ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

1-15 декабря

2 декабря

Из недавнего прошлого. Патриарх Алексий на Вятке

Вятский Успенский собор в годы запустения

Дом жилой с амбаром и лавкой. с.Варзи-Ятчи, Удмуртия.



Иллюстрация из издания: Курочкин М.В., Попова Н.В. Архитектурное наследие сельских районов Удмуртии. Свод памятников - Ижевск 2011 г.

Троицкий монастырь в с.Истобенском. Рисунок Т.Дедовой

 

3 декабря

Подлинное сокровище Удмуртии

В Национальной библиотеке Удмуртии (г.Ижевск) краеведческий отдел представляет собой настоящую сокровищницу знаний. Кроме различных газет и журналов, вышедших в республиканский период истории, здесь находится на хранении огромное количество краеведческих изданий по истории городов, сел и деревень Удмуртии - бывших уездов Вятской епархии, созданных трудом сонма многочисленной краеведческой братии, зачастую на основе архивных розысканий и воспоминаний. А как многие богато иллюстрированы! Многие книги уникальны тем, что представляют собой готовую идею для создания таких же книг, например, по истории других мест обширной Вятской земли. К слову сказать, сама Кировская область не богата на такие издания. Например, фотоальбом по истории города Ижевска - великолепный иллюстрированный альбом со старинными фотографиями и комментариями к ним, или календарь памятных дат, где под каждым числом описано историческое событие, имеющее отношение к краю, обязательно с рисунком или фотографией. Не менее изумительны и книги по истории райооных городов республики. Например, книга Н.Л.Решетникова "Топография старого Сарапула", где описана история не только каждой улицы, но и приложены адреса всех жителей дореволюционного времени! В Кировской области пока вышла только одна подобная книга - "Старая Вятка. Квартал за кварталом". Остается сожалеть, что в Кирове таких книг пока не выходит или очень мало. То ли нет краеведов, то ли идей...
Пользуясь случаем, начинаю публикацию интересных материалов из этой подлинной краеведческой сокровищницы Удмуртии.

Улица Большой Порядок или как начиналась Можга...



«Многие ли из жителей Можги знают о том, что 21-22 года назад на месте теперешнего города был сплошной дремучий лес, где водились медведи, лоси и обильная дичь? Многие ли помнят, что на месте теперешней Межевой улицы находился лесной просек, отделяющий казенный лес от лесной дачи помещика и 1 из совладельцев Сюнгинского стеклозавода Сырнева?»

С.Е.Пустошинцев, 1935 г. 

Улица Октябрьская – исторический центр современной Можги. На ней и сегодня можно увидеть одноэтажные деревянные дома, построенные на деньги хозяев завода для семей рабочих-стеклодувов.
Дореволюционный рабочий поселок Сюнгинского стекольного завода состоял из 2-3 улиц, именовавшихся «порядок» - правильное расположение строений (Большой – ныне улица Октябрьская, Малый – переулок Луговая) и «починок» - участок с жильем среди хвойных деревьев («Еловый починок» - улица Труда). Улица Первомайская (от школы № 7 до городского парка) ранее называлась Конной дорогой.
Главной, самой населенной в поселке стеклодувов улицей был Большой Порядок. Большой Порядок в 1917 г. был переименован в улицу Советскую, а в 1924 г. – в Октябрьскую. В начале и конце этой улицы особняки владельцев завода: в северной части находился дом А.П.Сырнева, а в южной – С.А.Шишкова. В центральной части улицы было здание молельного дома и школа 1 ступени.

Фото с сайта: http://mozhga-museum.ru/guests/history_mozhga/index.php

Можга: город в год юбилея - 175 лет. 2010 г.

С.Е.Пустошинцев знал, что писал. Именно он в советское время спланировал и создал город по имени Можга...

Город-дорог!

Прочтем, как открытую книгу, наш город.
Сарапул мы любим, Сарапул нам дорог!
Читаем на камне мы и на бумаге
О славных купцах, о солдатской отваге,
О том, что прошло, но осталось навек,
О той красоте, что творил человек.
Мы город читаем, как книжек страницы,
Чтоб крепче любить и сильнее гордиться,
Чтоб всем рассказать,
Как прекрасен наш город –
Старинный Сарапул, который нам дорог!

Пеганова Т. Город-дорог – Сарапул 2011 г.

Улицы старого Сарапула



Благовещенская

Улица, названная по празднику благовещения, находилась на западной окраине города, в дореволюционный период еще только застраивалась. Здесь, как и во всей западной части города, располагалось много дач, в основном купцов и чиновников. Самая крупная дачная постройка – дача П.А.Башенина. Улица завершалась в районе Георгиевской церкви и городского кладбища.

Богоявленская

Название получила по празднику богоявления, улица начиналась с берега Камы, где располагались дома известной в Сарапуле купеческой династии Дедюхиных. В центральной части города выделяются домовладения Михеевых, архиерейский дом, дом нотариуса Дрягина, частная аптека Феофилактова, земский книжный склад. Далее располагались дома чиновников, мелких ремесленников и торговцев. В конце улицы находились воинские казармы и солдатская площадь. Отсюда начиналась дорога в с.Козлово.

Больше-Покровская

1 из самых старых улиц Сарапула, ранее носила название Казанская, затем Биржевая, в последние десятилетия 19 в. и вплоть до революции называлась по Покровской церкви 18 в.
На этой улице при археологических работах во дворе художественной школы(дом купца Пешехонова) найдено самое древнее каменное сооружение – купеческая палатка, отмеченная на первых планах 1780 г. По находкам керамических печных изразцов и монет датируется серединой 18 в.
В дореволюционный период считалась самой представительной и богатой улицей, хотя и располагалась в низменной, пойменной части города, с частыми затоплениями во время весенних наводнений, особенно известны весенние разливы 1902 и 1914 гг.
Вся южная часть улицы была занята кожевенными и обувными предприятиями

Решетников Н.Л. Топография старого Сарапула – Сарапул 2008 г.

Как встретили весть о войне 1914 г. на Камбарском заводе



27 июля 1914 г.
В деревни и села достигли вести о тревожных, переживаемых Родиной, событиях. Поняли там значение настоящего момента, народные чувства проявились в посильной лепте на военные нужды и в патриотических манифестациях 27 июля на Камбарском заводе Осинского уезда. Волостной сход постановил выдать из обществ сумм 1000 р. в помощь семьям нижних чинов, призванных на войну.
В тот же день, вечером, на площади села у церкви был совершен торжественный молебен о здравии Государя и о даровании победы русскому воинству.
После молебна толпа 1-1 ½ тысяч человек с пением народного гимна и молитвы «Спаси, Господи», с портретом государя и с развевающимися национальными флагами двинулась по заводским улицам.
Раздались крики «Да здравствует Государь император!, «Да здравствует русское воинство!»
У здания волостного правления толпа остановилась. Здесь торжественно сожгли германский и австрийский флаги. Все это сопровождалось угрозами по адресу немцев. Покончив с флагами, манифестанты продолжили свое шествие. Снова раздались слова гимна, покрываемые восторженными «ура!» 2 тысячной толпы. Манифестация продолжалась до 9 ч. вечера. Порядок был всюду образцовый. На имя Государя через пермского губернатора от населения Камбарского завода была послана телеграмма с выражением верноподданических чувств. 

Прикамская жизнь 1914 г. 31 июля.

Географически Камбарский завод относился не к Вятской, а к Пермской губернии, но впоследствии вошел в состав соседней Удмуртии, поэтому материал вошел сюда. Кроме того, в отрывке упоминаются и интересные детали. Например, как чествовал народ царя. Тот же народ, который меньше чем через 3 года будет радоваться его свержению...

На фото: Старая Камбарка.

Как встретили весть о войне 1914 г. на Камбарском заводе

27 июля 1914 г.
В деревни и села достигли вести о тревожных, переживаемых Родиной, событиях. Поняли там значение настоящего момента, народные чувства проявились в посильной лепте на военные нужды и в патриотических манифестациях 27 июля на Камбарском заводе Осинского уезда. Волостной сход постановил выдать из обществ сумм 1000 р. в помощь семьям нижних чинов, призванных на войну.
В тот же день, вечером, на площади села у церкви был совершен торжественный молебен о здравии Государя и о даровании победы русскому воинству.
После молебна толпа 1-1 ½ тысяч человек с пением народного гимна и молитвы «Спаси, Господи», с портретом государя и с развевающимися национальными флагами двинулась по заводским улицам.
Раздались крики «Да здравствует Государь император!, «Да здравствует русское воинство!»
У здания волостного правления толпа остановилась. Здесь торжественно сожгли германский и австрийский флаги. Все это сопровождалось угрозами по адресу немцев. Покончив с флагами, манифестанты продолжили свое шествие. Снова раздались слова гимна, покрываемые восторженными «ура!» 2 тысячной толпы. Манифестация продолжалась до 9 ч. вечера. Порядок был всюду образцовый. На имя Государя через пермского губернатора от населения Камбарского завода была послана телеграмма с выражением верноподданических чувств. 

