ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

21-31 августа 2015 г.

21 августа

Богоявленский собор г.Малмыжа. Закрывался на короткое время и действовал все годы гонений. И немало замечательных людей служило в нем...

Кладбищенский храм града Малмыжа. Восстанавливается.

Малмыжский некрополь. То, что уцелело около кладбищенской церкви...

Александро-Невская церковь с.Шурма Уржумского уезда

Дом купца Слесарева в с.Шурма - мецената строительства Александро-Невской церкви. Видно, что дом был построен исключительно с учетом профессии хозяина: нижний этаж - лавка, второй - жилой, рядом склад. Также рядом с домом размещались конюшня и баня, также в каменном виде.

Христо-Рождественская церковь с.Шурма

Развалины земской школы в с.Шурма, в которой учительствовал Н.Васнецов. Увы, скоро и этого не станет...

Дома священников с.Шурма (в первом жил священник Михаил Романов)

Главная святыня с.Шурма - могилка прозорливой Сашеньки в ограде церкви и ее домик-келья (тоже разрушается). Родительский дом великой прозорливицы, стоит совсем рядом с церковью.

Образец шурминской ковки, передававшийся от отца к сыну рабочих-крепостных, привезенных сюда из центральной России на сталелитейные заводы. До сих пор украшает купеческий дом Слесаревых

Могила воинов, участников Степановского мятежа 1918 года за с.Шурма, у Черепановского лога, где произошел первый и единственный бой с красными. Те 18 воинов которые погибли в бою или будучи ранеными, были добиты победителями, схоронены здесь в братской могиле. Имена их до сих пор неизвестны. Вопрос: во имя чего они отдали свои цветущие жизни?
Мы пришли сюда с В.Черновым - потомком одно из степановцев - практически ровно спустя 97 лет. Интересное совпадение ))

В с. Люмпанур есть могилка блаженного Николая. Жил он в деревне Зинки Нижегородской области. От роду он был глухо-немым. Прожил 42 года. Жизнь его была не сладкая. Вёл он жизнь юродивого. Ходил от дома к дому, прося подаяния. Спал, где придётся. Зимой заходил в предбанники, там от натопленной бани теплее. После его смерти, по словам старожилов, по молитвеннной просьбе деревенских жителей с просьбой о помощи свершались чудеса. На его могилке была поставлена часовенка. Раньше там свершались молебны, люди брали земельку с могилы блаженного Николая. Помощь люди чувствовали реальную. И сейчас люди приходят поклониться, попросить помощи. Вот его могилка. Будете в тех местах, сходите, поклонитесь (материал Елены Сорокиной)

 

22-23 августа

Как два села стали одним

Ища в сети материал по истории села Селезенево Вятского уезда, точнее его уездную принадлежность (теперь село относится к Кирово-Чепецкому району), нашел запись с сайта "Родная Вятка", что село Селезенево имело еще и название Сезенево. Но на самом деле это не так. Село Сезенево находилось в Слободском уезде и не имело никакого отношения к селу Селезенево! Надеюсь, администраторы сайта исправят свою ошибку...

 

Яранск. 1937й: хроники антирелигиозной войны


Заседание пленума от 29 мая 1937 г.
Вавилкин (Яранская МТС): в смысле антирелигиозной работы центром, на котором надо сосредоточить нашу работу, является город. Здесь церковники работают в 2 церквях с большим числом церковников и нам по моему надо крепко взяться за то, чтобы разбить это гнездо, добиться закрытия церкви в городе

ГАСПИ КО ф. П-172 оп.1 д. 1177 л.91 об.

Заседание Яранского районного пленума 28.04-37
Машкин (Кугушенская МТС): в Кугушени активизировали работу попы и их приспешники, они ходят по колхозам и собирают подписи по открытию церкви. Между тем антирелигиозная работа в районе отсутствует. РК партии ни разу не вызвал коммунистов по антирелигиозным вопросам

ГАСПИ КО ф.П-1177 оп.1 д172 л.69 об.
 
Яранск. Борьба за собор

Областному прокурору
Копии: Председателю исполкома Облсовета д.тр., Председателю Исполкома Райсовета д.т.

