Тихон (Кожевников) иеродиакон
Тихон (Кожевников) : иеродиакон. Не много пока известно о подвижнике Тихоне, часто жизнь юродивых остается тайной. Известно, что отец Тихон родился в деревне Кугерь Уржумского уезда Вятской губернии около 60-х годов 19 века. Его родители были набожные крестьяне Кожевниковы. Они занимались сельским хозяйством и имели средний достаток, а в своем сыне видели опору и продолжателя своего хозяйства. Очень рано умирает его мать, а затем отец, но так как материальное благополучие не привлекало его, то он вместе с монахинями-односельчанами уезжает в монастырь, скорее всего это была Киево-Печёрская лавра.
В семье, где жил он, родственница накричала на дядю Даниила. Отец Тихон сказал ей: «Может, ты в последний раз на него кричишь», а потом, указывая на двор, добавил: «У нас сараев-то здесь не будет, будем картошку садить». Сказав это ушел из дома. Днем произошел пожар и дом со всеми постройками сгорел, а дядя Даниил, который побежал в хлев спасать жеребенка погиб. После этого подвижник уходит жить в избушку, которую построил в логу около деревни. К нему начинают приходить за советами и помощью люди, но монах не остается здесь жить, а избегая земной славы сжигает избушку и переходит жить в деревню Фролята (в полутора километрах от деревни Кугерь) к своей племяннице Насте.
Все это время он всегда держался строгого поста, совершенно не вкушая мяса, был совершенно равнодушен к богатству. « Люблю я бедных - говаривал он и добавлял, -богатый зазнается, а бедный обманется.» И, действительно, он обходил стороной богатых, но часто посещал дома бедняков.
Для него самым большим богатством были доставшиеся от родителей иконы, которые в два ряда стояли в красном углу, и книги религиозного содержания. До нас дошло название одной из них: «Загробный мир». Хотя он и помогал своим родным в хозяйстве, но основным его делом было проповедовать и желание послужить спасению ближних своих Уржумского района и поэтому отец Тихон ходил из деревни в деревню, из дома в дом. Он своей жизнью и постоянным словом напоминал всем о высших целях жизни, всеми способами стараясь утвердить сознание людей в том, что мы не имеем здесь, на земле, постоянного града, но должны искать будущего (Евр.13,14), достигая, верой и добрыми делами, благ духовных и вечных.
Подобные посещения блаженным жителей Уржумской стороны всегда имели важное значение, они привыкли видеть в юродивом монахе Тихоне - человека Божия. А началось такое почитание после службы в церкви села Архангельское (деревня Кугерь и деревня Фролята были приходом этой церкви). Однажды он в качестве диакона помогал служить священнику, и хотя был праздник и необходимо было надеть светлые одежды, отец Тихон одел темную. Увидев это, священник сказал: «Ты что? Одевай светлые…» В ответ же услышал: «Я ведь ошибся», но в тот же день после обеда священник скончался. Люди решили, что своим необычным поступком отец Тихон пророчествовал эту смерть.
К нему начинается настоящее паломничество: люди спрашивали советы в различных делах, узнавали о судьбах своих близких сражавшихся на войнах: с Японией, 1 мировой, гражданской, будет ли счастливым брак… Народ стал внимать всем его словам, в надежде услышать мудрый совет, притчу или наставление. Так Господь, возвышающий смиренных прославил блаженного подвижника даром прозрения и хотя он никому не отказывал в ответе, но отвечал не прямо, а туманно, присказками, иногда «показывая» свой ответ. Часто отвечал, не глядя даже в лицо человека, без труда узнавал мысли и думы каждого, читая их, как в раскрытой книге, прозревая будущую судьбу.
Прозорливость- это высший дар, ниспосылаемый Богом. Человек, по падении прародителей «слеп», но с того момента, как человек в смирении приступает к Богу и постом и молитвою соделывается избранным сосудом - покрывало духовной слепоты его снимается и человек духовными очами начинает постигать окружающие его предметы в новом свете. У кого открыты духовные очи, - тот видит, как в зеркале, думу и мысли каждого человека.
Когда этот дар появился, не известно, но уже в юные годы будущий монах Тихон, придя однажды домой, сказал маме: «Какие люди молодые умирают». Она удивилась, так как в деревне все были живы и спросила: кто? Тихон назвал людей и скоро люди о которых было сказано действительно отошли в мир иной.
Так проходя по деревне Кугерь, он увидел мужчину, который долбил колоду для скота. Тут же бегали двое мальчишек- сыновей. Юродивый попросил лечь в колоду одного из них, Сашу. Тот лег, отец Тихон тогда добавил: «Нет, тебе не подойдет, а вот другому, Степану, подойдет, ты и ложись», вскоре Степан умер.
Иногда ответы давал не словами. Когда женщины приходили узнать о судьбе мужей ушедших на фронт, то отец Тихон подчас подводил их к роднику, где давал в руки камень. Это означало, что их ждет тяжелая доля. Часто он предвидел события, лишь взглянув на то место, где ему надлежит совершиться. Однажды в Уржуме он проходил по улице Воскресенской (ныне Советской). Посмотрел на дом богачей, сказав: «Погоди, пройдет время, и все эти вороны их верхних этажей вылетят». В это время он проходил мимо дома Локтиных. Когда произошла революция, большевики выбросили из верхнего этажа дома старуху- хозяйку.
