ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Яранский Знаменский Мариинский монастырь

Храм  монастыря. Разрушен. Фото из архива Галины Шурыгиной.

До начала русской смуты, в 1916 г. здесь проживало 27 монахинь и 129 послушниц. Знаменский монастырь ненадолго пережил Пророчицкий и был закрыт в начале 1920-х гг., на его базе был размещен «детский городок», но еще несколько лет сестры жили на территории уже не принадлежавшей им обители, живя в церкви, и даже причащали детей. В 1921 г. монастырь еще существовал. В 1962 г. бывший директор Знаменской школы-коммуны А.И.Кандаков в рукописном журнале «Воспоминания пенсионеров» вспоминал: «В 1921 г. приютские дети голодали, сидели без света, а в дымоходах монастыря было спрятано большое количество хлеба, в подполье прачечной – огромные запасы керосина. Монашки ненавидели советскую власть. В своих кельях они скрывали контрреволюционеров, помогали кулакам и спекулянтам». В 1924 г. сестры   были окончательно выселены с территории обители. Они также разошлись по просторам Вятской земли и только в Яранском уезде основали несколько небольших нелегальных общин-монастырей – в с.Лом, Русские Краи, д.Шардань и др. В 1921 г. на страницах уездной газеты сообщалось, что «поп Фокин наполнил все село Падерино любезными его сердцу монашками».  Первые годы множество сестер из закрытых монастырей проживало на квартирах в городе, от чего, по словам очевидцев того времени, он получил некий церковный оттенок по составу населения. Обе церкви женского монастыря были закрыты в том же 1924 г. и впоследствии полностью разрушены. В одной из них, поражавшей своей великолепием, находился уникальный иконостас мозаичной работы, но, конечно, строителей «светлого будущего» это мало интересовало…

 

Изобличение обмана

Вышел очередной номер рукописного журнала «Воспоминания пенсионеров», посвященный антирелигиозной теме.

Бывший директор Знаменской школы-коммуны А.И.Кандаков пишет в нем о существовании Знаменского женского монастыря и проделках его игуменииФеофании.

В 1921 г. приютские дети голодали, сидели без света, а в дымоходах монастыря было спрятано большое количество хлеба, в подполье прачечной – огромные запасы керосина.

Монашки ненавидели советскую власть. В своих кельях они скрывали контрреволюционеров, помогали кулакам и спекулянтам. Следы их преступной деятельности обнаруживаются и сейчас. В марте этого года при ремонте здания, где раньше размещались «святые» девы, между потолочным перекрытием  был найден обрез  и 22 обоймы с боевыми патронами.

Пенсионерка Е.Н. Дрягина рассказывает, как в этом же монастыре монашки бойко торговали «святой» водицей. Большая монастырская церковь размещалась на низком месте. В целях предохранения фундамента от разрушения, в подвале был сооружен колодец  для поглощения влаги. И вот монашки объявили этот колодец «святым» ключом. Затхлая вода выдавалась за святую.

… Персональная пенсионерка А.Е.Шарова разоблачает проделки отца Евлампия, который в целях собственной наживы придумывал различные чудеса, например, явление икон и др.

 В журнале рассказывается, как монах Матвей «лечил» людей от алкоголя, как он подбивал верующих против советской власти и т.д.

Журнал  хранится в местном  краеведческом музее.

 

Е.Петров

№ 22 1962 г. яранская газета Знамя коммунизма

 

Село Знаменское – культурный очаг района

Местечко Знаменка (бывший женский монастырь), где прежде тихо текла жизнь монашек, сейчас представляет из себя кипучий улей молодежи, будущих агрономов-льноводов.

Благодаря двухгодичному существованию техникума население забыло о всяческих монашеских бреднях. Все окрестные деревни переходят на многополье. Или же проводят опыты, как например, посев льна и овса с минеральными удобрениями в д.Кляпино, опыт с ранним паром в д.Щеглы, опыт с коренным улучшением луга в д.Вещево, опыты посева сортированным и неотсортированным зерном в нескольких окрестных деревнях. Были произведены опыты по выработке льна  на глазах крестьян.

Организовано 6 сельскохозяйственных кружков, куда каждое воскресенье для проведения работы ходят учащиеся старших групп.

Окрестные крестьяне часто приходят в Знаменку, не за какой-нибудь гнилушкой или песочком с гроба господня, как было прежде, а идут за советом к спецу-агроному, как лучше  и дешевле провести то или иное мероприятие в своем хозяйстве.

И не 1 крестьянин не ушел неудовлетворенным- – ему толково разъяснял агроном все интересующие его вопросы . 

Яранская газета за 1928 год № 22


Назад к списку