Ходатайство
Приход Успенского Собора г.Яранске ходатайствует перед Вами о разрешении открытия 1 церкви – Успенского собора, имеющихся в Яранске 5 церквей.
Неоднократные обещания райисполкома депутатов трудящихся об открытии церкви, не дают должных результатов до настоящего времени, мотив обстоятельства тот, что в церкви ссыпано зерно – овес, принадлежащий Яранской конторе «Заготзерно», других мотивов якобы не имеется.
Считаем вполне целесообразным открыть Успенский собор, ибо этим достигается не 1 цель – молитва народа, а одновременно и помощь нашему Красному фронту

19.04. 43

Л.7

Г.Москва
Московскому митрополиту

Заявление


Убедительно группа верующих просит Вас содействовать об открытии храма в г.Яранске Кировской области т.к. ни 1 храм в г.Яранске Кировской области в настоящее время не открыт. Несколько раз мы - группа верующих обращались к местной власти удовлетворить нашу просьбу - открыть хотя бы 1 храм, т.к. разрешение на это от центра не имеется, все наши ходатайства до нашего времени остались безрезультатными. Все условия для открытия храма у нас имеются., но почему то начальство не хочет нам пойти навстречу и все храмы у нас закрыты. Невольно напрашивается вопрос: почему же в других то городах храмы открыты, а почему у нас нет? На основании вышеизложенного мы – группа верующих еще раз просим вас войти в ходатайство пред центром об открытии у нас в г.Яранске Кировской области хотя бы 1 храма и о результатах меня уведомите

Проситель Егор Ежов

Л.13

Выписка из протокола № 10

Заседание исполнительного комитета Яранского районного совета депутатов трудящихся Кировской области 2 апреля 1940 г.

Слушали: «о передаче здании бывшего собора введение Яранской МТС безвозмездно» исполнительный комитет райсовета
Решил: 1. Руководствуясь постановлением Совета народного комиссариата СССР от 1502 36 № 254 п.5 передать Яранской МТС здание бывшего собора в г. Яранске безвозмездно по балансу станции

Л. 9

В облисполком общий отдел т.Осокину
Яранское Горжилуправление в соответствии Решения госарбитража при кировском облисполкоме просит разрешить вопрос в части передачи яранской райсоветом закрытой церкви в г. Яранске в безвозмездное пользование машинно-тракторной станции
В 1936 г. районный исполком комитета своим постановлением передал бывшему соборную церковь Яранской МТС в безвозмездное пользование. В 1938 г. 20 марта свое решение отменил и предложил горкомхозу на аренду здания заключить договора, МТС же от заключения договора отказались, а церковь эксплуатируется и по настоящее время под мастерскими решение Райсовета Горжилуправления в Облисполкома обжаловано не было.
2 апреля 1940 г. райсовет снова вынес аналогичное решение передал закрытую бывшую церковь в безвозмездное пользование МТС.

Л.29

ГАКО ф. Р-2169 оп.44 д.515
 

 Как яраничи хотели открыть кладбищенский храм (1940е гг.): два прошения как свидетельства эпохи


Г.Москва Святейшему Патриарху Московскому и Всея России Алексию.
Уполномоченной общины верующих Яранска градской кладбищенской церкви гражданки г.Яранска Кировской области ул.Ленина Ануфриевой Екатерины Александровны

Прошение

В полной исправности (только что после произведенного ремонта ) по акту описи № 8 от 30 января 1941 г. по какой причине нам неведомо был отнят наш дорогой Яранский градской кладбищенский храм, находящиеся в нем: утварь, инвентарь, облачение, богослужебные книги, а также со сберегательной книжки принесенными верующими на нужды церкви деньги в сумме 3 т.р. Нами неоднократно вплоть до текущего 1945 г. слезно делались попытки упросить местную администрацию снова открыть столь дорогой для нас храм и именно как кладбищенский, указывая на то, что этот храм имеет значение для нас верующих в годины отечественной войны, но просьбы наши были тщетны. В настоящее время нами возбуждено ходатайство об открытии кладбищенского храма 9.02.45 почт. кв. № 249 пред Кировским облисполкомом и 17.02.45 почтовая кв. № 113 пред Московским советом Народных комиссаров ССССР
Сообщая о изложенном Вам, святейший Патриарх московский и всея России Алексий просим Вашего Апостольского благословения и заступничества на открытие яранского кладбищенского храма, при этом питаем надежду, что при Вашем содействии не позднее как к 20 апреля 1945 г. наш яранский кладбищенский храм с передачей принадлежащего храму имущества общине будет открыт
Адрес заштатный диакон Успенского собора Ивана Бурицкий

1945 г. 20 февраля

27 апреля 1945 г. 

