ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Мышкины

Уржумские и лебяжские ветви духовной династии Мышкиных

            Среди многочисленных представителей священнических фамилий, служивших в начале XX столетия на приходах Вятской губернии и, в нашем случае, Уржумского уезда еще, было немало представителей древних родов, уходящих своими корнями в XVII-XVIII века, многие славные представители которых были безжалостно уничтожены в последующем в молотилке советских репрессий. Хотя, надо заметить, в предреволюционные годы в приходском мире наблюдалось странное замещение. Многие сыновья священников, зачастую представители древних священнических родов, оставляли дело своих предков и, как «просвещенные дети своего времени», поступали в столичные институты, университеты, а некоторые даже в революционные кружки, где напрочь ломалось их былое религиозное мировоззрение. Им же на смену в духовные семинарии зачастую шли выходцы из крестьянства, той среды, где религиозность была еще очень крепкой, и потому из таких людей получались настоящие Христовы пастыри, горевшие огнем апостольской веры. Может быть, в этом был даже Промысел Господень: ведь впереди стояли годы лютых гонений и раскола, время, когда Господь поистине проверял людей на прочность веры…

         Но среди тех, кто искренне и горячо служил Богу, стоял за Церковь Христову в безбожные послереволюционные годы, кто прошел через молотилку советских репрессий, были не только пастыри из крестьянства, но и потомственные священники из древних родов. Одним из таких древних родов был духовный род Мышкиных, многочисленные представители которого в начале XX в., служили почти во всех уездах Вятской губернии. Немало их было и в Уржумском уезде, где славный род Мышкиных дал Церкви несколько выдающихся пастырей, имена которых были известны зачастую далеко за пределами родного уезда.

         Мышкины - не только одна из самух распространенных на Вятской земле священнических фамилий, но и одна из самых старинных, уходящая корнями родословного древа в глубь веков. К примеру, еще в первой половине XVII ст. служил в с. Кырмыж Хлыновского (затем Вятского) уезда пономарь Иоанникий Мышкин, уже имевший позади богатую духовную родословную. Его сыновья пошли по стопам отца. Федор и Иван стали священниками, Никифор – пономарем. В свою очередь и их дети, внуки и правнуки становились священниками, диаконами, псаломщиками, разъезжаясь во все концы обширной Вятской земли. С каждым веком род Мышкиных становился все более и более многочисленным, уподобляясь могучему ветвистому дубу. В 1820 г. только в духовных заведениях Вятской губернии обучалось более 50 юношей Мышкиных! И это не считая женского пола…

             Первым из рода Мышкиных еще 14 марта 1838 г. в Уржумский уезд прибыл Гавриил Автономович Мышкин, определенный дьячком к только построенной церкви с. Байсы. Сын дьячка, Гавриил Мышкин окончил низшее отделение Вятского духовного училища, после чего был определен на должность дьячка, а 13 сентября 1838 г. Владыкой Кириллом был посвящен в стихарь. Прослужив недолго на клиросе храма Байсы, уже 13 октября того же года он был переведен сначала к церкви с. Лебяжье, а затем в с. Пектубаево Яранского уезда. Неожиданно 21 декабря 1839 г. Гавриил Антонович, уже в сане диакона, вновь возвращается в Байсу, теперь уже навсегда. Он рано, был бездетным и жил один.  В «послужном списке» за 1875 г диакона Мышкина сообщалось, что он имел в селе казенную квартиру и поведения был одобрительного. С 1869 по 1875 гг. о. Гавриил обучал грамоте детей байсинских прихожан.

         После кончины о. Гавриила в конце 1870-х годов его добротный каменный дом был унаследован другим диаконом Мышкиным – Александром Гаврииловичем, очевидно, приходившегося ему родственником, незадолго до этого приехавшего в Байсу из соседнего с. Лаж. В Лаж, тогда маленькое село, затерянное в центре одноименного благочиния, Александр Гавриилович прибыл в качестве пономаря в конце лета 1848 г. после исключения из низшего отделения Вятской семинарии.  18 сентября 1851 г. преосвященным Елпидифором Александр Мышкин был посвящен в стихарь дьячка, а в марте 1856 г. определен на штатное дьяческое место к той же церкви. В 1850 г. в семействе Александра Гаврииловича жены его Матрены Ильиничны росло 3 детей: Михаил, Василий и Екатерина. Позднее родились дочери Августа и Серафима. После рукоположения в сан диакона Александр Мышкин и был переведен в Байсу.

