ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Июль 2015 г.

1 июля

Клировые ведомости - церковная документация о храмах, духовенстве, часовне, приходе и пр. - велись до 1917 г. В архивах ГАКО и ЦГА УР после 1915 г. их уже нет. Однако в отдельных приходах велись они, причем по образцу старых, и в 1920е гг. В архиве ГАКО их можно найти в различных документах советского времени (например, о благочиниях уездов) примерно до 1928 года. Там то же самое - ведомости о храмах и духовенстве, а иногда и часовнях и приходах. Документы эти интересны тем, что это уже сведения за советский период 1920-1930х гг., за который церковной документации практически не велось, а если и велась, то была потом уничтожена вместе с самими духовными учреждениями. Но, конечно, наблюдается и определенное отличие с предыдущим "золотым веком" - нет уже сведений о церковной земле, домах, школах, метрических книгах. Все это было отобрано новой властью. Правда, за начало 1920-х гг. в некоторых отдаленных приходах причты еще сохранили и земли и дома, но это было скорее исключением из правил. Появляются и сведения нового характера - например о числе треб за год (крестины, смерти и браки), т.к. записи актового состоянтиояния уже не велись, но требы все равно совершались и по-прежнему скурпулезно записывались, а также сведения о голоде 1921 года, что отразилось и на содержании причта.
Вот, например, такая ведомость за 1922 г. о церкви с.Роженцово Яранского уезда:
Церковь построена в 1893 г. тщанием прихожан
Зданием каменная с таковой же колокольней в 1 связи, крепка, покрыта железом
Престолов в ней 3 в ряд: средний в честь Казанской Божией Матери, правый в честь св. апостолов Петра и Павла и левый в честь трех святителей
Утварью достаточна
По штату положено: 2 священника, диакон, 2 псаломщика и просфирница.
Жалования никто ниоткуда не получает
Кружечных доходов за 1922 г. получено на 701706 р.
Другие источники содержания членов причта: продуктов собираемых для удовлетворения нужд причта самое малое количество
Земли при церкви состоит усадебной вместе с погостом церковным 5 дес.
Дома для священноцерковнослужителей на церковной усадебной земле– 6 деревянных, построены тщанием прихожан в разное время, находятся в ведении уездного отдела народного образования
Состояние домов неудовлетворительное
Ближайшие церкви: с. Рудинского в 12, Нежнур 5, Шаранги 18, Больше-Рудинского в 18 в.
Опись церковного имущества произведена в 1919 г. представителем советской власти - народным судьей при сдаче церкви общине, а копия с акта описи передачи находится у церковного старосты
Копии с метрических книг сданы в исполком в 1918 г.
Исповедные росписи находятся в целости с 1872 по 1917 гг. включительно.
Книги до церковного круга подлежащие есть все
В церковной библиотеке находится книг для чтения предназначенных 175 т.
Имеющиеся в приходе школы 1 ступени: в с.Роженцово учащихся 92 человека, в поч. Самойловском, Торопове и Куклине
Преосвященный в последний раз посетил приход 4 июня 1922 г.
В приходе родилось за весь год м.п. 112 человек, ж.п. 107; умерло 136 человек. Браков было 37.
Сведения о голоде: урожай в приходе самый скудный. Прихожане вынуждены питаться картофелем, лебедой, желудями, куколем и льяными жмыхами.

ГАКО ф.П-1124 оп.1 д.6 лл. 7-8

 

Из ведомости о часовне прихода с.Русская Лиса Яранского уезда. 1922 г.

Часовня при д. Русская Лиса в честь Преображения Господня.
Построена в 1915 г. по словесному благословению Преосв. Никандра епископа Вятского и Слободского вместо сгоревшей в 1913 г. другой часовни.
10* 9 ½ ар
Прочна
Никаких украшений в часовне нет
Накануне праздника Преображения Господня в часовне служится всенощное бдение и молебен с водоосвящением. В самый праздник жители д.Р. Лисы принимают в свои дома святые иконы. Кроме жителей д.Русской Лисы посторонних никого не бывает.

ГАКО ф.П-1124 оп.1 д.6 лл. 11 об-12

Название села довольно интересно. Поблизости было еще село Черемисская Лиса. Видимо, лисиц было здесь много когда-то...

