Уржумская православная викарная кафедра (1920-е гг)
Уржумская кафедра. Православная (РПЦ).
ВОГЛАВЛЯЛИ
1.Священноисповедник Епископ Виктор (Островидов) -
с 26. 12 (08.01) 1919 по 1920
2.Архиепископ Евсевий (Рождественский) -
с 14.12.1921 по 1923
3.Архиепископ Авраамий (Дернов) -
с 6.09.1923 по 1925
4.Епископ Георгий (Анисимов) -
с 3.09.1927 по 2.01.1932
Сведения о них:
1.Священномученик Виктор (Островидов), епископ Глазовский
(память 19 апреля по старому стилю)
Священномученик Виктор, епископ Глазовский, викарий Вятской епархии (в миру Константин Александрович Островидов) родился 20 мая 1875 года в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. После окончания Камышинского духовного училища, он закончил Саратовскую Духовную Семинарию. Будучи студентом Казанской Духовной Академии, Константин принял монашество с именем Виктор. В 1903 году он окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был назначен на должность настоятеля Троицкого собора города Хвалынска. С 1905 по 1908 годы отец Виктор состоял иеромонахом Иерусалимской Духовной Миссии, затем, с 1909 года являлся смотрителем Архангельского Духовного училища.
Вскоре отец Виктор переводится в столицу и состоит иеромонахом Александро-Невской Лавры, а затем с 1910 года назначается настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита. В сложное время гражданской войны с 21 февраля по декабрь 1919 года архимандрит Виктор является наместником Александро-Невской Лавры. До конца своей жизни он оставался учеником и почитателем престарелого профессора В.М. Несмелова, впоследствии руководителя Казанского филиала «Истинно-Православной Церкви». В 1919 году отец Виктор был арестован в Петрограде, но вскоре освобождён.
В январе 8 числа 1920 года состоялась его хиротония во епископа Уржумского, викария Вятской епархии . В том же году Вятский Губернский ревтрибунал приговорил Владыку к лишению свободы до окончания войны с Польшей, за то, «что агитировал против медицины» (во время эпидемии тифа просил паству усилить молитву об избавлении от болезни), но через 5 месяцев он был освобождён. В 1920 епископ Слободской
За активные выступления против обновленчества Владыку вновь арестовали 12 (25) августа 1922 года и по постановлению ГПУ сослали на три года в Нарымский край, после освобождения в 1924 году его лишили права проживания в крупных городах. Святитель вернулся в Вятку, где имея большое влияние и авторитет у своей паствы, в том же году был назначен епископом Глазовским, а также временно управляющим Вятской и Омской епархиями. Однако он вновь был арестован 14 мая 1926 года по обвинению в организации нелегальной епархиальной канцелярии и выслан на три года с лишением права проживания в центральных городах и Вятской губернии. Владыка поселился в городе Глазове. С сентябре 1926 года ему было поручено также управлять соседней Воткинской и Ижевской епархией, но в периоды пребывания в синоде новоназначенного Вятского архиерея Павла (Борисовского), Владыка Виктор фактически управлял и Вятской епархией.
В конце августа — начале сентября 1927 года епископ Ижевский Виктор получил Декларацию 1927 года, предназначенную для оглашения её духовенству и верующим Воткинской епархии. Известно, что Владыка ещё в 1911 году пророчески писал митрополиту Сергию (Страгородскому, тогда ещё архиепископу), что тот потрясёт Церковь своим заблуждением. Будучи глубоко возмущён содержанием Декларации и не желая оглашать её, епископ Виктор запечатал её в конверт и отправил обратно митрополиту Сергию. Декларация была оглашена только в Вятской епархии, но её практически нигде не приняли, однако общения с правящим архиепископом Павлом не прервали.
Вскоре за этим последовал указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Синода о разделении только что образованной Воткинской епархии на пять частей между соседними епархиями, и в октябре 1927 года епископ Виктор обратился к митрополиту Сергию с достаточно почтительным письмом, пытаясь его убедить изменить занятую им позицию соглашательства с богоборческой властью, требующей бесконечных компромиссов с совестью. Владыка предупреждал, что если митрополит Сергий не пересмотрит свою позицию, то «в Церкви произойдёт великий раскол»: «Дорогой Владыко. Ведь не так давно Вы были доблестным нашим кормчим... И вдруг — такая печальная для нас перемена... <...> Владыко, пощадите Русскую Православную Церковь...». В ответ из Синода епископу Виктору сначала было сделано предупреждение о том, чтобы он, как викарий Вятской епархии, «знал своё место» и во всём подчинялся правящему архиерею, а затем последовал указ о назначении его епископом Шадринским с правом управления Екатеринбургской епархией. Поездка депутации к митрополиту Сергию с просьбой отменить указ Синода закончилась безрезультатно. Епископ Виктор отказался выполнить указ Синода и в Шадринск не поехал.
