Апрель: 16-30
С архивной полки. Характеристика на хозяйство лишенного избирательных прав "кулака". Котельничский район, 1930 год. До революции хозяин владел кирпичным заводом. Позднее раскулачен и выслан... ЦГАКО ф.Р-997 д.632 л.2
История улиц Вятки/Кирова: Всехсвятская-Дерендяева
1660-1670 – слобода на столбовой Московской дороге («промеж Московской и Никитской вороты на угоре» отвели 47 мест под дворы и огороды архиерейским служащим, приглашенным в г.Хлынов новым архиереем).
После 1679 г. - Всесвятская слобода (вновь возникла после пожара вдоль столбовой Московской дороги, сюда перенесена Всехсвятская церковь)
… Улица Владимирская в слободке Всех Святых на столбовой Московской дороге (в 1783 году – улица)
1784 г. – улица Всехсвятская (по плану город – от улицы Острожной до улицы Орловской)
1812 – улица Всехсвятская (по плану городу – продолжена до улицы Морозовской – на север и до реки Хлыновка – на юге).
1903 – улица Всехсвятская (открыт католический костел во имя святого Александра Невского и в память «государя-императора Александра Третьего» (закрыт в 1933 г.; в 1893 г. в нем открыт концертный зал органной музыки; установлен орган фирмы «Хуго Майер»))
1910 г. – улица Всехсвятская (появились первые электрические фонари).
1918 – улица Дерендяева
1923-1925 – улица частично замощена.
1932 – улица Дерендяева (часть поселка Горсовета присоединена как продолжение (начало) существующей улицы).
1938 – улица Дерендяева (продлена до улицы Профсоюзной).
1952 – улица Дерендяева (уточнена).
1958 – улица Дерендяева в Ленинско-Октябрьском районах г.Кирова (по реестру в центральной части города; начальный участок улицы от улицы Профсоюзной до улицы Розы Люксембург отделен и назван переулком Дерендяевским (Дерендяева).
Хлынов-Вятка-Киров. История и современность. Историко-статистический сборник. 5 том – Киров 2016 г., с.605-606
На первом фото: угол Дерендяева и Коммуны в советское время
Из истории города Вятки. Веселое место
Около речки Хлыновки находятся публичные дома Воробьева, где нередко разыгрываются не только скандалы, но даже и больше. Теперь скандалы перешли и на улицу. Так обитательницы этих домов нередко купаются в Хлыновке у самой дороги, при этом позволяют себе много лишнего и вызывают негодование жителей Хлыновки. Нередко к купальщицам присоединяются пьяные мастеровые и на глазах проходящих происходят возмутительные вещи, а также ругань и драка.
Вятская речь - 1908 г. № 112
Можно предположить, купающиеся дамы в реке (а тогда нижнее белье простонародье еще не носило) это был своего рода маркетинговый ход, рекламная промоакция, для привлечения клиентов в заведения. Нужно учесть, что и речка эта мелководная… Правда, когда в речку начали нырять и мужики, это немного нарушило «рекламную акцию», что и вызвало ругань и драки в реке. Хорошо, что сюда еще не догадались придти тогдашние фотографы и увековечить сию картину…
На фото: современная река в черте города Кирова. Глядя на ее тихие воды, и не задумаешься, какие страсти тут кипели сто с небольшим лет назад...
Татарская деревня в материалах сельскохозяйственной переписи 1917 года: деревня Малый Вениж Глазовского уезда
56 хозяйств
Фамилии: Абашевы 54
Ташковы 2
Сельскохозяйственные машины
Молотилки 4
Веялки 17, включая 3 вскладчину на 6 хозяйств
Лошади
1 лошадь: 17 хозяйств
2 лошади: 19 хозяйств
3 лошади: 2 хозяйства
4 лошади: 1 хозяйство
17 хозяйств безлошадные
Коровы, включая нетелей
1 корова: 18 хозяйств
2 коровы: 11 хозяйств
3 коровы: 6 хозяйств
Бычки: 5 хозяйств
21 хозяйство без коровы
Овцы: 38 хозяйств
Козы: 3 хозяйства
Наем: использовало наемный труд 28 хозяйств
Земля
Безземельные: 7 хозяйств
1 десятина: 5 хозяйств
2 десятины: 2 хозяйства
3 десятины: 5 хозяйств
4 десятины: 10 хозяйств
5 десятин: 3 хозяйства
6 десятин: 6 хозяйств
7 десятин: 5 хозяйств
8 десятин: 7 хозяйств
9 десятин: 2 хозяйства
10 десятин: 1 хозяйство
12 десятин: 2 хозяйства
15 десятин: 1 хозяйство
Грамотность:
Мужчин с 10 лет 139
Из них грамотных 13 и малограмотных 3
Женщин с 10 лет 121
Из них грамотных ни одной.