Прикамская жизнь 1914 г. 31 июля.

Географически Камбарский завод относился не к Вятской, а к Пермской губернии, но впоследствии вошел в состав соседней Удмуртии, поэтому материал вошел сюда. Кроме того, в отрывке упоминаются и интересные детали. Например, как чествовал народ царя. Тот же народ, который меньше чем через 3 года будет радоваться его свержению...

На фото: Старая Камбарка

Из недавней истории. Открытие духовного училища в Вятке. 1991 г.

Почтовая станция в д.Большой Кварс. Удмуртия. 



Иллюстрация из издания: Курочкин М.В., Попова Н.В. Архитектурное наследие сельских районов Удмуртии. Свод памятников - Ижевск 2011 г.

 

4 декабря

Что писала пресса о вятских дорогах 100 лет назад. Широкие ровные дороги в Вятке 100 лет назад, судя по газетным заметкам, были, скорее, исключением.


Октябрь 2011. Кировские автомобилисты устали ездить по колдобинам и ямам и объявили о запуске проекта «Дорожный контроль: из чего сделаны наши дороги?» Они возьмут пробы отремонтированных в 2011 году дорог и проведут экспертизу.
Год 1911-й. Тема дорог - ключевая в вятской прессе. Газеты губернского города пишут об извозчиках, которые тонут в грязи и ломают колеса, о «забывчивости городской управы к дороге», а отдельный «дорожные» вопросы Вятки доходят даже до Правительствующего Сената. Пробежимся по страницам вятских газет?

***
«Начатый по инициативе вятского полицмейстера спор между городом и уездным земством о том, кто должен содержать в исправности зимнюю дорогу через Вятку, дошел до Правителствуещего Сената. Который постановил, что содержать ... должно земство. Спор этот ведется между городом и земством с 1889 года.
Пока городская и земская управа препираются в словесном единоборстве кто должен содержать зимнюю дорогу через Вятку в Дымково, езда по ней стала совершенно невозможна и даже опасна. На этой неделе с преосвященным Филаретом едва не случился несчастный случай, при езде по этой дороге. Возок, в котором ехал вятский преосвященный, совсем чуть не опрокинулся, и только случайность спасла, и он опять стал на полозья. При этом преосвященный Филарет едва не выпал.
Не лучше обстоять дела и с дорогой по Ивановской площади и от Ивановской улицы по Владимирской до вокзала. Хотя по представлению пристава второй части Якимова, управа произвела 11 января частичную поправку, но к 20 числу путь снова пришел в первоначальный вид. В связи с этим вятский полицмейстер, просил управу уведомить его, кто является ответственным лицом по исправлению дорог. Не получая до сего времени от управы ответа, полицмейстер сделал представление губернатору». (Февраль 1911)

***
«Наши домовладельцы, несмотря на то, что мимо многих домов проходить по обледенелым тротуарам крайне затруднительно, упорно не желают очищать их ото льда. Между тем, в настоящее время, когда оттаявшие днем тротуары к вечеру застывают, особенно нужно следить за их состоянием, чтобы избавить их от опасных падений». (март 1911)
***
«Городская управа, изыскивая источники доходов, находить своевременным установить сбор в пользу города с велосипедов и прочих автоматических экипажей. Возражающих нет. Спрашивают лишь, в каком размере установить налог. Председатель сообщает – полтора рубля с велосипеда. В зале шум. Все говорят, перебивая друг друга. В целом мнение однозначно, – Мало, надо 10. Председатель объясняет: больше 1 р. 50 к., нельзя. Из зала– «Жаль». Решено налог с велосипеда установить по 1 р.50 к. в год, с автомобилей и прочих автоматических экипажей 3 р. с силы. (март 1911)
***
«И еще одна статья доходов изыскана управой. Это – места для стоянки извозчиков. Если они хотят зарабатывать деньги, пусть платят за место. Прения возбуждает лишь размер платы.
Решили: за места у клуба взимать по 10 р., на более бойких местах 6 р., на менее бойких 4 р., еще менее бойких 2 р». (март 1911)
***
Из приказов господина Вятского полицмейстера:
«Предлагаю господам приставам принять энергичные меры по очистке домовладельцами полотна дорог против своих владений и своевременной уборки навоза». (март 1911)
***
«С наступлением теплых дней пожарными городскими командами производиться поливка главных улиц иногда по несколько раз в день. Еще лучше было бы, если улицы в ночное время предварительно очищались от навоза и мусора. (май)
***
«О том, что в Вятке ухабистые дороги, не является тайной. Особенно плохо по ним передвигаться в темноте и в распутицу. Так дорога на вокзал – нерв города и в забросе не должна быть. Горожане с северной и северо-западной части города, направляющиеся на Котласскую линию, пользуются вокзалом. А там площадь весной и осенью тонет в грязи, проложенные мостки, по вятскому обычаю, снабжены капканами и ловушками, так что путешествие на вокзал, особенно впотьмах, незабываемо! Летом это неудобство можно перетерпеть, но вот с наступлением осени и непролазной грязи, сообщение с вокзалом поддерживается с великим трудом. Извозчики, которые тонут в грязи и ломают оси и колеса, вполне справедливо возмущаются забывчивости городской управы к этой дороге. А ведь они тоже – плательщики. Главной причиной отсутствия дороги является спор города с земством – кому содержать дорогу. Пока между ними спор будет продолжаться, обыватели будут ломать ноги свои и своих лошадей. Выиграет ли от этого город – неизвестно, а что проиграет – можно сказать наверняка». (август 1911)
***
«Вследствие дождливой погоды улицы города покрылись грязью, которая особенно затрудняет езду в немощенных кварталах города. Переходы через улицы так же покрылись слоем грязи, и пешеходы буквально утопают в ней. Тротуары к станции Вятка II совершенно не очищаются от скопившейся на них глины, благодаря чему, особенно на уклонах, пешеходам с багажом путешествие становиться тяжелым и опасным». (сентябрь 1911)
***
«По Хлыновскому мосту, стало почти невозможным пешее сообщение. В прошлые года место для пешеходов, вместо тротуаров, было выделено положенным для этих целей бревном. Ныне в целях экономии бревно не положили. Наиболее предприимчивые пешеходы, особенно учащиеся, переходят по концам мостовой, выступающим на 7-10 вершков за перила моста, рискуя ежеминутно свалиться под мост». (сентябрь 1911).

Из недавнего прошлого. Вятский Владыка Хрисанф на торжествах в Великорецком

Монашеские вериги из Истобенского монастыря. КОКМ.

Еросхимонах Серафим Чернядьев, ученик Стефана Филейского. с.Русское, 1910-1912 гг.

Так писали на Вятке в 16 веке: жалованная грамота об основании Вятского Успенского монастыря (1580 г.) и Пролог из Покровской церкви града Хлынова. РГАДА.

Пионерское прошлое. Село Уни. Год неизвестен. Предоставлено унинским краеведческим музеем.

Интеллигенция села Уни. Примерно 1913 год. Из фондов Унинского краеведческого музея.

Возрастная таблица смертности. Село Алнаши, 1893 г. (архив ЦГА УР).

Почти по Пукиреву ))

Все же такие огромные возрастные браки были сравнительно редки и диктовались прозаическими причинами (хозяйство и дети вдовца). Более распространены в наше время, обусловленные материальной выгодой. Но в данном случае брак наверное был заключен по любви, т.к. у Ивана Максимовича все дети были уже взрослыми и особой пользы в новой хозяйке и матери не было. А она родила несколько детей...
Метрическая книга прихода с.Алнаши Елабужского уезда (архив ЦГА УР).

 

5 декабря

Владимир Коршунков

Вятский совестный суд в 1793 г. рассматривал обвинение против пожилой супружеской пары – крестьян из-под Елабуги. Они, де, знают «ВОЛШЕБНУЮ НАУКУ» и «ПОРТЯТ ЛЮДЕЙ».
ОНА О НЁМ. Не знает она, знает ли он ту науку, «а только когда он бывает пьян, то, разсердясь на нее Матвееву, причиняет ей побой и притом похваляется ее довести до того, что пойдет из нее дым, а каким случаем может ли оное зделать, не знает».
ОДНОСЕЛЬЧАНЕ О НЁМ. Угрожал неведомо какой причинить вред, так что станут ему кланяться; угрожал сделать так, что из них пойдёт дым (вариант: «оне исчезнут так, как дым»); говорил, что простого человека испортить очень скоро можно; говорил, что жена его «летает сорокою, которую, де, он в одно время у себя в доме при намерении лететь поймал и притом оторвал у рубашки ее рукав».
ОДНОСЕЛЬЧАНЕ О НЕЙ. В доме с другими женщинами она пила пиво. Видимо, захотела кого-то «испортить». Наступила ногой на чашку с пивом. Прочие попросили её саму выпить из этой чашки. Она выпила немного, остальное вылила на пол. С полгода была в болезни и еле выздоровела.