Его Преосвященству Преосвященному Архиепископу Кировскому Вениамину

Уполномоченных общины верующих Яранской градской кладбищенской церкви
Прошение
30 января 1941 г., по какой причине, нам неизвестно, был закрыт нами свято и долго отстаиваемый яранский кладбищенский храм. Храм, чрез который как через мост мы от временной земной жизни переходим в вечную жизнь, выходя из этого соображения, несколько раз мы пытались пред местными административными органами восстановить храм , но попытки наши были тщетны. Наконец в текущем 1945 г. когда стало известно, что центром разрешается восстановление храмов с этой целью, нами было одновременно возбуждено ходатайство об открытии Яранского кладбищенского храма в 3 местах:
1.)Пред Кировским облисполкомом от 9.02 45 почт. расп.№ 249 2.) Пред Московским советом народных комиссаров от 17.02.45 г. почт. расп. № и 3) пред Святейшим Алексием Патриархом Московским и Всея России от 20. 02. 45 – и вследствие этого ходатайства от 22.03 45 за № 338 от Московского Патриарха нами получено извещение, что делу дан ход и прошение, об открытии кладбищенского храма, переслано Вам, Ваше Преосвященство
Община верующих Яранского кладбищенского храма, горя исключительным желанием открыть именно кладбищенский храм, который для общины является очень дорогим еще потому что вокруг корпуса его более полутора миллионов в недрах земли помещается жильцов родных наших, пастырей и учителей Церкви, среди них есть богоугодный старец священноиеромонах Матвей, к которому как к молитвеннику и ходатаю пред Престолом Господа славы еженедельно, издалека тянутся сотни паломников, причем отмечено, что некоторые из почитателей старца по молитвам его получали благодать, между тем, могила, где погребен старец, находится в пренебрежении. Итак все взятое вместе побуждает нас христиан восстановить забытый Яранский кладбищенский храм, а потому и на основании Вышеприведенных мотивов, просим Ваше преосвященство Преосв. Архиепископ Кировский Вениамин вашего Апостолького благословения и заступничества на открытие Яранского кладбищенского храма, при этом выражаем надежду, что не позднее к 20 апреля нового стиля 1945 г. Яранский кладбищенский храм и принадлежащая Ему инвентарь, утварь, богослужебные книги и облигации будут переданы общине, дабы встретить предстоящие праздники в духовной радости и настроении

Считаем своевременным сообщить, что в случае открытия кладбищенского храма, мы намечаем кандидата в иерея заштатного диакона Яранского Успенского собора Иоанна Бурицкого, которого Просим Ваш. Преосв. Благословить, вызвать и рукоположить в сан иерея к Яранскому кладбищенскому храму

ГАКО ф.Р-2169 оп.44 д.516
 
Как закрывали храм в с.Беляево. 1960 г.


Выписка из протокола № 13 заседания совета по делам РПЦ при Совете министров СССР
Слушали: 
23. представление Уполномоченного Совета по Кировской области т.Смирнова П.Л. об изьятии церковных зданий и снятии религиозных общин с регистрации в г.Кирове (Серафимовская церковь), Нолинске; в селах Беляево, Потняк Яранского района, Адышево Оричевского района.

Постановили:
1. В связи с тем, что соответствующей работы в г.Кирове (Серафимовская церковь), Нолинске; в селах Беляево, Потняк Яранского района, Адышево Оричевского района не проводится, а религиозные общины являются активными, имеют большие денежные доходы – снять с обсуждения Совета предложения т.Смирнова об изъятии указанных церковных зданий и снятии с регистрации религиозных общин

Протокол № 23 расширенного заседания правления колхоза имени Мичурина Беляевского сельского совета Яранского района Кировской области от 5 августа 1960 г.