В ноябре Владыка предлагает архиепископу Павлу Вятскому принести покаяние и отказаться от «Декларации», «как от поругания Церкви Божией и как уклонения от истины спасения». А в декабре он обращался с «Письмом к ближним», в котором называл Декларацию явной «изменой Истине» и предупредил паству, что если подписавшие воззвание не покаются, то «надо беречь себя от общения с ними». В своём письме Владыка Виктор предлагал пастве не быть «ночными чтителями Истины», но «пред всеми исповедывать истинность Церкви» и путём страданий хранить души в благодати спасения.
Идею «законного существования Церкви» через образование Центрального Управления, признанного властями и обеспечивавшего якобы внешнее спокойствие церкви, Владыка отвергал, называя такое объединение с богоборцами «уничтожением Церкви Православной», превращающей Её «из дома благодатного спасения верных в безблагодатную плотскую организацию» «какового греха не могут оправдать никакие достижения земных благ для Церкви».
Вскоре состоялось совещание Духовного Управления Воткинской епископии, на котором было принято постановление о прекращении епархией молитвенно-канонического общения с митрополитом Сергием (Страгородским) и единомышленными ему епископами как предавшими Церковь Божию на поругание, впредь до их раскаяния и отречения от Декларации. Постановление было утверждено епископом Виктором и 16 (29) декабря в третьем письме отправлено Заместителю Патриаршего Местоблюстителя. Когда известия о событиях в Воткинской епархии дошли до Вятки, часть местного духовенства, оставшаяся на стороне митрополита Сергия, прекратила поминать за богослужением епископа Виктора. Однако большинство верующих города объединились вокруг пяти храмов, в том числе двух главных соборов, не принявших Декларации.
В результате, как кратковременный визит архиепископа Павла в Вятку, так и его архипастырское послание от 1 (14) декабря с разъяснением положительных результатов для Церкви, достигнутых митрополитом Сергием и его синодом после легализации, оказались безуспешными. Владыка Виктор понял из разговора, состоявшегося с архиепископом Павлом, что «действуют они без благословения митрополита Петра».
Вернувшись в Москву, архиепископ Павел обратился в Синод с жалобой на епископа Виктора и Синод ультимативно потребовал от епископа Виктора немедленного выезда в Екатеринбургскую епархию.
2 (15) декабря 1927 года епископом Воткинским назначен Онисим (Пыляев) с поручением ему временного управления Вятской епархией. Паства епископа Онисима не приняла. Назначение на место епископа Виктора нового архиерея лишь ускорило окончательное отделение. 8 (22) декабря Духовное Управление Глазовской епископии (Вятской епархии) постановило признать епископа Виктора своим духовным руководителем. На протоколе епископ Виктор наложил резолюцию: «Радуюсь благодати Божией, просветившей сердца членов Духовного Управления в сем трудном и великом деле избрания пути истины. Да будет решение его благословенно от Господа...».
Владыка одним из первых среди епископата объявил об отделении и перешёл на самоуправление, возглавив оппозицию, названную его именем (викторианская) в Вятской и Вотской епархиях и объединив приходы в Вятке, Ижевске, Воткинске, в Глазовском, Слободском, Котельническом и Яранском уездах.
23 декабря 1927 года определением Временного Синода он был запрещён в священнослужении. Однако Владыка не признал этого определения, говоря, «ведь и раньше нередко бывало... что отпадшие от истины составляли соборы, и Церковью Божией себя называли и, по-видимому заботясь о правилах, делали запрещения неподчинившимся их 6езумию». Конечно, отделившихся архиереев сохраняла от обвинения в расколе их верность законному Главе Церкви митрополиту Петру (Полянскому, память 27 сентября), находящемуся в заключении. Уже в начале 1928 года Владыкой было налажено тесное общение с Петроградскими иосифлянами, и вскоре произошло практически полное с ними слияние.
В марте 1928 года Святитель пишет «Послание к пастырям», где снова повторяет свои мысли, выраженные в «Письме к ближним», предостерегая пастырей от принятия идеи насильственного соединения Церкви (путём превращения Её в политическую организацию) с организацией гражданской власти «на служение миру сему, во зле лежащему»: «Дело наше есть не отделение от Церкви, а защищение Истины», — так заканчивал своё послание Владыка. Позиция же митрополита Сергия, по мнению Владыки, исключала подвиг исповедничества, так как он «в силу нового своего отношения к гражданской власти вынужден забыть каноны Православной Церкви, и вопреки им он уволил всех епископов-исповедников с их кафедр, считая их государственными преступниками, а на их места он самовольно назначил не признанных и не признаваемых верным народом других епископов». Вскоре, 22 марта (4 апреля) 1928 года Владыка быль арестован в Глазове и приговорён к 3 годам лагерей. Перед отправкой в лагерь он передал свои приходы в управление священномученику епископу Гдовскому Димитрию (Любимову).
