ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

30 мая 2015 г.

В Кирове установили памятник святому Трифону Вятскому. Многие горожане, как видно из сообщений в новостных лентах, откровенно недоумевают, что сделал Трифон для Вятки и зачем ему памятник ? Памятник поставили, но работы по объяснению значению памятника проведено не было. Для сравнения, когда в Йошкар-Оле устанавливали памятник поэту-белогвардейцы (в "красном" Кирове это даже представить трудно) Александру Котомкину, Правительством республики была издана книга о его жизни, не говоря уж о простых публикациях...

 

Экономические крестьяне



Данная фраза звучит довольно странно для современного обывателя, но в вятских метрических книгах 18-середины 19 веков она встречается довольно часто. Например, в метрике прихода с.Рождественского за 29 октября 1841 г. есть запись о браке ясашного крестьянине д.Табеково Никиты Ивановича Рудакова "девицей Федорою Егоровою дочерью Цепочкинского прихода д. Сморкаловой экномического крестьянина Прохора Егорова Емщикова".
Как видим, ясашный крестьянин женился на дочери экономического крестьянина. Обе категории крестьян крепостными не считались и были лично свободными. Итак, кто же были "Экономические крестьяне". издание "Отечественная история: Словарь исторических терминов: Методическое пособие/СПГГИ. Сост.:В. Г. Афанасьев и др. Спб,2008" сообщает: "в России во второй половине XVIII века категория государственных крестьян, образовавшаяся после проведения Екатериной II в 1764 году секуляризационной реформы из бывших монастырских и церковных крестьян. Эти крестьяне первоначально были переданы в заведование коллегии экономии (поэтому и назывались экономическими), а в 1776 году, после упразднения этой коллегии — в заведование казенных палат. Обладали личной свободой. Несли государственные повинности. Платили денежные оброки вместо барщины и натурального оброка. Общая численность экономических крестьян достигала 2 миллионов, однако уже к концу XVIII века они слились с государственными крестьянами."
И здесь все становится понятно. Как раз в Цепочкино в 18 столетии находился большой монастырь, упраздненный в 1762 г. Монастырь был ликвидирован, крестьяне же остались и были переведены в разряд "экономических. Возможно, от этого же и происходит название села в Нолинском уезде - Экономическая Лудяна, где крестьяне принадлежали Вятскому Трифонову монастырю. Соседнее село тоже была Лудяна, но уже Ясашная. Наконец, как видим, последняя фраза в издании не совсем точна - на Вятке еще в середине 19 века существовала категория экономических крестьян.

 

Архивная фамилия ))

В студеный день 4 ноября 1845 г. в храме с.Рождественского Уржумского уезда состоялось венчание ясашного крестьянина д.Табеково Евдокима Михайловича Рудакова 18 лет с крестьянской девицей из с.Рождественское Агриппиной Максимовной Филимоновой. Как часто бывало в те годы, невеста была старше жениха - ей было 20 лет. Возможно, так случалось, что до этого возраста родители подыскивали дочери "удачную партию" и, если таковой не было, приходилось выдавать за более-менее подходящего жениха. Девке 20 лет, дальше уж некуда, кто ее "вековуху" потом замуж возьмет! По всей видимости, свадьба была богатая и многолюдная. Это видно по тому, что только поручителей было 6 человек. Одним из поручителей по невесте был крестьянин из д.Дубровы с интересной фамилией - Евстафий Лазаревич ГАСПИКОВ.

Справка: КОГКУ «ГАСПИ КО»- Кировское областное государственное казенное учреждение «Государственный архив социально-политической истории Кировской области"создано как Областной партийный архив постановлением бюро Кировского обкома ВКП(б) от 8 октября 1938 г. С 1945 г. назывался – Партийный архив Кировского обкома ВКП(б) (http://gaspiko.ru/html/history)

 

Билетные солдаты.



Еще одно странное словосочетание, которое часто встречается в старых метрических книгах 19 века. Например, в метрической книге Пачинского прихода за 25 сентября 1886 г. есть запись о рождении дочери Иустинии у "билетного солдата" из д.Туманур Поликарпа Васильевича Балахничева.
Словосочетание "билетный солдат" до сих пор не иммет точного объяснения. Их по меньшей мере 4:
1) Если жребий идти в солдаты выпадал на зажиточного крестьянина, он мог нанять вместо себя другого человека, заплатив его семье некую сумму. В этом случае он получал билет, что долг выполнил и от жребия свободен.
2) После отмены рекрутчины уже набранных в рекруты содат стали отпускать раньше срока и выдавали им билет - свидетельство о законченной службе.
3)В конце XIX века в частях проводилась жеребьевка, победители которой отпускались из армии еще до завершения срока службы. 
Наконец, Даль объясняет это так: 
4)Билетный, относящийся к билету; - солдат,
временно отпускной, не бессрочный.
Бессрочный м. или бессрочно
отпускной, состоящий в отпуску от военной службы, но без срока, а впредь
до призыва; срочных называют билетными.
Какое из этих объяснений точное, теперь уже сложно установить, но, скорее всего, к истине более был близок В.Даль. Действительно, если в метриках за 1886-1887 г.Балахничев назван "билетным солдатом", то за 1888 г. значится уже как "отставной солдат".... Собственно говоря, и привычное нам слово "билет" первоначально имело совсем другой смысл...

 

Братские корпуса, оставшиеся от Яранского Анно-Пророчицкого монастыря. Кроме того, сохранились еще некоторые мелкие постройки, например, монастырская баня.


Назад к списку