         Любопытно, что одно время в церкви с. Лаж какое-то время служило два псаломщика с именем Александр Мышкин, не исключено, что находившихся в близком родстве. Александр Григорьевич Мышкин был направлен в с. Лаж по собственному прошению 18 августа 1862 г.  Позади у него, сына дьячка, была богатая событиями биография – высшее отделение Нолинского духовного училища (окончил в 1853 г.), клиросы церквей сел Кобрское Котельнического уезда и Колково Орловского. Подобно Гавриилу Мышкину, с 1870 по 1880 гг. Александр Григорьевич занимался безмедным обучением грамоте поселенских детей, пожертвовав ради этого благого дела не только свой дом (в котором шла учеба), но и свои средства, на которые покупал «училищные принадлежности». «Читает и поет хорошо, и катехизис знает удовлетворительно, поведения хорошего»- сообщалось в его «послужном списке» за 1880 г.

         В семействе Александра Григорьевича и жены его Марии Ивановны получили прекрасное воспитание вкупе с хорошей грамотностью четверо детей : Александр, Раиса, Анна и Екатерина. Средняя дочь Анна в 1880 г. училась на средства отца в Уржумской прогимназии, а в те годы такую роскошь мог позволить себе далеко не каждый псаломщик. Про дочь Раису в  1880 г. сообщалось: «при домашнем образовании читать умеет». Раиса всю жизнь проживала в Лажу, ведя безупречную жизнь «христовой невесты», а с 1902 г. служила просфирницей при церкви.

         Диакон Александр Гаврилович Мышкин совсем недолго прожил в Байсе, отойдя в Царствие Небесное в 1880 г. Диаконский дом перешел к третьему владельцу – сыну почившего Василию Мышкину. Василий Александрович впоследствии стал третьим байсинским диаконом из рода Мышкиных, но на нем эта преемственность и прекратилась: по промыслу Божьему детей у него не было.

  Василий Мышкин после окончания курса в Вятском духовном училище был направлен 20 июня 1880 г. в с. Байса псаломщиком. Здесь он сочетался браком с дочерью замечательного байсинского благочинного Аполлония Буевского - Лидией, которая работала учительницей церковно-приходской школы и служила регентом  хора в храме Байсы, была женщиной незаурядных способностей.

         4 июня 1900 г. в жизни Василия Мышкина произошло знаменательнейшее событие: он был рукоположен в сан диакона, но, увы, за всю жизнь ему так и не посчастливилось понести диаконское служение, поскольку он так и оставался на должности псаломщика до самой своей преждевременной кончины в 1916 г. А в 1914 г. должность диакона при церкви Байсы и вовсе была упразднена, но три диакона Мышкина в одном храме - в этом поистине был какой-то Божий замысел!

            Лидия Аполлоновна на многие годы пережила своего мужа, отойдя ко Господу 14 апреля 1955 г. Самое удивительное было в том, что Буевские состояли в двойном родстве с Мышкиными. Это повторное «породнение» состоялось в 1899 г., когда племянница Лидии Аполлоновны (дочь сестры Александры) вышла замуж за Ивана Ивановича Мышкина, сына священника с. Кузнецово.

         Отец Ивана Иоанн Петрович Мышкин прибыл в с. Кузнецово еще в далеком 1860 г., положив здесь начало могучей уржумской ветви Мышкиных (хотя отдельные представители этого рода жили здесь, как видим, еще задолго до его приезда). Он являлся прямым потомком того самого Иоанникия Мышкина, о котором говорилось в самом начале, и отец Иоанна Петровича служил пономарем в церкви с. Ижмаринского Яранского уезда.