В заключении на Соловках (июнь 1928-1930 гг.) Святитель работал бухгалтером на канатной фабрике, участвовал в тайных богослужениях — «рискуя быть запытанными и расстрелянными, Владыки Виктор (Островидов), Иларион (Бельский, память 18 августа), Нектарий (Трезвинский, память 26 августа) и Максим (Жижиленко, память 22 мая), не только часто сослужили в тайных катакомбных богослужениях в лесах острова, но совершили тайные хиротонии нескольких епископов. Совершалось это в строжайшей тайне даже от самых близких, чтобы в случай ареста и пыток они не могли выдать ГПУ воистину тайных епископов».
По воспоминаниям Д. Лихачёва, находившегося в лагере вместе с Владыкой: «Духовенство на Соловках делилось на «сергианское» и «иосифлянское»... . Иосифлян было громадное большинство. Вся верующая молодёжь была также с иосифлянами. И здесь дело было не только в обычном радикализме молодёжи, но и в том, что во главе иосифлян на Соловках стоял удивительно привлекательный Виктор Вятский... Он был очень образован, имел печатные богословские труды. <...> От него исходило какое-то сияние доброты и весёлости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, так как к нему все относились хорошо и его слову верили... <...> Вышел приказ всех заключённых постричь и запретить ношение длинных одежд. Владыку Виктора, отказавшегося этот приказ выполнить, забрали в карцер, насильно обрили, сильно поранив лицо, и криво обрезали снизу одежду. Думаю, что сопротивлялся наш Владыка без озлобления и страдание свое считал милостью ей...». Все свои посылки с материка Владыка раздавал заключённым.
Весной 1930 года Святителя переводят на материк (командировка Май-Губа). По постановлению ГПУ по пересмотру дела он был приговорён к ссылке на 3 года в Северный край и, после освобождения из лагеря летом 1931 года, сослан в село Усть-Цильму Северного края. Но через несколько месяцев в 1932 году его вновь арестовали, этапировали в г. Сыктывкар и приговорили к 3 годам ссылки в Коми-Зырянскую А.О. Там он проживал в селе Нерица Усть-Цилемского района в доме председателя сельсовета, помогая его семье в простых хозяйственных работах. В то время в селе жили сосланные старообрядцы. Владыка помогал крестьянам колоть дрова, беседовал о вере. Он часто удалялся в тайгу для глубокой молитвы.
Святитель скончался 19 апреля (2 мая н. ст.) 1934 года от воспаления лёгких. В районный центр его не смогли отправить из-за разлившейся реки.
18 июня (1 июля н. ст.) 1997 года святые мощи Владыки были обретены нетленными на местном кладбище с. Нерица, несмотря на 63-х летнее пребывание их в болотистой почве. В момент обретения мощей бесновавшийся хулитель Имени Божия превратился в кроткого и тихого человека. Кроме того, попросили Крещения люди, шестьдесят лет не знавшие Церкви и Её таинств.
Мощи Святителя были отправлены в Москву, а 2 декабря (н. ст.) 1997 года состоялось перенесение мощей в храм святого Александра Невского Свято-Троицкого Макариевского женского монастыря города Вятки, где они пребывают и поныне, источая благоухание и даруя исцеления. Приняв подвиг борьбы за истину, Святитель решительно и бесстрашно встал на путь мученичества за неё. Он шёл на страдания за Христа радостно, как древние мученики, сохраняя дивное спокойствие духа.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Память 2 мая и 1 июля (перенесение мощей)
2.Архиепископ Евсевий (Рождественский) родился 22 декабря 1886 г. В с. Питим Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника. В 1907 окончил Тамбовскую духовную семинарию и 11 октября 1908 пострижен в монашество, уже в 7 декабря 1908 рукоположен в сан иеродиакона. В 1911 окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия, рукоположен в сан иеромонаха.
1911- 1917 исполняющий должность доцента в Казанской ДА по первой кафедре Священного Писания Нового Завета, но 8/21 декабря 1917 уволен по болезни с духовно-учебной службы.
Насельник Московского Данилова монастыря, а 7апреля 1919 возведён в сан архимандрита и 15 марта 1920 г. Патрирхом Тихоном рукоположен во епископа Яранского, викария Вятской епархии (хиротонию вместе с ним совершали митрополит Владимирский Сергий (Страгородский) и епископ Алатырский Гурий (Степанов), временно управлявший Вятской епархией)
На 14 сентября 1921 года – епископ Уржумский, викарий Вятской епархии.
