- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Январь: 1-15

 

С архивной полки. Оклады членов Нолинского уездного исполкома на 1919 год

Член исполкома 1656 рублей
Секретарь 1098 рублей
Делопроизводитель 990 рублей
Бухгалтер 1161 рубль
Заведующий хозяйственной частью 1044 рубля
Журналист 801 рубль
Машинист 828 рублей
Курьер 693 рубля

ЦГАКО ф.П-2710 оп.1 д.7 л.46

 

История, запечатленная в письмах. Письма солдат-вятчан, участников Первой мировой войны

Здравствуйте, дорогие мои родители. В первом долге шлю нижайшее почтение. В первых строках моего письма я спешу вас обрадовать в том, что я накануне Святой Троицы уезжал в город Петроград, нас отпущали на двои сутки, на поезде взад и вперед бесплатно. Я там накатался на трамваях, мне очень понравилось. Еще в Петрограде я ходил в зоологический сад, там я видел всяких зверей, какие есть на свете: тюлени, в воде белые медведи, морские, носороги, верблюды, слоны, вообще их очень много, так что всех не перечислишь. Еще всякие разные птицы, олени, пантеры, тигры, всякие звери, которые я раньше видал на картинках. За вход всего 20 коп., но всеж-таки мне очень понравилось. Везде накатался, по всему городу из конца в конец, все бесплатно. А ночевать там приходили в вокзале, потому что нет знакомых. Народу в Петрограде полны улицы, что этих трамваев, автомобилей, конок, то и гляди, кабы не стоптали. Очень много еще офицеров, прямо руки от головы не отходили, все время отдавай честь под козырек. Нам здесь 12 мая выдавали за белье по 1 р. 34 к., еще амуничных 30 к., а за сапоги пока ничего не получил до сих пор, а подметки износились, придется их прибивать. У нас в городе одна пара подметок стоит 90 копеек, кроме работы. А живу пока, слава Богу, хорошо. Отправят на позицию – ничего не известно. Наверно, проживем еще на этом месте долго. Я здесь получил письмо от Вани Подлипов. и от Вани Николаича, по одному письму от обоих. Остаюсь жив и здоров, того и вам желаю. Пишите, что новенького. Пока до свидания, писал любящий твой сын Вася. 1915 года. 13 мая

Письмо В.И.Палкина в город Вятку // Первая мировая война и Вятка – Киров 2016 г., с.135

 

Вопросы от читателей. На почту пришло такое интересное письмо: "У меня вопрос, на сайте ("Вятка: наследие") показан документ об окончании 2-х классной начальной школы. В Саратовском Поволжье такие документы выдавали только тем, кто сдавал выпускные экзамены успешно и если планировали продолжить образование. В своих исторических исследованиях я столкнулась с проблемой: никто из рожденных в 1900 и в последующие годы (28 человек) не имел документа об окончании сельской начальной школы. В Трудовых книжках написано, что образование начальное или низшее, но подтверждающего документа нет. Даже окончившие 7 классов в 1940-ые и 1960-ые годы не имели документа об окончании начальной сельской школы.
Вы знаете почему?
Буду признательна, если разъясните, нигде не могу найти ответ.
Спасибо.
С уважением, Ася".

На фото: ученики церковно-приходской школы села Городище Слободского уезда. Фотофонд ЦГАКО

 

Святочная история. Огненный сноп в небе

Случилось это в марте 1948 года. Возвращался я с очередной вечеринки домой где-то в полночь. Деревня вся уже спала, ни огонька. Бегу, спешу. Вот пробежал дом Владимира Семеновича – нашего соседа. Оказался в промежутке между домами, напротив огромной старой черемухи. И вот из-за двора Владимира Семеновича, между черемухой и нашим двором, показалось что-то огненное, беззвучно летящее на высоте примерно 20 метров от снежного покрова. Огненный пучок, похожий на сноп обмолоченной ржи (только красный), пересек сеновал и часть двора нашего дома. Далее направился в промежуток между нашей избой и избой второго соседа – Сергея Семеновича. Затем перелетел по диагонали через улицу, направился к концу деревни и исчез из моего поля зрения. Он не рассыпался, а как то бесшумно и бесследно скрылся за домами противоположной стороны улицы и, мне показалось, там прекратил свое существование.
Я хотя и был несколько удивлен, но не слишком напуган. Появилось какое-то чувство тревоги, беспокойства, невозможность осмыслить виденное. Постарался побыстрее пробраться к себе в избу. Родители, как всегда, проснулись. Я им пересказал виденную мной картину. Они также удивились, им такое видеть не доводилось, пояснить не смогли, хотя что-то подобное в нашей деревне бывало. Наблюдались аналогичные случаи в других деревнях нашей лесной округи.
В те времена огненный сноп называли «обмолоток», «омолоток». И выдвигали версию, что это прилетает «душа» или сам недавно усопший повидать свою осиротевшую жену, семью… Для жителей нашей деревни в этот раз все обошлось благополучно, без каких-либо нежелательных последствий (пожаров, разрушений, испугов). Наутро все жители были спокойны, хотя и ходили слухи, что в последний дом (на конце, где скрылся огненный сноп) наведывается недавно умерший Андрей.