 

Сегодня впервые посетил Воткинск - еще старинный вятский городок. Город всегда играл большую роль в истории Вятского края - промышленный центр, Гражданская война и, наконец, родина Чайковского. Красивый, приятный городок...

Музей-усадьба П.И. Чайковского. К сожалению, единственное, что здесь подлинное - это стены дома, где родился композитор. Все имеющиеся экспонаты - бутафория для наивных туристов да и то весьма немногочисленные. Даже подлинное пианино, на котором учился играть маленький Петр, находится в другом музее города...

Такие домики - не редкость в Воткинске

Советская топонимика



Названия улиц одинаковые во всех городах, хотя встречаются и оригинальные, например в честь французских революционеров. В Воткинске есть улица Робеспьера. Ну и конечно, в обязательном порядке - Ленина, Кирова, Разина, Пугачева. Между тем дореволюционный Воткинск имел 40 улиц со своими исконными названиями, которые, увы, помнят теперь только краеведы...

Наверное, единственный районный центр на территории бывшей губернии, у которого нет улицы Ленина - это п.Лебяжье. Удивительно, но факт! Как-то один из гостей произнес фразу: "Как же это коммунисты оплошали здесь..."

Знаменитый дом Воткинска и его наличники. Здесь жил писатель Евгений Пермяк. Есть в городе и другие дома, знаменитые своими жильцами - родовая усадьба Чайковского, дом-квартира Азина и эвакогоспиталь времен Великой отечественной войны. 



Евге́ний Андре́евич Пермя́к (настоящая фамилия Виссов; 18 (31) октября 1902, Пермь — 17 августа 1982, Москва) — русский советский писатель, драматург. Родился 18 (31) октября 1902 года в Перми в семье почтового служащего. В первые же дни после рождения был вместе с матерью привезён в Воткинск, где прошла большая часть его детства и юности. В Воткинске же окончил школу второй ступени. Служил конторщиком на Купинском мясопункте, работал на конфетной фабрике «Рекорд» в Перми. Продолжение здесь https://ru.wikipedia.org/wiki/Пермяк,_Евгений_Андреевич

Собор г.Воткинска, в котором был крещен П.И. Чайковский

Вятчане и царь



Случайно пришла такая мысль. В наше время мы привыкли видеть нашего главного правителя каждый день по телевизору, слышать его по радио, не говоря уж об интернете. Между тем наши предки начала 20 века конечно были лишены такой возможности. У них ведь не было телевизоров, радио только еще входило в распространение, были только газеты с портретами и воззваниями. И представьте себе жизнь обывателя провинции, который НИКОГДА правителя своей страны не видел и не суждено ему было увидеть (впрочем, как и губернатора губернии). В лучшем случае - увидеть своими глазами где-нибудь в столице, на коронрации, на параде, на смотре войск... А так он мог почитать о нем только в газетке и представить его вид своему воображению (портреты в учреждениях висели). Как тогда относились к правителю? Наверное, как к чему-то очень далекому и недоступному взору, как Бог на небе. Не случайно была поговорка: "До Бога высоко, до царя далеко".

Вятские слова: люди

амбАл – крупный, кряжистый, грубый в повадках человек, дылда. – Ну и амбал!

байбАк – 1)неповоротливый, ленивый человек. 2)необщительный, нелюдимый, домоседливый, одинокий человек, ведущий замкнутый образ жизни. – Байбак байбаком!

балабОлка – человек, говорящий впустую, брехун, пустомеля.

бобЫль – одинокий, холостой мужчина в годах. – Живёт-от бобыль бобылём!

бУка – неразговорчивый, хмурый, замкнутый человек.

вахлАк – грубый, необразованный, неотёсанный человек

вЁрткий – юркий, шустрый, быстрый, расторопный человек.

вИдный – красивый, статный, заметный человек.

вЫблядок – ребёнок, рождённый вне брака, нагуленный

галАх – хулиганистый, неопрятно одетый, вызывающе себя ведущий человек. – И одет-то галах-галахом…

дикошАрый – дикий, необузданный, сумасшедший. – Несётся как дикошарый!

дЫлда – высокий человек

ехИдна – злорадный человек (обоего пола).

ехИдный – злорадный, лукавый, въедливый в обличении человек. 

зазнОба – увлечение, сердечная привязанность, любовница, дама сердца

За основу взят "Словар вятских говоров" Владимира Шевнина.

Вятский быт: лапти



Низкая обувь, распространённая в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти).
Лапти отличались крайне низкой себестоимостью, ввиду обилия материала и простоты изготовления (мужчин с детства учили плести лапти и, в дальнейшем, сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом»), и недолговечностью.

Фото с экспозиции Воткинского исторического музея.

 

6 декабря

Ижевские деревянные домики на окраинах города. Вероятнее всего, остались от тех деревень, которые когда-то стояли рядом с будущим городом и затем слились с ним.

Наследие дореволюционного Ижевска: дом около Центрального рынка и два вблизи набережной, хотя, возможно, последние могли быть построены и позднее.

Воткинск. Здание волостного управления. Стояло (и стоит ) рядом с заводом. Такие же "управы" украшали и другие города и села вятской глубинки. Зачастую в одном здании размещались кабинеты всех представителей власти: земского начальника, волостного старшины, полицейского пристава, судьи и других. Если места хватало, иногда размещали и "каталажку".

Еще одно наследие великого Чарушина - храм в нагорной части г.Воткинска, сумевший сохранить свой певозданный внутренний интерьер и коностас. Отсюда как с самой высокой точки, из притвора храма, можно видеть весь город и завод как на ладони.

Интерьеры комнат дома-музея П.И. Чайковского в Воткинске. Экспонаты не подлинные. В целом музей воссоздает картину жизни и быта семьи управляющего казенным (государственным) заводом первой половины 19 века.

Подлинное пианино семьи Чайковских, на котором учился играть будущий великий композитор. Передано родственниками в исторический музей г.Воткинска.

Мебель столетней давности. Сейчас считается дорогой антиквариат...

В прошлом столетии любимым местом отдыха яраничей была Пестовская поляна.

Вятское духовенство в документах архива НАРТ



В документах Национального архива республики Татарстан, в делах Казанской епархии не редко можно "встретить" вятских. И это было не случайно. Казанская духовная семинария была "кузницей кадров" будущих миссионеров, главным образом из числа марийцев, удмуртов и татар. Сами происходившие из "инородцев", они последствии как священники имели больший авторитет среди родственного им народа, чем русские батюшки. Отсюда была большая польза и для Церкви. В начале 20 века большое число марийцев-священников служили на приходах юга Вятского края. Некоторые, впрочем, оставались и в Казанской епархии, где тоже было много марийцев, удмуртов, чувашей, нуждавшихся в христианском просвещении.
Одним из таких вятских священников, учившихся в Казани, был Гурий Балдаевский. В книге-справочнике "Духовенство Уржумского уезда Вятской губернии" о нем можно прочитать следующее: 
"Балдаевский Гурий Алексеевич: священник. Род. в 1882 г. в духовной семье Казанской губ. Окончил три класса Казанской духовной семинарии в 1899 г. Рукоположен в сан диакона 7 авг. 1906 г., в сан священника 29 июня 1910 г. С 8 мая 1910 г. – священник с. Старый Торьял. Пользовался огромным уваже-нием жителей из-за знания марийского языка. Служил до закрытия церкви в
1930-е гг., затем был переведен в с.Томьюмучаш, где проживал в церковной палатке. 19 авг. 1937 г. осужден на 10 лет лагерей.
Отошел ко Господу 18 дек. 1940 г.
Семья: жена Александра Ильина, 1886 г.р.; дети : Нина (1908 г.р.),
Виктор (1909 г.р.), Герман (1912 г.р.), Ольга (1914 г.р.), Игорь (1915 г.р.)".
В "Справочных листах" духовенства Казанской епархии о будущем священнике за 1906 г. приводится такая информация;
"Балдаевский Гурий Алексеевич 
Год рождения 1881
Сын диакона
Уволен из 3 класса Казанской духовной семинарии 1899 г.
Холост
Определен на псаломщическое место в с.Арино Царево-Кокшайского уезда в 1900 г., выдержал диаконский экзамен в 1904 г.
Отзывы: читает и поет хорошо, а катехизис знает очень хорошо, поведения весьма хорошего, из инородческих языков знает черемисский" (НАРТ ф. 4 оп. 151 д. 6 лл.23-24).
В той же Казанской епархии и затем в Уржумском уезде служил еще один священник Балдаевский. Возможно, он приходился родственником отцу Гурию. В упомянутом справочнике о нем сообщается: "Балдаевский (Балтаевский) Александр: священник. 2 мая 1903 г. как священник с. Керебеляк Ца-рево-Кокшайского уезда Казанской губ. перемещен в с. Юледур. 10 марта 1911 г. перемещен в с. Шанер. В 1915 г. служил в с. Томьюмучаш. 15 января 1917 г. был принят на службу в Казанскую епархию. Упоминается в разрядной книге эмеритальной кассы духовенства Вятской епархии на 1917 г".

