ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

15 сентября

Создана новая группа "Казанское церковно-историческое общество" по духовной истории бывшей Казанской губернии (теперь Татарстан, южная часть Марий Эл, Чувашия, Башкортостан), генеалогии духовенства, храмам и святыням. Также в стадии создания новый сайт, на который будет перенесена часть материала с сайта "Вятка: православное прошлое", на котором их размещение конечно не вполне уместно (хотя история Вятки и начиналась именно с Казани). В то же время история Елабужского уезда останется на старых ресурсах, т.к. Елабуга это ВЯТСКИЙ город. 
Материал по истории Казанской губернии уже накапливается и все чаще начинают приходить письма от потомков священнослужителей с фотографиями предков (что приходилось размещать здесь), и, будем надеяться, новые ресурсы по ее истории станут такими же информационно насыщенными и востребованными, как сайт и группа по истории Вятской епархии.

Женские обители Яранского уезда: в последние годы

После закрытия мужского монастыря пришла очередь женского Знаменского. До начала русской смуты, в 1916 г. здесь проживало 27 монахинь и 129 послушниц. Знаменский монастырь ненадолго пережил Пророчицкий и был закрыт в начале 1920-х гг., на его базе был размещен «детский городок», но еще несколько лет сестры жили на территории уже не принадлежавшей им обители, живя в церкви, и даже причащали детей. В 1921 г. монастырь еще существовал. В 1962 г. бывший директор Знаменской школы-коммуны А.И.Кандаков в рукописном журнале «Воспоминания пенсионеров» вспоминал: «В 1921 г. приютские дети голодали, сидели без света, а в дымоходах монастыря было спрятано большое количество хлеба, в подполье прачечной – огромные запасы керосина. Монашки ненавидели советскую власть. В своих кельях они скрывали контрреволюционеров, помогали кулакам и спекулянтам». В 1924 г. сестры были окончательно выселены с территории обители. Они также разошлись по просторам Вятской земли и только в Яранском уезде основали несколько небольших нелегальных общин-монастырей – в с.Лом, Русские Краи, д.Шардань и др. В 1921 г. на страницах уездной газеты сообщалось, что «поп Фокин наполнил все село Падерино любезными его сердцу монашками». Первые годы множество сестер из закрытых монастырей проживало на квартирах в городе, от чего, по словам очевидцев того времени, он получил некий церковный оттенок по составу населения. Обе церкви женского монастыря были закрыты в том же 1924 г. и впоследствии полностью разрушены. В одной из них, поражавшей своей великолепием, находился уникальный иконостас мозаичной работы, но, конечно, строителей «светлого будущего» это мало интересовало…

