16 мая 2015 г.
Православная жизнь Унинского района в 1937 г. (по материалам партийных документов)
Поп Юферев Унинского сельсовета с удовольствием пустил к себе на квартиру 8 учеников и воспитывает их в религиозном дурмане. Агитировал их, а через них влиял и на других учеников, чтобы они не вступали в пионеры; чтобы больше ученики ходили к ним на дом, с этой целью он покупал для них конфеты, сушки и через это приманивал детей. Были случаи, что конфеты и сушки поп кидал ребятишкам из окна, как «собаченкам».
10 учеников этой же школы стоят на квартире у монашки, которая с каждого учащегося получает в зиму по 30 р. деньгами, по пуду муки, по полпуда солоду, по 2 воза дров. Эта монашка воспитывает учеников верой в бога, чертей, заставляет утром и вечером молиться «богу» и принудила учеников носить кресты.
Монашка Шерстянникова В.Д. с.Порез пустила на квартиру 8 учеников и по вечерам читает им библию. Говорит ученикам, что в колхозах жить будет трудно, люди будут умирать с голода и т.д.
В Больше-Булатовском сельсовете в д.Б.Булатовцы живет 58 хозяйств и 17 единоличников – все «поморской» (старообрядческой) веры. Называют себя «духовниками». Детей крестят взрослыми от 1 года до 3 и обязательно в реке – зимой и летом. Эту секту «духовников» возглавляют Пьянков Зот Евстафьевич и Булатов Осип Никифорович. У них имеется человек 18 актива. Эта секта занимается не только религиозными обрядами, а ведет активную агитацию за свержение советской власти. В колхозе разлагают трудовую дисциплину, сильно развито пьянство, хулиганство, воровство и спекуляция. Колхоз Больше-Булатовский, как отзывается секретарь РК т.Посаженников, сопротивляется выполнению всех государственных обязательств.
Секта запрещает молодежи веселиться, петь песни, плясать и т.д. Если кто в этом провинится, тех наказывают от 100 до 500 поклонов.
ЦГАКО ф.П-1290 оп.1 д.125 лл.53-55
О церкви с.Бахта. 1912 г.
Церковь построена в 1776 г. тщанием содержателей в оном приходе Николаевской писчебумажной фабрики гг. дворян Бедарева и Безрукого при помощи прихожан
Зданием каменная, крепкая
Колокольня и теплая церковь перестроены в 1854 г. усердием прихожан, а в 1896 г. усердием прихожан теплая церковь расширена, покрыта железом.
Престолов в ней 4: в холодной во имя Живоначальной Троицы ; в теплом храме в правом приделе во имя Рождества Богородицы, а в левом, который освящен 1 мая 1900 г. во имя св. великомученика Георгия; вверху между приделами в честь Иверской Божией матери, который освящен 24 ноября 1897 г.
Утварью достаточна.
По штату при ней положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика и просфирница.
Жалования положено просфирнице из средств местной казны 12 р в год
На содержание священноцерковнослужителей ни откуда не получается окладного жалования и причт пользуется от прихожан добровольным приношением, но по бедности и малоземелию от многих прихожан ничего не получается, а потому приношений этих едва бывает достаточно для собственного существования.
Земли при церкви состоит усадебной вместе с погостом церковным 2 дес. и 90 кв. саж., пахотной 22 д., сенокосной 10.
В особом угодии земли не имеется.
План на усадебную землю есть, составлен 30 июня 1889 г. План с показанием 1 только сенокосной земли так же есть, выкипирован с общего плана Вятской губернии и уезда 19 июня 1892 г., но межевой книги не выдано.
Качество церковной земли: не плодородная.
Пашенная земля состоит во владении причта, отдается в аренду за 6 р. в год. Сенокосная, принадлежащая причту, отдается исполу.
Дома для священноцерковнослужителей на церковной усадебной земле деревянные, построены тщанием. 1 из них приобретен на церковные суммы в 1890 г. и составляет собственность церкви; служит помещением для священника.
Другие здания, принадлежащие церкви: другой дом построен на суммы церковно-приходского попечительства для помещения диакона и 2 псаломщиков; тот и другой дом с необходимыми надворными строениями. 3 дом деревянный на каменном фундаменте, построен на одворичной земле; принадлежит священнической вдове Екатерине Зурбановской, который согласно указу ВДК от 13 сентября 1910 г. за № 14483 местным причтом с старостой приобретен в собственность церкви на средства казны церковно-приходского попечительства и местных прихожан.
Кроме того при церкви 2 деревянных амбара
Состояние домов: 1 из означенных домов построенный на суммы цпп и служащий помещением для диакона и 2 псаломщиков особенно ветхий, а остальные в хорошем состоянии.
