- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

14 июня 2015 г.

 

Из сводок ОГПУ по Советскому уезду за 1-4 августа 1921 г.

Духовенство за это время свой пыл и энергию, направлявшие в ущерб советской власти, немного умерило, благодаря тому, что наиболее активные и энергичные были посажены под арест. В настоящее время оно начинает надоедать с просьбой о разрешении им молебнов и крестных ходов, мотивируя это тем, что все это «древние обычаи и традиции», от которых население не думает отступать.

ЦГАКО ф.1 оп.2 д.215 л.88

 

Свидетельства эпохи хрущевских гонений. 1962 г.

 

В с.Решетники Больше-Ройского сельсовета имеется действующая Троицкая церковь.
Церковное здание расположено на территории производственного участка Шурминского совхоза. В с.Решетники установлен центр Первого производственного участка. Однако в данном населенном пункте нет подходящего здания под клуб.
На территории участка проживает свыше трех тысяч человек населения.
Руководство совхоза не имеет возможности проводить общих собраний рабочих и служащих участка из-за отсутствия помещения. Население не имеет возможности смотреть кинокартины.
В связи с тем, что совхоз приступил к сселению мелких населенных пункттов, на что затрачено большое количество средств, поэтому сейчас совхоз не имеет возможности выстроить помещение под клуб.
Население и рабочий комитет совхоза просят передать здание Троицкой церкви для использования под клуб.
…Исполком районного Совета депутатов трудящихся поддерживает ходатайство рабочего комитета совхоза и просит передать церковное здание в с.Решетниках для использования под клуб.

Из справки о работе общины церкви в с.Решетниках

…Церковь посещают в основном люди пожилого возраста. Количество людей, посещающих церковь, за последнее время сократилось. Поэтому основные доходы церкви получаются от продажи свечей и крестов

ЦГАКО ф. р-2169 оп.44 д.12 лл. 162-163

 

О деятельности Сырчанской религиозной общины Нолинского района в 1961 г. (из доклада Уполномоченного по делам религий по Кировской области)

… Священник Курочкин проживает вместе со своей женой вдвоем. Радио не имеет, газету выписывает, но едва ли читает ее. В собеседовании проявил абсолютное незнание того, что делается «на белом свете». Он стар, плохо слышит, но выяснилось, что в течение этой зимы дважды для исполнения треб ездил в деревни Немского района, в декабре 1957 г. там в д.Быстри и д.Пальниково окрестил детей до 30 человек.
Священник проявляет большое желание в устройстве колокольного звона. Он сказал, что собрал с верующих цветной металлолом, добившись согласия от Аркульского судоремонтного завода (мастерские) отливки колокола (в осуществлении этой затеи ему помешали Уполномоченный совета и Раисполком). Священник Сырчанской церкви Курочкин дал деньги 300 р. на покрытие растраты заведующей заготпунктом сельпо (фамилию ее не помню).
В завершение собеседования, которое происходило 2 февраля 1958 г. он сказал мне, что ввиду старости служить больше не может – намерен подать в отставку.
… Служба в церкви бывает только по воскресениям и религиозным праздникам. Верующих на молитве бывает в воскресеньи от 30 до 400 человек, в большие религиозные праздники до 500-700 человек. По мнению священника, в зимнее время людей в церковь идет больше, чем летом, причем молильщики бывают главными образом из Сунского района.
Священник служит на окладе 800 р. в месяц. Подушный налог за него платит община. Квартиру имеет бесплатную.
Проповеди Курочкин читает редко. С рождественской и пасхальной славой по деревням не ходит.

ЦГАКО ф. р-2169 оп.44 д.12 лл.369-370

На фото:  о.Николай Курочкин. Фото 1950 г

 

Проводы святых икон на реку Великую. 1912 год

21 мая, день проводов икон Святителя и чудотворца Николая, святого Архистратига Михаила и Тихвинской Божией Матери из г.Вятки в с.Великорецкое Орловского уезда. Божественную литургию в Кафедральном соборе совершал Преосвященнейший Филарет в сослужении соборного духовенства. После литургии совершен был молебен Святителю Николаю. В 21/2 ч. дня из Кафедрального собора, во главе с Преосвященными Филаретом и Павлом вышел крестный ход , в котором приняло участие все городское духовенство. После молебствия на городском берегу Вятки св.иконы на пароме были переправлены на другую сторону реки в Дымковскую слободу, откуда отправились дальше. Приток богомольцев в г.Вятке на проводы св. икон был весьма значительный.