Повестка дня:
1. О передаче здания Беляевской действующей церкви на колхозный клуб
Слушали: сообщение председателя колхоза Соломина Н.Н. «о передаче здания церкви в с.Беляево на колхозный клуб», т.к. населенных пунктов в нашем колхозе имеется 16 с количеством населения 1461 человек, из них с молодым населением 509 человек есть большая потребность в нашем колхозе в культурно-бытовых учреждениях, т.к. имеющиеся культурные учреждения располагаются в неуютных домах колхозников, ввиду слабой экономики колхоза, колхоз не в состоянии построить культурно-просветительское здание.
Имеющийся клуб в с.Беляево в центре колхоза пришел в непригодную эксплуатацию. Беляевская церковь служит очагом различных инфекционных заболеваний, т.к. в нее приходят люди с различными заболеваниями и распространяют среди населения.
Правление колхоза при 4 воздержавшихся решило:
1. Просить исполком Яранского районного совета д.т. передать здание Беляевской церкви под колхозный клуб
2. Колхоз обязуется переоборудовать указанное здание действующей церкви под сельский клуб и изменить наружный вид здания церкви, т.е. снести крышу, купола и колокольню и сдать в эксплуатацию к 7 ноября 1960 г. к 43 годовщине великой октябрьской социалистической революции.

Совет по делам РПЦ при совете министров СССР т.Сивенкову И.И.

На ваш № 1864 от 8 сентября 1960 г.
По вопросу о снятии с регистрации церковной общины в с.Беляево Яранского района Кировской области

Религиозную обстановку в с.Беляево кроме прошлого года я изучал в период 20-24 сентября 1960 г.
Установлено, что местное население, принимающее участие в культурной жизни от церкви отошло. Но на территории этого колхоза (имени Мичурина) проживает до 40 семей, которые не вступили в колхоз, ведут тунеядский образ жизни, среди них есть бывшие монашки местных ликвидированных монастырей, которые в мае 1960 г. намеревались организовать по соседству с с.Беляево«святую» могилу монаха Матвея, но в результате своевременного обнаружения этого могила была ликвидирована, конечно они будут держаться за церковь.
В настоящее время Яранский райком КПСС и местная парторганизация проводит большую работу с верующей частью населения, главным образом путем индивидуальных собеседований. Намечено провести более широкую работу со всеми верующими после решения вопроса в Совете перед тем, как нужно будет произвести изъятие церковного здания.
В течение 1941-1945 гг. церковное здание было занято под государственное зерно

Справка уполномоченного Совета по Кировской области к вопросу о снятии с регистрации общины верующих в с.Беляево Яранского района и передаче церковного здания колхозу

Решение Облисполкома по указанному выше вопросу поддержать, передачу церковного здания колхозу и снятие с регистрации Беляевской общины верующих считаю правильным и необходимым.
Церковь вс.Беляево была закрыта в 1941 г. и вновь открыта в 1946 г. Доход общины в 1958 г. был 85 т.р., в 1959 г. 83 т.р.
Ближайшая действующая церковь к с.Беляево является в г.Яранске в 28 км.
Община верующих в с.Беляево относится к числу средних сельских общин.
Всего в Яранском районе 6 действующих церквей. Упразднение этой церкви согласовать с обкомом кпсс и облисполкомом

Испектор Яранского районного совета д.т.
8 августа 1960г.

Уполномоченому по делам РПЦ
Т.Мирнову П.Л.

Исполком районного совета д.т. при этом направляет вам: решение райисполкома от 8.08.60 4 о передаче здания действующей Беляевской церкви колхозу им.Мичурина для размещения в таковом к клуба, протокол заседания правления колхоза имени Мичурина № 23 от 5.08.60 и протокол собрания молодежи села Беляево и других населенных пунктов от 6.08.60, справка райисполкома, характеристика состояния церкви и целесообразность передачи ее колхозу имени Мичурина, 2 фотоснимка наружного вида здания церкви

Секретарь исполкома райсовета депутатов трудящихся Л.Гельман

Фотос сайта http://sobory.ru/
 
 
25 августа Прошли годы гонений. Ярые и злобные гонители собственного народа и его Церкви на Вятке, распинавшие, расстреливавшие, истязавшие, взрывавшие, уничтожавшие культуру, веру, выдающихся людей - все они давно сгинули и сгнили без следа и без памяти, как исчезает зло, а наш святой Матвей, к которому ежегодно шли сотни людей, несмотря на все гонения, остался и будет вечно пребывать там, где и должно быть - в Успенском соборе г.Яранске. Свет всегда побеждает тьму...История храмов Кирово-Чепецкого района 
26 августа