 

Монахини Холманских из Преображенской обители

Первой игуменией Куженерского монастыря Уржумского уезда, образованного в 1901 г., стала мантийная монахиня из Преображенского монастыря г.Вятки Людмила Холманских. С собой она привезла и своих родственниц, живших в той же обители. В книге "Уржум: два берега жизни" о них пишется так: " С самого возникновения Куженерской Николаевской общины и до начала смутного времени управляла ею игумения Людмила (Холманских), имевшая такую высокую награду, как наперсный крест. До назначения в Куженерский монастырь она была монахиней Преображенского женского монастыря г. Вятки. Здесь же молились Богу ее сестры и тетки, происходившие из крестьян. Если обратиться к документам Преображенского монастыря за 1887 год, можно найти упоминания о монахине Павле Холманских 45 лет (в миру Елена), рясофорных послушницах «девицах» Холманских Марии 46 лет, Евдокии 42 лет, Ольге 73 лет. Мария и Евдокия несли клиросное послушание, а сестры Павла и Ольга – по выбору. О Людмиле здесь почему-то нет никаких упоминаний, хотя известно, что в монастыре она жила с детских лет, была очень благочестива, проникнута духом строгой монастырской жизни, хорошо знала монастырский устав. В Вятском Преображенском монастыре она управляла хором, была к 1897 году мантийной монахиней".
Обратившись к документам монастыря за 1896 г., тоже нет сведений о монахине Людмиле. Может она имела другое имя? Зато упоминаются ее родственницы. Судя по всему, Холманских жили в монастыре с детства, т.к. там были воспитаны и получили образование. Возможно, они были сиротами и попали в монастырь еще в детстве...
За 1896 г. по Преображенскому монастырю упоминаются следующие сестры Холманских.

Павла 54 лет неграмотная
Крестьянская девица. От крещения Елена. Пострижена в сей монастырь 21 февраля 1885 г.
Сборщица

Евдокия 49 лет
Монастырского воспитания
Крестьянская девица, облечена в рясофор 1 марта 1871 г.
Поет на клиросе

Наталья 34 лет
Крестьянская девица, облечена в рясофор 11 декабря 1880 г.
Поет на клиросе

Мария 36 лет
Крестьянская девица, облечена в рясофор 1885 г. 6 ноября
поет на клиросе

Мария 50 лет
Обучалась в монастыре
Крестьянская девица, облечена в рясофор 16 марта 1868 г.
Занимается рукоделием

ГАКО ф.1257 оп.1 д.49

На фото: игумения Людмила (Холманских, слева) с послушницей Куженерского монастыря. Ее духовный путь начинался в Преображенском монастыре г.Вятки. Подробно о ее жизни здесь: http://ortho-hist-12.ru/index.php?page=lyudmila-holma..

Фото краеведческого музея п.Куженер.

 

2 июля

Книга о Троицком Соборе г. Уржум. Автор Евгений Рупасов

 

Из протоколов пастырских собраний 1923 года: "..принимая во внимание, что ... насельники монастыря находятся в лучших материальных условиях, чем многосемейное духовенство..."

Протокол пастырского собрания 1 округа Вятского уезда 13 февраля н. ст. 1923 г.
1) Отношение духовенства к предстоящему Собору Русской Церкви.
Из суждений выяснилось желание духовенства слышать осведомленный голос по данному вопросу кого-либо из городского духовенства постановили: пригласить на собрание о. протоиерея А.Попова и священника Якова Мултановского.
По заслушании первого в отношении дел епархиального управленияи второго в отношении дел всероссийской Церкви – постановили: пойти на встречу созыву, как Всероссийского Собора, так и епархиального съезда со свободным представительством от епископата, белого духовенства и мирян
2) Материальное положение духовенства
Принимая во внимание громадные налоговые тяготы на духовенство – постановили: обязать общины принять на себя уплату промыслового налога, т.е. приобретение патентов на всех членов причта
3) Образование детей:
…Е) принимая во внимание, что Филейский монастырь ныне содержится исключительно сборами и платой за требы населения приходов нашего благочиния и что насельники монастыря находятся в лучших материальных условиях, чем многосемейное духовенство, несущее тяготы обложения за обучение своих детей – постановили: во имя заветов И.Христа, любви и милосердия и христианской взаимопомощи просить Его Преосвященство, Преосвященного Сергия епископа Яранского – содействовать в деле привлечения Филейского монастыря к пожертвованию в благочинническую кассу взаимопомощи

ГАКО ф.р-1124 оп.1 д.5 лл. 6 -6 об.