В.Еремин, г.Киров //Газета «Знамя октября», 1997 г. № 96

 

Эпоха - газетной строкой. Правосудие эпохи Николая "Кровавого"

Высылка вооруженных фабрикантов. Из Ижевского завода «Русскому Слову» телеграфируют: «11 оружейных фабрикантов и кустарей, по постановлению департамента полиции, 1 мая покидают пределы губернии. Всех высылаемых администрация признала виновными в фабрикации и сбыте военного оружия. Высылаемые назначения над ними особого следствия не добились.
По делу заподозренных и высылаемых чиновников казенного завода следствие ведет специально командированный из Петербурга главным артиллерийским управлением полковник Н.И.Жанколя».

Вятская речь - 1910 г. № 94

Не трудно, представить, какому бы наказанию подверглись эти военные чиновники за данное преступление (фабрикация и сбыт оружия) в сталинские и в наши времена. "Кровожадное" правосудие Николая Второго (притом столыпинского времени) за данное преступление назначило суровое наказание - выслать на жительство за пределы губернии...

 

С архивной полки. Церковь села Бахта в описании за 1915 год

Троицкая церковь села Бахта Вятского уезда. Церковь построена в 1776 году тщанием содержателей в оном приходе Николаевской писчебумажной фабрики дворян Бударева и Безрукова при помощи прихожан.
Зданием каменная, крепка. Колокольня и теплая церковь построены в 1854 году усердием прихожан, а в 1896 году усердием же прихожан теплая церковь расширена и покрыта железом.
Престолов в ней 4: в холодном храме во имя Живоначальной Троицы, в теплом храме в правом приделе во имя Рождества Богородицы, а в левом, который освящен 1 мая 1900 года во имя великомученика Георгия вверху между 2 приделами над проходом в холодный храм в честь Иверской Божией Матери, который освящен 24 ноября 1897 года.
Утварью достаточна.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.385А л.1. Снимки церкви сделаны несколько лет назад. Возможно, сейчас она уже без "лесов".

 

13 января - день российской печати (1991). Именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости». Поздравление работников печатных и электронных изданий: издателей, журналистов, редакторов и блогеров.
Молебен о здравии. Протоиерей Андрей Лебедев

На фото: 1969й. Кировские журналисты-выпускники ЗВПШ при ЦК КПСС. Было и такое высшее образование...

 

С архивной полки. Есть ли на Вятке золотой песок?

В Вятское губернское правление

Рапорт Малмыжского уездного исправника 7 июля 1900 года

Пристав 4 стана рапортом от 25 июня за № 527 донес, что полицейским десятским Кильмезской волости деревни Табаней Феоктистом Даниловым Вороновым на земле крестьян деревни Яшкиной Вихаревской волости, в горе, у берега реки Кунжек, найден на большом пространстве песок, содержавший в себе золотистые частицы.
О чем имею честь донести губернскому правлению, с предоставлением песка, для исследования, находящихся в нем золотистых частиц.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.391 л.8

Примечание. К сожалению, не известно, чем закончилось данное исследование и проводились ли они в советское время, но, кто знает, может действительно в Кировской области есть золотой песок и у нее были (и есть) перспективы стать второй Аляской? А еще в царские времена на Вятке была найдена и нефть...

 

Вятские слова и выражения: пешедрал

Лошади – хоть на плечах неси (Вятскополянская сельская лечебница). Есть у нас 8 лошадей. Беда тому кучеру, которого попросят поехать на этой лошади верст за 35 от города. Туда может быть и приедет, а обратно – иди на своих двоих – пешедралом. И лошадей хоть вези на себе. Не лучше ли вместо того чтобы держать 8 негодных лошадей, купить хотя бы 4 хорошие лошади? Алеша

Вятская правда - 1926 г. № 28. Фото С.А.Лобовикова

 