Ближайшие церкви: на востоке Всесвятская г.Вятки в 15 в.; на западе русская в 10 в.; на севере – Филейская в 12 в. и на юге – Пасеговская в 15 в.
Приписной церкви нет. Часовен 3: 1 при церкви каменная, другая на приходском кладбище – деревянная и 3я в д. Карпиковской. Первая построена в память в бозе почившего императора Александра 2
Опись церковного имущества заведена в 1862 г. Хранится в целости.
Копии с церковных метрических книг с 1800 г.
Исповедные росписи с 1802 г.
Книги до церковного круга есть все
В церковной библиотеке книг для чтения 120 томов старых и 170 экземпляров, приобретенных в 1910 г.
Имеющимеся в приходе школы церковно-приходские: 1. женская в с.Бахта открыта в 1891 г. 13 октября; 2. Смешанная в д. Аптузовской открыта Ванная 1882 г.; смешанная Пестовская школа грамоты 13 сентября 1893 г. и 4 Коробовская 1898 г. Кроме того при сем есть женское начальное народное училище открыто в 1849 г.
Церковно-приходская школа помещается в доме собственном. На содержание ее отпускается от церковной казны 72 р. обучается 54 девочки
Преосвященнный посетил приход 21 мая 1911 гг.
ЦГАКО ф.237 оп.70 д.380 лл.361-362
На фото: церковь с.Бахта в 2010 г.
Эпидемия как средство борьбы с религией
Церковно-приходского совета с.Ржаной Полом Просницкого района
Заявление (1937 г.)
В прошлые годы причтом нашей церкви в дни религиозных празднеств производилось хождение с молебствиями по домам верующих.
Последние 2-3 года Просницкий РИК не разрешил упомянутых хождений по домам верующих, лишь только потому, что в районе имелись случаи «эпидемических заболеваний».
В силу 25 инструкции Культкомисии при Президиуме ВЦИКа «О порядке проведения в жизнь законодательства о культах» - препятствием к неразрешению может послужить только «массовые заболевания».
В нашем районе школы и другие общественные места и учреждения функционируют - это служит законодательством того, что «массовых» заразных заболеваний в приходе нет.
Поэтому на принципе соблюдения религиозной законности, просим Просницкий РИК разрешить причту нашей церкви хождение с молебствиями по домам верующих по их приглашению в дни предстоящего праздника – Рождества Христова, в период с 7 по 15 января 1937 г.
ЦГАКО ф.п-1290 оп 1 д.203 лл.13-14
Массовые крещения в 1937 году
… В г.Кирове, за 2ю половину 1936 г. увеличилось крещений на 11 %, а по районному центру Шабалино на 24 %, в Вятско-Полянском районе в Сосновском сельсовете , в бараке № 6 лесобазы имел место случай группового крещения. В бараках лесобазы живет 22 семьи. Гражданка Котомцева, мать рабочего согласилась крестить из их семьи новорожденного. Ее примеру последовало еще 10 человек, обряд крещения был произведен в ризе, камилавке, т.е. в полном поповском облачении, а за крестины взяли по 5 р. с ребенка. После крещения была устроена попойка. Кто крестил детей не установлено, подозревают – бывший кулак и поп.
ЦГАКО ф.п-1290 оп 1 д.203 лл.13-14
В церкви "интересно и весело"... чем в пионерах (из "докладных" 1937 г. по Халтуринскому району)
Сведения по оживлению церковников по Халтуринскому району
Всего по Халтуринскому району было церквей:
Христианских 17
Старообрядческих 1
Закрыто 4 (христианские) церкви
Работает в городе 3
Старообрядческих 1
Попов имеется всего 22, причем при городских церквях имеется в каждой по 20 псаломщиков и 2 попа на 3 церкви. Остальные 20 попов на 10 церквей в районе, т.е. по два попа на церковь.
По району
В Чудиновском сельсовете: в колхозе - колхозники делали репетицию, производили выбора колхозного правления. И как раз попал в председатели диакон.
В том же сельсовете, пионер сын колхозникака под влиянием церковника ходил в церковь петь на клирос, в конце концов сам вышел из пионерского отряда и говорит ребятам, в церкви интересно и весело.
Саломановский сельсовет: председателю сельсовета нищие подали заявление о том, что поп живет с семьей в церкви, значит оскверняет церкву и отбирает у нас милостину после обедни
ЦГАКО ф. п-1290 оп 1 д 203 лл.18-19
На фото: храм в с.Чудиново
.
Фотография Чистякова Аркадия Константиновича. В 1902 году он окончил Сарапульское духовное училище и поступил в Вятскую духовную семинарию, которую покинул в мае 1907 года, не окончив полного курса. На обороте фотографии указан год: 1910.
Назад к списку