ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

11 сентября

Батюшка-патриот (из советской печати)

Интересный случай был в с.Елькине. Объявил комсомол помощи флоту, а поп, узнав, организовал в церкви во время службы денежный сбор и даже проповедь на это сказал. Интересный народ эти попы – приспосабливаются к моменту. Но флот в поповских проповедях не нуждается

Приспособился// Вятская правда 23 февраля 1923 г.

На фото: священник Григорий Ушаков с семейством, о котором скорее всего идет речь в статье

Батюшка-патриот (из советской печати)

Интересный случай был в с.Елькине. Объявил комсомол помощи флоту, а поп, узнав, организовал в церкви во время службы денежный сбор и даже проповедь на это сказал. Интересный народ эти попы – приспосабливаются к моменту. Но флот в поповских проповедях не нуждается

Приспособился// Вятская правда 23 февраля 1923 г.

На фото: священник Григорий Ушаков с семейством, о котором скорее всего идет речь в статье
 
Церковь в с.Русские Шои

Богоявленская церковь в селе Русские Шои была построена в 1865 году на средства прихожан. Как и многие сельские храмы юга Вятской губернии, она была деревянной, стояла каменном фундаменте, и имела один престол. Клир храма состоял из священника, диакона и псаломщика, к церкви была приписана часовня в деревне Шойдум. В Русских Шоях действовала миссионерская инородческая школа, кроме нее приходское духовенство преподавало Закон Божий в училищах Министерства просвещения, располагавшихся в селе Русские Шои, деревнях Визимбирь и Черный Ключ.

В начале 1920-х годов приход села Русские Шои примкнул к обновленчеству и оставался в нем до самого закрытия храма. 7 августа 1939 года церковь была закрыта, здание передали под «культурное учреждение», а в 1996 году оно сгорело. В настоящее время на месте храма стоит часовня, освященная в честь Богоявления Господня.
 
 
Блаженные в советской прессе


Иногда на страницах советской прессы, особенно первых лет советской власти, можно найти упоминания о блаженных, чудотворных иконах и других чудесных явлениях православной жизни, но, конечно, газетчики старались объяснить это по своему...

В с.Пустополье Пилинской волости (Уржумский уезд) есть некая просветленная Домнушка и явленная икона. «Если, рассказывает она, опустить край этой иконы в воду, то вода получает целебные свойства и излечивает от всех болезней». Народ потянулся вереницей.

Явленная // Вятская правда 1924 г. 21 июня

На фото: церковь в с.Пустополье. Снимок советского времени
 
И немного о погоде ))

На днях, пользуясь ведренными днями, крестьяне спешат закончить сенокос. Уборка трав, по случаю неблагоприятной ненастной погоды, нынче затянулась до Ильина дня. Сухого сена удалось сметать мало. Большая часть подкошенного сена, из-за ненастья, подмокла, потемнела.
Цены на свежее место значительно упали. Старое сено незадолго перед свежим продавать по 25-30 р. за пуд, свежее же сено продается ценами от 3 р.50 коп. за пуд и ниже.

Окончен сенокос // Известия Вятского губернского исполнительного комитета 1918 г. № 98
 
1922 год. Начало печатной травли вятского духовенства...


Церковные ценности голодающим. Что думает вятское духовенство. 

Со всех концов Советской России поступают сообщения о сдаче церковных ценностей в помощь голодающим. 
Некоторая часть духовенства сама пошла навстречу власти и голодающим, призывая верующих сдать все то, что необходимо при богослужениях. Молчит лишь вятское духовенство, до которого по видимому не дошли сообщения о ужасах голода. 
Или быть может вятское духовенство думает, что все сообщения о сдаче церковных ценностей и ужасах голода – измышления досужих фантазеров сотрудников газеты «Вятская правда».
Мы думаем, что населению губернии, которое само голодает, как на то, так и на другое, небезинтересно было бы получить ответ, который не замедлит дать вятское духовенство, если не желает себя дискредитировать в глазах трудящихся.

Редактор
21 февраля 1922 г. Вятская правда

Открытое письмо вятскому духовенству

Вся Русь говорит про церковный раскол – Тихон бросил патриарший престол. Во главе церкви священство прогрессивное творит дело дивное: просветить хотят христианский взор, созывать Поместный церковный собор.
Только все эти живые порядки не находят отклика живого на Вятке. Кадит наше духовенство к небу, берет «лимоны» за требу. А о расколе ни гу-гу, притаились как мышь…

1 июня 1922 г. Вятская правда
 
Конец Куженерской обители


На заседании Уржумского уездного исполнительного комитета от 10 января 1919 г. постановлено: разрешить Отделу народного образования устроить в Куженерском монастыре 4ю школу 2й степени с предоставлением ему права оставить для школы имеющийся инвентарь, необходимый для школы. Все учителя 4й школы 2 ступени г.Уржума подлежат переводу вместе с означенной школой в Куженер, но не желающие переводиться по какой-либо причине могут перевестись в другое тождественное учебное заведение г.Уржума.

Местная жизнь // Уржумские известия 1919 г. № 9

Старое фото Куженера.
 
1918 г. Легализация язычества в Вятской губернии
 


Уржумский уезд. На съезде черемисских священников и граждан, знающих свою национальную веру обсуждался вопрос: «Как быть теперь после издания закона (декрета) о свободе совести, тем мари (черемисам), которые будучи православными по принуждению выполняя обязательные требования старого закона, все обряды Православной Церкви, как-то: брака, крещения, отпевания и т.п., на самом деле ревностно исповедывали национальную веру мари; как быть им? По-прежнему ли оставаться в двуверии, или выйти из Православия и исповедывать национальную веру мари?»
После обмена мнениями, съезд вынес такое решение: «Признать целесообразным: всем православным мари, фактически исповедующим национальную веру, ходящим в мольбище (кюс-ото), выйти из Православия и держаться веры своих отцов. Веру мари назвали национальной верой (тюн мари вера), упразднив название «языческая» т.к. язычники кланяются идолам и прочим видимым предметам, как богам, а марийцы кланяются только невидимому создателю Вселенной, особо за каждое его творение и за каждое чудесное его дело. Православие народу мари, как показывает опыт многих веков, почему-то не по душе. С другой стороны, когда у мари будет только одна своя вера, они освобождаются от двойного расхода: содержание церкви и отправление моления по-своему, остается лишь одно – моление в мольбище». 

Известия Вятского губернского исполнительного комитета 1918 г. № 16
 
 
 

Назад к списку