  В 1855 г. Иван Петрович окончил курс богословских наук в Вятской духовной семинарии и в том же году был посвящен в иереи к церкви родного села, из Ивана став отцом Иоанном. Здесь молодой священник прекрасно зарекомендовал себя, в том числе проявив старание в сборе средств по приходу на нужды армии во время Крымской войны, за что был удостоен ношения наперсного бронзового креста на Владимирской ленте.

         Может быть, было промыслительным то, что в 1850 г. о. Иоанном было подано прошение на перемещение к только что отстроенной в крохотной деревушке Кузнецово, состоявшей из нескольких дворов, деревянной церкви, которая была выстроена  на средства отставного солдата, вернувшегося с той войны в родные края! Здесь о. Иоанн прослужил до конца своих дней, отойдя ко Господу в 1889 г. в возрасте всего лишь 52 лет, оставив после себя 18 детей, которым вместе с матушкой Александрой Ивановной дал прекрасное воспитание и неплохое образование.

  После праведной кончины о. Иоанна в с. Кузнецово, матушке Александре 17 марта 1889 г. пришлось устроиться при церкви просфирницей, чтобы иметь какую-нибудь материальную поддержку. За это ей платили сначала 24 (1905 г.) р. в год, а затем 30 р. (1910). Позднее ее на этом поприще сменила дочь Анна Ивановна, которая никогда не выходила замуж. (1915 г.). За печение просфор она получала уже 50 р. в год.10 Видимо, одна из дочерей Мышкиных, Юлия, страдала тяжелым заболеванием, по причине чего сначала мать ее, а затем и сестра Анна получали на нее пособие из Епархиального попечительства: В 1910 г. – 12 р., в 1915 г. – 32 р. Мне не удалось найти сведений о жизни семьи первого кузнецовского священника в советскую годину, но, нетрудно догадаться, какой она была тяжелой: отобрали его добротный дом на церковной земле, Анне Ивановне и ее сестре пришлось существовать лишь на жалование за выпечку просфор.

         Многие из детей о. Иоанна пошли по стопам отца, став служителями церкви. Трагичной оказалась судьба младшего сына Иоанна, нареченного во крещении тоже Иоанном (1874–1921) и тоже ставшего пастырем церковным. После окончания семинарии Иоанн Иоаннович назначается надзирателем Яранского духовного училища и пробыл на этой должности до 1899 г. В 1899 г. в жизни молодого человека произошло сразу два радостных события: 21 июня он сочетается браком в церкви с. Верхотулье с 18-летней священнической дочерью Евгенией Падариной, а в августе был рукоположен в сан священника. Молодая пара была направлена на служение в маленькое село Чахловку, где ее и застал приход страшной советской диктатуры. За неуплату налога батюшка был арестован новыми хозяевами жизни, и в тюрьме заболел тифом. В октябре 1921 г. отец Иоанн Мышкин был освобожден, но через несколько дней отошел ко Господу.

   Села Кузнецово и Лаж, можно, сказать, являлись родовыми гнездами Мышкиных, в которых жила еще и не одна семья с этой фамилией. Отсюда птенцы Мышкинского гнезда разлетались по всему Уржумскому уезду. Так, еще с 1861 г. в с. Кузнецово служил псаломщик Елеазар Иоаннович Мышкин, сын дьячка. Он служил в храме села еще в 1880-е годы, воспитывая вместе с женой Марией Сисипатровной 4 сыновей и 2 дочерей.

         Кроме упомянутых семейств, в начале ХХ ст. отдельные представители этого славного рода жили и в других уголках Уржумского уезда. Пожалуй, наиболее известными и выдающимися Уржумским Мышкиным был протоиерей Троицкого собора г. Уржума Ипполит Мышкин (1825-1905). В номере 4 «Вятских епархиальных ведомостей» за 1905 г. под сообщением о кончине этого замечательного человека коротко сообщалось о его жизни:    

«… Родился 1825 г. 17 ноября в с. Полом Глазовского уезда от священника. В 1846 17 июля окончил курс в Вятской духовной семинарии, в 1851 г. 3 марта рукоположен в сан священника в с. Кукнур Уржумского уезда. Был перемещен 1853 г. 3 октября в с. Пустополье Уржумского уезда, 1851 в декабре к Уржумскому Троицкому собору, 1881 г. 20 мая к Уржумской Воскресенской церкви. В 1885 г. 3 ноября перемещен на протоиерейскую вакансию к Уржумскому Троицкому собору и в 1905 г. 27 ноября уволен за штат». 28 декабря 1905 г. почтенный старец отошел в Небесное Царствие.