ЦГАКО ф.574 оп.4 д.3064
На фото: в деревне летом (одна из деревень на территории Глазовского уезда). Снимок 1899 года с экспозиции Национального музея имени Кузебая Герда (г.Ижевск, Удмуртия)
Латышские стрелки в Гражданской войне на Вятке: Рудольф Граблаус
На снимке 1918 года Граблаус Рудольф Аносович, участник Гражданской войны на Вятке на стороне большевиков (пулеметчик). Происхождение его и биография пока неизвестны. О национальности можно догадываться. Судя по некоторым данным, он был бывший латышский стрелок, т.е. латыш.
Некоторые воспоминания об этом человеке оставил красноармеец С.В.Коркин в своей рукописи воспоминаний "Ликвидация Степановского мятежа и контрреволюции в Вятской губернии в 1918 г.", в котором рассказывал не только об истории Степановского мятежа, но и обширного крестьянского восстания в Малмыжском уезде и немного Ижевско-Воткинского 1918 года, в котором непосредственно с Граблаусом принимал участие. Итак, дадим ему слово:
" Наш первый Вятский боевой отряд коммунистов, как состоящий исключительно из пулеметчиков, влили в пулеметные команды батальонов полка. Коркин Семен, Граблаус Рудольф, Браженас Владислав и Шумайлов Василий направлены были в 1-й батальон. Командиром батальона был Лепик Иосиф...
Село Вавож мы заняли 7 сентября в 10 часов утра без боя, так как белогвардейцы сразу же отступили из Вавожа без боя, так как белогвардейцы сразу же отступили из Вавожа без оглядки. 8 сентября командир батальона дал мне задание с приданными мне 6 человеками: Шумайловым Вас., Браженасом Владиславом, Граблаусом Рудольфом и 3 бойцами из конной разведки – всего 7 чел. – произвести разведку в дер. Уе-Докья, что в семи километрах от Вавожа.
Не доезжая до деревни Уе-Докья версты три, мы встретили старушку, идущую из этой деревни, спросили ее, есть ли там войска или солдаты. Она нам ответила, что никого не видела, что она ходила в лавку купить керосина, а лавка закрыта. Подумали: что со старухи спрашивать, и решили свернуть налево и логом через лес поехали к деревне. Ответ старушки не внушил нам доверия: видимо, она приходила в эту деревню к своему внуку или сыну с продуктами и не хотела или побоялась сказать правду, - в этой деревне оказались большие силы белогвардейцев.
Въезжая в деревню с левой стороны, около крайнего дома мы встретили врасплох заставу в 7 человек. При виде нас, они стали разбегаться кто куда: двоих мы задержали, разоружили, одного я хотел посадить к себе на лошадь, чтобы привезти языка, но он стал просить, чтобы мы его расстреляли на месте, чего там. Мы ему сказали, что у нас не расстреливают, что «вас запугали ваши офицеры». Убеждения не подействовали, мы отпустили их и сказали: «Идите, но помните, что Советская власть победит, и вы будете жалеть, что идете с белыми». Василий Шумайлов уехал в центр деревни; увидев в пожарном сарае человек 30 белогвардейцев, провел с ними митинг, и, несмотря на то, что все они были вооружены винтовками, они внимательно выслушали его, и он вернулся к нам с запозданием. Ожидая его, мы находились около дороги, по которой предполагали ехать назад в Вавож. Нас в это время обстреляли с бугра опушки леса из наганов; видимо, там размещался белогвардейский штаб. Тогда мы стали обсуждать, где нам ехать, так как дорога, по которой прибыли, должна быть закрыта, и в это время белые открыли ураганный огонь по полевой проселочной дороге, по которой мы рассчитывали ехать обратно. Тогда я дал команду ехать старым путем, и мы ринулись мимо заставы уже не логом, а кругом через лес. Когда мы выехали на дорогу, стрельба немного притихла; ведь они были очень лимитированы патронами, но все же пули над нами жужжали. Мы все выехали целы и невредимы.
Вернувшись в Вавож, мы доложили командиру батальона результаты нашей разведки. На другой день к нам в Вавож пришли человек пять молодых людей, сказав, что они из близлежащих деревень, хотят узнать, что такое красные и белые. С ними занялся разговором парторг батареи Шумайлов Василий. Чем кончился их разговор, я не знаю, так как я ушел. Побеседовав с Шумайловым, они ушли обратно. По своей молодости и неопытности мы не заподозрили в этом ничего, но это, видимо, была белогвардейская разведка....