Трагедия



Как то в каких-то мемуарах одной женщины нашел запись, что у нее в детстве был маленький брат, но умер после того, как опрокинул на себя горшок с кипятком. Спасти его конечно не смогли.
Подобные трагедии в крестьянских семьях случались не редко. Родители часто работали с утра и до вечера, оставляя детей дома на усмотрение меньших старшим. И приключалось всякое. В 1897 г. в метрической книге с.Марисолы Уржумского уезда в разделе об умерших появилась такая запись: "11/13 октября Алексея Евфимьева Желонкина дочь Надежда от обширного обжога тела по отношению врача Сернурской земской больницы от 13 октября сего 1898 г. за № 321". Трагедия произошла 11 октября, 13 девочку отпели в церкви и похоронили. Что с ней случилось, мы уже никогда не узнаем. Возможно, девочка обварилась кипятком, возможно пострадала при пожаре...

Была деревня Кронштадт...



Была в приходе с.Марисолы Уржумского уезда деревня с таким интересным названием, правда, по местному название вскоре видоизменилось, и деревня в записях стала называться как Коноштрат, но в метрических записях она именуется и под тем и под другим названиями. Похоже, Коноштрат было народным названием, которое вскоре стало и общепринятым. Например, 11 января 1898 г. в церкви с.Марисолы состоялось венчание 18летнего крестьянина д.Коноштрата Николая Семеновича Таныгина с девицей Параскевой Петровной Журавлевой 18 лет, дочери крестьянина Токтайбелякской волости д.Пустырей. Интересно было бы узнать, от чего произошло такое интересное название...

И еще раз о детской смертности

Нередко о рождениях детей в метрических книгах записей не бывает, но бывает запись об их смерти. По крайней мере, благодаря этому можно узнать, что такой ребенок рождался на свет. Часто дети рождались слабыми, и отец не торопился везти свое чадо в церковь. Крестины стоили недешево (около 3 рублей по курсу 1900 г.). А вот отпеть старались обязательно, что бы на том свете ребеночку приходилось не так тяжко. Поэтому записи о смерти всегда есть. 
27 декабря 1900 г. дочь умершего крестьянина д.Петрово Кузнецовской волости Уржумской волости Петра Евфимовича Желонкина девка Параскева родила "незаконнорожденную", как записали в метрической книге церкви с.Марисолы. К сожалению, девочка родилась такой слабой, что не прожила и дня на белом свете. Через 1/2 часа она умерла - "не просвятилась святым крещением по оплошности и нерадению окружающих". Удостоверил смерть священник Вячеслав Веселицкий, служивший на приходе, известный для того времени священник-поэт, чьи прекрасные творения запечатлелись на страницах "Вятского епархиального вестника"...

Цыганская свадьба



На Вятке кроме русских, марийцев, удмуртов и татар была издавна и такая часть этнического населения как цыгане. В вятских статистических документах записи о цыганах можно найти за середину 19 века. Цыгане, как водится, вели кочевой образ жизни, занимались всем тем, чем обычно занимаются представители этого народа. Не все цыгане были конокрадами, встречались среди них и добропорядочные христиане. Правда, записи о них в церковных метриках чрезвычайно редки. К примеру, 19 мая 1899 г. в церкви с.Марисолы Уржумского уезда произошло венчание цыганской пары, что самое интересное, и брачующиеся и поручители происходили из мест весьма отдаленных от Марисолы, не имея к ней никакого отношения, но вот что-то побудило их обвенчаться именно в этом красивом храме...
Итак. Жених - Уржумскиймещанин из цыган Семен Евграфович Лебедев 36 лет
Невеста - девица Татьяна Казанской губернии Мамадышского уезда Омарской волости д.Омарской умершего крестьянина из цыган Иоанна Яковлева Волкова 17 лет
Поручители: по жениху: Царево-Кокшайского уезда мещанин Василий Васильевич Лебедев, уржумский мещанин Михаил Никаноров Калмыков
По невесте: уржумский мещанин Иван Егоров Шишкин, яранский мещанин Степан Петров Лебедев.

