8 июня 2015 г.
Храм с.Бурмакино Вятского уезда. 1865 г.
Построена неизвестно когда тщанием прихожан
Зданием каменная с таковой же колокольней, как в холодной, так и теплой с полуденной и западной сторон издавна существуют на своде трещины.
Престолов в ней 2: в настоящем холодном во имя Казанской Божией Матери, а в пределе теплом во имя святителя Николая Архиепископа Иерусалимского.
Утварью достаточна.
Причта положено по штату: священника 2 , диакон 1 и 2 причетника; в 1850 г. августа 27 дня указом Консистории За № 4935 второй причт по бедности прихожан совершенно был упразднен, а в 1858 г. возобновлен.
Земли при сей церкви усадебной 2 дес. 1380 саж., пашенной 30 дес. и сенокосной 3 дес. Сия земля пожертвована к сей церкви Казанского девичьего монастыря бывшего протоиерея Романа Климентова женою Марфой Васильевою , на что даны ею купчая крепость и 2 духовных завещания… Большая часть пожертвованной земли по ныне нах во владении крестьян. кроме сей земли имеется во владении церкви прикладной покос, с которого получается доходов от 4 до 6 р.
Домы у священноцерковнослужителей собственные деревянные, на пожертвованной означенной протоиерейшею земле построены, кроме священника Елисея Тепляшина, дьячка Петра Леонтьева и допущенного к исправлению пономарской должности Алексея Мухачева. Священник проживает в церковном доме , а причетники в квартирах.
На содержание священноцерковнослужителей жалования ниоткуда не получается, а содержатся они добровольным и весьма скудным от прихожан подаянием руги, петровского и осеннего и получаемой ими за требоисправлениями неопределенной денежной платой; почему содержание их очень скудно.
Из зданий, принадлежащих церкви, находится деревянный 1 этажный дом в длину на 7, а в ширину на 4 саж.
Ближайшие церкви: Просницкая в 12, Кырмыжская в 16, Раменская в 12 и Кстининская в 12 в.
Копии с церковных метрических книг с 1779 г.
Исповедные росписи с 1821 г.
ЦГАКО ф.237 оп.70 д.542 лл 32-33 об.
Клад
Не знаю как другим, при слове "клад" мне на ум приходит ассоциация из известного фильма про предприимчивого шефа контррабандистов, который зарыл конттрабандное золото во дворе собственного дома, потом якобы нашел, сдал государству, получил причитающиеся проценты, на которые купил машину "Москвич".
Вознаграждение от советского государства действительно полагалось (не знаю как сейчас), вроде бы оно составляло 30 % от стоимости клада. Интересно можно ли было на эти деньги купить "москвич"? Именно в те годы, когда на экран вышел знаменитый фильм, яранский школьник тоже нашел клад и вознаграждение за него. Яранская газета "Знамя коммунизма" в 1966 г. писала: "Ученик 3 класса второй средней школы Юра Шурыгин, что живет на улице Гагарина, нашел в придорожной канаве у своего дома серебряный рубль царской чеканки. Находка заинтересовала мальчика. Он стал внимательно осматривать полотно дороги. Каково же было удивлен6ие Юры, когда под слоем пыли он обнаружил целый клад старинных монет! Соседи помогли ему извлечь из земли глиняныйгоршок, а в нем 60 серебряных рублей, 10 полтинников, 2 десятирублевые и 1пятирублевая золотая монеты. Родители Юры сдали находку в государственный банк, им выплачено денежное вознаграждение".
Кстати, таких публикаций в советской прессе было немало. Земля вятская богата кладами, на которые то и время натыкались советские граждане.
1937 год. Герценка - дух времени витал и в этих старых коридорах...
26 и 27 марта при библиотеке им.Герцена проведен актив библиотечных работников с вопросом обсуждения решений февральского Пленума ЦК ВКП (б). Участниками собрания в преобладающем большинстве были сотрудники библиотеки им.Герцена и заведующие городскими библиотеками, всего присутствовало 35 человек.
С докладом о решениях февральского Пленума ЦК ВКП (б) выступил директор библиотеки имени Герцена т. Шихов, неоднократно пытавшийся покритиковать работу библотеки, ее отделы и работников, но большинство этих попыток сводилось к безобидным И «общеприятным» фразам, вроде того, что эти недостатки и в других отделах есть и мы недостаточно руководим).
Т.Шихов указывал и на отсутствие бдительности среди работников библиотеки, в подтверждение чего привел случай с комсомолкой Т.Вепревой, которая оставила незакрытым книжное хранилище с изъятыми книгами, вследствие того, что не было замка, об отсутствии которого Вепрева неоднократно доводила до сведения завхоза и самого Шихова, но мер не было принято, поэтому в данном случае больше виноват сам т.Шихов. т.Шихов сказал и о своих недостатках, после того, как его попросили, я говорит, мягкотел и либерален. Эти качества, конечно, подтвердились с избытком хотя бы содержаниемм доклада, который сильно был насыщен элементами делячества и беззубости с точки зрения самокритичности…
ЦГАКО ф.П-1290 оп.1 д.69 л.69
Великорецкий крестный ход в 1964 г.: как это было....