В 3 часа белогвардейцы повели наступление на Вавож с двух сторон: Вавожский отряд со стороны д.Квачкам, Нылгинский отряд со стороны дер. Уе-Докья. Наш батальон, не предвидя опасности, после отъезда командира полка спал крепким сном, не слыша стрельбы, тогда как наша застава на краю села смертельно оборонялась от наседающего противника со стороны Квачкама.
Задачей белогвардейцев было отрезать батальон от прикрытия батареи, чего они и достигли своей превосходящей силой. Командир батареи т.Мухачев, комиссар батареи Бабинцев, находясь почти в центре села, были отрезаны от батареи; старшина батареи, находившийся в одном доме с командиром и комиссаром батареи, выскочил из окна 3-го этажа и был приколот штыками белогвардейцев.
Дежуривший у орудий начальник пулемета Граблаус Рудольф в предрассветных сумерках услышал, когда начали раздаваться по селу отдельные выстрелы, одновременно заметил продвижение беляков за рекой, на мосту и бегущих по дамбе со стороны дер.Уе-Докья; он дал по противнику несколько длинных очередей из своего пулемета «Максима»; белогвардейцы залегли и стали отстреливаться. Вскоре послышался крик на улице, ведущей к церкви.
Противник уже отрезал батальон от орудий и прикрытия батареи, занял все село (орудия и пулеметы находились на самом краю села у церкви, на крутом берегу реки Вала) и начал концентрировать свои силы у церковной ограды для захвата орудий и пулеметов. Батальон наш , считая нас схваченными противником, оставил село и отошел на исходные позиции в село Водзимонье и дальше в Б.-Кильмезь, на место расположения штаба полка, то есть за 45 километров от с.Вавожа.
Я с двумя товарищами квартировал у просвирни, дом которой находился против церкви и орудий; спали мы крепким сном.
В этот момент хозяйка дома подошла ко мне и разбудила, сказав, что белые уже у нас под окнами. Мы, как ошпаренные, соскочили, буквально за одну минуту оделись, схватили винтовки и через огороды бегом перебрались к орудиям и пулеметам, из-за реки нас беляки обстреляли из пулемета, но никого не задели.
Прибежав на место, я быстро организовал оборону; расставил пулеметы с трех сторон церкви, откуда мог проникнуть противник.
К началу боя нас оказалось 7 человек, в том числе два артиллериста: Тильк Михаил и Шалковский – это на два трехдюймовые орудия и три пулемета. Снарядов для орудий у нас было вполне достаточно, но они находились в 70-80 метрах от орудий, и таскать снаряды было не без риска, так как они были во дворе на той стороне дороги. Мне пришлось взять на себя командование батареей и прикрытием батареи.
Пулеметчиков на три пулемета было три человека: Граблаус Рудольф, Браженас Владислав, Шумайлов Василий, я четвертый, и один пехотинец. Мы с пехотинцем (фамилию его не помню) подносили снаряды для артиллеристов. Во время подноски снарядов пехотинец был ранен в ногу навылет сквозь сапог в икру, но он так и не покинул до конца поле боя. К концу боя к нам разными путями пробрались еще несколько человек из нашего батальона. Граблаус Рудольф только что успел установить свой пулемет впереди орудия, как его первым же выстрелом из орудия контузило, и так он выбыл из строя в начале боя. Его заменил Браженас Владислав.
