ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

28 июня

 

Уржум в 1936 году

…Свыше 12 тысяч крестьянских хозяйств района сейчас коллективно строят свою жизнь. 363 колхоза района составляют 68 процентов коллективизации. Старые уржумские деревни не знали машин, а теперь только одних сортировок в колхозах работает 1,5 т. штук и 49 тракторов обрабатывают колхозные земли. Собрать с гектара 126 п. ржи или 120 п. пшеницы – это казалось бы сказкой в старой уржумской деревне, но теперь это самая обычная реальность для колхоза «Трудовик», давшего нынче такие урожаи.
…Новый Уржум – это район учебы и культуры. Только начальных школ в районе 89, ими охвачены все 100 % детей школьного возраста. 11 неполных средних школ, 3 техникума, музыкальная школа – вот где растет и воспитывается новое поколение трудящихся Уржума. Лучшая школа получила нынче всесоюзную премию – это уржумская ленинская школа.
В районе 11 изб-читален, 100 красных уголков и 260 колхозных библиотек. Да, это не тот неграмотный невежественный уржумский крестьянин, нет это колхозник, регулярно получающий «Правду», читающий книги и ежедневно узнающий по радио о всех событиях в мире.
Только 3 врача было в конце прошлого столетия, а сегодня в районе 2 прекрасных больницы, рентгеновский кабинет, водо- и грязелечебница и еще 13 лечебных учреждений, кино, клуб, театр, пролетарский клуб, радиоузел, своя ежедневная газета.
Да, это уже не тот заброшенный, забытый Уржум, в который по бесконечным трактам ссылались лучшие люди того времени…

Уржум сегодня// Кировская правда - 1936 г. № 80

Статья написана с типичным сравнением старого и нового, а старое можно и в черный цвет выкрасить как обычно. Интересно, что до 1917 г. никому и в голову не приходило сравнивать, например, Вятку времен Екатерины Второй и Александра Третьего. Думается, что перемены в жизни людей тоже были разительны.
В то же время, если сравнить Уржумский район 1936 и 2015 года, сравнение получится явно не в пользу "светлого будущего". По крайней мере, из 89 школ и 260 библиотек в районе и половины не будет. Нет уже и ни кинотеатра, ни театра, ни радиоузла и только чудом дожившая до сего дня районная газета еще как то дышит на ладан..

 

Нолинский Миргород

…В 1905 г. вятский губернатор поручил Маландину (городскому главе) выступить в городской Думе против революционеров, развенчать их дела. Круглый невежда, Маландин сделал это как смог. Заикаясь и потея, он произнес с трибуны: - Господа! Знаете ли вы, кто такие революционеры? Это смутьяны, это рне разрешенные правительством люди. Вот кто они!
… Нолинский крестьянин Иван Чирков из д.Копаневской был послан Николаем Первым в 1848 г. усмирять венгерскую революцию. В 1850 г. Иван Чирков демобилизовался и прошел пешком от Галиции до Казани. И только через 3 года николаевский солдат возвратился домой, после того как был отпущен домой с «государевой службы».
… Это был городок с 2 слободками и улочками. В центре стояли каменные особнякии магазины соляных воротил Строгановых и других барышников. Это было гнездо хищных прасолов и торгашей, город попов, дворян и заводчиков. Поодаль лепились хижины с соломенными кровлями, в которых жил бедный городской люд.
… Годы шли, а Нолинск не менялся, оставаясь прежним гоголевским Миргородом - с грязными улицами, с кабаками, звоном колоколов. «Помойная яма» - так называли в насмешку город, окруженный кольцом возвышенностей.

П. Салтыков Районный город Нолинск // Кировская правда -1937 г. 10 марта
На фото: Картина Путинцева В.С. "Старый Нолинск"

 

Как учились в старину

… И сейчас сохранилась в деревне прежняя тесная изба. Здесь когда-то была школа. Около 30 ребят из нескольких деревень сидели за длинным изогнутым верстаком и учили «Аз, буки, веди, глагол». Учитель сам кончил только приходское училище и за особую плату «выводил мужицких детей в люди». Помощником учителя была его совершенно неграмотная жена. К ней приходили ученики, показывали свои тетради, а она, не зная ни 1 буквы, одобрительно говорила:
- Все правильно, пиши дальше.

О деревне Погост Шестаковского района //Кировская правда - 1939 г. № 279

 

Арест как следствие доноса

Захожу на почту отправить телеграмму. В комнате канцелярии горячо обсуждался текущий момент, вероятно, в связи с отходом красных войск от Брест-Литовска.
Грузный, рыжеватый служащий ораторствует с ноткой ехидства:
- Отойдет скоро власть большевиков, не все нам быть в кабале у них! Скоро передушим их всех!
- Пойдем по квартирам часа в 2 ночи… Устроить «варфоломеевскую ночь» , и передушить всех! Мы знаем, где они живут. И на воротах поставим по белому кресту!
В стенах советского учреждения, во время занятий, советский работник говорит это?..

От редакции: по полученным сведениям, работник народной связи Иван Курзенев по предъявленному обвинению в агитации против советской власти и спекуляции арестован. Производится следствие.

Гады поднимают голову // Красный пахарь - 1920 г.26

Как видим, органы ОГПУ отреагировали на статью доносчика очень быстро. Курзенев был арестован. упоминается он и в "Книге памяти жертв политических репрессий". Впоследствии такая практика газетных доносов становится распространенной. Если мы возьмем в руки любую районную газету 1930х годов, увидим, что она сплошь состоит из подобных публикаций. Кого-то пытались пропесочивать (даже учеников за неуспеваемость не гнушались называть по именам), на других печатались откровенные доносы. Органы на это сразу реагировали. Кстати, и в милицейской хронике нарушители назывались по фамилиям. Такая картина наблюдалась в прессе и после крушения Союза. И только не так давно публиковать фамилии правонарушителей в газетах не стали, поскольку правонарушитель ныне может за это и сам обратиться куда-надо. Демократия...

 

Когда была учреждена Вятская епархия

… Устроителем Вятской епархии был сам патриарх Никон. Ее основание поддержал и царь Алексей Михайлович. Но, впоследствии, когда произошла ссора Государя с Патриархом, первый вятский епископ Александр пытался свернуть свою деятельность и уехать из Хлынова. В принципе это и произошло. Очевидно, он предполагал, что Вятская епархия будет закрыта, но надежды не оправдались… В 1667 г. при Патриархе Иосафе подтвердили ее образование, и Александр вынужден был вернуться к своей кафедре. Поэтому 1667 год можно считать «вторым рождением» Вятской епархии. Перед новой епархией бесспорно были поставлены 2 основные задачи. Во-первых, распространять христианство среди язычников, каковые являются в нашем крае черемисы, вотяки, пермяки, вогулы. Во-вторых, проводить в жизнь основные идеи задуманной в то время церковной реформы. Естественно, что эти задачи, являясь одновременно и причинами, побудившими Никона открыть Вятскую епархию, не сводились только к вышеперечисленному. Проблем было множество. А бывший коломенский епископ Александр, отправленный в Хлынов Московским собором, должно быть решал их. Он приехал на Вятку в апреле 1658 г. и поэтому до сих пор считается, что именно 1658 г. является основанием Вятской епархии.

М.Судовиков // Вятский епархиальный вестник - 1990 г. № 9

 

 


Назад к списку