Лебяжское городище, на котором когда-то стояла укрепленная крепость над Вяткой. Здесь же 97 лет назад произошло решающее сражение Степановского мятежа. Несмотря на все стратегические преимущества городища, степановцы удержать его не смогли, за что и заплатили своей жизнью...

Обелиск на Лебяжском городище до сих пор украшает большевисткая эмблема - символ организаторов братоубийственной войны... Наверное уместнее здесь было бы увековечить память степановцев, погибших на этом самом месте от этих буденновок...

 

27 августа

На вятскую епархиальную конференцию "Обретениие святых" будет представлен материал "Вятский Филейский монастырь в жизни преподобного Матфея Яранского" - об истории этой обители в начале 20 века, ее насельниках и жизни прп.Матфея Яранского". Большей частию в нем использованы ранее не публиковавшиеся архивные документы.

Отрывок из публикации:



Несмотря на невидимые постороннему глазу внутренние проблемы, монастырь строился и благоустраивался. В нем стояло два деревянных храма - в честь св. благоверного Великого Князя Александра Невского и в честь Успения Пресвятой; при каждом храме имелись колокола – у одного на колокольне, у другого на столбах, общим числом 15. 23 Сохранилась опись церковного имущества за 1919 г., из которого можно узнать, что главном пределе Александро-Невского храма имелся 3 ярусный иконостас с 32 иконами; всего в храме имелось 93 иконы. Убранство Успенской церкви было скромнее – «1 иконостас местный и стенных икон 3524». И все же этих двух храмов отцам обители казалось недостаточно, им хотелось, что бы монастырь украшал большой и красивый собор. Так в 1904 г. по проекту губернского архитектора И.А.Чарушина началось строительство большого каменного Александро-Невского собора, который по своей величине и красоте должен был по задумке строителей стать равным своему собрату в Вятке. Строительство собора стало главным делом братии монастыря на ближайшие полтора десятка лет, последние в его истории. В 1909 г. о нем на страницах «Вятских епархиальных ведомостей» сообщалось: «Больше всего внимания привлекает величественный еще строящийся Александро-Невский собор. По виду он очень напоминает Александро-Невский собор в Вятке, но вместительность будет больше его, т.к. в нем нет колонн и наружных галерей. В настоящее время он выведен до половины второго яруса». Увы, строительству величественного собора не суждено было завершиться. Через несколько лет война приостановит его строительство, и к началу 1917 г. он будет только покрыт крышей, а еще через несколько лет и вовсе заброшен и впоследствии разрушен. При разрушении собора оказалось, что он был сделан настолько капитально, что его пришлось взрывать….
Каждый приходящий в монастырь поражался его искусной технической оснащенности. Например, один современник отмечал, что с крутого лесного обрыва «бегут источники холодной воды, распределенные по трубам в разные направления для надобностей монастыря». В монастыре один за другим возводятся новые здания - храмы, братские корпуса, гостиницы для паломников. В знаменитых филейских прудах водилось много рыбы. Монастырь выпускал свои книги. При нем имелось много мастерских, обслуживавших не только обитель, но и работавших на заказ – портняжная, сапожная, столярная, кузница. Кроме того, в продажу монастырь поставлял и продукты своего хозяйства – продукты, муку, рыбу. Кроме средств, выручаемых от своего хозяйства, основные доходы монастырь получал с процентов с капитала на вечное поминовение, приношений благодетелей, от исправления молебнов и панихид для богомольцев27. Все это позволяло с лихвой не только обеспечивать материально монастырь, но и кормить многочисленных бедняков и паломников, приходивших и приезжавших сюда. 
Одним из самых почитаемых мест здесь была могила о. Стефана, к которой нескончаемым потоком шли люди. Шли помолиться, попросить помощи, взять земельку с могилы старца. Землянка его почиталась как святыня. Один из благочинных, перечисляя популярные места, куда любили ходить паломники, среди таких святых мест как Саров, Соловецкий монастырь и Великорецкое, называл и Филейский монастырь. «Над могилою, по его завещанию, братия монастыря поставила деревянный покров в форме гробовой крышки, окрашенный черной краской. В ногах у погребенного поставили деревянный крест, тоже весь черный, на этом кресте находятся в киоте иконы св.Стефана и св.Симеона, имена которых носил отец Стефан при жизни. Пред образом, на средства благотворителей, горит неугасимая лампада. Кроме того, по благословению Преосвященного Сергия, над могилой поставлена сень на четырех столбах, с железной крышей и с крестом...».