Насчет Уржума, в котором часто бывал, о. Тихон сказал, что на площади в Уржуме будет кладбище Прошли годы, и здесь устроили могилы погибших большевиков, поставили памятник.
Его святая душа - прозревавшая глубину испорченного сердца человеческого (в нем же гади, им же есть числа, Пс. 103,25) сокрушалась и болела о погибели ближних. Подражая сострадательному Иову, который о всяком немощном плакал, так как видел в беззакониях людей оскорбление величия и благости Божией (Иов 30,25) отец Тихон, как любящий отец, всех увещевал покаяться и отвратиться от греха.
К отцу Тихону пришла молодая женщина узнать о муже. В подарок принесла ткань. Он взял и говорит: «Ходи по рядкам, где лучше, то и бери». Женщина упала пред ним на колени и призналась, что материал украла.
Одна женщина принесла ему каравай хлеба и, отдав, подумала, что этого хлеба хватит ее детям на целый день. Он тут же отдал ее хлеб обратно, сказав ей: «Бери, весь день ребята с хлебом будут». И добавил: « Погибнешь ты от этого хлеба». В 1939 году в Цепочкино ломали Церковь, а всем желающим принять участие в этом кощунстве давали хлеб. Эта женщина, прельстившись хлебом, тоже приняла участие в уничтожении храма.
Другим Божьим даром были исцеления отцом Тихоном приходивших к нему болящих и недугующих. А началось все, когда однажды в водах пробегавшего около кельи монаха он увидел маленькую иконку Божией Матери, на месте впадения первого ключа в речушку Кугерка. Взяв ее из воды, сказал: «Боже милостивый, надо купаться. Народ будет исцеляться. Источник будет святой».
Так однажды обратилась женщина, у которой пятилетняя дочь не могла ходить. « Привези мне девочку на Рождество»-сказал монах. Настал праздник, и женщина привезла дочь. Все вместе поехали к ключику в деревне Кугерь. Было очень холодно, но отец Тихон налил в колоду воды из источника и сказал матери разуть чадо. Та испугалась, ведь вода была ледяная, но старец успокоил, а когда девочка разулась, омыл ее ноги в воде. Потом сказал: «Надевай валенки, поедем домой, будем чай пить». Поехали к нему. Все сели за стол, а девочка сидела на печи. Когда подали чай, отче обратился к ней: «Мария, слазь, иди сюда». И все увидели, что девочка, которая не могла передвигаться, пошла к столу, то есть исцелилась. Что это, чудо? Да, истинно чудо! Но что удивляться? Ибо Бог творит бо…,- через Своих избранников - елико хощет (Пс 113,11). Таким «чудотворящим избранником» и был юродивый старец. «Много может молитва праведника поспешиствуема» (Иак.5,16), примером этому служит другой случай исцеления.
За обильные дары Божии - чудотворения и прозорливость его очень любил народ, но часто подозрительно относилась власть как при царе: когда в деревню приехали полицейские, взяли отца Тихона и увезли, но вскоре он вернулся. Одна женщина посочувствовала, видевшая как его грубо вели: « Как тебя мяли отец Тихон». В ответ услышала: «Березовую кору мяли, а меня не задели. А как у них теперь коленки болят». Так при коммунистах приезжали милиционеры. Заранее зная об их появлении, насыпал в колоду глины, смешал с водой и лег прямо в одежде. Приехавшие «гости» увидели его в таком виде, посмеялись. «Что ж с него взять, дурачок»- сказал старший и они, не тронув его, уехали.
Хотя при таком отношении властей к подвижнику, он оставался спокойным и всеми своими словами и поступками как бы показывал, что не стоит обращать внимания, но совершенно по другому отец Тихон относился к раскольникам, так называемым обновленцам. Известно, что в село Архангельское ехал священник, поддерживавший «Живую церковь», а юродивый вышел ему навстречу и очень сильно обличал «гостя», да так, что тот развернулся и уехал обратно.
Примерно в 1920 -1922 отец Тихон заговорил о своей кончине. Накануне смерти он сказал своей родственнице, у которой жил: « Настя, ты теперь крепко-то не спи, а то я завтра умру"» Настя спросила: «Ведь ты не болеешь, зачем умирать?». В ответ услышала: «Знаешь, какая жизнь будет. Скоро опять придут забирать» - это он сказал в Страстную неделю в храме села Архангельское. Только тогда поняли жители села, что значат слова, которые сказал блаженный одной женщине, когда она спросила его, проходящего мимо села Архангельское: «Отец Тихон, ты чего к нам не заходишь?» Он ответил: «Ладно, я к вам на целую неделю в Пасху приду». Так юродивый пророчествовал о своей кончине. Тело его после отпевания похоронили на местном кладбище. А запомнили окружающие, что он был красив лицом, среднего роста, носил бороду, худощав, с русыми волосами.
С тех прошло время, но до сих пор среди народа живет память о юродивом отце Тихоне, как о святом человеке, передаваясь, из поколения в поколение и сохраняется живое почитание о нем и его чудных деяниях. Не только в жизни земной он совершал знамения, но и по смерти, выражаясь словами премудрого Сираха, -дивны были дела его (Сир.48,15). Множество людей, с Уржумского района и других мест Кировской области, а также республики Мари Эл посещают могилку подвижника, к ней ведет не зарастающая тропинка.
Назад к списку