18 июня 2015 г.
Неблагонадежные
Издавна в вятской духовной среде церковное начальство старалось всеми силами бороться с таким его недугом как пьянство. Известно, что происходило это из-за того, что служители алтаря причащаются вином, ну и некоторые чрезмерно увлекались этим. Поэтому в духовной среде пьянство было развито даже больше, чем среди крестьян. Уже в старые времена появилось такое понятие, как "белая горячка". В 1897 г. о псаломщике с.Рожков Малмыжского уезда Михаиле Двинянинове сообщалось: "За обнаружение по дому пьянства до белой горячки, в которой нанес раны жене своей.."
Что бы хоть как то перевоспитывать "выпивающих", епархиальным начальством еще издревле было решено их отправлять в монастыри - в труды. Наказание варьировалось от недели до 2 месяцев. За более тяжкие проступки временно лишали сана. Обыкновенно отправляли на исправление в вятский Трифонов, реже в другие монастыри. В 1890 г. на Вятской земле появилась новая обитель - Филейский Александро-Невский монастырь. Вскоре он становится местом ссылки для лиц из неблагонадежного духовенства. В монастыре была заведена даже особая книга для ведения подобного учета, в которой скурпулезно указывалось о каждом, за что наказан, как ведет себя и получает ли деньги на свое содержание. Благодаря книге можно узнать, что через монастырь прошли наказание десятки людей, в основном это были псаломщики.
Например, о псаломщике с.Вобловица Слободского уезда Василии Суворове сообщалось за 1895 г.: "По постановлению епархиального начальства, состоявшегося 19 июня/18 июля 1895 г. за нетрезвую жизнь, упущения по должности, хождение для винопития в питейное заведение, – нарушение 3 июля 1894 ночью тишины в с.Вобловица – присужден к посылке на месяц в сей монастырь". Суворов пробыл на Филейке месяц. За это время, как отмечалось, он "вел себя трезво и во всем благопристойно, читал и пел на клиросе, с усердием исполнял оное послушание". Также примерно вел себя и диакон из с.Вяз Михаил Зубарев в 1896 г.: "За нетрезвость в 24 число марта и нанесение побоев своей жене присужден в сей монастырь на 2 месяца эпитимии с запрещением в священнослужении.
Во всем благопокорно и трезв, а также неопустительно посещал все церковные богослужения".
Помогали ли подобные меры? Вряд ли. Некоторые попадали сюда и не по разу. Так псаломщик Иван Ложкин побывал здесь, по меньшей мере 2 раза. В первый раз он отбывал в монастыре двухнедельное наказание "за нетрезвость" в 1896 г. как псаломщик с.Камешница Орловского уезда. При этом про него сообщалось: "Во всем благопокорно и трезв, а также неопустительно посещал все церковные богослужения". В 1900 г. Ложкин попал сюда уже как псаломщик Вятского Александро-Невского собора. Вина его состояла в следующем: " Несколько дней не являлся в собор к богослужениям, а 31 марта явился к Преждеосвященной литургии совершенно в нетрезвом виде и вел себя в храме крайне неприлично: довольно громко смеялся, показывал руками неприличные знаки (кукиши) по направлению к алтарю , диакону и народу, на клирос, хотя и негромко произносил неприличные слова и к довершению безобразия, по удалении его с клироса, осквернил своей уриной алтарь левого придела собора". Наказание он получил снова 2 недели содержания в монастыре под строгим надзором.
Не все служители отбывали наказание на Филейке за пьянство. Некоторые - за строптивость. Например, псаломщик с.Березник Алексей Тукмачев был отправлен на Филейку на неделю "за непочтительность к своим священникам и невежливое обращение с прочими членами причта".
По материалам ЦГАКО ф.1100 оп. 1 д. 13
На фото: бич духовенства того времени отобразился даже на полотнах великих художников...
Панорама берега города Вятки/Кирова. В наши дни
Очень интересная статья по истории Яранска. Газета "Знамя коммунизма" 1968 г. № 2. Такие же интересные краеведческие публикации появились в то время и в других в районных газетах
Чудеса прп.Матфея Яранского (отрывок из публикации)
Назад к списку