Вятские епархиальные ведомости - 1912 г. № 21

 

14 июня 25 лет прославления святого Иоанна Кронштадского, который бывал на Вятке и торжества в храме Иоанна Предтечи
Иоанн Кронштадский в Вятке

20 июня проездом через г.Вятку по железной дороге из Котласа на Пермь прпоследовал известный протоиерей Иоанн И.Сергиев (Кронштадский). Несмотря на то, что о приезде о.Иоанна заблаговременно городу не было известно, на вокзале собралось очень много народу. Во время остановки поезда о.Иоанн благословлял всех подходивших к его вагону. Так и обратно 25 июня, из Екатеринбурга через Вятку на Котлас.

Вятские епархиальные ведомости  1905 г. № 13

На фото: встреча в г. Вятке прав. Иоанна Кронштадтского. Этот визит в Вятку имел место 27 июня 1904 г. Фото с сайта храма г.Вятки Иоанна Предтечи.

 

Юбилейные торжества в г.Вятке в честь трехсотлетия Дома Романовых

21 февраля, 300летний юбилей царствования Дома Романовых, в 8 часов утра из всех городских церквей направились крестные ходы в Александро-Невский собор, отсюда соединенные крестные ходы направились к Кафедральному собору. По пути крестный ход остановился у Трифонова монастыря, где к нему присоединилось монастырское духовенство с хоругвями. По прибытии соединенного крестного хода в Кафедральный собор там началась литургия архиерейским служением. После литургии был отслужен благодарственный молебен со чтением Высочайшего манифеста и провозглашением многолетия Государю императора и Царственному дому. Затем крестные ходы отправились по своим церквам, а на площади пред Кафедральным собором состоялся парад местным войскам. Днем во всех учебных заведениях были торжественные акты с речами о праздничном собрании и с чтением и пением учащимися юбилейных кантат и стихотворений. Вечером город был роскошно иллюминирован.

Вятские епархиальные ведомости  1913 г. № 9


К сожалению, нет фотографий празднования юбилея Династии в Вятке, но говорят, празднество было все народным, т.к. вятский народ безмерно любил своего Государя, так много сделавшего для развития России

 

 