Фотография Сергея Александровича Лобовикова запечатлела вид на с.Филейку

 

ВЕЛИКОРЕЦКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД


Дорогие участники Великорецкого крестного хода, благодарим вас за то, что вы поделились с нами вашими впечатлениями, мыслями, историями, красивыми фотографиями. Спасибо за ваш отклик и участие.
Статья о Великорецком крестном ходе вышла в июльском номере Уржумского епархиального вестника. Полностью номер газеты можно скачать по ссылке:
http://www.eparhiya-urzhum.ru/2015

 

Две переписи

- Я помню перепись населения 1897 г. – говорит колхозница Тимкина Александлра Михайловна из д. Ерахины Степановского сельсовета – переписывать нас пришел тогда поп-дармоед. Мы все от него попрятались.
А сейчас перепись проводят люди, которые вместе с нами работают и которых мы хорошо знаем, как своих активистов. Они разъяснили, для чего проводится перепись, рассказали о всех вопросах, которые будут заданы счетчиком… (далее пошло 2 абзаца восхваления партии и советской власти).

Макушин
Халтуринская правда № 15 1939 г.

На фото: Перепись населения по Елабужскому уезду Вятской губернии (архив ЦГА УР).

 

На творчество вятского поэта Григория Санникова оказало влияние его клиросное служение в юности...

Под портретом
Государевым,
Возле сваленных икон
Отсияло твое зарево,
Схоронился медный звон.
Нынче всюду
Электричество.
Край наш Вятский.
Знаменит.
Но тот пламень твой
Лирический
До сих пор во мне звенит.
«Прощание с керосиновой лампой» Григория Александровирча Санникова (1899-1969) часто цитируют как гербовое стихотворение поэта. Однако «насвистанные» словословия технике погасли, а «пламень лирический все звенит». Не зря же в уездной вятской глуши мальчик пел в церковном хоре. Может быть, этот звук и поднял поэта к вековому перевалу….

С.Лесневский Мальчик из церковного хора // Отечество 2000 г. № 1

Григорий Александрович Санников (30.8 (11.9).1899, Яранск, ныне Кировской области, — 16.1.1969, Москва) — русский советский поэт.

 

Конец монастырского храма (1950 г.)

Заключение

В результате личного обследования здания бывшей монастырской церкви в пос.Знаменка Яранского района передать Кировской области подтверждаем изложенное в акте комиссии от 14 февраля с.г. и считаем, что в дальнейшем оставлять зданием в таком виде, в каком оно есть опасно, поэтому целесообразно удовлетворить просьбу яранского Раисполкома и передать ему указанное выше бывшее церковное монастырское здание для разборки на кирпич необходимый для строительства мастерской МТС и постройки городской бани
Уполномоченный Новиков

Распоряжение Исполнительного Комитета Кировского областного Совета депутатов трудящихся 21 июля 1950 г.

Исполком Облсовета решил:
1. Ввиду угрозы обвала здания бывшей монастырской церкви в пос.Знаменка Яранского района передать Яранскому Райисполкому для разборки на кирпич и использовать его на постройку мастерских Знаменской МТС и городской бани
2. Просить Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР санкционировать п.1 настоящего распоряжения.

Председатель Исполкома Облсовета Н. Светлаков

ГАКО ф.Р-2169 оп.44 д.517 л.5

 

4 июля

Путешествие в Уржум 

http://netfisher.livejournal.com/

 

Храм в с.Бахта. Фото Дмитрия Лоптева

 

Разрушающийся храм в с.Козьмодемьянское Уржумского района. Фото Алексея Демидова

 

Храмы в с.Уни и Елгань. Фото предоставлены Алексеем Чувашовым

 

Семья священника Анатолия Пинегина.



ПИНЕГИН Анатолий
Васильевич: священник. Ро-
дился в духовной семье в 1892
году. Окончил ВДС в июле
1914 г. Служил: с.Карсовай
(псаломщик с 1914 г.), Ути
(псаломщик с того же года),
по прошению перемещен в
с.Елгань 15 сент. 1915
г.(священник). До революции
занимался внедрением траво-
сеяния в сельское хозяйство,
держал пасеку. С 1918 года в
служил в с.Уни. С 1921 года
служил в райисполкоме, а за-
тем снова в церкви села Уни
до 29 янв.1930 года. С 13
апр.1930 года приходским со-
ветом принят на псаломщиче-
скую должность. В 1923 году
оштрафован за хранение ку-
мышки. В 1933 году священ-
ник Унинской церкви. С 28
янв. помощник благочинного
Унинского благочиния. В 1934
году уехал с семьей в г.Ижевск.