Вятские пленные

Не так давно в группе размещался материал о немецких военнопленных времен Первой мировой войны, отбывавших плен на территории губернии. Впоследствии эта масса пленных сыграла большую роль в т.н. октябрьской революции и начале Гражданской войны. Не будь их, не известно как бы сложилась история советской власти... В свою очередь, немало и вятчан находилось в немецком плену. Там им так же приходилось несладко. К сожалению, материала по ним меньше, чем по немецким военнопленным. Есть только скупые архивные документы. В Государственном архиве республики Марий Эл один из таких документов называется "Список солдат, вернувшихся из плена по Конганурской волости Уржумского уезда 6 сентября 1918 г." (ГА РМЭ ф.Р-368 оп. 1 д.12).
Приводится следующий список вернувшихся из плена солдат:
Веселов Иван Григорьев
Грязин Дмитрий Андреев
Нехорошков Федор Григорьев
Глазырин Ефим Изосимов
Королев Николай Родионов
Мосунов Григорий Андреев
Темерешев Петр Прокопиев
Волков Тихон Егоров 
Шубин Иван Ларионов
Наумов Петр Андреев
Акпулатов Алексей Николаев
Лисицын Семен Макаров
Казанцев Феоктист Степанов
Чулков Леонтий Ефимов
Гребнев Василий Иванов
Родигин Егор Васильев
О каждом солдате приводится некоторая информация по графам: национальность, место рождения, какого полка, когда попал в плен, где находился, когда прибыл из плена, состояние здоровья, получил или нет обмундирование, единовременное пособие или жалование. Если получил то где, пользуется ли социальным обеспечением.
Благодаря этим скупым сведениям, можно немного узнать об этих людях.
Например, Веселов Иван Григорьевич - мариец из деревни Токтар-Сола. Воевал в 18 стрелковом полку. Практически всю войну пробыл в плену, попав в него 29 декабря 1914 г. и вернувшись 18 августа 1918 г. " Здоров. Обмундирование в Москве получил, единовременное пособие не получает, социальным обеспечением не пользуется".
В одном полку с Веселовым воевал его земляк Глазырин Ефим Изосимович из д. Васи Илем. Попал в плен в 1916 г., вернулся домой 2 мая 1918 г. Про него сообщалось, что "ранен", очевидно, был контужен. 
Вообще состояние вернувшихся солдат оценивалось как "Здоров, ранен, слаб, ненормальное". Под последним очевидно подразумевалось умственное расстройство. Обширен и список военных частей, в которых довелось повоевать вятчанам из Конганурской волости: 158, 306 запасные полки, 33 стрелковый полк, Восточно Сибирская артиллерийская бригада, 63 Угличский полк и другие.
Те, что были поздоровее, конечно дома долго не задержались. Впереди их ждала новая война, новые смерти и новые пленения...

 

Документы храмов Яранского уезда в архиве ГА РМЭ



После ликвидации уезда, как известно, часть его отошла к Марийской республике и Нижегородской области. В архиве ГА РМЭ есть "клировые ведомости" за 1915 г. (копии архива ГАКО)12 храмов Яранского уезда:
Великополье
Верхопижемское
Вятское
Космодемьянское
Красное 
Люперсольское
Оршанка
Пектубаево
Русский Кадам
Кучки
Упша
Шулка.
Благодаря этим документам, можно не только в Вятском архиве, но и в Марийском ознакомиться с историей этих храмов, найти "послужные списки" духовенства и списки населенных пунктов. Кроме того, аналогичные "клировые ведомости" есть также по южной части Уржумского уезда. Начинаем публикацию описаний этих церквей, продолжая традицию группы, существовавшую ранее.

Церковь села Великополье Яранского уезда. 1915 г. 

Церковь построена в 1801 г. тщанием прихожан взамен сгоревшей деревянной церкви
Зданием каменная с каменной же колокольней, обнесенная кругом каменной оградой с деревянной решеткой 
Престолов 3: в холодной церкви во имя святых Петра и Павла; в теплом храме в правом приделе в честь богоявления Господня, в левом приделе в честь Успения Божией Матери 
Утварью достаточна
По штату положено 2 священника, диакон, 2 псаломщика и просфирница
Жалования им не положено
Другие источники содержания причта: добровольной руги священнику на 50 р., диакону на 19 и псаломщику на 12 р.
Мелкого сбора священнику 20 р., диаконуна 30 р., псаломщику на 15.
Земли при сей церкви с погостом церковным 9 дес., пахотной 78 д.1152 кв. м., сенокосной 20 д. 1324 кв. саж., неудобной земли 504 кв. саж в расстоянии 4 верст от церкви. Всего 108 д. 580 кв. саж.
Качество церковной земли: среднее и ниже среднего
Средний доход от нее: 200 р.
Домов для священноцерковнослужителей на церковной усадебной земле со службами 5, построены тщанием и на средства церковно-приходского попечительства в 1839, 1870 и 1897 гг. и составляют собственность церкви.
А. деревянная, обшитая тесом, усыпальница, в церковной ограде. Построена в 1869 г.
Б. деревянный амбар на церковной площади. 
На церковно-одворичной земле находится деревянный дом священнической вдовы Марии Бехтеревой 
Часть одворичной и полевой земли ½ д. заняты постройками торговца Иакова Смирнова, который ее присваивает и подписку не дает
Диакон Михаил Безсонов живет в собственном доме, находящемся на церковно-одворичной земле. От него есть подписка о неотчуждении земли в собственность. 
Состояние домов: в настоящее время в исправном состоянии находится только дом 2го священника и дом для 2го псаломщика, а остальные 3 дома со службами ветхи и требуют капитального ремонта.
Ближайшие церкви: Кучки в 19 верстах
Люперсольского –
Шулки в 18
Оршанки –
Приписной церкви нет, часовен 2:
В д.Нижних Чирках деревянная, построена в 1863 г.
В д.Старом Селе, деревянная, время постройки ее неизвестно.
Опись церковному имуществу заведена в 1857 г.
Копии с метрических книг с 1801, кроме 1806, 1815 и 1823 гг.
Исповедные росписи с 1801 г. за исключением 1806, 1815 и 1823 гг.
Книги до церковного круга имеются.
В церковной библиотеке книг для чтения 300 томов.
В приходе 8 школ, построенных с 1891 по 1913 гг.
Церковно-приходская школа помещается в доме церковно-приходского попечительства. Обучается 44 мальчика и 18 девочек.
Преосвященный посетил приход в 1915 г.

ГА РМЭ ф.306 оп.326 лл. 1-2 об.

 

Село Вятское и его двойник

Примерно в октябре месяце публиковался пост по истории села Вятского. Рассказывалось, что село в метрических книгах не упоминается, а упоминается починок Вятский. Соответственно поднимался вопрос, не перевели ли село в разряд починка? Если обратиться к "ведомости о приходе" села Вятского, можно получить ответ на этот вопрос.
Нет, село не переводилось в починок, но и понятно становится, почему его жители не упоминаются в метрических книгах. Потому что... в селе на 1915 г. имелось всего три двора! В них проживало 8 персон мужского пола и 10 женского. Вернее всего, это были одни священнослужители, что тогда не было редкостью, когда в новом селе проживали одни служители Церкви. В данном случае село, очевидно, поставили в 1897 г. в чистом поле с открытием церкви. По штату при церкви полагались священник и псаломщик. Видимо, они и были жителями села - священник, псаломщик, просфирница и их семьи. Зато в починке Вятском проживало гораздо больше жителей - 34 крестьянских двора и 5 военных с общим числом жителей 405 человек. Другой вопрос - почему церковь поставили не в починке, а на пустом месте... Причина эта могла крыться в том, что крестьянская община могла отказать в выделении земли под церковь и причту. Это не раз становилось причиной того, что церковь ставилась совершенно в другом месте, чем планировалось изначально.

Приход с. Люперсольского Яранского уезда на 1915 г.

Первая цифра - число дворов, затем число жителей мужского и женского пола.
Село 6 7 11
Новый Ургаш 51 205 217
Старый Ургаш 43 171 179
Неделька 47 188 225
Куберсола 46 185 190
Кордехтюр 40 162 176
Яштород 19 75 66
Энгеосола 35 140 173
Лайсола 67 270 299
Починок Троицкий 8 35 41
Прокопьевское 16 66 61

Итого 372 1497 1627
ГА РМЭ ф.306 оп.326 л.76

 

7 декабря

Где же подлинный рояль Чайковского?!