Вышел новый календарь. Презентация 13 сентября в 11 в Серафимовском соборе

 

 

29 августа

Вятские цыгане. 1919 год.


Вот одна из проделок, совершенная «власть имущими» 30 мая в д.Шогаль, которой нет и не было места в советской республике.
…Дело в следующем:
Неподалеку от д.Шогаль расположился табор цыган. В этой же деревне квартировал член закупочной комиссии продотрядовского штаба н–й армии Василий Алексеев. Узнав о пребывании цыган, он немедленно решил отправился к ним, чтобы подшутить. 
Вооружившись винтовкой и бомбами, он со своим сотрудником направился на лошади к лесу. Цыгане спали, когда в воздухе раздалось несколько выстрелов, после чего выскочила из-за деревьев фигура свирепого вида с криком:
«Сдавайтесь, иначе будете перебиты!»
Цыгане пали на колени, а столь смелый победитель уже объявил им, что они мобилизованы для окопных работ. Напрасны были все мольбы, победитель оказался неумолимым и приказал без разговоров собираться в путь. Облюбовал он себе пленницу и двинулись в путь.
Прибыв в деревню, табор был оставлен на улице под охраной крестьян с дубинами, а пленница пошла за победителем. Затем цыгане пели и плясали пред лицом грозного «господаря». Утром же пленница бежала из квартиры своего победителя.
Об этом сейчас уже ведется следствие…

И.Кузнецов 

По ком тюрьма плачет //Деревенский коммунист - 1919 г. № 142

Крестный ход в г. Уржуме в советское время



2 августа в так называемый «Ильин день» в г.Уржуме состоялась своеобразная манифестация - «крестный ход». Насколько, говорят, он бывал величественным и грандиозным в «доброе старое время», настолько печальное зрелище представляет он ныне. Участвующих в нем едва набралось до 100-150 человек по преимуществу крестьян и женщин-крестьянок из подгорных деревень, горожан было очень мало. Это при выходе из собора. Обратно возвратились лишь те, кто нес иконы, да духовенство, а хвост процессии весь испарился. Факт безусловно знаменательный: тысяч 5 уржумского населения могли принять участие – их не было, а участники разбежались.

Тоже манифестация // Красный пахарь 1920 № 20

Памятная табличка на часовне, находящейся на святом источнике в д.Кугерь Уржумского района.

Русская Православная Церковь накануне 1917 г.


К началу революционных потрясений 1917 г. Русская Православная Церковь находилась в состоянии глубокого внутреннего кризиса. Внешне она представляла внушительную силу. В империи было:
115-125 млн. православных верующих (70 % населения)
78 тысяч храмов и часовен
Около 120 тысяч священников, диаконов и псаломщиков
130 архиереев
1253 монастыря и скита с 95 тысячами монашествующих и послушников
57 духовных семинарий
4 духовных академии
Хроники вятского церковного раскола 20 века

10 сентября вятские «живоцерковники» по примеру прошлых лет отправились на гастроли по губернии с иконой «Николая чудотворца». Пришли они в с.Никулицыно Вятского уезда. Но никулицкие попы встретили их весьма недружелюбно. Они даже не пустили «обновленцев» в церковь и не приняли икону. Никулицких попов долго искали для встречи икон, но найти не могли. Наконец пришел церковный староста Быков. Он встал перед иконой и стал ругаться с верхней полки. На стороне Быкова оказался и церковный сторож Василий Алексеев, который заявил, что принесенные из города иконы – поганые.
Так вятские «обновленцы» не спелись с никулицкими «тихоновцами».