"Духовенство Глазовского уезда Вятской губернии. 20 век")..

Фото предоставлено Алексеем Чувашовым

 

Житель с.Козьмодемьянского Уржумского уезда Сергей Аристархович Морозов с семьей. Его сын Морозов Иван Сергеевич,1909 года рождения, пропал без вести в битве под Москвой в 1941 году.
Фото предоставлено Алексеем Демидовым.

 

Виноградовы из Казанской губернии. 



Виноградов Алексей Михайлович, 1869 г.р., русский, уроженец с. Рус. Сорма Аликовского р-на, Чувашия. Священник, проживал в с. Александровская Слобода Заинского (Акташского) р-на, арестован 5 ноября 1930 г. (06.03.1931 г. по сведениям МВД РТ), осужден судебной Тройкой ГПУ ТАССР 27 июля 1931 г. по ст. 58-11 УК РСФСР к заключению в концлагерь сроком на 5 лет. Дальнейшая его судьба и место его наказания нам неизвестны. По сведениям МВД РТ реабилитирован 28 июня 1989 г. на основании Указа ПВС СССР от 16.01.1989 г.
В том же источнике указан его родной сын:
Виноградов Борис Алексеевич, 1899 г.р., русский, уроженец с. Ерсубайкино Альметьевского (Акташского) р-на ТАССР. Директор школы, проживал в д. Каинки Верхнеуслонского р-на ТАССР, арестован 4 декабря 1937 г., осужден Тройкой УГБ НКВД ТАССР по ст. 58-10 за антисоветскую агитацию 21 декабря 1937 г. к высшей мере наказания.
Место его захоронения нам не известно. По сведениям МВД РТ реабилитирован 31 июля 1989 г. на основании Указа ПВС СССР от 16.01.1989 г.

Возможно, приходились родственниками и вятским священникам Виноградовым...

Фото предоставлено потомками о.Алексия.

 

О часовнях прихода с.Макарье

Спасо-Александровская на приходском кладбище
Построена около 1884 г.
Восьмиугольная 4 саж. и 8 саж. высотой, каменная, крыта железом
Прочна
Иконостас резной, золочен на полименте для 3 икон : Нерукотворного образа, Божией Матери и Александра Невского
16 августа совершается в часовне молебен, а на площади пред часовней панихида

Чарушинская на Каринской дороге в Талицком имении Александровых
Неизвестно когда построена
Деревянная на каменном фундаменте
Прочна
Украшений нет, иконы древней иконописи
В субботу 6 недели по пасхе совершается поминовение убиенных в междоусобной брани поселенцев из Новгородской страны

Часовня на Талицком кладбище, в Талицком имении Александровых
Приблизительно построена в 1706 г.
Квадратная на 4 саж., деревянная
Часовня прочна, на фундаменте, крыша ветха. Указом ВДК разрешен Талицкой конторе ремонт ее, к которому и по настоящее время не приступлено.
Украшений нет, иконы довольно хорошей живописи
В пяток по Пасхе совершается молебствие пред иконой Божией Матери «Живоносный источник» и 20 октября праведному Артемию Веркольскому

ГАКО ф.237 оп.70 д.385 т.2 лл. 175 об.-176

Сведения об остальных часовнях Вятского уезда здесь: http://urzhum-uezd.ortox.ru/chasovni_vjatskojj_eparkh..

 

Ах, какой сюжет для исторического авантюрно-приключенческого романа!