Такие были первые школы в многих деревнях, открываемые по инициативе крестьян в построенных ими зданиях. На фото первая школа в д.Синцово Уржумского уезда, начало 20 века.
Как починок Синцово возникло в 1866 г. на территории прихода церкви с. Кукнурского, а в 1886 г. вошло в состав вновь образованного Окуневского прихода, но до начала ХХ столетия территория нынешнего Синцовского округа являлась забытым Богом глухим лесным уголком Уржумского уезда, где не было даже школ. Самым большим населенным пунктом здесь была д. Немда (теперешняя вымирающая деревня Сеничи), привольно раскинувшаяся на берегу одноименной речки. В середине ХIХ ст. здесь насчитывалось 17 дворов, в которых проживало 212 жителей. Главной достопримечательностью и деревни, и всей округи являлась стоявшая в ней добротно построенная деревянная часовня – обшитая тесом, окрашенная, покрытая железной крышей, которую венчал золоченый крест на таком же золоченом шпиле. Часовня эта была по легенде построена еще в XVIII веке с образованием Кукнурского прихода после того, как перед деревней чудесным образом явилась икона св. Архангела Михаила. Глядя на нынешнюю вымирающую деревушку, трудно поверить в то, что когда-то ежегодно в сию часовню происходил крестный ход из церкви с. Кукнурского; здесь совершался молебен с водосвятием и чтением акафиста. Само Синцово до 1915 г. называлось Мушинцы.
Настоящей бедой этих мест еще в начале ХХ в. была неграмотность населения, ближайшие начальные школы находились либо в Кукнурском, либо в Окуневе. Местные крестьяне неоднократно просили об открытии в их местности школы, но земство оставалось глухим к их просьбам. В 1900 г. в письменном заявлении в Уржумскую земскую управу они в частности писали:
«Детей у нас много и все почти неграмотны. У нас в селении человек 12 мальчиков и все могут поступить в 1-е отделение да еще подростков 15 или 18 человек да в соседних с нашим селением человек до 10 и у них нет ни одного грамотного, а у нас человек 5 грамотных; вообще у нас в участке (обществе) 7 селений, а грамотных очень мало и в каждом селении есть от 10-15 неграмотных, которые могли бы поступить в школу».
«В начале ХХ века села, а вместе с ними и церкви существовали только по трактам и проселочным дорогам и отстояли они друг от друга на 20-30 километров, почему население было сплошь неграмотным. В данной местности грамотных к 1905 г. было не более 10 процентов, как правило женщины были сплошь неграмотными. В д. Софроново к указанному времени ни одной женщины не было, которая бы умела читать или писать, даже староста М. Д. Комлев был неграмотным, а дети и не представляли, что такое школа.» - вспоминал позднее синцовский учитель Д. С. Бахтин.
И лишь в 1906 г., после некоторых реформ 1905 г., в Синцовском крае, в д. Софроново открылась первая церковно-приходская школа по настоянию зажиточного крестьянина Степана Гавриловича Софронова и священника Окуневской церкви о. Николая Дрягина. Помещалась школа в частном доме из 2 комнат. В одной был учебный класс, а в другой квартира учителя. «Оборудование класса было весьма примитивным: грубые некрашеные столы, скамьи и никаких пособий, кроме грифельных досок, писчая бумага почти отсутствовала, - вспоминали синцовские учителя В. А. и Г. М. Маточкины. – В основу программы был положен «Закон Божий», который преподавал поп Дрягин…» В первый год в школе училось 12 человек, подростков – мальчиков 10-16 лет. Рассказывают, один, не окончив три класса, женился. Так сказать, не хочу учиться, хочу жениться!
Уже в следующем 1907 г., когда уездным земством была создана сеть земских школ, церковная школа была преобразована в земское училище и включена в эту сеть. Теперь школа стала содержаться на средства земства, а не частных лиц, и в ней появились бумага, перья, ручки; впрочем, они были, конечно же и раньше – чего только не сочиняли советские историографы, чтобы бросить тень на «проклятое прошлое»! В число учащихся стали поступать и девочки. В первый год в новой земской школе обучалось 19 человек, из них 2 девочки, на второй год – 17 человек, из них 4 девочки. «Закон Божий» не был отменен, и спасительные истины детям по-прежнему преподавал о. Николай.
В следующие годы земство продолжало развивать систему народного образования, и открываются школы в 1910 г. в д. Костюшонки (в 3 км от Софроново. Сразу две школы в одно время!), Товалдырь и Гаврюшата. Еще предполагалось открыть школу в д. Губенки, но так она там и не появилась. В Костюшонках, из-за нехватки у земства средств на постройку здания, школа разместилась в доме крестьянина А. Г. Вараксина. Учителями в нее были направлены муж и жена Комаровы, Константин Владимирович и Вера Алексеевна,6 оба окончившие духовные заведения Казани и Вятки, оставшиеся надолго в памяти народной, но только почему-то как брат и сестра; видимо они вели такую благочестивую жизнь, что их никак не могли посчитать за супругов. Позднее Комаровы обзавелись хозяйством: держали корову, свиней и пчел.
В отличие от Софронова, в Костюшонскую школу крестьянские дети пошли, что говорится, валом: в первый год здесь училось 38 детей, во второй – 42. В частном доме школа стала тесновата, и земство нашло такой выход: оно давало зажиточным крестьянам определенные суммы, на которые они строили более просторные здания, состоявшие из 3 комнат: 2 класса и квартира учителей. Быстрее всех развернулся зажиточный мужик Ф. С. Смоленцев, за несколько лет, к 1913 г. построивший просторное здание в соседней д. Синцово, куда и «переехала» школа из Костюшонок. Еще до этого, в 1911 г. Софроновская школа была переведена в такое же построенное здание в д. Сеничи. Видимо, и здесь нашлись смекалистые мужики, не пожалевшие сил и средств ради детей своих.


Назад к списку