6 мая 2015 г.
Одурманенные
Из года в год в д.Витля празднуется старый поповский религиозный праздник «Покровская суббота». Немало горя и страданий принес он крестьянам.
Поняв вред религиозного дурмана, крестьянки колхоза «Волгодо» на своем собрании высказались за то, чтобы не праздновать этот старый кулацко-поповский праздник. Они решили вместо пьянства и хулиганства, как это было раньше в религиозные праздники, как следует взяться за работу в колхозе и достойно встретить свой настоящий народный праздник – 21й годовщину великой октябрьской революции.
Виноградов Г. Против религиозного дурмана//Кировская искра - 1938 г. № 222
Немного прозы
В дореволюционных "Вятских епархиальных ведомостях", кроме официальной хроники, публиковалось и немало другого интересного материала. Журнал даже делился на 2 большие части - официальную и неофициальную. Во второй части нередко печатались рассказы, стихи, очерки, авторами которых чаще всего были представители духовенства. Данный материал представляет собой неоценимый кладезь вятской дореволюционной литературы того времени, пока еще мало оцененный современными исследователями. Чего стоят только необычайные по красоте стихи священника Афанасия Веселицкого. Правда, большинство авторов были анонимными, подписываясь обычно одной буквой.
В 1907 г. на страницах журнала публиковался один интересный рассказ, который когда-то привлек мое внимание и был переписан. Помещаю его начало.
На берегу реки Вятки
Стоял теплый июньский вечер. Солнце садилось уже за береговые возвышенности и бросало прощальные лучи на блестящую поверхность реки и темный сосновый бор, уходящий куда-то далеко за горизонт. На опушке соснового леса, над обрывистым берегом реки сидел троицкий батюшка о.Андрей со своими детьми и диаконом Сергеевичем; все молча любовались видом на реку Вятку, ея луговую сторону и синеющий задумчивый бор.
Послышался стук пароходных колес и из-за изгиба реки показался пароход, идущий из Вятки, и скоро он прошел мимо, направляясь к н… пристани. О.Андрей тихо вздохнул: припомнилось ему то невозвратное время, когда он по приезде из семинарии, проводил каникулы в доме своих родителей, живших в глухом селе среди лесов н… уезда. Как хорошо, вспоминалось ему, жилось тогда в родном углу без житейских бурь и волнений, среди забот и любви родителей; нет теперь этого беззаботного состояния, все прошло и миновало, от юношеских игр и забав осталось одно далекое дорогое воспоминание…
"Вятские епархиальные ведомости" 1907 г. №8
Нолинское духовенство и Степановский мятеж
В 1918 г. контрреволюционная банда Степанова обстреливала с большой соборной церкви осажденный в здании духовного духовного училища нолинский ревком. Попы принимали активноу частие в делах банды.
К 1 мая в переоборудованном помещении этой церкви откроется театр на 350 мест и звуковое кино на 250 мест.
В бывшей церкви//Кировская правда № 80 1936 г.
Из характеристики протоиерея с.Никулята о.Кузьмы Насекина (1950-е гг.)
Протоиерей Кузьма Терентьевич Насекин по благолепию своего приходского храма следит и старается создать чистоту и порядок. Чрез это привлекает прихожан к усердному посещению храма божьего. В настоящее время у него настоящего псаломщика нет и, как он описывает, приходится часто исправлять одному, кроме сего он находится в болезненном состоянии: головная боль, появилась глухота, создалась сильная течь из ушей и зубная боль, а все же исполняет свои пастырские обязанности чрез великую силу. Поведения хорошего.
Настоятель г.Яранска протоиерей Дмитрий Лабзин.
ЦГАКО ф.Р-2169 оп.45 д.124 л.44
Назад к списку