Истоки. Как вятские монастыри возвращали беглых холопов

От недородов и больших податей крепостные крестьяне в XVII веке бежали с монастырских земель (лично принадлежавшие монастырям). В царской грамоте 1688 года о поимке беглых крестьян Уржумского Цепочкинского монастыря кратко сообщалось: «… Крестьяне де у них и бобыли розбрелись врознь от хлебного недобору и живут в Казанском и Уржумском и в иных уездах, а им де чинятца непослушны». Но беглые крестьяне недолго радовались свободе. Их быстро находили и возвращали хозяину обратно. В некоторых грамотах сообщались косвенные причины возвращения назад беглых крестьян. В упомянутой выше грамоте 1688 года монастырские власти сообщали, что из-за отсутствия бежавших, подати тяжелым бременем ложились на плечи остальных крестьян, от чего их хозяйства разорялись: «…А наши де великих Государей всякие подати за тех беглых крестьян и бобылей правят на них и на досталных их крестьянах ямские и полоненичные денги и стрелецкий хлеб… и досталных их крестьян разорили в конец без остатку». Чтобы остальные крестьяне не разорились совсем, монастырь и старался вернуть назад беглых, чтобы на его земле была бы некая форма экономической стабильности.
Иногда для поимки беглецов использовались очень жесткие методы. Об этом, например, может говорить название царской грамоты 1688 года, посланной «…в Казань и в иные понизовые города боярам, воеводам и всяким приказным людям с повелением давать игумену Спасского Цепочкина монастыря Макарию приставов, разсыльщиков и пушкарей для поимки беглых монастырских крестьян и бобылей».
Вот один из таких случаев поимки беглых крестьян, бежавших на соседние земли Вятского Трифонова монастыря, описанный в 1686 году в «Грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в Уржумском уезде писцам М.М.Поздееву и подъячеву И.Андреянову, об отводе Успенскому Трифонову монастырю вотчинной монастырской земли между реками Чепочкою и Буею с беглыми монастырскими крестьянами и их хлебом»: "Июля в 15 день подьячей с служилыми людьми привел на Уржум на съезжей двор крестьян 5 человек и указ Великих Государей о тех вышеописанных беглых крестьян Вятскому Успенскому Трифонову монастырю приказному старцу Арсению он сказывал, чтоб он ехал на Уржум и объявил на тех вышеописанных беглых крестьян крепости... Отдать в Уржумский Спаской Чепоцкий монастырь игумену Макарию з братьею по прежнему во крестьянство з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы и с хлебом стоячим и с молоченым и з земляным."
Правда, крестьяне заверяли, что "люди де они волные, во крестьянех и в бобылех за ними не живали". На что "святые" старцы показывали им некие "крепости", где поименно указывались имена беглых крестьян или их родителей. Поскольку крестьяне в те времена были сплошь неграмотные, доказать или опровергнуть эти письмена кроме монахов никто не мог. Поэтому им ничего не оставалось как смириться и вернуться обратно на земли Спасского монастыря,снова стать крепостными монастыря.
Остальных беглых тоже было велено розыскивать. В грамоте повелевалось: "А которых беглых Чепочкина монастыря крестьян против челобитья и росписи игумена Макария з братьею в сыску и в приводе на съезжем дворе не было, и тех крестьян велети сыскивать Вятцкого Успенского Трифонова монастырю архимандриту и, сыскав, велеть отвесть на монастырских их подводах и отдать в Спасский Чепочкинский монастырь з женами их и з детьми и со всеми их крестьянскими животы и с хлебом стоячим и с молоченым и з земляным и написать тех крестьян в отдаточные книги и поголовные денги по указу с игумена Макария з братиею взять, а крестьян отдать с роспискою по указу".
Некоторые крестьяне поступали хитрее и, переходя на земли другого монастыря, называли себя его собственностью, а также, будто бы, принадлежали монастырю и их отцы и деды. Впрочем, на землях Вятского Трифонова монастыря жизнь тоже не была легкой для крепостных, так как кабала этого монастыря более тяжелая, чем у Уржумского, где монахи даже сами платили оброк за своих крестьян. Отсюда крестьяне тоже бежали, уже на юг губернии. В царской грамоте 1689 года «… В Казань воеводам о розыске крестьян, бежавших из Сунской вотчины Успенского монастыря» говорилось: «Из Вятцкого уезду крестьяне их монастырские, з женами и з детми и сродичи своими и з животы разбрелись врознь в Казань и в Казанский присуд, и в разные городы и уезды, в села и в деревни и в починки и живут за всякими чинов людми …» Нередко крестьяне Вятского Трифонова монастыря поднимали восстания против непосильного монастырского правления. Особенно жестокий крестьянский бунт имел место в 1677 году в Кырчанской волости Вятского Трифонова монастыря, где взбунтовавшиеся крестьяне убили несколько монастырских служащих и оставшимися верными монастырю крестьян и занялись разбоем и грабежами. Был пленен даже архимандрит Иоль, приехавший увещевать восставших. Мятежники собирались его «побить кольем». Несмотря на все сотворенное, наказание для бунтовщиков у монастырских властей было довольно милостивым – им грозило быть только битыми кнутом.
Возможно, по причине всевозможных тяжелых налогов и неурожаев вятчане массово в XVII веке бежали c родных земель на Урал и в Сибирь. Вот почему в Вятском уезде в XVII веке целые деревни стояли пустые. Эти пустые деревни «с добрыми землями», покинутые своими жителями, часто упоминаются в писцовых книгах XVII века. Потому что на своей земле все равно не убежишь, все равно найдут и вернут обратно в холопы. Зато в Прикамье, на Урале ив Западной Сибири наблюдался в это время пик переселенчества русских крестьян…