Зав. отдела пропаганды и агитации Обкома КПСС т.Михайлову В.М.
Донесение о прохождении чествовании «св.Николая Чудотворца»
Как и в прошлые годы верующие отдельных районов Кировской области (Слободской, Кировский, Оричевский, Арбажский, г.Киров и другие) утром 3 июня для сопровождения иконы «Николая Чудотворца» собрались до 400 человек в Серафимовской церкви г.Кирова, где проводилась в обычном порядке церковная служба.
Заранее зная, что это шествие верующих, как и в прошлые годы, будет иметь место, за 8 дней до этого, т.е. 26.05-64 г. договорились с архиереем о том, чтобы:
Во-первых, никто из зарегистрированного духовенства в этом шествии не участвовал;
Во-вторых, из церквей никаких икон не давать;
В-третьих, в день возвращения (9 июня) никаких встреч входивших в Великорецкое верующим не устраивать.
После обедни духовенство церкви сообщило верующим о том, что крестного хода Великорецкого с иконой «св. Николая Чудотворца» не будет организовано.
Получив отрицательный ответ, верующие группами по 10-20 человек стали покидать церковь и по маршруту – с.Макарье, Бобино, Загарье, Горохово направились для исправления религиозных обрядов в с.Великорецкое Медянского района.
Во время передвижения мелкие группы соединялись и толпа верующих, шествующих в с.Великорецкое, увеличивалась, в с.Макарье в толпе было до 300 человек, в с.Бобино до 1500 человек, в с.Загарье до 2 т., и в с.Великорецком, где должны были проходить религиозные обряды, толпа верующих была, как и в прошедшие годы, до 3 т.
В период прохождения по установленному маршруту у некоторых верующих появились привешенные на груди или в руках маленькие иконки, а в с.Загарье техничка школы Герасимова передала верующим икону «Николая Чудотворца». В том же селе верующие с вышки бывшей церкви (сейчас мастерская МТС) достали большую икону «Михаила Архангела» и толпа до 3 т. человек, все запыленные, большинство обутые в лапти, с котомками за плечами, с пением молитв двигалась в с.Великорецкое. Большинство верующих были из Медян, Верховинского, Халтуринского, Кировского, Слободского, Оричевского, Арбажского, Макарьевского, Котельничского, Мурашинского районов и г.Кирова, в числе богомольцев были в незначительном количестве и из Удмуртии и Коми АССР.
Состав богомольцев – большинство женщин от 40 и старше лет, мужчин было не более 7 %. Были случаи, правда незначительные, когда верующие приводили с собой детей, в толпе до 40 человек было молодежи, собирали подаяния до 75 человек.
Церемония чествования «Николая Чудотворца» выражалась в том, что участники, как бы с целью «исцеления» или смытия грехов, купались в реке Великой, которая протекает вблизи с.Великорецкого. Перед купанием отдельные верующие кидали в реку рубашки, чулки, платки и другие вещи. Несмотря на низкую температуру (5-7 градусов) 5-6 июня купалось до 300 человек, были единичные случаи, когда родители купали детей.
Родители (фамилии не установил) купали с целью «исцеления» свою дочь, тяжело больную суставным ревматизмом (по неточным данным, девочка является ученицей 8 класса Халтуринской средней школы).
Верующие брали в бутылках «святую воду» из протекающего вблизи часовни ручья. Также вблизи часовни на горе искали камешки с изображением лика «св. Николая Чудотвоорца».
На 2 соснах якобы «божественных» одирали кору. У сосны, которая находится на расстоянии 6 км. от с.Великорецкого, после поклонов оставляли куски хлеба, сахар, рыбу, яички, мелкие деньги. Вторую сосну, которая находится у часовни и с которой уже невозможно оторвать кору, т.к. в рост человека ее уже нет, некоторые ее грызли зубами. У полуразрушенной часовни, на месте явления, верующие собирались группами, читали молитвы.
На второй день 7 июня собрались верующими мелкими группами и в одиночку вышли из с.Великорецкого, оставив в церкви икону «Николая Чудотворца» и «Михаила Архангела». 9 июня утром небольшие группы вернулись в г.Киров и разошлись.
Особую активность в организации проведения церемонии чествования «Николая Чудотвоорца» проявил казначей Великорецкой церкви Маракулин Михаил Николаевич – колхозник колхоза «Память Ильича» - инвалид Великой отечественной войны, награжденный орденом «Отечественной войны 2 степени». По демобилизации из армии он работал 2 года председателем Великорецкого сельпо. За несколько дней до праздника он ходатайствовал об увеличении состава священнослужителей, с целью участия их в церковных службах в с.Великорецком. свое ходатайство обосновал тем, что местный священник Стуков старый (около 80 лет), больной и слабый голос, эта просьба была отклонена.
Немалую активность проявил фотограф с.Великорецого - Игнатьев, который организовал при церкви хор.
Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при исполкоме Облсовета И.Киселев
12 июня 1964 г.
ЦГАКО ф.П-1290 оп 27 д. 49 лл.166-168
Назад к списку