Начался неравный бой у церкви, длившийся с 3 часов утра до 12 часов дня. Церковная ограда служила нам крепостью, но такой же крепостью она была и для белогвардейцев, так как они концентрировались за церковной оградой, потом перебрались в церковную ограду, и нам двоим с пехотинцем пришлось выбивать их из церковной ограды. Тогда они стали забираться на колокольню, намереваясь по-одиночке уничтожил нас. Заметив это, я дал команду Тильку обстрелять картечью колокольню, начиная с верхнего этажа, чтобы согнать их обратно вниз, и это возымело успех, белые очистили колокольню, не успев дать ни одного выстрела. Тогда они (непонятно, зачем) пошли в алтарь. Правда, от алтаря до нас было рукой подать, но церковная ограда мешала им. Я дал команду Тильку дать один выстрел картечью по алтарю. Им пришлось покинуть и алтарь. Как видно из дневника попа, в алтаре разбит какой-то стеклянный купол. За это время белогвардейцы предприняли три атаки на нас, но все они были нами отбиты с большими для них потерями. Наконец командир белогвардейского отряда решил сам повести в атаку людей, и с криком «Ура!» они бросились на батарею, но и на этот раз они потерпели сильнейшее поражение. Мы из двух орудий били их картечью и сильным пулеметным огнем. Я стоял в это время у орудия, что около церковной ограды, а командир белогвардейского отражения бежал прямо на орудие. Я почти в упор из карабина дал по нему выстрел и убил его наповал. Белогвардейцы, видя, что их командир убит, как бараны, начали отступать, а отступать им было некуда : по другую сторону церкви стоял другой пулемет, загораживающий путь как для подкрепления им, так и для отступления. Это и было последнее и решительное вавожское сражение. Потеряв более 200 человек убитыми, белые отступили. Раненых наша санчасть перевязала, оказала первую медицинскую помощь, и было решено оставить Вавож, так как людей, собравшихся после боя из домов, откуда они во время боя не могли выйти, было недостаточно, чтобы принять бой, а ожидать его надо было. Рисковать людьми и техникой (которая в то время была для нас на вес золота) мы не могли и и решили оставить Вавож. Пулемет, который остался на конце села после погибших пулеметчиков, белогвардейцы подтащили к церкви, рассчитывали им повоевать с нами, но пулеметчики Браженас и Шумайлов затащили свой пулемет на колокольню и оттуда начали вовремя строчить по отступающему противнику. Белогвардейцы бросили пулемет и удрали, спасая свою шкуру. Командир взвода артиллерии тов.Тильк просил меня показать ему направление отступающего противника. Для этого мне пришлось залезть на крышу одного дома. Когда мне стало видно скопление удирающих белогвардейцев, я крикнул Тильку, указывая рукой направление: «Крой на три вятских квартала!» - и он дал несколько выстрелов точно по группе отступающих белогвардейцев. Тильк с орудиями и нашим 1м Вятским боевым отрядов коммунистов выехал одновременно и, зная вятские кварталы, быстро сориентировался.
11 сентября из Глазова телеграфировали в Вятку Командующему Вятским районом Медведеву, что отряд Горелова в Вавоже потерпел неудачу, отряд разбит, противнику остались орудия и пулеметы, что отряд вынужден был отступить .
Прибыв в штаб полка, командир батальона доложил, что орудия с прикрытием батареи и пулеметами остались в руках противника..(ЦГАКО ф.Р-799 оп.3 д.7 лл.30-39)"
Сохранилось документальное свидетельство, что Граблаус участвовал и в ликвидации Степановского восстания. 20 августа 1918 года Я.Урановский докладывал в Вятку, что Степановский мятеж подавлен: «…Была расстреляна часть наиболее злостных белогвардейцев. Захвачено много пленных. Сильно отличились своей храбростью пулеметчик т.Грабляце и один красноармеец. Взято 150 винтовок, 2 пулемета (Дубовцев В. А. История нашего времени / Экономические и общественно-политические процессы в ходе советской модернизации и либеральных реформ. Изд. 5. – Киров, с.96)».
Дальнейшая его судьба его складывалась интересно. После окончания войны Граблаус не уехал на родину, а остался в СССР. Сделал карьеру. При Сталине был выброшен из партии и едва не расстрелян. Чудом уцелел от расстрела. Дожил до глубокой старости...
Граблаус Рудольф Ансович (?-1985), красный латышский стрелок. Участвовал в Гражданской войне, в 1920 г. занимал должность председателя Ижевского(?) исполкома, позже работал прокурором Свердловской области. Вычищен из партии, 12 сентября 1938 г. - в списках репрессированных по 1 категории - расстрел. Тем не менее, по данным его внуков, после года тюрьмы в конце 1940-х работал директором рыбзавода, скончался в 1985 г. Жена - Будницкая Ф.З. из семьи учителя, дочь - Регина. Источник: alwin.livejournal.com/832056.html
Снимок 1918 года из фотофонда ЦГАКО
Вятчане - участники Гражданской войны: Андрей Дмитриевич Вихарев
Вихарев Андрей Дмитриевич (1892-18 августа 1918), участник Гражданской войны. Родился в с.Бурмакино Вятской губ. (ныне Кирово-Чепецкий район) в крестьянской семье. Участник Первой мировой войны. В 1917 г. вступил в Красную гвардию. Член большевистской партии с марта 1918 г. направлен губкомом военным комиссаром в Нолинск. Вихаревым и А.М.Монаховым-Мануиловым создана Нолинская уездная организация РКП(б). В ночь на 16 августа 1918 г. отряд участников антисоветского восстания окружил здание духовного училища в Нолинске и подожгли его. Почти все красноармейцы погибли. Вихарева мятежники захватили и расстреляли на берегу р.Вои. Его образ дан в романе А.А.Филева «Живое – живым» (Киров, 1966).