Два рояля в двух музеях г.Воткинска - в Доме-музее и Историческом, и в каждом сотрудники говорят, что у них роял тот самый, на ктором занимался маленький Петр. Скорее всего, второй, переданный в музей лично потомками композитора.

Фото помощника городского пристава, фотограф Лобовиков, Вятка,
1894 г.

О деревне Утчан.

В приходе села Алнаши Елабужского уезда когда-то находилось несколько деревень со схожим названием - Старый Утчан, Новый Утчан, Верхний Утчан. Преобладало в них в основном удмуртское население. В 1860-е годы большинство из них писались уже как "новокрещены" - принявшие православие. Новокрещенам полагались определенные льготы от государства. Например, они могли получать фамилии, в отличие от своих язычествующих сородичей. Удмурты начали получать фамилии намного раньше, чем марийцы. В деревне Старый Утчан примерно в 1870е годы первую фамилию получила семья Котковых, представители которой в ранних книгах упоминаются еще как бесфамильные. Правда, есть предположение, что Котковы все же были приезжими русскими со стороны, подселившимися в удмуртскую деревню...



На фото: жительница д.Старый Утчан Коткова Александра Константиновна. Фото предоставлено Ольгой Сурской

Вятские священники Лесниковы.



На фото изображен священник священник Николай Андреевич Лесников (1875 г.р.) и его матушка Вера Григорьевна (поженились прибл. в 1898 г.). О них известно немного. Николай Андреевич Лесников стал священником, видимо, в начале 1900-х, так как эта его фотография в священнической одежде сделана в самом начале прошлого века. Имели пятеро сыновей: Владимира, Сергея, Алексея, Николая (погиб под Сталинградом), Юрия и одну дочь - Ольгу. На 1915 г. служил в с.Ботыли Нолинского уезда. После 1917 г., очевидно, был перемещен в Уржум, где и скончался то ли от рака, то ли от голода. В других уездах губернии служили другие братья о.Николая.

Фото предоставлено Дамаскином Лесниковым.

Новая книга о великом вятском архитекторе, пока в виде вольной прозы.

8 декабря

Улицы старого Ижевска



Троицкий и Плотинный переулки (Советская улица)
Коньшин – (Красногеройская)
Горшечный (Бородина)
Овчинников (Лихвинцева)
Бодалевский (Труда)
Пуренгов (Пастухова)
Узенький (Интернациональная)
Моклецовский (Либкнехта)
Бодинский (Октябрьская)
Береговая ул. (Красного террора)
Базарная (Коммунальная)
Куренная (Красная)
Старая (Карла Маркса)
Церковная (Ленина)
Госпитальная (Красноармейская)
7-12 улицы (Свободы, Пролетарская, Революционная, Бедноты, Гоголя, Ломоносовская)
Площади:
Михайловская (Красная)
Артиллерийская (Первомайская)
Сенная (Свободы)

Переименованы 13 декабря 1918 г. Из протокола заседания Ижевского Ревграждансовета: «постановили: считая названные улицы и площади ее соответствующие духу пролетарского социалистического переустройства, Революционный совет нашел необходимым переименовать улицы и площади Ижевской трудовой коммуны)».
ЦГА УР ф. р-3 оп. 1 д. 42 лл.25-25 об., 27.

Нет нужды говорить, что город (как и остальные) после этого утратил свою историческую самобытность...

9 декабря

История Вятки:

Открытка Вятского губернского комитета МОПР (Международной организации помощи борцам революции).
Подпись на обороте: "Новый дом, отстроенный за годы революции".



На снимке запечатлен дом вятского купца и лесопромышленника Н. Клабукова. Здание располагается на углу улиц Московской и Ленина. 

Строительство здания началось в 1915 году и продлилось до 1917г., но не было завершено: случился пожар. Несколько лет помещение стояло недостроенным и лишь в 1925 году началось его восстановление. После окончания строительства здесь размещалась гостиница, в советское время - партийные организации. Сейчас здесь располагается городская поликлиника.

Ольга Анцыгина 

Однажды, я стала случайным свидетелем следующего поучительного для всех нас разговора. На остановке у ЦУМа мальчик лет 5-ти спросил маму, показывая на памятник Кирова: "Мама, а кто это?" Та стала объяснять, мол. имя этого человека носит наш город, вернее не имя - зовут то его Сергей Костриков - а его псевдоним. Получила встречный вопрос, мол, что такое псевдоним? "Ну..."-растерялась она,- "Видишь ли, раньше, при царе этот человек боролся за счастье всех людей. Он искренно верил , что прав в своей борьбе против царя. Но царская полиция хватала таких людей и бросала в тюрьму. Поэтому Костриков не мог называться своим настоящим именем и придумал себе партийную кличку Киров." Ребёнок расхохотался:" Это что же получается, наш город носит КЛИЧКУ, КАК... КАК СОБАКА ?" Потом, задумавшись добавил:"Мам, ты же мне говорила, что царь хороший был. Зачем же Костриков против него боролся?" Вот и подите объясните детям своим это противоречие истории!! Не знаю, что ответила на это мать, я села в подошедший автобус, и подумалось мне, а ведь ребёнок в чём то прав. Можем ли мы гордиться "кличкой", которую носит наш город, когда всё в истории Родины так перепуталось, такая кривда правила миром!! Поди разберись. До сих пор нет единодушной оценки деяний большевиков. Нет, уж лучше жить в Вятке.

Метрические книги как свидетельство "красного террора".



Несмотря на известный декрет "Об отделении..." и изъятии у церквей метрических книг (конец 1917 г.) в Вятской губернии метрические книги продолжались вестись до конца 1918 г., а в самом ее восточном углу - Сарапульском и Елабужском уездах - даже до 1927 г.! Поэтому не случайно, что в на их страницах за этот период запечатлелось немало интересных фактов, например, период "красного террора" (осень 1918 г.).
По приходу с.Арзамасцево Елабужского уезда за осень 1918 г. можно найти 2 строчки: 
31 августа/1 сентября д. Старый Утчан гражданин Михаил Ананиев Баранов 23 года расстрелян
18 октября д. Ромашкина гражданин Петр Ушаков 52 лет убит.

Хотя в последнем случае могло иметь место и бытовое убийство, но ... страшная дата 18 октября 1918 г. (день массовых расстрелов)заставляет задуматься о другом.

Вотская свадьба.



Запись из метрической книги прихода с.Арзамасцево Елабужского уездв за 1879 г.

 

10 декабря

Куклы. Дом-музей П.И.Чайковского, г. Воткинск.

Фисгармонь. Непременная деталь быта каждой священнической семьи. Нередко встречалась в домах чиновников и купечества.

Сударушка. На фоне интерьера крестьянской избы. Исторический музей г.Воткинска.

Еще один музыкальный инструмент начала 20 века - граммофон. Помнится, в эту большую трубу Гюльчатай подливала воду, что бы великий вятский бас не охрип ))

Ижевск в 1926 году



Темень, темень-то кругом
В осень эту!
По деревне что ль идем?
Света нету.
Сеня, Сеня, посмотри,
Что пред нами!
Не нажить бы фонари
Под глазами
Тротуар и не видать!
Грязи – море!
Доски сгнили и торчат.
Эко горе…
Не проедешь, не пройдешь –
Тонешь в луже!
Ну, Ижевск! Не найдешь 
Город хуже… 

Г.Дягилев, 1926 г.

 

11 декабря

ТАИНСТВЕННЫЙ КОТЕЛЬНИЧ» МОЖНО КУПИТЬ
Любителям истории города Котельнича будет интересно узнать, что в продажу поступила 3-я книга Олега Александровича Зайцева. Приобрести её можно в Котельничской типографии. Также у автора ещё осталось немного предыдущих выпусков. Это очень содержательные по историческим событиям и фактам книги, в которых рассказывается так же о происхождении некоторых фамилий, родословных, истории старых домов, которые ещё сохранились до нашего времени, а также, как и чем жили люди Котельнича в те далекие времена.

СТАРОЕ ФОТО

Старые фотографии бережно хранятся в наших семейных альбомах, но, если не знать свою родословную, то многие фотоснимки (если на них, конечно, нет подписей) нам ни о чём и не расскажут.
Интересное фото нашлось у моей бабушки в Подосиновском районе нашей области, лежало на чердаке. Мне неизвестны люди на фото, но сам снимок - уже раритет. Хотелось бы поделиться им с нашими подписчиками.
Если у вас есть подобные фотографии, а, может даже и с историей, то ждём комментариев.

В Кирове на набережной Грина сегодня находится следственный изолятор. Это здание было построено еще 1834-1836 годах, называлось оно «Вятский тюремный замок». 

Спустя много лет в феврале 1909 года через Вятку в политическую ссылку в Сольвычегодск проезжал и Иосиф Сталин. В этой тюрьме он оказался не на экскурсии, а как узник. 

