ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

5 июня 2015 г.

Достойная жизнь



Жизнь большинства сирот духовного сословия после потери кормильца не была легкой. Материально рассчитывать им приходилось теперь только на поддержку своих детей, родственников или пенсию от государства. Несравненно легче просчастливилось дожить свой век священнической вдове из с.Кстинино Феодосии Родионовне Васнецовой, жене священника Петра Васнецова, овдовевшей в 1806 г.
В архивных документах за 1826 г. о ней есть такая запись:"... Получает пропитание от сына своего диакона Алексея Васнецова, временем содержится сама собою по желанию ее. У нее дочь Параскева – 25 лет. Проживает временем в доме сына своего диакона Алексея Васнецова, временем на квартирах по ее желанию".
Звучит, конечно, несколько забавно - "содержится сама собою", но как именно не объяснялось. Да и жилье матушка имела не одна - жила то у сына, то на на неких квартирах.
Запись за 1830 г. может немного дополнить эти загадочные фразы: "Живет на квартирах по произволению своему на пропитании попечительства и получает 30 р. в год". Здесь становится понятным, что содержало матушку местное церковно-приходское попечительство. Оно же предоставляло ей и жилье. Случай в истории Вятской епархии редкий. При просмотре огромного числа "послужных списков" духовенства такое встретил впервые, что бы попечительство брало на себя содержание вдов. Обычно его материальные затраты были и без того велики - ремонт и подновление храма, ремонт домов духовенства, церковная школа. Значит, матушка была достойна такой заботы...

 

Мать родившего... 

В свое время, когда имел счастье учиться в духовном заведении, один преподаватель сказал интересную фразу. Я ее запомнил. Он сказал, что "рожают" ребенка двое - мать носит, а отец кормит носящую. Физически отец конечно не участвует в рождении, но считается тоже "родившим". Так считалось и в старину. 22 сентября 1892 г. у "запасного рядового" из д.Поповка Уржумского уезда Ивана Ефимовича Пустолякова и его жены Анны Зиновьевны родилась дочь Ефросиния. Крестной ее 24 сентября стала мать отца - Васса Петровна Пустолякова, причем записана она была так: "мать родившего крестьянина Васса Петрова Пустолякова..." Жена "родившего крестьянина" и не при делах ))

 

Никандр и Никанор - одно имя ?

Оба имени греческого происхождения и являются в принципе одним именем. Это как имена Петр и Петрован, Василий и Василиск и другие аналогичные имена. Оба имени имеют общее значение - «видящий победу» и "побеждающий людей". Откровенно говоря не знал, что это одно имя и был смущен, когда увидел в метрических записях одного и того же человека под "разными" именами. Например, в метрической книге от 18 мая 1843 г. значится, что у крестьянина д.Поповка Уржумского уезда Никандра Петровича Пустолякова родился сын Алексей. 11 декабря 1844 г. у того же Никандра родился сын Спиридон, а 18 февраля 1848 г. он уже значится как Никанор при рождении дочери Евдокии. В последующих записях он уже значится как Никанор и дети обозначены с отчеством Никанорович. Впрочем, имя было одно и переписчик церковных метрик не увидел в нем большой разницы - Никандр или Никанор...



На фото: один из покровителей Никандров-Никаноров - св.Никандр Городноозерский. Как наш Матвей Яранский оставил земное богатство и ушел искать Царства Божьего...

 

И такое бывало: "блудно прижитая..."

Из метрической книги прихода с.Толмань Уржумского уезда за 1863 г.: 13/17 декабря Ульяния блудно прижита, (мать) крестьянская девка починка по Черной Речке Синтикия дочь Гавриила Симеонова Мосунова
Крестными у девочки стало 2 родственника из рода Мосуновых из той же деревни

 

 


Назад к списку