 

6 июля

Великорецкое в годы обновленческого раскола



В 1925 г., когда появился «Союз воинствующих безбожников», РПЦ еще не оправилась от красного террора, учиненного над ней под лозунгом изъятия церковных ценностей.
Все большую силу пытается набрать поддерживаемое большевиками обновленчество. Вот и получилось, что на Вятской земле (как впрочем, и во многих других местах) стали одновременно существовать 2 епархии: верная патриарху Тихону и обновленческая. Соответственно, было и 2 епископа. В рядах священства и верующих произошел раскол. Доходило и до такого: в с.Истобенском в Николаевской церкви поддерживают обновленчество, а в Троицкой поминают патриарха Тихона (поразительно, но именно принадлежавший некогда обновленческий храм стоит ныне в развалинах, тогда как в Троицком службы никогда не прекращались!).
…Хранящиеся в ЦДНИ отчеты рассказывают также о том, что страшный раскол не обошел стороной и крестный ход на реку Великую. Духовенство Кафедрального собора в г.Вятке, где находились почитаемые иконы, приняло сторону обновленцев, священники же села Великорецкого оставались верными сторонниками Патриарха. Они решительно закрыли двери своих церквей перед пришедшим к ним крестным ходом обновленцами, а те в свою очередь отказались дать им икону и ушли служить на берег реки.
Тогда группа жителей села, как докладывает уполномоченный ГПУ, «пошла к месту явления иконы… и насильственным путем… захватила у них иконы». Помолившись перед ними в храме, верующие были вынуждены возвратить святыни, поскольку проведение крестного хода власти разрешили именно обновленцам. Напряженная обстановка усугублялась тем, что обновленцы служили на современном русском, а не на церковнославянском языке.
Страсти раскалились до предела. Кончилось же все тем, что раскольников чуть не побили, а одного из священников даже потащили топить, но он вырвался и убежал.
Конечно все это производило на верующих весьма тягостное впечатление. Роптали некоторые: раз среди духовенства мира не стало, значит близок конец света.
Провести молебен так и не удалось. И уполномоченный с удовлетворением отмечает: «Раздавались возгласы, что ходить… на богомолье больше не будем».
Справедливости ради надо сказать, что сложившаяся ситуация очень угнетала великоредчан. Местный приходской совет писал властям, что обновленцы «устраивают беспорядки и даже скандалы на позор и нарекание самих верующих». Жители села даже хотели получить из Кафедрального собора «яблоко раздора» - образ Николая Чудотворца, мотивируя это тем, что святыня должна вернуться к месту своего обретения и, кроме того, несколько лукаво указывали, что дескать, и крестный ход не надо будет устраивать, а это «устраняет лишние хлопоты в администрации».

А.Маркелов В середине 20-х годов// Вятский епархиальный вестник 1996 № 5
 
 
 
Зыковский «царек»


В с.Зыкове 14 лет царит поп-царек, надоевший уже до зела группе верующих. Не последняя тайна и боязлива не смеет против попа-царька и вымолвить грозного слова и молчит, ожидая светлого будущего… К тому же еще этот поп-царек обставлен детьми князьками, через которых он действует «изподтишка». Поп-царек 14 лет занимает квартиру и при ней 2 ободворицы, где садил овощи и сеял хлеб и косил на ней траву, которой прокармливает лошадь и корову с подростком. Тут же им был посеян и клевер, которым он пользуется уже 3 года. Нынче, когда понадобилась квартира для детского приюта, самодержавный поп со злобой на душе оставляя свою, надеялся все-таки через своих комиссаров-сыновей выхлопотать часть землицы ободворицы для огрода и посева своего, на что и получил полное удовлетворение. Теперь, когда уже видит поп-царек что на деле всюду и везде у него выгода – выкосить ли мне клевер! Конечно, выкосят батя…

Деревенский коммунист 1919 г. № 166

На фото: храм в с.Зыково. Фото с сайта sobory.ru
 
 
Хлеб армии: до и после 1917 года...


Рождественская волость
Граждане селений Филатова, Чистополья и Борка, узнав от своих представителей, что армия доедает последние запасы хлеба, постановили всеми силами поддерживать верную революционную армию и спасти ее от грозящего голода, открыв подписи ДОБРОВОЛЬНЫХ пожертвований хлеба, что и было немедленно приведено в исполнение.
Результаты следующие: в д.Филатово собрано муки 23 п., овса 29 п.; в Чистополье – муки – 18 п.20 ф., овса 28 п.; в Борке – сбор не выяснен. Жертвователи полагают собранный хлеб направить непосредственно в армию с представителем от волости.
С призывом о пожертвованиях жители вышеназванных деревень обратились ко всем деревням волости.

Известия Уржумского исполнительного комитета 1917 г. 30 ноября 1917 г.