Источники:
Грамоты и акты Уржумского Спасского Цепочкина монастыря. 1645-1694 – Труды Вятской ученой архивной комиссии 1913 г – вып. 3

 

С архивной полки. Списки домовладельцев города Вятки: Московская улица (1913 год)

Александровы Петр и Иван Ивановичи
Архангельская Павла Ивановна
Башмаков Михаил Евдокимович
Башмаков Матвей Михайлович
Бакина Пелагея Степановна
Вальков Петр Дмитриевич
Вавилов Иван Степанович
Волонихин Василий Фотеевич
Гусева Александра Федоровна
Наследники Дьяконова Алексея Николаевича
Желиховская Анна Александровна
Истомин Андрей Степанович
Казанская Мария Алексеевна
Кардаков Иван Семенович
Коршунова Ольга Ивановна
Наследники Казакова Николая Николаевича
Кулепетов Петр Михайлович
Казенин Владимир Иванович
Корчемкина Ольга Ивановна
Лаврова Мария Сергеевна
Лаптев Николай Иванович
Лобовиков Сергей Александрович
Наследники Пьянкова Александра Антипьевича
Попов Егор Егорович
Перминов Тимофей Григорьевич
Рукавишников Алексей Александрович
Рудольский Андрей Андреевич
Рязанцев Арсений Александрович
Сушков Михаил Константинович
Сенилов Алексей Михайлович
Смольянинов Иван Алексеевич
Самойлов Леонтий Миронович
Филиппов Николай Григорьевич
Франжоли Тимофей Афанасьевич
Шкляев Павел Николаевич
Шубин Иван Петрович
Шиляева Антонина Родионовна
Швецов Александр Иванович
Наследники Чащина Аполлона Николаевича
Черных Гавриил Сергеевич

ЦГАКО ф.628 оп.20 д.96

Примечание. Одним из домовладельцев указан Лобовиков Сергей Александрович. Подобные списки сохранились по всем улицам города. Кроме того, в архиве ЦГАКО есть и отдельные поквартирные карточки за 1917 год, где сообщались данные по каждой семье

 

"Чужие" в метрических книгах Вятской губернии. Метрическая книга церкви села Вознесенского Вятского уезда, 1915 год. Зафиксирован брак крестьянина Ярославской губернии Мышкинского уезда деревни Погорелок Павла Петровича Кострова с дочерью диакона церкви села Вознесенского Марией Аркадьевной Вифанской. Жениху было 29 лет, невесте 20... ЦГАКО ф.237 оп.227 д.157 л.36 об.

 

Вятские города на старых фотографиях: Яранск

Некоторое время назад в группе сменилась фотография – заставка группы "Вятка Наследие".
Эта фотография улицы Успенской, сейчас Карла Маркса, моего родного города – Яранска, около автостанции. Это фото меня заинтересовало . Я нашёл в Интернете полную фотографию, а не подрезанную, как на заставке. Нашел в самых разных источниках информацию об изображенном на фото, но данных о том, кто и когда сделал этот снимок, не нашёл.
Я прокомментировал, то есть добавил краткие описания объектов на фото, посылаю их Вам.
Надеюсь, это для Вас представляет хотя бы небольшой интерес

1. Дом причта (духовенства) (?) церкви Александра Невского. Снесен.

2. Церковь Александра Невского. Построена в 1891-1893 годах по проекту архитектора А. С. Андреева. Разрушен в 1940 г. До середины 1950-х были видны остатки фундамента. Сейчас на этом месте сквер у автостанции.

3. Двухэтажный каменный дом купца Быстренина. В нем до 1990-х располагалась автостанция. Сейчас это жилой дом.

4. Свято-Троицкий собор, построен в 1857 году по проекту архитектора Константина Тона. Действует после перерыва с 1935 до 1991 г.

5. Новотроицкая колокольня. Построена в 1878—1889 годах по проекту архитектора А. С. Андреева. Высота 66,5 метров.

5. Старотроицкая колокольня ("Карандаш"), построена в 1670–1690 годах. Не используется. Высота до креста - 38,5 м. Купол колокольни и крест снесены во время грозы с ураганным ветром летом 1955 г.

7. Преображенская церковь постройки 1790 года, закрывает вид на Успенский собор. Разрушена в 1950-х.