Находясь на Вятской земле, Иосиф Виссарионович заболел возвратным тифом, поэтому из тюрьмы его перевели в губернскую земскую больницу. После трехнедельного лечения его снова перевели в Тюремный замок. Отсюда Сталина отправили по месту назначения - в город Сольвычегодск.

"...Весной 1919 г., когда армия Колчака подходила к Вятской губернии, преобразовательная работа была прервана. Библиотека получила приказ срочно эвакуировать свои фонды. В спешке, без разбора, книги были упакованы в ящики и мешки, погружены в вагоны и отправлены в Москву. В самой библиотеке разместились различные организации и учреждения, в результате чего и помещение, и мебель сильно пострадали. К счастью, благодаря настойчивым хлопотам руководства библиотеки, вагоны в Москве не были разгружены и вернулись в Вятку. Но уже налаженную работу во многом пришлось начинать заново..."

https://www.facebook.com/pages/Вятские-зарисовки/4859..

 

12 декабря

Ижевск: начало



Основание Ижевского железоделательного завода 10 апреля 1760 г. не могло бы состояться без открытия в 1735 г. богатейшего месторождения железной руды на р.Чусовой. На следующий год там, вокруг горы Благодать, начали строиться первые казенные заводы для выплавки чугуна, а уже в 1755 г. П.И.Шувалов сумел получить от Елизаветы Петровны практически за бесценок все Гороблагодасткие заводы. Ему также дали право переводить оттуда приписных крестьян на свои будущие новые заводы. Им это и станет происходить при основании Ижевского «передельного» завода, технологически связанного с городом. Экспансия деятельного заводчика оказалась естественным образом направлена оттуда на юго-запад, где еще имелись неосвоенные Шуваловым и Демидовым сырьевые и людские ресурсы, необходимые для «переделки» чугуна в железо.
В «шуваловский», начальный период истории Ижевска завершилось возведение основного объема уральской плотины, ставшей градостроительным ядром будущего города-завода. Этот градостроительный термин применяется только по отношению к уральским вододействующим предприятиям и их селитьбе. Одновременно определились линии основных магистралей и общий характер планировки регионального поселения «петербургского» типа. Признаков регулярности долго не наблюдалось в планах даже будущих уездных городов на территории Удмуртии. Свой статус они получили в 1780 г., но только через 2 десятилетия, значительно позже Ижевска, хаотичную или «гнездовую» уличную сеть Глазова и Сарапула начнут спрямлять, регулировать в соответствии с генеральными планами. 
В 1760-е на Иже также началось формирование кадрового ядра мастеровых. Первопоселенцами города-завода явились выходцы с городских заводов и в целом с Урала. Сразу же стали устанавливаться специфические организационные, просветительские, экономические связи нового предприятия с окружающим населением. Приписные крестьяне проживали порой в 240 верстах от завода, а само поселение при нем чаще всего так и называлось: Завод.
В 1763 г. завод перешел в казну, что поначалу воспринималось его жителями и приписными крестьянами как определенное облегчение своей участи. Шло дальнейшее становление железоделательного производства, а в 1778 г. было основано еще и якорное дело. Однако после 1774 г. из-за кровавых событий пугачевщины некоторое время стояло под угрозой само дальнейшее существование Ижевского завода.
Еще в 1765 г. началось формирование собственного Православного прихода первой Ижевской Церкви, которую освятили во имя Ильи Пророка. В 1780 г. селение перешло из Казанской губернии в Вятское наместничество (с 1796 г. это губерния). Налаживались связи также с окружным (с 1796 г. уездным) центром – г.Сарапулом. 

Ижевск документы и материалы. 1760-2010 – Ижевск 2010 г.

Ижевское антисоветское воостание в современном историческом свете



Вскоре после свержения Самодержавия (1917 г.) в Ижевске сформировались сильные партийные организации, а после октябрьского переворота произошло и долгожданное самоутверждение в городском статусе. Царствовала революционная романтика на фоне разрухи, анархии и террора.
С января 1918 г. в городе разгорается красногвардейский (максималисткий, большевисткий) террор, усугубляемый «комиссародержавием» на самом заводе и откровенным грабежом крестьян столичными продотрядами, действовавшими вокруг Ижевска. Все это создало предпосылки для антибольшевисткого восстания ижевских рабочих в августе 1918 г. Их поддержат вскоре Воткинск, Сарапул и многие крестьяне.
Антибольшевисткое восстание 8 августа- 7 ноября 1918 г. являлось самым таинственным, драматичным и противоречивым в истории Ижевска. Можно диаметрально противоположно оценивать дела «красных» и «белых» в эти дни. Главное в том, чтобы не забывать: кто же и почему в конце концов победил. Неправомочны также попытки безбрежного расширения хронологических и территориальных рамок восстания, но свержение власти большевиков в августе 1918 г. на территориях, исторически входивших в «зону ответственности» Ижевского завода, бесспорно, можно и нужно связывать с Ижевским антибольшевиским восстанием. Но т.н. «Колчаковия» и соответственно «колчаковщина» - это уже совсем другие явления, хотя и косвенно связанные с Ижевском. 
Документов непосредственно восстания в местных архивах крайне мало. Многое проясняют материалы Ижевских газет тех дней. Актуальность восстания в том, что оно явилось прежде всего жестоким уроком демократии для всех тех, кто попирал ее или же осмелится впредь попирать.
Несмотря на военный триумф – взятие мятежного Ижевска, приуроченное к первой годовщине октябрьского переворота, Красной армии еще придется вести ожесточенную борьбу за оружейный завод. Его эвакуируют, спасая от колчаковцев (они захватили город 12 апреля по 8 июня 1919 г.), а затем будут героически восстанавливать, осуществляя одновременно силовую «перековку» строптивых ижевцев и окрестных крестьян.

Ижевск документы и материалы. 1760-2010 – Ижевск 2010 г.

 

Большевизм глазами вятских современников: "Эта подлая власть, издевающаяся над всей Россией..."



Воззвание Штаба народной армии к гражданам г.Ижевска с призывом встать на его защиту

Не ранее 18 августа 1918 г.

Граждане Ижевцы! Если Вам дороги жизни ваших детей и престарелых отцов и матерей – становитесь на защиту Ижевска. Предатели Росии – совет комиссаров – именующие себя «народной властью» посылают тысячи темных неразумных детей народа расстреливать Вас. Они не солдаты, они не умеют владеть оружием, но их много, они в изобилии вооружены, если ВЫ дружно, как 1 человек, встанете на защиту Вашего родного Ижевска, если Вы все будете помогать общему делу – мы победим.
18 августа наши доблестные защитники проявили геройское мужество: разбили на голову 2тысячный отряд противника, захватили пленных, 4 орудия, несколько пулеметов и огромное количество патронов и снарядов. Враг в паническом ужасе бежит, преследуемый нами. Товарищи Граждане, от Вас зависит закрепить победу и навсегда освободиться от насилия и произвола, комиссаров, ведущих братоубийственную войну. Эта подлая власть, издевающаяся над всей Россией, не дорожит ничем. Есть сведения, что большевики хотят во что бы то ни стало стереть с лица земли Ижевский завод, что бы мы не могли защищать нашу родину. Они собираются взорвать пороховые погреба и разрушить плотину: город взорвать, а заводы затопить. 
Граждане, неужели Вы не защитите своих детей и себя от смерти и ужаса разорения. Нет, не будет этого. Становитесь все под знамя освобождения России.
Женщины, посыл своих мужей и братьев на защиту Ижевска. Пусть каждый предоставит себя в распоряжение Штаба Народной армии, который каждому даст свое дело.
Лучше смерть, чем гибель Ижевска и дорогой для нас всех России. 

Штаб Народной армии.

Ижевский защитник – 1918 г. 23 августа

п.с.: все таки наши предки были умнее многих наших современников, снова бегущих под красные флаги и красивые обещания. Но наши предки в начале 20 века прошли через то, от чего избави нас Бог...

Южное порубежье Вятской губернии в каменный и бронзовый век 



Берега полноводной Камы издревле привлекали к себе человека, о чем свидетельствует наличие большого числа археологических памятников, в т.ч. и в районе г.Сарапула. Наиболее ранние из них относятся к каменному веку (эпоха неолита, 3-2 т. до н.э.).
Известны т.н. Первомайские стоянки на северной окраине поселка Симониха (напротив берега Камы). В раннем железном веке, в период обострения военных конфликтов, финно-угорские племена заселяют правобережье Камы.
В черте Сарапула известны 2 городища 3-4 вв. н.э. – городище Чупиха в северной лесопарковой зоне города с мощными оборонительными сооружениями в виде валов и рвов, а также городище Кладовая Веретия на территории Парка им.Ленина. Оседлое население в то время проживало поблизости, а в случае опасности скрывалось за крепостными стенами города. На центральной площади города в 1912 г. при реконструкции здания Окружного суда был обнаружен могильник с захоронениями воинов, относящийся к этому времени. Найдены наконечники копий, бронзовые украшения. 

