 млн. автоматов, авиационное и другое оборудование. На 3600 самолетах «Ил-2» стояло оборудование завода «Авитек», а также на самолетах Як-1, Як-3 и И-26. Завод «Искож» дал фронту 4,6 млн. кирзы, из которой было изготовлено 9 млн. сапог.

Помогали фронту и остальные горожане, жертвовали ради победы свои средства и теплую одежду, проявляли большую заботу о семьях военнослужащих и раненых, находившихся в госпиталях города Кирова и области (всего по области насчиывалось 33 госпиталя). Тысячи кировчан стали добровольными донорами. В Фонд обороны они  внесли 18, 8 млн. рублей, а в фонд Красной армии 50, 9 млн. рублей. На эти средства было построено несколько эскадрилий боевых самолетов.

И опять же немалую роль в деле благодеяния сыграли промышленные предприятия города. Так, завод Искож стал инициатором сбора вещей для воинов и сдачи крови для раненых солдат. Кроме того, он взял шевство над госпиталями, а рабочие предприятия ежемесячно перечисляли свою зарплату в Фонд обороны.

Нередко кировчане собирали подарки для воинов, например на большие праздники. Так, к празднику 1 мая 1942 года из города Кирова ушло 42 товарных вагона с подаркми для моряков Балтики. Учащиеся школ области за годы войны отправили на фронт свыше 50 тысяч посылок с подарками. Не забывали вятчане и о блокадных ленинградцах. В 1942 годах кировские предприятия выпустили для детей Ленинграда 14 тысяч пар кожаной обуви и 10 тысяч пар валенок.

  Так колоссальный труд кировчан в тылу приблизил главный день нашей страны – день победы. В дело победы над фашизмом они внесли более чем весомый вклад.  Не случайно, за годы войны 2 трети рабочих завода Лепсе стали стахановцами и 10 раз подряд заводу вручалось Красное знамя Государственного Комитета Обороны. На заводе Лепсе 6010 рабочих были удостоены почетной медали «З доблестный труд в Великой Отечественной войне».

 

 

 

 

 

 

 

 


Назад к списку