8. Электрические столбы - электричество и телефон появились в Яранске в 1913-1917 годах

9. Двухэтажный деревянный дом купца Бебенина. Снесен в начале 2000-х. Сейчас на этом месте магазин "Магнит"

10. Ну а это Хрюша - прямо как в "Миргороде" Гоголя

По этим данным можно предположить, что фотография сделана после 1913 г, когда появилось электричество, и скорее всего ранее советского периода, но кто и когда сделал этот снимок, осталось неизвестным. Если у Вас есть эти данные и если Вас не это затруднит, пожалуйста, сообщите.

С Уважением, Косолапов Владимир Борисович

 

Православный Сарапул. С горечью об утраченном былом

Всего лишь более ста лет назад в уездном городе «злотые купола» двух десятков сарапульских храмов и двух монастырей издалека были видны всем плывущим по Каме. Большинство из них в настоящее время полностью утрачено, либо используется для другого предназначения: Кафедральный Собор Вознесения Господня, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, храм Петра и Павла (Петропавловская колокольня), церковь Троицы Живоначальной, храм Воскресения Христова (Воскресенская кладбищенская церковь), домовая церковь в честь Черниговских чудотворцев князя Михаила и боярина Федора при тюремном замке, домовая церковь при тюремном замке во имя святого благоверного князя Александра Невского, домовая церковь во имя Святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси Чудотворца при реальном училище, Благовещенский общежительный женский монастырь, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Сарапульском Благовещенском монастыре, Александровская домовая церковь, освящена в честь мученицы Александры, церковь во имя Святого великомученика Георгия Победоносца (Георгиевская кладбищенская единоверческая церковь), 12-ти Апостольская кладбищенская церковь (Шитовская часовня), домовая церковь во имя СвятойАнны Пророчицы при приюте для сирот и больных детей (Смагиных), церковь во имя Николая Чудотворца (Николаевская единоверческая церковь), Николаевская домовая церковь при духовном училище, церковь Николая Чудотворца (Николаевская старообрядческая церковь, Австрийская церковь), церковь «Всех скорбящих радость» иконы Божией Матери при Сарапульской земской больнице, Успенская Крестовая церковь при Архиерейском доме, Старцево-горский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, Иоанно-Предтеченская церковь в мужском монастыре, Рождество-Богородицкая домовая церковь.
Что ждет в будущем историю этих храмов? Память, оставшаяся только на страницах архивных документов и старых фотографий? Или когда-нибудь что-то будет реконструировано по примеру храмов Ижевска? Удастся ли сохранить и восстановить то, что еще восстановить то, что еще возможно, и что не полностью утрачено?
Может быть, пришла пора начать уже сегодня? Пусть не с реконструкции утраченного Вознесенского собора, а хотя бы с возвращения исторического названия Соборной площади, что явно не потребует значительных финансовых затрат, а все же вернет память о том, с чего, собственно, и начиналось «село Вознесенское что на Сарапуле» четыре века тому назад!

Александр Потапов. Купола над Сарапулом – Сарапул 2018 г., с.101-102

 

Истоки. Нет села без погоста…

Кроме городов на Вятке устраивались селитьбы или погосты. Костомаров считает, что обычай строить погосты пришел из Новгорода. Собственно погостом называется сельская община или центр нескольких общин, где велась «гостьба» (торговля). Во главе таких центров поставлялись особые должностные лица, отвечавшие, как правило, за поступление дани, плату налогов. В погосте строили церковь, близ которой находилось кладбище, и название погост получал обычно двойное – по месту нахождения и названию церкви. Например, Никольский погост на Великой Реке - погост Николо-Великорецкий. В документах 15-16 веков погосты упоминаются в большинстве случаев как небольшие поселения с церковью и кладбищем. Основными центрами общинной жизни здесь стали села.
Селения с церковью, при которой были только дворы причта да кельи для нищих носили название погоста.

Очерки истории Вятской епархии (1657-2007) – Киров 2007 г., с.33

На фото: Митрофаньевская кладбищенская церковь в городе Малмыже. Действующая. Один из редких кладбищенских храмов, сохранившихся на территории области.

 