Владыка Нектарий Трезвинский: служение в Яранске



15 января 1925 г. в Яранск прибыл на служение епископ Нектарий, назначенный Патриархом Тихоном в ответ на просьбу верных ему яраничей прислать им для управления епископа. Но как же мало успел он послужить здесь! Прибывший в Яранск в январе, уже в апреле Владыка был отправлен на Соловки в ссылку. Но и за это короткое время он смог сплотить верных Патриарху Тихону людей в единое целое, начав бескопромиссную борьбу с обновленчеством; по версии чекистов он создал здесь «монархический центр». Верным помощником Владыки стал священник Сергий Знаменский, настоятель Троицкого собора г.Яранска, вскоре разделивший судьбу архипастыря. Одним из первых, что сделал Владыка в Яранске – отобрал у обновленцев кафедральный Троицкий собор; в ведение последних перешел Преображенский собор. 27 февраля 1925 г. о.Сергий направил рапорт Патриарху Тихону, сообщая, в частности, что подведомственная владыке территория «ныне под духовным водительством епископа Нектария… вся православная».
16 марта-1 апреля сводка ОГПУ сообщала: «К марту месяцу в Вятской губернии тихоновщина открыто наиболее реально и активно себя проявила как реакционная группировка, причем по губернии все движения тихоновщины носили организованно явно монархический характер…. В Яранском уезде работа тихоновщины была возглавлена 1 из церковных советов, во главе которого стояли бывшие купцы, чиновники и бывший член ГД и совета, он же член вятской монархической партии, секретарь Яранской организации партии правового порядка и член союза «Михаила Архангела» Стародумов… Священник Знаменский в г.Яранске с амвона публично произнес речь, в которой заявил: «Призываю вас тесно сплотиться и быть сильными духом, иметь крепкую организацию. Я заклинаю проклятием и предаю анафеме всех тех, кто не верует в бога. Наши враги следят за нами, но их не нужно бояться, и во имя этого мы должны быть мужественны, стойки, непоколебимы». … Открытая резкая реакционная политика некоторых тихоновцев как Нектария в Яранске – в пользу обновленцев: от Нектария отвернулось все религиозное население и духовенство, кроме бывших кулаков и купцов и публично Нектарию заявлено мирянами: «Или, владыка, брось задевать соввласть и громить обновленцев, как клоун или громило, или выезжай от нас из Яранска, ты нам больше не нужен». Нектарий решил выехать». Здесь следует уточнить, что он хотел съездить в Ленинград «отдохнуть от церковной службы», как рассказывал сам в протоколе своего допроса, но не успел этого сделать…
1-15 июня: «В Яранске ставленник Тихона епископ Нектарий Трезвинский явился определенным организующим монархическим центром. Нектарий арестован, обвинен по ст. 119 УК. Его сподвижник бывший ссыльный Знаменский Сергий – священник, тоже подлежал аресту, но скрылся. Весь президиум церковного совета Успенского собора г.Яранска, в котором орудовали Нектарий и Знаменский в числе 7 человек – из купцов». 
Во время своего пребывания в Яранске, Владыка познакомился со многими известными людьми – общался с игуменом возродившегося на короткое время Пророчицкого монастыря Афанасием, бывал на квартире игумении бывшего Знаменского монастыря, но не доводилось случая пообщаться со старцем Матфеем, который уединенно жил на хуторе Ершово и редко бывал в Яранске. Молва о нем в народе была такая, что Владыка решил перед отъездом в Ленинград лично засвидетельствовать почтение такому святому человеку. В протоколе своего допроса в ОГПУ 8 мая 1925 г. он рассказал: «… Перед отъездом из г.Яранска я пешком ходил в починок Ерши, который находится в расстоянии 35 верст от города. Там проживает иеромонах старец Матвей, ходил к нему я просто для того чтобы посмотреть, как он живет и отдать свой визит. К нему я пришел полчаса 12 ночи и пробыл до 10 утра, а затем отправился обратно в Яранск». О содержании беседы Владыка не распространялся и в ходе всего процесса эта тема больше не поднималась. В публикациях протоиерея Алексия Сухих есть подробное описание этой беседы и, что преподобный якобы предсказал епископу нелегкий путь, но документального подтверждения этих фактов нет, поэтому правда это было или нет, неизвестно…
В апреле 1925 г. Владыка был арестован и находился несколько месяцев в заключении в Вятке в изоляторе спецназначения. 30 июня 1925 г. помощник Уполномоченного Первого спецотделения ВятГО ОГПУ Опалев, заканчивая дело епископа Нектария, вынес по нему следующее заключение: «Обстоятельства дела: агентурными действиями ГООГПУ было установлено, что в декабре месяце 1924 г. сгруппированные в церковном совете Успенского Кафедрального собора г.Яранска кулаческо-монархический элемент , купцы Чернышевы, Охотников, думец Стародумов и другие, называя себя примыкающими «к тихоновской ориентации», грубо физической силой религиозной толпы этой же организации, разогнав в г.Яранске т.н. обновленческие церковные советы, захватив все церкви под свое руководство , послали к бывшему Патриарху Тихону в Москву делегата Чернышева за епископом. Тихоном был послан в Яранск епископ Нектарий Трезвинский, совершенно неизвестный населению Вятской губернии.
