ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Атары

 

Поселение возникло в 1710 г., приход открыт в 1687 г. с построением первой деревянной церкви во имя Нерукотворного образа Спасителя по храмозданной грамоте данной Преосвященным Ионою. Основателем храма стал Кукарский Покровский монастырь. Все первые деревянные церкви с. Атар до начала XIX ст. строились на низменном берегу р. Вятки, а весь приход был на противоположном берегу.

                В 1731 г. вследствие ветхости церкви по просьбе священников разрешено построить новую деревянную (но холодную), которую освятили в 1734 г. По просьбе прихожан Епископ Казанский, Преосвященный Лука, 28 марта 1740 г. дал благословение на постройку второй, отдельной, теплой церкви во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы.

                За 1775 г. в селе упоминается 2 деревянные церкви и 188 дворов в приходе. К 1793 г. Введенская церковь пришла в ветхость и прихожане просили  Преосвященного Лаврентия разрешение на построение Введенского придела при Спасской церкви. 1 сентября 1793 г. было дано благословение на построение придела, который был освящен 27 сентября того  же года.

                7 марта 1800 г. была дана храмозданная грамота преосвященным Амвросием на построение в с. Атарах вместо деревянной Спасской церкви каменного храма, который был построен в 1809 г. на горе. Вместе с ним на гору «поднялось» и село по причине затопляемости берега. Иконостас в холодной церкви благоустроен намного позднее. Указом духовной консистории от 9 июня 1819 г. за № 2112 прежнюю деревянную церковь разрешено было разобрать, но еще в 1833 г. она стояла в развалинах, в ней играли дети.

Из описания церкви за 1919 год: «Церковь каменная, покрыта железом, разделена на тёплую и холодную, одноэтажная, трёхпрестольная, с колокольней в одной связи». При ней был подземный ход.Престолы: в честь Нерукотворного образа Спасителя (холодный придел, освящен в1833 г.), в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы (теплый правый придел, освящен в 1817 г.) и в честь святого князя Владимира (левый теплый придел, освящен в 1838 г.). Стенная живопись была выполнена лишь в 1894 и 1900 г.г. на звоннице имелось 8 медных колоколов, из них самый большой, воскресный, весил 32 пуда, 11 ф. Утвари было достаточно. Церковно-приходской школы не имелось, в д. Толстик часовня. Престольный праздник – Троица, отмечалась очень весело, с гармонью, частушками, танцами и … драками ( в 1947 году в массовой драке приняло  участие аж три соседних района). В начале ХХ в. Епископ Вятский и Слободской посетил село только в 1904 г.

                Особые достопримечательности: позолоченный животворящий крест столярной работы; серебряный вызолоченный крест с финифтяным распятием; серебряная позолоченная дарохранительница; 18 висячих медных посеребряных лампад на цепях; Евангелие напрестольное в листах, в серебряном окладе 84 пробы, позолоченное, с изображением на верхней доске Воскресения Христова и 4 евангелистов и с изображением Благовещения на нижней доске; Евангелие напрестольное в листах, верхняя доска и корешок в серебряном окладе 84 пробы, нижняя доска в бархате с 5 серебряными клеймами; вся богослужебная утварь из серебра вызолоченная.

                В 1910 г. приход состоял из 39 селений с русским населением – 5176 человек. Приход был бедный и самый беспокойный: многие прихожане занимались разбоем. Из описания прихода за 1912 г.: «село расположено на правом берегу Вятки. В приходе 3 земских школ. Занятия прихожан – землепашество и отхожий промысел».