В1923 году епископ Ставропольский и Кубанский, в начале года епископ Ейский, викарий Красноярской и Кубанской епархии, где 4 января 1923 арестован в г. Ейске по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья, переведён в г. Краснодар, но вину не признал. С января по март 1923 в камере ЧК, в апреле Ревтрибуналом приговорен к 7 годам тюремного заключения. Выслан в Иркутскую губернию, амнистирован.
В 1926 еп. Нижнее-Удинский, временно управляющий Иркутской епархией,в феврале 1927 еп. Читинский и Забайкальский. 27 марта 1930 возведен в сан архиепископа. На 3 апреля 1930 архиепископ Шадринский, временно управляющий Свердловской епархии
Начало 1931 постановлением тройки ПП ОГПУ Восточно-Сибирского края приговорен к 10 годам лишения свободы, направлен в ИТЛ под г. Новосибирск (Сиблагерь). 28 октября 1937 постановлением тройки УНКВД по Новосибирской области приговорен к расстрелу, 5 ноября растреллян. Место погребения не известно. Реабилитиован в 1957, причислен в 1981 РПЦз к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
дополнение(В будущем при обьединении Церквей РПЦ и РПЦз будет внесен в наши святцы)
День памяти 5 ноября- в день расстрела
3. Архиепископ Авраамий Дернов родился 29 июля 1874 в с. Верхние Парзи Вятской губернии в семье протоиерея, в 1900 году принял монашество, стал иеродиаконом, позднее иеромонахом. В 1901 закончил Казанскую духовную академию, став кандидатом богословия. С апреля 1911 настоятель Супральского монастыря в Белостокском уезде Гродненской губернии, в 1917 архимандрит Александро-Невской Лавры.
19 августа 1923 члены монастырского совета Трифонова монастыря г. Вятки обратились к патриарху Тихону с просьбой ввиду ареста владык: Павла (Борисовского), архиепископа Вятского и Виктора (Островидова) епископа Уржумского рукоположить о. Авраамия во епископа Уржумского. Это было совершено 16 сентября 1923 в г. Москва. В этом же году, Владыка был арестован, но отпущен, а в 1925 вновь арест и приговорён к 3 годам ссылки в с. Гиблый Ад Коми АО
После ссылки ещё на год был отправлен в г. Камышин Нижневолжского края. А 22 февраля 1929 назначен епископом Глазовским, временно управляющим Вятской епархией. 7 января 1937 года возведен в сан архиепископа и 20 января назначен на Ижевскую кафедру. Арестован 10 мая 1937 в тюрьму НКВД УАССР г. Ижевска. Лишь 4 ноября 1937 специальной коллегией Верховного суда УАССР приговорён к 10 годам тюрем. Выслан 30 ьавгуста 1938 в северо-восточные лагеря (Белбаллаг?). В 1939? Скончался место погребения не известно.
Память 29 июля
4.Епископ Георгий Анисимов родился в 1891 в с. Мещеряково Вятской губернии, по окончании Вятской духовной семинарии определен в народное училище учителем. Рукоположен во священника, служил в с. Костенеево Елабужского уезда Вятской епархии. Был катехизатором, законоучителем в разных школах, наблюдателем в народной библитеке, членом Сарапульского отделения совета Вознесенского братства, благочинным сарапульских городских церквей, следователем по сарапульскому городскому благочинию, членом Сарапульского духовного правления. Избирался председателем Можгинского церковно-приходского попечительсва,депутатом на окружные училищные и вятские епархиальные съезды, членом ревизионного комитета по сарапульскому духовному училищу, миссионерского и других обществ. За труды на благо Церкви получил многочисленные награды, начиная с набедренника и кончая палицей и орденом св. Анны.
После 1918 скончались его супруга и трое детей и он принимает монашество. 11 февраля возведен в архиереи и назначен епископом Елабужским , викарием Сарапульской епархии. В 1925 временно управлял Воткинской, а за тем Малмыжской епархией.
3 сентября 1927 переведён в Курганскую епархию и управлял Уржумской и Петропавловской (Омское викариатсво) епархией. 2 января 1928 назначен на Малмыжскую , временно Сарапульскую епархии.
В 1929 определён на Нолинскую кафедру, управлял и в Уржумской епархией. 13 марта 1932 переведён на Ижевскую, в1934 по 1937 Златоустовскую, с1938 по сентябрь 1940 Вологодскую кафедры. В 1940 вышел на покой и переехал в г. Нолинск, где по мере сил служил. 17 февраля 1947 отошёл ко Господу, погребён на Нолинском кладбище.
Память 17 февраля.
Назад к списку