Сарапул – 2003 г.

До сих пор практически не было материалов по истории Вятской губернии в до-русский период. Думается, на этот интересный период нашей истории тоже надо обращать внимание. В дальнейшем можно будет пойти и еще дальше - в до-человеческий период. Литературы на эту тематикуи достаточно, в большинстве которой нет в интернете.

Вятский художник П.А.Кривоногов.


Пётр Александрович Кривоно́гов (1910—1967) — советский живописец-баталист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955). Лауреат Сталинской премии (1949). Член ВКП(б) с 1945 года.
Дата рождения в разных источниках указывается разная, согласно Большой советской энциклопедии, родился 4 октября по старому стилю (17 октября по новому) 1911 года, согласно статье Тепикина и ранним советским энциклопедиям — 8 сентября 1911 года (21 сентября по новому стилю), согласно поздним архивным исследованиям — 8 сентября 1910 года (по новому стилю 21 сентября)[1]. Место рождения — село Киясово Вятской губернии (современная территория Удмуртии). В годы гражданской войны погиб отец, и в 12 лет Пётр был отдан в батрачество, затем беспризорничал. Продолжение здесь https://ru.wikipedia.org/wiki/Кривоногов,_Пётр_Алекса..

Картина П.А.Кривоногова "Комдив Азин". Рисуя эту картину, художник конечно не мог не знать, что великий комдив бывал и в его родных местах ...

Городской глава - всем главам глава



Башенин Павел Андреевич (1868-1910 гг.): городской голова, купец первой гильдии, лесопромышленник, почетный гражданин Сарапула.
Уже в 21 год начинающий купец Павел Башенин приобрел славу не только состоятельного, но и очень надежного и честного предпринимателя. Павел Андреевич дважды избирался городским головой (с 1904 по 1909 гг.). Приход нового городского головы ознаменован рядом ярких событий, прежде всего, крупного строительства капитальнго водопровода и элетростанции. И только благодаря силе характера Башенина дело было доведено до конца. Он лично возглавлял строительство. За это в 1909 г. он был удостоен высокого звания – «Почетный гражданин г.Сарапула».
1910 г. стал последним в жизни Башенина, хотя еще предстояло продолжить работу по строительству железной дороги, построить театр, народный университет и т.д.

Коллаж с сайта http://opora-sozidanie.ru/?p=7069. ЗДесь же можно прочитать подробно о жизни П.А.Башенина

 

Сегодня в музее истории г.Ижевска состоялось первое заседание Удмуртского родоведческого общества под председательством Е.Ф.Шумилова, на котором собрались местные историки-архивисты. Оно конечно собиралось и раньше, но теперь будет проходить под крылом УИРО - Уральского историко-родоведческого общества, т.е. в новом статусе. Приятно было видеть столько людей, объединенных общей темой.

Мемориальная табличка в Ижевске, вызывающая улыбку (площадь Александро-Невского собора). Видимо, с советских времен не меняли. Даже в 1917 г. большевики в губернии были очень малочисленной партией, не говоря уж о 1905 г. Поэтому ни о какой демонстрации под их лозунгами в 1905 г. речи быть не могло. Да и какие лозунги? Известно, что незадолго до революции, большевики просто переняли их у других партий, которые возникли в том же 1905 г. Фальшивый советский агитпроп...

Новая книга, ценная по своему содержанию. Издана в Ижевске в этом году на основе "ревизских сказок" архива РГАДА.

Марийские пословицы и поговорки

Марийцы (ранее: рус. черемисы, тюрк. чирмыш) - финно-угорский народ в России, в основном в республике Марий Эл. В ней проживает около половины всех марийцев, насчитывающих 604 тысячи человек (2002). Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала.

Без ходьбы не бывает тропы, без взаимного посещения не бывает родни.

Братья побеждают даже и медведя. (о дружбе)

В теле женщины имеется три капли змеиной крови.

Вдова – огород без изгороди.

Вдова – потерявшаяся гусыня.

Вышла замуж – терпи, заячья шкура тоже терпит три года.

Дитя – родительская кровь.

Если дитя не почитает родителей, то он бестолковый.

Если мальчик пойдёт по стопам отца – будет настоящим человеком.

Если отец – горшок с сажей, а мать – бочонок с дёгтем, их дети не станут ягодкой малины.

Если придёшь к сыну – садись к столу, к дочери – ближе к дверям.

Если ребёнка поучает мать – будет шустрым в труде, если отец – будет быстрым на ум.

Если ребёнка не смог научить, когда он лежал поперёк лавки, то его не научишь, когда он будет лежать вдоль лавки.
Если укоряет мать, укоряет к добру. 

Жена с мужем — одна кровь. 

Жена может и богатым и нищим сделать. 

Женитьба, замужество – не кашу есть. 

Женщина – домашний леший. (о женщине с отрицательной стороны) 

Жизнь девичья — медовая, жизнь бабья — собачья. 

Дальняя родня – сливочное масло, близкая – горькая редька. 

Детей нет – одно горе, есть – три горя. 

Для каменных дворцов в цене камни, для деревянных – дерево, для родителей – дети. 

Доброта брата со снохой — на вершине голой сосны. 

Каждому свой ребёнок дорог. 

Когда дети малы – одно горе, вырастут – много горя. (букв. «сто» в переводе с марийского) 

Когда женится сын, приходится пить и помои. (пословица о сыне с отрицательной коннотацией) 

Кто не слушается родителей, тот часто попадает в беду. 

Ложное слово — на три дня, правдивое слово — на века. 

Лошадь — крылья человека. 

Лошадь — опора хозяйства. 

Луга красивы цветами, родной край — своим народом. 

Материнское молоко всегда на нашем языке. 

Материнское сердце при детях, детей – при камне. (о неблагодарных детях) 

Мать ругает любя. 

Муж и жена – пара колокольчиков. 

Муж с женой должны быть как два кола для прясла, если один начинает падать, опереться на другой можно. 

Мужчина без жены, как гусь, ищущий водицы. 

Мы — родня, столкуемся. 

На ольхе яблоки не растут. 

На словах масло — на сердце камень. 

На солнышке тепло, а с матерью ещё теплее. 

Необученному жеребцу дороги нет. 

Одна спичка — не спичка, один сын — не сын. 

От ели рождается ель, от дуба – дуб. 

Пока жеребёнок сосёт, мать наестся, облизывая лёд. (т.е. ради ребёнка мать всё стерпит) 

Пока маленькие – тяжело ногам, вырастут – тяжело сердцу. (о детях) 

Посадив лопух, капусту не вырастишь. 

При матери теплее. 

Родителей кормлю – долги возвращаю, сына воспитываю – в долг отдаю, ращу дочку – кидаю в воду.

Родная земля — всем мать. 

Силён медведь, да ведь и его ловят. 

Слова старших не упадут в землю. (т.е. не пропадут, сбудутся) 

Словами можно гнуть и ольховые дуги. 

Советы дальнего родственника дороже золота. 

Советы старшего – серебряные монетки. 

Сны вкуснее слоёных блинов. 

Ссора между братьями только до высыхания коленкорового полотенца. (т.е. ссора между родственниками не бывает долгой) 

Ссора между мужем и женой только до высыхания шёлкового полотенца. 

Сын родится держать хозяйство, дочь – мотать хозяйство. 

Сына воспитывают, чтобы руки отдыхали, дочку – чтобы сердце успокаивалось. 

Тропинка от ходьбы прокладывается. 

У дерева с крепкой сердцевиной и ветки должны быть хорошие. 

У зятя с дочерью – калиновые пироги, у сына со снохой – солёные пироги. 

Ударяя по оглобле, лошадь не научишь. 

Ум у марийца на три дня позже идёт, у татарина на три дня вперёд, у русского — точь-в-точь. 

Хваленый ягнёнок (дитя) поносливый. (неблагоразумно с точки зрения воспитания хвалить детей) 

Хозяйство без лошади, что человек без головы. 

Хотя у воронёнка и рот некрасивый, для матери он очень красивый.

 

Воткинская волость



Первое упоминание о Вятской земле датируется 10 веком, когда на стала частью Московского княжества, которая управлялась сотниками и воеводами. Воткинский район входил в сотню (административную единицу) царского наместника Пронки Янмурзина. Граница сотни проходила на северо-востоке по рекам Шаркан, Кивара, Большая и Малая Вотка, Сюр, верховью рек Иж, Постол, Позимь, Кечева. На севере сотня граничила с Пургой и Верхней Чепцой, на западе и юго-западе ее граница проходила по притокам Сюра и Постол, на юго-востоке – по р.Кечева, на востоке – по реке Сива.
Сотни как административные единицы просуществовали до 1780 г. В результате административной реформы Екатерины Второй Россия разделилась на губернии, уезды и волости. Царским указом от 11 сентября 1780 г. была образована Вятская губерния, в состав которой вошли 13 уездов, в т.ч. Сарапульский. Воткинская волость стала 1 из его 39 волостей, на территории которой насчитывалось 972 поселений.
Территория будущего Воткинского района стала частью Сарапульского уезда Вятской губернии, куда входило 4 уезда – Глазовский, Елабужский, Малмыжский, Сарапульский. Уезды делились на станы. В Сарапульском уезде было 5 станов. В 5 находилась и Воткинская волость. В начале 18 века сюда проникает русское население, и впоследствии образовалась самостоятельная Сивинская волость в бассейне р. Сива, где располагались с.Ильинское, д.Волховка на р.Сива, починок Докша, д.Косачево, д.Коклемасово, починок Становой, Забегаево. Таким административное деление оставалось до начала 20 гг. 20 века. 