Церковная склока// Вятская правда - 1924 г. 8 сентября
Из автобиографии священника советского времени
 


Я, Чайников, Иван Васильевич родился в с.Петровском Кировской области Уржумского района в 1896 г. в крестьянской семье. Родители мои от роду были крестьяне. В 1905 г. я пошел в школу учиться, а в 1908 г. окончил 3 класса Петровской школы, живя при родителях. Как кончилось мне 18 лет, мобилизуют на первую мировую войну. В 1918 г. вернулся домой и вскоре снова пришлось идти на гражданскую войну. После войны в 1927 г. я женился на девице Анне Петровне. В 1934 г. переезжаем всей семьей в п.Медведок Нолинского района, там поступаю работать на пристань «Медведок» в качестве рабочего, работаю там до 1950 г. В этом же году я переезжаю в г.Нолинск, поступил в церковь в качестве сторожа. После недолгой службы сторожем Господь благословил мне принять сан диакона и послужить Церкви Божией, и по настоящее время служу Господу Богу, не уходя из этого храма никуда.
7 сентября 1969 г.

ГАКО ф.Р-2169 оп.45 д.125 лл.68-69

На фото: вид с колокольни храма на село Петровское
 
Владыка Евсевий: был ли он в Уржуме?

19 октября 1920 г г. епископом Уржумским был назначен епископ Яранский Евсевий (Рождественский). 3 декабря 1920 г. он был перемещен на Уржумскую кафедру, в тоже время сохраняя обязанности по временному управлению Вятской епархией. Однако, как считает вятский исследователь А.Поляков, в Уржум Владыка не поехал, а вместо этого развернул в Вятке кампанию в поддержку своей кандидатуры на возможных предстоящих выборах епархиального архипастыря, чем внес смуту среди духовенства и верующих.
И все же в Уржуме Владыка был. Об этом на страницах "Вятской правды" осталась памятная статья-свидетельство (хотя описанные в статье события могли происходить и в г.Вятке).
В 1921 г. некая Лалетина писала на страницах газеты (правда, в половину придумав от себя):
"21 января мне пришлось по делу одного крестьянина посетить Уржумского епископа Евсевия. После долгого ожидания епископ вышел и стал принимать. Народу собралось порядочно.
«Духовный пастырь» начал свой прием, обращаясь с посетителями грубо, крича на них, всячески издеваясь и т.д.
Оказалось, один крестьянин, которому надо было получить разрешение на женитьбу, в продолжение 3 месяцев ходил к епископу, перенося его ругань и крики. Это возмутило меня, и я сказала епископу о том, что пора уже выяснить вопрос с его женитьбой.
Епископ послал крестьянина за удостоверением к пасеговскому священнику о.Сергию, который в свою очередь опять кричит на него и бедный крестьянин уже 4 месяца не может добиться толку".
Вятская епархия в годы гонений: цифры

Духовность и духовенство – слова одно корня. Духовность народа – это нравственные устои общества, его генофонд. Духовенство – носители и лица, поддерживающие духовное начало, морально-нравственные основы человечества. На Руси под духовенством подразумевали служителей Русской Православной Церкви. Гонения на служителей церкви в нашей стране начались сразу же после октябрьской революции.
С 1918 по 1953 гг. в области репрессиям подверглось 8 епископов и архиепископов, 5 протоиереев (старших священников) , 422 священника, 83 монаха и 83 монахини, 37 диаконов, 41 псаломщик, 7 певчих, 13 просвирниц, 23 председателя церковных советов, 82 других причастных к Церкви лиц.
150 человек были расстреляны за свои религиозные убеждения, 336 человек отправлены в места лишения свободы, 158 человек подверглись высылке из пределов Кировской области или ссылке в определенны места страны, в основном в Северный край, на Соловки, в Сибирь, в Среднюю Азию.
В это же время шло усиленное разрушение храмов. В 1917 г. (в ее тогдашних границах) функционировало 1126 церквей. Перед Великой отечественной войной осталось действующих 16 церквей и только в сельской местности. В г.Кирове из 39 действующих церквей к концу 30-х годов все были закрыты.

Они служили в Вятской епархии П.Ожегин - Книга памяти жертв политических репрессий, т.2., с.450 - Киров 2000 г
.
Из сводок ОГПУ. 1927 г.

Нолинский уезд. Во время молебна поп Цитронов из с.Сардык Унинской волости жалел, что его и попа Воскресенского за укрывательство объектов обложения осудили на 120 р. и что суд был неправильный… Поп жалуется, что «православие в в изгнании и власть жидовская».
Ф. 1 оп. 5 д. 47 л. 125
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

м

 

 


Назад к списку