Энциклопедия земли Вятской. Том 6й: Знатные люди – Киров 1996 г., с.90
Исторические названия улиц города Вятки/Кирова
Азина – Пятницкий переулок
Блюхера – Больше-Хлыновская
Водопроводная – Кикиморская
Володарского – Никитская
Воровского – Семеновская
Герцена – Копанская
Горбачева – Набережная Монастырская или Набережная-Успенская
Дерендяева – Всехсвятская
Карла Либкнехта– Спенчинская
Карла Маркса – Владимирская
Комсмольская – Малая Хлыновская
Красноармейская – Кукарская
Ленина – Чернышевского, Воскресенская, Вознесенская, Покровская, Никольская, Свободы
Маклина – Бутырская
Милицейская – Ивановская
Молодой Гвардии – Стефановская
Мопра – Острожная
Октябрьский проспект – Гласисная, Спенчинская, Петроградский бульвар
Профсоюзная – Луковицкая
Свободы – Царевская
Советская – Богословская
Урицкого – Успенская
На фото: одна из центральных улиц старой Вятки. Снимок 1888 года (фотофонд ЦГАКО)
Истоки. Вятская земля как часть Перми Великой
Пермь Великая — историческая область в России и средневековое княжество, в верховодье Камы и в междуречье Камы, Вишеры, Колвы и Язьвы. Межплеменной центр — Чердынь, резиденция верховного князя — Покча, духовный центр — Искор ("Википедия")
Упоминание о Перми Великой в русских летописях исследователями прослеживается начиная с 1324 года. Активное использование этого названия находилось в прямой зависимости от образования Русского государства. Собирание земель и присоединение к Москве все новых и новых территорий привело московских князей на Верхнюю Каму. Отряд, посланный в 1472 году Иваном Третьим, успешно выполнил поставленную задачу. Взял городки Чердынь, Покчу, Искор, Урос и «привел всю землю ту за великого князя». В XV-XVI веках считалось, что Пермь Великая – это территория от чусовского озера на севере до реки Чусовой на юге и от верховьев Камы на западе до Уральского хребта на востоке. Центром ее была Чердынь, упоминаемая в первый раз в 1451 году в связи с тем, что в нее прибыл Михаил Ермолич – наместник великого князя Василия Великого.
Из коренных народов Среднего Урала первыми вошли в русское государство коми-пермяки и манси. В 1462 году коми-пермяки получили православие от последователей епископа Степана Пермского, кафедра которого находилась в городе Усть-Вымь на реке Вычегда. В Чердыни возник первый на Урале Иоанно-Богословский монастырь.
Г.Н.Чагин. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв. Екатеринбург 2003 г., с.4
Примечание. Верховья Камы - это современный север Удмуртии и Кировской области (территория бывшей Вятской губернии). Верхняя Кама протекает по территории Удмуртии, Кировской области, Пермского края... Таким образом, когда-то эта часть Вятской земли относилась к Перми Великой...
Иллюстрация: фрагмент карты Энтони Дженкинсона (1562 год). Нам здесь, конечно, интересно будет обратить внимание на ту часть карты, расположенную между Вологдой и Пермью...
Вятские слова и словечки: "голбец"
Голбец – углубление вверху русской печи, где зимой сидят и работают
Александр Фищев. Родная старина. 1897 год. Фото русских печей с голбцом (из интернета). Собственно старинных вятских печей с гольцами в нашей коллекции не нашлось (в заброшенных деревнях встречаются дома уже с разобранными печами), но если кто-то поделится такими фотографиями, будем благодарны!
Курьезы на страницах старых газет: "Опел петух"
В воскресенье 22 августа, в Успенском соборе во время обедни произошел курьезный случай. Около колонны в этом соборе стоит стол, на котором наложены были: мясо, рожь, ячмень, петух, курица. Для чего это было наложено на столик - для освящения или было пожертвовано в казну – мы не знаем.
И вот в то время когда священник произнес: «Двери, двери премудр вонмем» и певчие запели: «милость мира», петух, лежащий на столике, громко закричал: - Ку-ка-ре-ку!
Молящиеся невольно рассмеялись , потом шутили, что священника и певчих «опел петух».
Слободской.
Вятская речь 1910 г. № 186
С архивной полки. По заветам Владимира Ильича...
Протокол заседания Коллегии отдела Управления Нолинского уезда. 17 декабря 1919 года
Слушали: переписку о конфискованных у гражданина села Немы Артемия Штина для нужд Народного дома 1 самовара, 10 ложек деревянных столовых, 11 штук чайных, чаю полфунта, спичек 26 п., сахарного песку и муки крупчатки 1 пуд.
Постановили: в выдаче гражданину Штину конфискованных вещей отказать.