Воткинский район 80 лет – Казань 2009 г.

На иллюстрации: Воткинск сто лет назад

Примечание: в начале очевидно речь идет о 15 веке, а не о 10, как написано в книге...

Живучая ложь



Недавно в одной краеведческой книге, причем новой, нашел такие строки: "В дореволюционное время сельское хозяйство Сарапульского уезда Вятской губернии было крайне отсталым. Основная масса земель находилась в общинном пользовании крестьян-единоличников. Значительная часть земель принадлежала зажиточным владельцам. Урожаи не отличались высоким сбором. Ситуация в животноводстве также складывалась не лучшим образом. Скот, принадлежавший крестьянам, был мелким, беспородным, с малой продуктивностью и небольшим живым весом. Сельское хозяйство района было подорвано Первой империалистической войной, иностранной военной интервенцией и жесточайшей засухой 1921 г." (Воткинский район 80 лет" – Казань 2009 г.). 
Сразу бросилось в глаза, т.к. откровенная неправда, особенно про массовое засилье "единоличников" и помещиков (кто знает историю селького хозяйства в губернии, расссмеется), а уж про интервентов здесь - ни в какие ворота! Интересно было бы знать, чем интервенты занимались в Сарапульском уезде, наверно испытывали новые танки, подорвали ими здесь сельское хозяйство )) А если серьезно, видно, что все просто списано с советских публикаций, в большом изобилии находящихся в библиотечных альбомах. По стилистике это похоже даже на газетную "историографию" 1930х годов. 
Что бы не было таких ляпов в хороших изданиях, хотелось бы, что бы их авторы обращались к более авторитетным изданиям, чем газетные статьи, а то получается, что переписываем зачастую историческую ложь полувековой давности...

Мирское крещение



Из записи метрической книги прихода с.Мещеряково Елабужского уезда за 1904 г. о рождении крестьянской девочки в д.Паново Анны Васильевны Бутусовой: "Восприемники: погружена повивальной бабкой крестьянкой той же деревни Матроной Прокопьевой Конаковой". 
В основном такая форма крещения была распространена в советские времена, когда на многие километры не было ни действующей церкви, ни священника. Крестили и отпевали "мирским чином", правда, зачастую это делалось благословленными Церковью на это делание людьми. Но, как видим, практиковалась такая форма и зачастую до установления советской власти. Очевидно, девочка родилась очень слабой, и ее побоялись везти далеко в церковь. Крещение тут же совершила повивальная бабка, принимавшая роды. К сожалению, это не помогло. Спустя 3 часа ребенок умер. Ее мать также была больна - тяжелой формой туберкулеза. На следующий день она скончалась, в возрасте 39 лет. И мать и девочку осиротевший крестьянин похоронил в один день 18 июля. 
Это странно, но спустя ровно 2 года, практически день в день (16 июля 1906 г.) крестьянин деревни Паново Василий Алексеевич Бутусов скончался от "чахотки". Было ему 42 года...

Незаконнорожденные...



Метрическая книга прихода с.Мещеряково Елабужского уезда, 1882 г.

В наше время часто спрашивают, сколько может быть крестных у человека - 2, 3, 5 ? Наши мудрые предки знали ответ, всегда было по 1-2 человека...

 

13 декабря

Купеческие дома Ижевского завода

Знаменитый "Генеральский дом" в Ижевске. С 1857 по 1917 гг. - Дом командира Ижевского оружейного завода. В годы Гражданской войны переходил от одной противоборствующей стороны к другой - штаб ижевских повстанцев, ЧК, контрразведка Колчака, ревком. Позднее стал клуб и перебывала еще куча учреждений. В настоящее время музей г.Ижевска.

Ижевские заводы.

Главное управление Ижевского завода и пиво-медововаренный.

14 декабря

К вопросу о свадебных поручителях.

\

Обычно было по 2 человека мужского пола с каждой стороны, редко было 3. Другой интересный вопрос, кого брали в поручители. Нередко поручители были с одной стороны (жениха) и у жениха и у невесты. Нередко в поручители брались "инородцы", особенно это было распространено в восточных уездах, где жили удмурты. 

С.Мещеряково Елабужского уезда, 1911 г.

 

15 декабря

Установление советской власти в Сарапульском уезде



По разному относилось население к новым органам власти. Газета «Прикамье» в апреле 1918 г. писала: «…Власть Советов является насилием незначительного меньшинства над большинством и поэтому в существе своем явление явно реакционное и попирающее основные лозунги Российской демократии…»
В условиях гражданской войны часть населения видела в советской власти защитницу. 
Из протокола общего собрания представителей Июльской волости: «Мы видим в настоящий момент 1 выход – только держаться за власть советов, за ту власть, которую создаем мы сами из мозолистых своих рук… Мы узнали, что такое колчаковская власть, что такое власть Советов… Колчаковская власть это не власть, а шкуродерная фабрика., на которой работают только одни офицеры, жандармы, помещики да попы да их прихвостни…»
Во многих селах и деревнях в этот период установилось двоевластие. Как отмечалось на 2 съезде комитетов бедноты Сарапульского уезда в январе 1919 г., «… с 1 стороны – Совет крестьянских депутатов (кулаки), с другой стороны – комбеды…» Было принятие решение переименовать Совет крестьянских депутатов в Совет крестьянской бедноты и посвятить Его деятельность «…строительству обещанной жизни».
В тяжелые годы Гражданской войны основными задачами новой власти были борьба с голодом, помощь продотрядам, «… Следить за проведением в жизнь всех декретов центральной советской власти», сбор налогов и др.
Газета «Красный воин» 3 апреля 1919 г. писала: «В Галевской волости чрезвычайный налог собран и отправлен. В Сарапуле ведется учет и обмолот зерна. Кулачье обеврежено. Беднота крестьяне держится за свою власть. Открыта библиотека-читальня».
… Еще 1 свидетельство противостояния разных слоев населения: «10 апреля 1919 г. прибыла белая банда. С ними вместе пришло все кулачество, которое уходило с белой бандой. В первую очередь у них было нападение на всех советских работников. Было арестовано 12 человек, расстреляно… Услыхали о советских войсках и убежали почти 2 т. человек. Почти всех лошадей забрали с собой, во всей волости осталось примерно 100 лошадей. Много полей не засеяно. Пашня не вспахана. Телег нет…» (из доклада Перевозозинского революционного комитета в отдел управления Сарапульского уезда, июнь 1919 г.).

Воткинский район 80 лет – Казань 2009 г.
Картина А.В.Моратова "Комитет бедноты".

 

 

Слово об Ижевском пруде



Как и в минувшие времена, прямо напротив башни – водный вокзал. Плыви себе в любую сторону. Усядешься на верхней палубе теплохода и не можешь уже глаз отвести от проплывающих мимо берегов. Словно и не ты плывешь, а весь город в плавание отправился.
Когда-то купец первой гильдии Иван Иванович Бодалев пытался разводить в Ижевском пруду стерлядь и осетров. Память о нем сохранилась в небольшом клочке суши, который хитростью купчина сумел отвоевать у воды. А вон и его знаменитый пивоваренный завод, на котором использовалась на диво вкусная водица Полковницкого ключа.
Полукаменный дом Юровского по прежнему стоит на углу улиц Пастухова и Свердлова. Мало кто из нынешних горожан вспомнит его хозяина, но Юровский мыс всем знаком. А почти напротив, на другом берегу пруда – пристань Соловьевская дача. Талантливый инженер-металлург Андрей Михайлович Соловьев – еще и автор первого исторического очерка по истории Ижевска, напечатанного в 1907 г. к столетию оружейного завода.
Давным-давно не снуют по водной глади пруда параходы «Шрапнель» и «Граната». На 1 из них доставляли рабочих из Колтомы к Угольным заводским воротам, случалось выбиралась местная интеллигенция и чиновничество на загородные пикники, а другой пароход занимался доставкой леса от Воложки. После революции переименовали пароходы, дали им созвучные новой эпохе названия – «Свобода» и «Красный сплавщик».

Ижевск - Ижевск 2004 г.

Памятник ижевским оружейникам

 

 


Назад к списку