… За все последнее время пребывания его в Яранском уезде, вплоть до дня ареста, Трезвинский все выступления публичные с проповедями религиозными облекал в форму критики советской власти, РКП и всего существующего рабоче-крестьянского строя.
1. Читал в проповеди современное положение временным, предшествующим «страшному суду», а потому призывал всех не бояться ни мучений, ни гонений, ни пыток со стороны верующих. 2. Обновленцев епископ провозглашал ставленниками советской власти – еретиками и прохвостами, т.к. они работают в контакте с советской властью. 3. Агитировал, что он не боится ни тюрьмы, ни ссылки и не желает подделываться под новый лад, останется верным Тихону и твердо будет стоять за старый стиль, а потому предложил всем нынешнюю Пасху не праздновать с жидами. 4. Агитировал о том, сколько тихоновских пастырей в ссылке, тюрьмах, за что они придерживаются старого и не являются обновленцами, а советская власть последних поддерживает. 5. Агитировал, что лучше старый строй с богом, чем новый без бога 6. В день 8 марта агитировал, что мы знаем наши враги следят за нами, так давайте соберемся и торжественным ходом пойдем по улицам не боясь их, проклятие тем, кто усомнится, не будет нам верить, что мы служители бога 7. Агитировал о том, что советская школа портит детей, а потому и предлагал детей в советскую школу не отпускать 8. Агитировал, что советская власть и коммунисты силою оружия хотят затушить религию, а потому призыв народ к твердости, стойкости и отпору врагам из неверующим….
Имея тесную связь с монархическим элементом и группируя последних вокруг себя, гр. Трезвинский указанным выше поведением упорно направлял религиозное население к сопротивлению законам и постановлениям рабоче-крестьянской власти Советов, подрывал авторитет последней. Трезвинскому во всей работе помогал вернувшийся только что из ссылки священник Знаменский.
Привлеченный к следствию в качестве обвиняемый гр.Трезвинский Н.К., он же Нектарий, виновным в предьявленном ему обвинении сам себя не признал…»
Сам епископ в ответ на свое обвинение сказал такие слова: «Выслушавши предъявленное мне обвинение по 119 ст. прошу внимания следующим строкам, не потому что я прошу помилования или боюсь наказания – нет. Если я по вашему виновен – казните меня хоть сейчас.
Однако я никак не могу примириться с предъявленным мне обвинением в агитации против советской власти. Если допустим я не убивал человека, как я соглашусь, что убил, или если я не воровал, как я скажу, что украл. Точно так же если я в положении Яранского епископа совершенно не занимался политикой, я знал только одно свое церковное дело богослужение, проповедничество, назначение духовенства на место да брачные дела, как я могу согласиться с тем, что я подготовлял восстание против советской власти.
Определенно заявляю: ни в проповедях, ни в частных разговорах я вообще не касался да и не имею обыкновения затрагивать политику и существующую государственную власть. Я не так наивен, что бы в глухом провинциальном, переполненном сплетнями городке (ведь я из Ленинграда), зная, что за мною следят, где все на виду как на ладони, где нет никаких тайн, где всякое неосторожно выроненное слово может быть до неузнаваемости спровоцировано. (Как можно) заниматься контрреволюцией, вести агитацию против советской власти, даже подготавливать восстание и группировать«монархический элемент" Я все таки не настолько глуп что бы так открыто лезть в петлю или бросаться с 5 этажа вниз головой. Как епископ я всегда имел и имею ввиду 81е апостольское правило, возбраняющее духовенству заниматься политикой…»
Общее обвинение звучало как «использование религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти». 13 ноября 1925 г. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ епископ Нектарий был приговорен к трехлетнему заключению на Соловках.
В том же году был арестован и верный помощник Владыки – о.Сергий Знаменский. Арест его произошел при весьма загадочных обстоятельствах. О нем не знали даже его сослуживцы. 19июля 1925 г. в протоколе членов Президиума и причта Яранского Троицкого собора сообщалось: «Ввиду безвестной отлучки протоиерея собора и настоятеля Сергия Знаменева в течение второго уже месяца - уволить его с 14 июля сего года от занимаемой им должности и место его считать свободным». 