Возрождение традиции: Великорецкий крестный ход

Великорецкий Крестный ход – важное событие в жизни вятской земли. Это путь к Богу. Люди идут с верой и любовью, в надежде получить Божью благодать. Год от года растет число желающих принять участие в Крестном ходе. Духовное возрождение русского народа и России в целом – вот главный лейтмотив происходящего.
Почему именно с иконой Святителя Николая Чудотворца паломники идут Крестным ходом? Потому что это – один из самых почитаемых святых на Руси, в том числе и на Вятке. В народе всегда с уважением говорили о Николае весеннем, приходящем к нам с теплом и добром. В деревнях никогда не начинали сажать картошку до Николы, как бы ожидая благословения святого, и всегда были с урожаем.
Чтимый древний список Великорецкой иконы Святителя Николая Чудотворца хранится в городе Кирове (Вятке) в Свято-Серафимовом храме, именно поэтому прославленный Крестный ход, известный несколько столетий, начинается и заканчивается здесь. А начался он в 15 в., когда жители тогдашнего Хлынова (Вятки) упросили перенести к ним в город явленный в 1383 г. на берегу реки Великой образ Святителя Николая, от которого проистекало множество чудес и исцелений. Хлыновцы обещали ежегодно приносить чудотворный образ на место явления. С тех пор уже шесть столетий совершается этот Крестный ход, самый продолжительный в православном мире и один из самых многолюдных в России.
Великорецкий Крестный ход находился под запретом с 1935 г., и был возрожден только в 1990 г. В Великорецком Крестном ходе участвуют не только паломники из вятской земли, но и верующие из Голландии, Японии, США.

Роза Соловьева. Долинская сторона. Страницы истории города Нолинска – М.2008 г., с.58

Первые два снимка из нашего архива (2014 год)

 

Вятские некрополи: кладбище Вятского Успенского Трифонова монастыря

Кладбище являлось неотъемлимой частью любого монастыря. Оно во многом созвучно жизни монахов, которые призваны умереть для этого мира, молиться за усопших, и является постоянным напоминанием для них о загробной жизни…
Кладбище при Трифоновом монастыре существовало на протяжении всей его истории. Сама обитель, как известно, возникла в XVI веке на месте старых городских захоронений. Кладбище до сего времени сохраняет много загадок. Например, в синодике Трифонова монастыря только за XVII век упоминается больше тысячи монахов обители. Где они были похоронены?
На монастырском кладбище погребали не только монахов. По-видимому, с начала XIX в. здесь стали погребать светских лиц и представителей белого духовенства. В XIX-начале XX вв. в обители было похоронено более 700 человек лиц немонашеского звания.
В монастырской земле нашли последний приют чиновники, военные, купцы, художники, учителя, врачи, ученые, мещане, крестьяне… Смерть уравняла их – известных и неизвестных, бедных и богатых. Это не были исключительно люди из «местной элиты». В метрических книгах вятских храмов за 100 лет удалось выявить 734 человека не монашеского звания, погребенных на кладбище Трифонова монастыря до 1918 г. Среди них 179 было представителей белого духовенства и членов их семей (24%), 290 – чиновничества и офицерства (39,5%), 104 – купечества (14%), 75 – мещанства (10%) и 27 – крестьянства (4%), а также несколько учителей и учеников, врачей, послушников, штатных служителей, солдат, вдов-солдаток и пр. Если проанализировать состав погребенных членов семей чиновников и офицеров, из 290 человек – только 20 имели с I по IV класс Табели о рангах (7%), 126 – являлись представителями чиновничества средней руки (V-VIII класс) (43%), 119 было из семейств мелких чиновников (IX-XIV класс) (41%), а у 25 не сообщался их ранг.

Елена Кустова. История Вятского Успенского Трифонова монастыря – Киров 2012 г., с.625-626

На фото: воссозданный некрополь на территории Вятского Трифонова монастыря. Фото из нашего архива 2015 года

 

Православная жизнь Пижанского района

С давних времен основа населения нашего края – крестьяне, проживавшие в многочисленных деревнях и починках, которые кольцом окружали село – центр округи. А центр села, его начало – храм. Ведь со строительства церкви во многих случаях начиналась история сел нашего Пижанского района.
Церковь была важной частью жизни народа, в основном православного, верующего, живущего с молитвой. «Кто с молитвой врозь – у того и жизнь вскользь», - гласит народная пословица.
В 1930-е годы все церкви на территории современного Пижанского района были закрыты и впоследствии в большинстве разрознены. До настающего времени сохранилось только три исторических храмовых здания. Этот храм в честь Сретения Господня в селе Сретенском, храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя в селе Иж и храм в честь святителя Николая Чудотворца в селе Воя.
В 1990-е годы наш народ, как и встарь, на свои средства начал восстанавливать уцелевшие церкви, строить храмы, маленькие деревянные часовенки в тех селениях, над которыми ранее возносились величественные купола. В 1992 г. была вновь освящена церковь в с.Сретенское, в 1998 г. освящен построенный храм в честь Рождества Христова в пгт Пижанка, в 2000 г. начала действовать Никольская церковь в с.Воя, в 2008 г. – построенная часовня в бывшем с.Макаровка, в 2014 г. – построенная часовня в честь Николая Чудотворца в с.Обухово, в 2017 г. освятили Спасскую церковь в с.Иж и вновь построенный храм в честь Трех Святителей в с.Казаково. В 2016 г. установлен поклонный крест на месте церкви в с.Соломино. В настоящее время возводится храм в честь Живоначальной Троицы в д.Кутузы. Более того, в 2007 г. был освящен храм в честь святителя Николая Чудотворца в д.Павлово, в которой раньше церкви не было.
Сегодня, как в старые времена, церковные колокола зовут людей на службы, батюшки проводят таинства крещения, венчания, отпевания. Верующие отмечают церковные праздники и почитают дни памяти святых, ходят в крестные ходы – Великорецкий и Матвеевский.
Приход в сельской местности мал, население критически уменьшается. Церковные доходы в деревнях скудные, но несмотря на это церковь на селе существует и это радует прихожан.