ЦГАКО ф.Р-2710 оп.1 д.2 л.27 об. Репродукция картины Ивана Владимирова
Вятские фамилии и их происхождение: "Д"
Дементьев – от церк имени Дементий (лат: упрощать). СОФ: Дементьев – 192
Денщиков (Деньщиков) – от прозвища Денщик: поденный работник
Дмитриев – отцерк имени Дмитрий (греч. «принадлежащий Деметре»). СОФ: Дмитриев – 74
Долгушин – от прозвища Долгуша: рослый человек
Дорогой – мирское имя
Дорофеев – от церк имени Дорофей (от греч «Дар Божий»). СОФ: Дорофеев – 70.
Дранишников (Драников) – от прозвища Дранишник: человек, занимавшийся выделкой драни для покрытия крыш и обивки стен.
Драчев – от прозвища Драч, так называли драчуна или живодера за то, что он сдирал шкуры.
Дрествянин (Дресвянников) – от прозвища Дресвяна (вятск. «дресва» - измельченные камешки для мытья полов)
Дубов – от мирского имени Дуб
Дубовиков – от прозвища Дубовик («дубовик» - зажиточный крестьянин)
Дудников (Дудник, Дудин) - от прозвища Дудник: играющий на дудке
Дулесов – от имени Дулес (финно-угорское «дуль» - слюна). Фамилия преобладает в Камско-Уральском регионе.
Дьяконов (Дьяконов, Дьяков, Дьячков) – фамилия дана по роду деятельности отца (дьякон – помощник священника). СОФ: Дьячков – 215.
А.А.Потапов. Истоки Сарапульского родословия – Сарапул 2013 г., с.150
Примечание. От себя можем сюда добавить еще такую распространенную фамилию как Дьячковы (странно, что автор ее не внес, между тем как священники Дьячковы служили и на приходах будущей Удмуртии). На фото: священник Николай Дьячков с иеромонахом Феодосием (Тепляковым).
ДЬЯЧКОВ Николай Петрович: священник. Род. в мае 1898 г. в с. Косолапово Уржумского уезда. Окончил Вятскую духовную семинарию . Посвящен в сан священника в 1919 г., но упоминается в епархиальной хронике как священник за 1914 г. (служил несколько месяцев в с. Ветошкино Уржумского уезда на вакансии псаломщика). В советское время служил в разных храмах Кировской области и Удмуртской АССР. С 1938 по 1959 гг. не служил, работал в госучреждениях. С 1959 г. вновь священник. Служил на приходах Удмуртии.
Источник: ЦГАКО ф. Р-1258 оп. 45 д. 128 лл.125-125 об.
Ратная доблесть Вятской земли: вятчане - участники Первой мировой войны
Петров Владимир Федорович, 29.06.1893. Окончил Сарапульское Алексеевское реальное училище, затем Казанское военное училище. На 18 июля 1914 года – младший офицер 8-й роты 194 пехотного Троицко-Сергиевского полка. Награжден орденом Св. Анны 4-й ст. «За храбрость».
Помощник Сарапульской городской Управы Федор Владимирович Петров, узнав из сообщения в столичной газете от 5 ноября о гибели сына, послал 4 телеграфных запроса и получил ответ, что В.Ф.Петров скончался от ран 21 октября 1914 г. и похоронен в г.Самбор в Австрии (ныне город во Львовской области Украины). По семейному преданию, Федор Владимирович долго хранил саблю сына. В 1930-е годы, боясь преследований, его жена бросила саблю в колодец во дворе своего дома по ул.Горького (б. Богоявленская).
Первая Мировая в памяти Сарапула - Сарапул 2014 г.
Мельницы как населенные места: Чащинка (Верхошижемский район)
Чащинка. Мельница Чащинка находилсь в километре от деревни Большие Чащины, на реке Шижме. По переписи 1926 года при ней числились два хозяйства, в которых записано три человека мужского пола и четыре женского. С 1957 по 1971 гг. при мельнице проживала семья Александра Ивановича Буторина. После их переезда в Верхошижемье за плотиной никто не смотрел, поэтому весной ее прорвало и пруд ушел. Остатки плотины видны по дороге от Чащиных на питерское поле.
Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемсого района – Киров 2016 г., с.86 Фото из книги: праздник у дома Александра Ивановича Буторина. 1960 год
Вятские хроники: молебствие в честь рождения российского Принца
15 августа 1904 года. Во всех церквах города Вятки после окончания литургии был прочитан Высочайший манифест о рождении Наследника Цесаревича Алексея Николаевича и совершено благодарственное молебствие.
Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1905 г. - Вятка 1904 г., с.156
Эпоха - газетной строкой. Визит Владыки в училище
Посещение Преосвященным Филаретом, епископом Вятским и Слободским, епархиального женского училища – 17 декабря. Вятское епархиальное училище торжественно встретило в своих стенах нового Апостола, Преосвященного Филарета, Епископа Вятского и Слободского. Владыка прибыл в училище в 12 часов дня и прямо проследовал в училищный храм, куда к этому времени собрались начальствующие, учащие и все воспитанницы училища. При входе в храм Его Преосвященство был встречен инспектором классов, священником А.Г. Корсаковским, со святым крестом. Выслушав краткую приветственную речь отца инспектора и приложившись к святому кресту, Владыка, при пении «достойно есть», прошел в алтарь. Затем, после эктении и многолетия, Его Преосвященство вышел на средину храма и обратился к воспитанницам с пространной речью, в которой, указав на ту любовь, которой пользуются оные, учась в училище, со стороны начальствующих, учащих и воспитательниц, и на множество полезных знаний и добрых навыков, ими здесь приобретаемых, просил их и после окончания курса всегда поддерживать с училищем тесную духовную связь и во всем следовать добрым религиозно-нравственным заветам училища. Преподав вслед за сим всем присутствующим в храме свое Архипастырское благословение, Владыка прошел в квартиру начальницы училища, где был предложен чай, и здесь еще несколько времени беседовал с лицами училищной корпорации, делясь с ними воспоминаниями из своего продолжительного педагогического опыта.
Посещение преосвященным Филаретом епархиального женского училища. 13 февраля, около 6 часов вечера, преосвященный Филарет посетил епархиальное женское училище. Владыка, в сопровождении начальницы училища и инспектора классов, обошел все классные комнаты, расспрашивая воспитанниц, чем они занимаются и что читают.
Вятские епархиальные ведомости - 1905 г. № 1 и 5
На фото: корпуса Вятского женского епархиального училища в начале XX века. Заметен купол домовой церкви в честь Введения Пресвятой Богородицы. Фотофонд ЦГАКО
С архивной полки. Церкви Вятской губернии в документах архива: церковь села Бобино Вятского уезда
Благовещенская церковь села Бобино, 1915 год.
Церковь построена в 1782 году тщанием купца города Слободского Леонтия Иванова Песякова при пособии от прихожан.
Зданием каменная с таковой же колокольней в одной связи, крепка, крыта железом.
Престолов в ней 4. Главный во имя Благовещения пресвятой Богородицы, в правом приделе – во имя святителя и чудотворца Николая, в левом во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и в колокольнице во имя святого апостола Петра и Павла.
Утварью достаточна.
ЦГАКО ф.237 оп.70 д.385А л.4
На фото: село Бобино Вятского уезда в начале XX века. Фотография была опубликована в "Энциклопедии земли Вятской". Том "История". Позднее церковь была разрушена
По страницам советских газет. Атеистическая печать о дореволюционном духовенстве
В 1960-е годы, на новом витке борьбе с религией, в периодической печати печаталось много атеистического материала. Среди них было немало и любопытных заметок, посвященных религиозным обрядам, праздникам и местным традициям. Не забывали и о духовенстве. Здесь оперативно подключили краеведов, чтобы они поискали в архивных документах что-нибудь "этакое". К сожалению, были и такие соглашались. В те годы в городе Кирове был известный краевед Василий Георгиевич Пленков. Из-под его пера в кировской печати вышло несколько публикаций о прошлом вятского духовенства. Вот одна из них...
Ввиду возросших волнений среди рабочих и крестьян царское правительство в 70-х годах прошлого века решило провести некоторые реформы и преобразования в административных и полицейских учреждения. С этой целью министр внутренних дел губернаторам разослал циркуляры, которые запрашивались их соображения и предложения по этому вопросу.
В госархиве Кировской области сохранился ответ вятского губернатора министру внутренних дел по этому циркуляру. Кроме своих предложений вятский губернатор жаловался царскому министру на то, что он не может больше терпеть порочной жизни вятского духовенства. Он сообщал, что к нему от крестьян и от официальных лиц поступает масса жалоб и донесений о незаконных делах местного духовенства, его нетрезвой и аморальной жизни. По этим жалобам и донесениям губернатор многократно обращался к вятскому архиерею с просьбами о принятии мер к прекращению безобразий.
А по письмам губернатор поручал производить расследование благочинным или священникам близлежащих сел, которые сами были не безгрешны в этом отношении. «А поэтому эти следствия, - писал губернатор, - кончались обыкновенно оправданием духовных лиц, через что нарушалось правосудие в губернии, а губернатор, видя явные незаконные действия духовенства и убеждаясь в этом через негласные дознания, должен смотреть на такие безобразия равнодушно… и не в состоянии прекратить злоупотребления…
В доказательство своих слов губернатор приводил много фактов. Вот один из них.