После ареста Владыки Нектария и о. Сергия активность яранских тихоновцев, лишенных своих архипастырей, снизилась. За август 1925 г. сводка ОГПУ сообщала: «… Со времени выбытия с территории уезда черносотенного епископа Нектария (с мая месяца), а также священников Знаменского и Милославского, открытой борьбы между обновленцами и тихоновцами нет, за исключением того, что Турутин во время проповедей в церкви усиленно разъясняет значение обновленческого движения и необходимость борьбы с тихоновцами.
Выбытие из Яранска указанных выше епископов Нектария, священников Знаменского и Милославского парализовало деятельность тихоновского духовенства. Авторитетных активных попов-тихоновцев в городе нет. В настоящее время за настоятеля собора остался священник Дернов, нерешительный, неэнергичный, старый по возрасту. И ни к какой борьбе не способный. В настоящее время тихоновское городское духовенство самостоятельно ничего не предпринимает – усиленно ждет приезда из г.Елабуги священника (тихоновца) по фамилии Голубев, который обещался занять место настоятеля собора. Тихоновские церковные советы города равным образом, за исключением немногих в уезде, к настоящему времени переизбраны. В церковные советы избраны в большинстве своем беднота, из которых многих избрали насильно. Например, после избрания Президиума Совета Успенского собора, избранный председателем совета Катаев, сразу же подал заявление о своем отказе, а также и 2 члена совета из крестьян. Среди церковников города работает «..» информаторов, по агентурным данным тихоновское духовенство города к происходящим церковным событиям относится выжидательно (как будет указано свыше, тому и последуют).
К заместителю Патриарха Петра относятся безразлично, как к временному блюстителю Патриаршего престола, не обсуждая вопроса своего отношения к нему.
… Одним словом, попы-тихоновцы в Яранске находятся в неопределенности. О представлении в сентябре месяце с.г. в г.Вятке губернского епархиального синодального съезда тихоновцы не знают, что делать, посылать или нет кого-либо на съезд. Никто из них не берет инициативы созвать поместный съезд или предложить местам на обсуждение этого вопроса. Через информаторов попы-тихоновцы предпринимают соответствующие меры в смысле созыва съезда. Каков будет результат, пока определить нельзя, но по всем признакам нашего осведомления попы-тихоновцы согласны выделить своих представителей на съезд в г.Вятке. Никаких выступлений со стороны попов-тихоновцев нет, население придерживается старого церковного направления, тем не менее замечается и безразличие к церковной политике. Большинство высказывает необходимость соглашения между тихоновцами и обновленцами. Таким образом, когда попы придут к обоюдному соглашению, хотя бы посредством съезда более крупного масштаба, то со стороны населения препятствий каких-либо ожидать не следует».
Несмотря на короткое служение Владыки, яраничи полюбили его всей душой и не забывали никогда. Когда Владыка был освобожден из ссылки в 1928 г. и жил в Казани, яраничи посылали к нему ходоков с посылками, ездили сами. Крестьянин-средняк и председатель церковного совета с.Лум Климов Семен Андреевич 2 раза ездил к Владыке в Казань, возил ему шубу и войлочные сапоги, сделанные им самим, сухари, белье. В протоколе своего допроса в 1932 г., когда Семен Андреевич проходил как свидетель по групповому делу яранских и котельничских викторовцев, он писал: «В церкви нашей поминают Епископа Нектария. К епископу Нектарию в г.Казань я ездил 2 раза. 1 раз ездил примерно в последних числах декабря, когда увозил Нектарию шубу, валеные сапоги, 2 пары белья и немного сухарей. Шубу я сшил из своего материала, а сапоги валеные сделал из церковной шерсти…».

Обновленческий раскол на Яранской земле - поражение...



В 1929 г. некто В.З. писал: «Обновленческий старый собор. Молящихся в нем – «кот наплакал». Причт один– слезы: был кроме попа малограмотный церковник. И тот ушел. Держится собор темнотой и несознательностью граждан д.Большое Поле да пассивностью яранских безбожников. Оживите, безбожники, помогите умереть собору!» К 1935 году обновленцы по всему уезду за собой сохранили только одну Преображенскую церковь в Яранске; остальные перешли постепенно в тихоновскую ориентацию. Впоследствии власти выкурили их и оттуда. Обновленцы просили в 1935 г. передать им кладбищенскую церковь города, в чем им было отказано. Видимо, они уже не имели своего храмового здания ( в Уржуме была такая же ситуация). После этого община обновленцев в Яранске приказала долго жить...

На фото: храмы Яранска в 1960е годы.

 

 

 

 


Назад к списку