В.Н.Царегородцева. Надо древнюю веру хранить… - Киров 2019 г., с.3

На фото: церковь в селе Липово (Обухово) Пижанского района, 1806 года постройки. Разрушена

 

Легенды и предания. Легенды об алангасарах

Удмурты сохранили предания об алангасарах. Кто же они? Говорят, эти существа высокого роста, обитали в наших краях до прихода человека, жили не тужили. Когда запасы рыбы и дичи скудели, они отправлялись искать другую реку. Великаны не умели ставить шалаши, рыть землянки, рубить избы. Лесной пожар для них был подобен костру, у которого они грелись. Где ступала нога великана, там появлялся лог, а где он спал, там оставалась низина.
Ученые предполагают, что само слово «алангасар» состоит из названий двух народов: алан (иранское племя) и хазар (тюркское племя). Аланское войско играло заметную роль в Хазарском каганате в середине I тысячелетия н.э.
C приходом человека алангасары поняли, что им не ужиться с более приспособленными к реальной жизни людьми. Говорят, они ушли на север. А кто остался на прежнем месте, те превратились в каменные глыбы.

Удмурты. На земле древних алангсаров – Ижевск 2020 г., с.6

 

Из истории улиц города Вятки/Киров: Успенская/Урицкого

1784 – улица Успенская (по плану города от оврага Засора до границы города по улице Орловской)
1804 – улица Успенская (по плану города)
1812 – улица Успенская (по плану города продолжена до Кукарской и дальше до улицы Большехлыновской)
1918 – улица Урицкого
1958 – улица Урицкого в Ленинском районе г.Киров (по реестру – юго-восточная часть города)
1972 – улица Урицкого в Первомайском районе г.Киров.

Хлынов-Вятка-Киров. История и современность. Историко-статистический сборник. 5 том – Киров 2016 г., с.690

На фото: улица Успенская города Вятки в старину

 

Эпоха - газетной строкой. Река Вятка как природная стихия

Село Крымская Слудка Елабужского уезда. Расположено на левом берегу реки Вятки, возвышающемся здесь сажень на 8-9. Противоположный берег также очень высокий, но он идет отступая отрезка версты на 1 ½, и не подвергся размыванию как левый сельский берег. Грунт земли в полях Крымской Слудки исключительно песчаный, сажень 10 толщины. На дворе одного крестьянина лет 7 назад рыли колодезь и не встретили на пути ни камней, ни глины; на 9 саженях была найдена лошадиная голова. Это показывает, что слой песку сажень на 10 – нанос. Дождевая и весенняя вода, пробегая по песчаному грунту, быстро проделывает канавки, которая, увеличиваясь, все более и более превращает в глубокие овраги (лога). Несколько десятков лет назад, когда эта местность находилась под лесом, оврагов совершенно не было. Но с истреблением лесов, число оврагов стало увеличиваться и теперь они, захвативши собою немалое количество десятин пахотной земли, изрезали все поля. Один из так оврагов прошел селом, разделив его на 2 части. Этот овраг глубиной сажень на 10-12, с берегами почти отвесными; так что сообщение на лошадях между обоими частями села возможно лишь в вершине оврага на расстоянии почти целой версты от села. Склоны как этого оврага, как и прочих, совершенно голые: нет ни кустарника, ни травы которая бы, образовавши дерновой слой, задержала бы разрушение почвы; все овраги безводные. Река Вятка, делая около села поворот, подмывает возвышенный берег, и жители принуждены переселяться подальше от нея. Такое переселение продолжается непрерывно за последние десятилетия и сопряжено с крупными издержками. Старики уверяют, что река Вятка промыла новое русло, а в прежнее течение ее образовало прибрежную долину противоположного берега. Бывшую в селе деревянную церковь заблаговременно сломали, и теперь то место уже на другом берегу. Кладбище, находившееся неподалеку от церкви, также снесено, и по одну весну, как говорят, в крутизне берега виднелись гроба покойников, человеческие кости и прочее. Теперь все это покоится на дне реки Вятки. Сильно разрушительном образом река действует на берег в весеннее половодье в ветренее время. Волны подходя к отвесному берегу, подмывают его, а верхний слой сползает огромными глыбами, размывается и уносится течением воды. Со стороны крестьян было несколько попыток закрепить берег, но все безуспешно: подмывание быстро идет: весной прошлого года оторвано было далее как 20-25 сажень, а потому весной при сильном половодье с ветром и ему угрожала опасность. По спаде воды ныне будет приступлено к закреплению берега с пособием от казны.