                Причт состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. В XVIII – XIX вв. служила династия священников Перфирьевых (Порфирьевых): о. Аника (1775 г.), о. Максим (строитель каменного храма, начало XIX в.) и о. Иаков (покинул село в 1833 г., отец И. А. Порфирьева – профессора русской словесности Казанской духовной академии). Одним из самых замечательных и выдающихся атарских священников был протоиерей о. Николай Люминарский (1833– 1911), который в1908 г. в честь 50-летия служения в священном сане был награжден орденом св. Владимира 4 степени. Последние служители: священник о. Иоанн Семенов – с 1905 г., он же возглавлял молельный дом в д. Дворец, отошел ко Господу в 1947 г.; диакон Григорий Домрачев – отошел ко Господу в д. Толстик в1959 г., его сын, Иван Григорьевич погиб в бою 7 декабря 1941 г.; псаломщик Пантелеимон Новицкий (с 1913 г.) был репрессирован и умер в Сибири. Последний звонарь Егор был слеп, атарские мужики собирались у него в сторожке и играли в карты.

                Изьятие церковных ценностей произошло 9 марта 1922 г., в 1923 г. верующие Атарского прихода присоединились к обновленческому течению, но уже 8 марта 1925 г. на особом собрании решили выйти из него и уволили священника-обновленца Тронина.

                14 марта 1930 г. начальник Лебяжского РАО Емшанов рассмотрел материал о закрытии храма в с. Атары на том основании, что «граждане состоящие в приходе группы верующих в Атарской общине изъявили желание группы общины распустить… церковь в с. Атары закрыть, о чем вынесли постановления общие собрания».

Закрыта церковь была обманом: собирали колхозников на собрания, составляли их списки, а потом прилагали эти списки к липовым договорам, в которых писали, что все колхозники единогласно отказались от церкви, хотя на собрании решались совсем другие вопросы. Такая схема была характерна для всего Лебяжского района, в котором коммунисты были менее наглее, чем, например, в соседнем Уржумском районе.

Например, в протоколе общего собрания избирателей д. Дворец писалось (17 апреля 1939 г.):

«…Выступления в прениях.

Криницын С.В. У нас в Лебяжском районе закрыты все церкви, осталась только одна, так и мы должны это помещение использовать в культурных и выгодных целях, как например для школы или  для клуба.

Колпаков В.В. Нужно дать молодым культурное помещение и будет оно использовано в культурных целях. Нужно присоединиться к голосу остальных и закрыть церковь.

…Колпаков П.П. Я старичок 70 лет призываю всех остальных присоединиться к голосу и закрыть церковь.

Постановили по большинству голосов закрыть Атарскую церковь и передать под школу. Голосовали за закрытие 49 человек, против 5 человек». Безусловно, все это было сочинено коммунистами, и такие «сочинения» были присланы в Облисполком из всех деревень Атарского прихода.

23 июля 1939 г. председатель Атарского сельсовета Криницын направил следующее заявление председателю Кировского Облисполкома т. Иволгину: «Нами была проведена работа по закрытию Атарской церкви. Граждане Атарского сельсовета постановили закрыть Атарскую церковь. Президиум Лебяжского райисполкома утвердил протокола и послал на утверждение президиума Облисполкома в апреле месяце 1939 г. Мы до сих пор не получили никаких ответов. До сих пор нечего нам не сообщили, где пропадает это дело. Сейчас июль месяц, граждане ждут утверждения закрытия церкви. Прошу это дело разыскать и утвердить наши протокола и нам сообщить».

2 августа 1939 г. постановлением президиума Кировского Облисполкома № 1384 церковь в с. Атары была закрыта – «согласно ходатайства трудящихся передать райисполкому для использования  под культурные мероприятия».

Как и в большинстве церквей, школа в Атарской церкви, под предлогом которой была она закрыта, пробыла недолго. Уже с1940 г. в нее стал ссыпаться хлеб. Храм лишился своей ограды и крестов и к 1949 г. стал требовать капитального ремонта.

                В 1940-е годы в д. Дворец бывшего прихода действовал молельный дом. Многие годы в селе жила дочь священника, заслуженная учительница Вера Николаевна Люминарская, тайно вела уроки  Закона Божьего. В 1960 г. её хороняло всё село. В1961 г. в с. Атары была закрыта школа и вскоре после этого село обезлюдело.

                Ныне заброшенная Атарская церковь находится среди глухого леса в одном из самых труднодоступных мест Лебяжского района, которые входят в туристические маршруты Кировской области.

 


Назад к списку