Орловский уездный исправник 19 июля 1869 года донес губернатору, что «священник села Истобенского Кибардин с женой своею живет в раздоре, не пускает ее в комнаты и держит в кухне из-за того, что она ревнует его к бывшей наставнице Осиповой, что местные крестьяне, замечавшие священника в близких отношениях с Осиповой, не стали отдавать детей своих учиться, Осипова поселилась в доме священника и хотя была уволена от должности наставницы, но не перестает жить у священника под предлогом воспитания его детей».
Далее в донесении сообщалось, что Кибардин и Осипова довели жену его до такого состояния, что она покушалась на самоубийство. По донесению Кибардину угрожало наказание. Он, не стесняясь своего аморального поведения, ходил по домам и выпрашивал у прихожан справки о своем «хорошем» поведении.
Так к Кибардину и не было принято никаких мер со стороны духовного начальства. Он продолжал служить в том же приходе, потеряв стыд, даже учил своих прихожан целомудрию и часто повторял заповедь: «Не пожелай жены ближнего своего».
В.Пленков. Поп-прелюбодей // Искра (Оричи) 1966 г. № 98
Рисунок из газеты "Вятская правда" конца 1920-х гг. Тогда в крест той же Истобенской церкви ударила молния. Памятью об этом событии остался такой рисунок...
С архивной полки. Малмыжские старообрядцы в XIX веке
Раскол. В среде малмыжского населения считается раскольников 4351 человек мужского пола и 4962 женского. Из них принадлежат к поморской секте 1834 мужчин и 2195 женщин, к поповской 2517 мужчин и 2866 женщин. Отношение раскольников к православному населению и в особенности к местным властям не враждебно. Замечательных случаев уклонения в раскол или присоединения к православию в 1871 году не было. Главных коноводов раскола в уезде не замечается. Меры к послаблению раскола удобные принять чрез местное духовенство убеждениями и увещеваниями против заблуждения.
Сведения Вятского губернского статистического комитета для всеподданнейшего отчета от уездных исправников (1871 г.). ЦГАКО ф.574 оп.1 д.371 лл.72-73
На фото: староверческая моленна в Малмыжском районе. Фото из сообщества "Города России"
Вятские слова и присловья: что значило "бастеть"
Бастеть. Становиться красивее, хорошеть. Все ты Маня бастеешь да бастеешь. Стала бастеть как молодушка-та. Горя нет – вот и бастею.
Областной словарь вятского говора. Выпуск 1-2 - Киров 2012 г., с.55. Фото С.А.Лобовикова
Хроники Вятского судоходства. Ходил по Вятке пароход "Любовь"...
28 июля 1904 года. Начали совершаться рейсы парохода «Любовь», построенного самоучкой-судостроителем И.П.Негашевым, крестьянином уездного села Жерновогорье.
Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1905 г. - Вятка 1904 г., с.154
"Русский бунт... бесмыссленный и беспощадный..." "Монастырские бунтовщики" в Кырчанской вотчине (1677 год)
...Приказного старца Иакова Новикова и монастырского их служку Петрушку Слободина и служебника Никитку Овчинникова и крестьян, которые в тот бунт с ними не пристали, ковали и вязали и мучили всячески и били на смерть… А тех де крестьян держали связанными и скованными и мучили многое время, а без них де многие крестьяне, видя их наглой грабеж и разорение, что они ездят по всей волости, из деревень своих и с починков, покиня животы свои, з женами и з детми уходили на далние леса, боясь их мучения и смертного убийства, и жили многое время до нашего великого Государя указу и вновь до отводу… Их монастыря Кырчанской волости старинного их монастырского крестьянина Васку Бурова били и мучали многое время и замучали до смерти, и после де Васкиной смерти, пришед на Васкин двор, к жене его Васкине скопом и с заговором, со многими людми такими же ворами и бунтовщиками, животы и денги, и всякую домашнюю посуду медную и оловянную, и хлеб и всякую скотину и сено пограбили без остатку, и дети де ево Васкины от их же воровства все были в бегах…
Царская грамота казанским воеводам М.Б.Милославскому и Г.С.Караулову, с повелением отдать Кырчанскую вотчину во владение Успенскому монастырю по-прежнему, а монастырских «бунтовщиков» сыскать и бить кнутом // 29. Грамоты и акты Вятского Успенского Трифонова монастыря 1580-1764 гг. – Труды Вятской ученой архивной комиссии 1906 г. вып. 3-4
"Монастырских «бунтовщиков» сыскать и бить кнутом..." - наказание для грабителей и убийц было довольно мягким даже по тем временам....
Назад к списку