Вятская газета - 1900 г. № 25

На фото: село Крымская Слудка на реке Вятке. Снимок как раз 1900 года

 

С архивной полки. Письма, найденные в архиве...

В архивах частные письма встречаются очень часто. Попадаются они как в случайных делах, так и как вещественные доказательства в письмах арестованных и репрессированных. В годы Первой Мировой войны было создано даже особое подразделение, которое занималось перлюстрацией солдатских писем. При штабе округов открывались военно-цензурные комиссии (ВЦК), а в городах — военно-цензурные пункты (ВЦП). В архивах Кировской области и Удмуртии отложились богатые собрания из таких писем. Некоторые из них мы уже публиковали и будем публиковать.
Сегодня для публикации предлагаем два письма 1918 года из следственного дела бойца военно-продовольственного отряда, расстрелянного в том же году за участие в стычке между продотрядом и латышским полком. В его коротеньком следственном деле и были найдены эти письма. Авторы писем были боевыми товарищами подследственного и проходили свидетелями по делу. Поэтому, возможно, их письма отложились в его деле.

Здравствуй, дорогой друг Никандр Яковлевич!

Многоуважаемый Никандр Яковлевич, спешу сообщить тебе, что я жив и здоров и тебе желаю. Шлю я тебе сердечный привет, передай привет тов.Васильеву и всем товарищам моим. Мы в настоящее время находимся в г.Уржуме и живем очень хорошо. В скором времени коллегия чрезвычайных комиссаров посылает тов.Рощепкина в сел.Черемисский Турек с 28 солдатами ввиду того, что татары отказываются везти хлеб на ссыпной пункт. И кроме этого отправят 20 человек в Лебяжье, а остальные солдаты и еще прибывшая 70 рота остается со мной в г.Уржуме.
С тем до свидания. Остаюсь твой друг и целую тебя крепко.

Твой товарищ Иван Базулыков


Дорогому товарищу Терещенко

Сообщаю тебе, что жив, здоров, все благополучно. Милый друг, сообщаю, что твою хозяйку госпожу Депрейс посадили в тюрьму. И отобрали 5 тысяч денег. Это кончено, тов.Терещенко. В скором времени я еду со своим отрядом в Черемисский Турек. Воевать с татарами конечно поеду и возьму с собой боевых товарищей и конечно с собой Горького Максима. Я так думаю, что приеду героем и с большой победой. И еще сообщаю, что я помещаюсь в доме бывшего комендантского правления. Тоже хорошо. Граммофон играет. И наверху стоит пианина. Так весело и отрадно. После этого жизни и потерять не грех.
Целую тебя крепко

Рощупкин

ЦГАКО ф.Р-6799 оп.9. д. СУ-11721

 

Из истории Степановского мятежа 1918 года

В краеведческом музее города Нолинска несколько лет назад был найден этот клочок бумаги, а на нем оказалась очень интересная информация. В донесении для Нолинской милиции, датированном 14 августа 1918 года, сообщалось, что на пристани села Медведок отряд некоей Седьмой Народной Армии обезоружил местных милиционеров и перечислялось отобранное у них оружие. Далее медведские милиционеры спрашивали, что им делать дальше. Нет сомнений, что под Седьмой Народной Армией здесь именовались степановцы. Донесение датировалось 14 августа, а через два дня вспыхнуло восстание в Нолинске. Посему вопрос, принимали ли участие степановцы в событиях в Нолинске остается открытым. Сами участники тех событий упоминали, что степановцы там были (они прибыли как раз из Медведка). Кроме того, после подавления мятежа был найден и опознан один боец Московского продовольственного полка - Ефим Макарович Деревченко (сведения об этом были найдены в том же музее). Интересно и то, что это единственный документ, где степановцы названы как воинское подразделение - Седьмая Народная Армия...

В Управление уездной милиции города Нолинска

18 года августа 14/1 дня сим извещаю Вас в том, что на Медведской пристани милиционеров обезоружили и в том числе весь Медведский комитет, который был вооружен красноармейскими вооружениями, отрядом откомандированным от Седьмой Народной армии .
Посему оружие у нас отобраны два смитта, одна винтовка, один палаш, две шашки и так что мы остались здесь совсем без оружия.
В настоящее время неизвестно, что нам здесь и делать.
Прошу Вас известить нам, можем ли мы хотя надеяться на жалование.
Прошу вас известить и существует ли милиция и велико ли наличие.
Прошу все насчет обезоружия, но приговор имел с Вихаревым по телеграфу.

1918 год август 14/1 дня


Назад к списку