Отряд для Нолинского уезда

До сих пор в Нолинском уезде не производилось в широких размерах изъятие хлебных излишков, ныне, согласно, требования Нолинского Упродкома о присылке вооруженного отряда для производства ИЗЪЯТИЯ излишков, Губпродкомитет предложил политическому комиссару Хомаку немедленно откамандировать в Нолинск 50 вооруженных милиционеров, находящихся в с.Турек 

Известия Вятского губернского исполнительного комитета
№ 98 1918 г.

Намеренно не стал ничего комментировать. Читатель сам поймет разницу...
 
 
1964 год. О религиозной обстановке в Яранском районе и очередной нагоняй местным властям, а Васька слушает да ест...

Бюро обкома КПСС отмечает, что партком Яранского произведственного Управления (секретарь т.Александров), первичные парторганизации крайне неудовлетворительно выполняют постановление ЦК КПСС «О мероприятиях по усилению атеистического воспитания населения». В научно-атеистической работе отсутствует система, целенаправленность и конкретность. Это создает благоприятную обстановку для активной деятельности церковников.
За 1963 г. только православными общинами района совершено 41 % крещений, 72 % венчаний и 30 % отпеваний от общего количества указанных обрядов по сельской местности области в целом. Доходы церквей за минувший год выросли на 21 т.р. Особенно велика обрядность в г.Яранске, селах Каракша, Никулята, Соболи, Беляево, Русские Краи.
В районе кроме 6 православных общин имеются незарегистрированные группы и отдельные сторонники секты «евангельских христиан – баптистов» (ЕХБ), а также приверженцы «истинно –православной Церкви» (ИПЦ), которые уклоняются от участия в выборах в органы советской власти, отказываются служить в рядах Советской армии. Сектанты ИПЦ, деятельность которых запрещена, не участвуют в общественно-производственном труде. Отправление обрядов и участие в религиозных праздниках отнимает у людей много рабочего времени. Так, только в колхозе «Россия» (секретарь парторганизации т.Носовоселов С.А.) в результате участия в религиозных праздниках в 1963 г. потеряно свыше 19 т. (?) человеко-дней.
… Райисполком, сельские советы плохо осуществляют контроль за соблюдением служителями культов советского законодательства. До сих пор в районе имеет место паломничества к т.н. «святым местам» («могила Матвея», «святой ключ»…
… Парткомы управления, парторганизации колхозов им. Мичурина, «Русские Краи», «Кокшага», «Путь к коммунизму» Яранского отделения «СХТ» и ряда других беспринципно относятся к фактам, когда отдельные коммунисты совершают религиозные обряды, имеют в квартирах иконы.
Бюро обкома КПСС постановляет:
7. …принять меры, обеспечивающие прекращение паломничества к т.н. «святым местам»

ГАСПИ КО П-6281 оп. 1 д.102 лл. 5-9
 
 
Итоги борьбы с паломничеством в Яранске. 1970 г.: "ощутимых результатов эти меры не дали..."

В районе функционируют 3 общины РПЦ: Яранская, Никулятская, Каракшинская. Имеется также несколько разрозненных семей ИПЦ и евангельских христиан баптистов. Количество верующих колеблется около 1500-1600 человек, что составляет 3,5 % к общему числу населения района.
…Особенно богатый приток верующих на могилу наблюдается в «Вознесение» и годовщину смерти Матвея – 29 мая. В эти дни число паломников доходит до 400-500, в большинстве своем приезжих из Марийской АССР, Горьковской и других областей. Перед днями массовых посещений в райкоме КПСС проводится совещание с руководителями и секретарями партийных организаций, ведется разъяснительная работа на местах. Организуются дежурства дружинников учителей, медработников, представителей от предприятий и организаций. Выявляются лица, приходящие на могилу, с ними проводится индивидуальная работа. Названные меры применяются последние 3 года. За это паломничество уменшилось, но продолжает оставаться значительным. 
В последние годы были предприняты и другие попытки прекратить приток людей: убран памятник, ограда, снесен могильный холм, могила забетонирована и через нее сделан въезд на кладбище, но ощутимых результатов эти меры не дали, лишь озлобили верующих. Для предотвращения паломничества действительной может быть лишь кардинальная мера – вскрытие могилы «святого» Матвея и разоблачение основного источника его «святости» для верующих - нетленность его мощей, широкое отражение этого мероприятия средствами массовой информации. 

