- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

15 июня 2015 г.


О церкви с.Селезеневского Вятского уезда. 1851 г.

Настоящая холодная во имя Преображения Господня с разрешения Епархиального начальства в 1850 г. перестроена по новому плану и фасаду, тщанием прихожан , но не освящена ; теплая же во имя св. равно-апостольных царей Константина и Елены также имеет быть за ветхостью и тлением перестроена.
Зданием каменная с таковой же же колокольней.
Престол в ней 1 во имя св. равно-апостольных царей Константина и Елены
Утварью довольно достаточна
Причта издавна положено по штату священник 1, диакон 1 же, дьячок и пономарь. 
Земли при сей церкви усадебной 2 дес. с половиной, пашенной 30 и сенокосной 3 д.; усадебная при первоначальном заведении в том селе церкви дана от прихожан, а пашенная и сенокосная по генеральному размежеванию нарезана 1809 г., плана на сию землю, межевой книги и др. документов никаких нет; а значится оная в общественном Агафоновского волостного правления плане; дела о сей земле никакого не производится и владеют оной священноцерковнослужители сами. 
Домы у священноцерковнослужителей сами собственные, деревянные; на церковной земле построенные кроме диакона Петра Старцова и пономаря Петра Лубнина, кои по недавнему поступлению к сей церкви своих домов не имеют.
На содержание священноцерковнослужителей жалования ниоткуда не получается, а содержатся они добровольным от прихожан подаянием, ругою петровского и осеннего, на каков сборы постоянного оклада нет, посему содержаниеих скудно
Ближайшие церкви: Мудровская в 10, Рябовская в 10, Каринская в 10, Филипповская в 10, Пышатская в 10 и Волчевская в 25 в.
Опись церковного имущества с 1799 г.
Церковные метрические книги с 1810
Исповедные росписи с 1780 г.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.521 лл. 103-104

 



На фото: священник Топольский, последний священник храма с.Сезенево. Фото с сайта "Г.Зуевка и Зуевский район"http://zuevskie.ru/photo/1/23

 

Дореволюционная бытность села Салобеляк



В советское время были очень популярны воспоминания в вятской прессе о "проклятом царском прошлом", в основном приурочивались они на день 7 ноября - день события, аналогичного украинскому майдану. Рисовались воспоминания с самой мрачной стороны, как де плохо жилось при царе-батюшке - недопивали, недоедали, неучились (хотя школ перед 1917 г. было по десятку в каждой волости), поэтому вызывает сомнение - стоит ли доверять им как историческому источнику? Конечно в большинстве воспоминаний лежала правда, но кое-где, в духе времени, авторы намерено сгущали краски. Читать их безусловно интересно. В рутине советской прессы, насквозь пропитанной идеологией, это возможно единственное интересное чтиво. В свое время я на свой страх и риск опубликовал ряд таких интересных публикаций в своей книге "Уржум: два берега жизни". Воспоминания идеально вошли в текст - они излагались непосредственно от очевидцев тех лет, писались интересно и литературно. 
В 1970 г. на страницах яранской газеты "Знамя коммунизма" была помещана большая статья П.Николаева о селе Салобеляк - его не очень красном прошлом и "светлом будущем" (тем, каким стало село при Советах).Помещаю отрывок под названием "В нужде и темноте" о прошлом села:
"Листаю «Подворную перепись Вятской губернии» (1891 г.). В Салобеляке тогда насчитывалось 32 двора. Крестьяне в основном тогда занимались изготовлением кудели, рыбной ловлей, охотой. Из той же «переписи» видно, что из 283 жителей грамотных было 12 человек, учащихся – один. Ни одной женщины в числе их не было.
Вот что писал в местной газете Я.Кропотов, хорошо знавший дореволюционную историю села: «Салобеляк до 1917 г. оставался центром религиозного мракобесия и поповщины. 4 попа, 2 диакона, 4 псаломщика плели паутину религиозного дурмана, опутывали ею массы темного народа. За счет «духовной паствы» неплохо жилось служителям бога.
Для охраны благополучия прожорливой кучки тунеядцев – попов, лавочников в с,Салобеляк содержался полицейский стан во главе с приставом, в подчинении у которого находилась орава урядников, стражников. Народные массы были под тройным гнетом – духовным, экономическим и полицейским. 
Из культурно-просветительских учреждений была в Салобеляке одна двухклассная церковно-приходская школа, вся воспитательная деятельность которой была подчинена церкви.
До революции, вспоминает Кропотов, в Салобеляке была больница, обслуживавшаяся одним врачом. Только в первом десятилетии этого века в селе стало развиваться какое-то подобие художественной самодеятельности. Был создан молодежный драматический кружок. Но он не получил в те года должного признания. Незначительны были его силы, основная часть населения села и окрестных деревень оставалась неграмотной, темной.

Николаев П. Салобеляк - село обыкновенное // Знамя коммунизма - 1970 г. № 6

 

О чем не писалось в советских газетах (ответ на пост ниже - соринка в чужом глазу...)

Из протокола Бюро кировского обкома КПСС от 22 ноября 1961 г.

7. О выполнении закона о всеобуче в Яранском районе
Бюро обкома КПСС отмечает, что закон об обязательном обучении детей 7-16 лет в Яранском районе не выполняется. По состоянию на 20 октября в районе не обучается 86 человек, из них без уважительных причин 38 детей.
В течение сентября месяца 15 детей школьного возраста пасли скот, из них 7 человек продолжали пасти скот до 20 октября. 3 подростков школьного возраста находятся по заготовке кормов за пределами области.
Райком партии (секретарь т.Тюльканов) и райисполком не приняли мер к возвращению этих детей в школу.
В районе неудовлетворительно организовано индивидуальное и заочное обучение подростков за начальную и семилетнюю школу.
К началу учебного года не было создано необходимых условий, обеспечивающих обучение всех детей школьного возраста.
При 10 семилетних и 8летних школах интернаты по состоянию на 20 октября не начали своей работы. В 3 школах– в Верхне-Услинской, Ныровской, Мало-Шалайской интернаты не организованы. 
В отдельных интернатах допускается скученность детей. В Ломовской школе в интернате проживает 38 человек, вместо 16 по норме, в Савичской школе спят в 1 комнате мальчики и девочки, в Пиштанской семилетней школе 23 ученика живут в частных домах, спят по 2 человека на кровати, на полатях.
Оборудование многих школ интернатов старое, нет стульев, тумбочек, шкафов для хранения продуктов. Крайне недостаточно постельного белья, полотенец. Во многих интернатах питание организовано плохо. Буфеты в большинстве школ не работают…

ЦГАКО ф. П-1290 оп.41 д.34 л.67

 

Бывший дом священника в п.Лебяжье и бывшая церковная улица за ним. На этой улице в старину стояли дома служителей церкви. Располагались они как раз в тени двухэтажного каменного храма, стоявшего справа и уничтоженного в 1937 г. На месте синего дома стояло здание церковно-приходской школы, окнами к храму, которое сгорело в 1924 г. В новом здании в советское время располагался детский сад. В 1994 г. оно было передано под дом священнику. Почему-то верующие считали его бывшим церковным зданием, хотя оно было построено в советское время. За домом же располагался красивый деревянный храм, возведенный усилиями верующих в том же 1994 г. В 2001 г. он сгорел


Назад к списку