7 мая 2015 г.
Расстрелянные и закопанные...
В 1918-1919 гг. после страшной войны население Вятской губернии стало принимать смерть как рядовое явление. К этому времени она стала нормой жизни. Новых жертв добавила и новая война и "красный террор". В 1918-1919 гг. в вятских газетах новая власть без стеснения печатала списки уже расстрелянных и списки тех, кого разыскивали, чтобы также расстрелять. Террор и эти списки в газетах также стали для людей обыденным явлением. Находились и такие, которые даже через прессу воспевали террор, приветствовали его. В 1923 г. в уржумской газете "Красный пахарь" было напечатано стихотворение крестьянина Калужского "Дорогу террору", которое он заканчивал так:
"...Пусть клич пролетарский к бандитам несется:
Да здравствует красный террор!"
Немногие задумывались, что карающий меч террора может опуститься и на его собственную бедовую голову....
В начале 1919 г. в уездной газете «Известия Уржумского уездного исполнительного комитета» был опубликован следующий список расстрелянных граждан:
Баранов Павел
Лихачев Петр
Черемшанский Николай
Рябов Федор
Костромитинов
Мозжевитин Андрей
Гребнев
Саломатов Иван
Негодин Иван
Архип Архиереев
Грязев Василий
Окольников Алексей
Сидор Машковцев
Шамов Григорий
Семеовых Андрей
Ислентьев Василий
Мухомедьянов Исак
Юзеф Мартынов
Барсюков Евдоким
Василий Рассанов.
Кто были эти люди и за что они были расстреляны мы уже никогда не узнаем. Даже следственные дела того времени сохранились не в полном объеме. Можно, правда, предположить, что это были лица, обвиненные в участие в антисоветском Степановском мятеже, прогремевшем на юге Вятской земле в августе 1918 г., а может и просто несчастные, попавшие в молотилку "красного террора", охватившего несчастную страну осенью страшного 1918 года...
«Известия Уржумского уездного исполнительного комитета» 1919 г. № 2
Доход священнослужителя до 1917 года и после
В 1921 г. в газете «Известия Революционного комитета Вотской Автономной округи» неизвестным была опубликована ядовитая статейка "Попы не голодают". Несмотря на всю явную ненависть автора к представителям "поповского" времени, он добросовестно излагал доходы священнослужителей с.Дебессы до революции и после и в этом смысле она может представлять интерес:
«В с.Дебессах (теперь уездный город) священник Алексий Веретенников берет с мужиков за похороны мукой 2 ½ п. ржи и ½ п. пшеницы для просфоры, будто бы последняя поступит в церковную казну, а за венчание 2 воза соломы, мотивируя тем, что раньше за похороны они брали не меньше 5 р. (со звоном 10 р.) деньгами, а пуд муки стоил 1 р., 2 с половиной пуда 2 р.50 к. А сколько человек он отпевал и венчал в день! Затем, славивши по деревням, он брал с каждого домохозяина по сто рублей деньгами или по 2 коробки спичек, не считаясь с тем, что крестьянину тоже остается определить продовольственный паек, что крестьяне сами получают спичек не больше 1 коробки на каждого в месяц и с каждого домохозяина по сто р. Если 30 дворов в день он получает 3 т. с 1 деревни, а он в день славит в 4 или 5 деревнях. Если сравнить попа со служащим учреждения, то 3 т.р. получает даже в месяц не каждый» .
Здесь сразу внесем свои уточнения в эту статью. Как уже сообщалось в не в одной "клировой ведомости", публиковавшейся на стене группы, положение вятских крестьян не всегда было таким радужным, что бы отдавать батюшке муку пудами. К этому не располагали частые недороды и большие подати. В Великую войну добавились новые обстоятельства - сокращение рабочих рук и соответственно посевных площадей, хотя столыпинские реформы дали мощный толчок к развитию сельского хозяйства. Ввиду этого и доходы священослужителей были не такими, как описывается в статье. Они МОГЛИ БЫ быть такими, но не были в силу описанных причин...
«Известия Революционного комитета Вотской Автономной округи» 1921 г. № 13
На фото: село Дебессы в старину, базарный день...
Забытые уголки Вятской земли
Во многих деревнях Кичминской волости газета совсем не выписывается и население даже понятия не имеет, что можно и нужно устраивать свою жизнь по новому, по хорошему, а живет как жило раньше при дедах и отцах. Всеми распоряжаются попы и кулаки. Ложным слухам здесь полная вера и хорошая почва. Процветает и кумышковарение, которое с течением времени все более и более развивается. Бывают нередко случаи, что напившись пьяными, крестьяне устраивают кулачные бои, во время которых, случается, и увечат друг друга. Дезертирам здесь тоже полное раздолье и они совместно с местными кулаками обделывают свои темные дела.
Вообще как посмотришь на эту волость, так даже жуть берет – вспоминаешь старую царскую Россию. Те же дикие забавы, доходящие до того, что люди увечат, а иногда и убивают друг друга, тоже беспросветное пьянство и темнота.
В глухом углу (Кичминская волость Уржумского уезда)//Деревенский коммунист» 1919 г. № 103
На фото: базарный день в с.Кичма
И такие бати были (из "послужных списков" духовенства XVIII века)
1798 г., с.Лебяжье Уржумской округи. "Поп Ермолай Стефанов сын Ситников. Произведен во священника 1766 г. генваря 20 дня. Штрафован за драку в трапезной с пономарем в 1781 г., посылаем на епитимию в труды. Штрафован за поношение и ругательство сотоварища его священника Мологина… Негодное пение и начальству презрителен, на должности ленив".
ЦГАКО ф.237 оп.70 д.19 лл.76 об.-77
Храмы г.Вятки на 1926 год
На 28 мая 1926 г. в г.Вятке имелось:
28 православных церквей
1 единоверческая
1 римо-католическая
1 еврейский храм
1 магометанский
1 старообрядческий
ЦГАКО ф.Р-1258 оп.1 д.1052 л.170
Назад к списку