15.04.1970

ГАСПИ КО ф.П-1290 оп.61 д.106 лл.30-31 (Справка о состоянии атеистической работы в Яранском районе).
 
 
Железные вериги из фондов Яранского краеведческого музея
 
 
 
Аттестат Сарапульской гимназии. Фото предоставлено Екатериной Губановой
 
 
Иван Ложкин 


ТРОИЦКИЙ СОБОР г. Яранск./самый большой и богатой церковью в дореволюционном Яранске была троицкая, построенная по проекту известного архитектора Константина Андреевича тона в русско-византийском стиле и по подобию церкви святой екатерины города Санкт Петербурга. Копии проекта были доставлены в Яранск купцом косьмой Беляевым. Архитектура церкви сложна. В основу храма положен греческий резкочитательный крест, под средокрестием которого возведён купол на восьмигранном барабане. Крест заключён в квадрат, но его ветви выступают за плоскости фасадов. С востока квадрат завершается тремя подкружьями аспид и на углах квадрата возведены 4 малые главы. Всё здание разделено на два яруса (хоры). Всё вертикальное пространство потолков завершается куполом. Купол возведён на высоком барабане. В куполе был изображён вседержитель, на парусах, по граням барабана – апостолы. Совокупность линий и форм созвала настроение торжества, полёта духа, и в то же время ощущения умиротворения и покоя. Убранство храма восхищало своей пышностью. Здесь имелось 8 алтарей, из них 3 – в подвальном помещении, 2 – на хорах. Церковь украшали 2 крылечка – с северной и южной стороны. Высота Троицкой церкви достигала 41 метра. Строительство храма началось в 1845 году и продолжалось 12 лет. В 1857 
Году Троицкая церковь была построена и торжественно освящена. Духовенство получило большие дары от Яранского купечества: унжениных, рощиных, носовых и других. Так купец I гильдии И. В. Лесников прислал в троицкую церковь святое Евангелие. Оно весило 35 фунтов (14,33 килограмма) и стоило 1700 рублей, в то время это была немалая сумма. Кроме того, купец презентовал церкви 15000 рублей ассигнациями. Рядом с Троицкой церковью расположена Ново–Троицкая колокольня, построенная в 1878 году, в стиле башен Московского Кремля. Высота колокольни достигает 66,5 метров. В дореволюционное время здесь отбивали в колокол время суток. в 2001 году 4 ноября на колокольню установили новый крест, подаренный сушенцовым Николаем Ивановичем (старый спилили и сбросили во времена воинствующего атеизма). На основании старого креста была обнаружена надпись кован 25 августа 1878 года. На сегодняшний день сделано немало: всё очищено от многолетнего хлама и мусора, восстановлена котельная и отопительная система, установлены два боковых иконостаса, начали расписывать храм: но и сделать предстоит ещё больше, чем сделали! Надо перекрыть часть крыши, сделать 700 кв. м пола (старый поломан), закончить ремонт колокольни, построить разрушенный боковой южный вход, построить ограду 150 метров – и это только часть крупных работ! А сколько предстоит ещё сделать по мелочи... Об отливе колоколов – самый большой из которых весил в своё время 102 пуда – даже речь пока не идёт. Но верующие Яраничи всё же мечтают услышать на своём веку звон колоколов Троицкого собора... На всё воля божья! После многих лет безмолвия, первая служба (Всенощное бдение) была проведена накануне престольного праздника Пресвятой Троицы 7 июня 1998 года, а с 12 июля 1998 года и по настоящее время в Троицком соборе богослужения проводятся постоянно. Троицкий собор в комплексе с Ново–Троицкой колокольней – самое крупное архитектурное сооружение г. Яранска.
 
 
Яранское духовное училище. Фото советского времени.
 
 
Надгробие монаха Никанора (Никандра?), найденное яранскими краеведами. Возможно, он был насельником Пророчицкого монастыря. Фото предоставлено Владимиром Ошаевым
 
 
Расписки прп.Матвея Яранского в приходо-расходной книге Филейского монастыря. 1892 г. (ГАКО)
Село Кекоран Глазовского уезда. В 1891 г. здесь родился человек великой судьбы - протоиерей Иннокетий Попов, при котором был вновь открыт Троицкий собор в г.Уржуме
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 


Назад к списку