         Почти в одно время в Уржумский уезд прибыло с семьями еще два представителя славного рода Мышкиных. Один был  определен на служение в с. Буйско-Архангельское, а другой  - в Лебяжье.

            В Буйско-Архангельское прибыл бывший учитель Михаил Семенович Мышкин, определенный на священническое место к церкви этого села 30 августа 1909 г., а 22 октября состоялось его рукоположение в священный сан.

 Михаил Семенович родился 24 декабря 1883 г. в семье священника, окончил курс Вятской семинарии 1 сентября 1904 г. После этого последовала череда школ, в которых он преподавал (очевидно, по закону того времени, «отрабатывая» учительским трудом бесплатное обучение в семинарии): земская Шестаковская Уржумского уезда (1905 г.), образцовая школа при Юмском 2-классном училище Котельнического уезда (1905-1908 гг.), церковно-приходская школа с. Молотниково того же уезда (1908-1909).

            Став священником, о. Михаил не порывает с учительством и преподает Закон Божий в школах своего первого прихода. 20 марта 1914 года он получает свою первую церковную награду – набедренник, а 16 июля 1915 года назначается следователем 1 округа уезда. В «послужном  списке» батюшки за 1915 г. сообщалось: «Недвижимости не имеет, поведения отличного. В семействе у него: жена Екатерина Васильевна родилась 5 октября 1899 г. Дочь Лидия 25 октября 1910 г. Евгения 11 августа 1914 г.»

            В славное маленькое село Лебяжье, украшенное громадой двухэтажной церкви, 20 июля 1910 г. был направлен диакон Валентин Павлович Мышкин, прослуживший в Лебяжье до осени 1916 года.

о. Валентин родился 26 июля 1879 года в семье учителя духовного училища, и поэтому впоследствии ему не составило трудностей поступить и учиться в духовной семинарии, но, он ее не закончил и в январе 1895 года по прошению уволился уже из 2-го класса. Трудно сказать, в чем могла заключаться здесь причина этого, ведь его отец был сам учитель и был в состоянии оплатить учебу сына.

В мае 1898 года Валентин Павлович был определен псаломщиком в с. Суна Нолинского уезда, в котором прослужил 5 лет, а в 1903 году подал прошение на перемещение его в с. Балуино Глазовского уезда.

19 августа 1904 года Валентин Павлович подал прошение на временное увольнение и до 13 августа 1906 года проходил должность помощника учителя в одной из церковно-приходских школ Орловского уезда. В это смутное время Русско - Японской войны и Первой русской революции он сочетается браком со своей            женой Марией Иннокентьевной, 1879 года рождения.

  С августа 1906 года по июль 1910 года Валентин Мышкин  проходил служение на клиросе трех храмов: Воскресенской церкви Бело-Холуницкого завода с. Чепецко-Ильинского Вятского уезда (ныне город  Кирово-Чепецк), с.  Екатерининского. В июне 1907 г. В.П.Мышкин был посвящен  в стихарь, а с 6 июля 1908 г. был торжественно рукоположен в сан диакона. К этому времени у него было 2 детей – Елена и Агния. «Поведения весьма хорошего. Недвижимо собственности не имеет. Имеет свидетельство на звание учителя школы»- отмечалось в его  «послужном списке» за 1910 год. В 1911 году в семье Мышкиных родилась третья дочка, крещенная Александрой.

Недолго служил о. Валентин   и в лебяжской церкви, около 7 лет, до 1916 года. Возможно, в канун приближающейся революции, он был рукоположен в сан священника.

 Еще один из представителей рода Мышкиных – Николай Семенович Мышкин, 1881 года рождения – служил в сане священника в 1920-х годах в селе Шурма Уржумского уезда. С 1903 по 1923 год он был учителем народных школ, а 1 марта 1923 года рукоположен в сан священника. К сожалению, о его дальнейшей судьбе ничего не известно.


Назад к списку