- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Ветошкино

 

                

Поселение возникло ок. 1790 г., по легенде оно было основано тремя братьями-староверами Ветошкиными. По определению Вятской епархии 15-24 декабря 1858 г. был открыт приход с. Ветошкино, выделенный из приходов сел Байса и Петровского. Первая деревянная церковь с престолом в честь Пресвятой Троицы была построена и освящена 23 марта 1860 г. лажским благочинным протоиереем о. Симеоном Чупраковым. Согласно легенде, зодчего, строившего храм, звали Малах, отчего село получило второе название – Малахово.

                Из описания Троицкой церкви за 1870 г.: «Зданием деревянная с таковою же над папертью колокольнею. Внутри оштукатурена и по наружности обитая тесом и окрашена, престол в ней один, во имя Пресвятой Троицы. Утварью необходимою достаточна. Причта при ней положены священник, диакон, дьячок и пономарь».

          5.10.1883 г. после большого пожара заложена и в 1893 г. построена каменная церковь с одним престолом во имя св. Троицы; деревянная церковь продана в с. Вотское. Кирпич для строительства церкви был изготовлен в соседней д. Вичур. Из описания церкви за 1910 г.: «Зданием каменная, крепка. Колокольня каменная, крепка. Утварью достаточна». При церкви по описи 1918г. находились каменная лавка, «караушка» и 4 «балагана».

                Особые достопримечательности: серебряный крест вес 43 золотника, серебряная позолоченная чаша, серебряный сосуд для хранения мира вес 45 золотников, дароносица серебряная, вызолоченная вес 50 золотников (все изъято в 1922 г.).

  В 1915 г. в церковной библиотеке насчитывалось 85 томов книг «для чтения предназначенных». Церковно-приходская школа появилась в селе 1888 г. Ежегодно осенью через село проходило два крестных хода из г. Вятки со св. иконами. Епископ Вятский и Слободской посетил село в 1904 г. и 19 июня 1914 г.

                В 1910 г. приход Ветошкинской церкви состоял из 17 селений с населением: русских православных – 4940, староверов – 574, крещеных черемисов – 168. В годы первой мировой войны в приходе появился первый адвентист (д. Жгули), выучившийся в Германии и распространивший свое учение в советские годы.

                После построения каменного храма в его штате служило 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Первым священником был о. Иоанн Домрачев (1859 – 1886). 28 лет отдал храму о. Василий Спасский (1903 – 1930), расстрелянный 19 февраля 1930 г. Репрессирован был 1 декабря 1937 г. и последний священник о. Стефан Бушмакин, умер в лагере. Одним из последних священников был о. Апполон Домрачев, сын первого священника с. Ветошкино, прошедший концлагерь в 1930 – 1935 г.г.

                Изъятие церковных ценностей произошло 17 марта1922 г., 22 мая того же года прошла повторная проверка. В 1920-е годы приход примкнул к обновленческому течению, из которого вышел после 1927 г. Первая попытка закрытия церкви была сделана в январе 1930 г., РИК отметил «почти совершенное отсутствие здания в означенном сельсовете для школы 1 ступени», дабы приспособить под нее здание церкви.                 «…Особенно заметно влияние церкви в Ветошкинском сельсовете. В селе 2 попа, один из них благочинный. Церковной старостой служит бывший кулак Ветошкин Андрей Петрович. У них имеется своя «агентура» - кликуша Климиха, которая бродит по колхозам, собирая деньги на богомолье, ругает на чем свет стоит советскую власть, кричит, что скоро наступит мор, что забыли Бога, ругает колхозников, когда они в праздники идут на работу. Весной 1937 г. в одном из колхозов умерла колхозница от воспаления легких (свидетельство врача). Они же использовали этот факт и кричали, что люди мрут с голоду. Другой Ветошкин М. К., в прошлом руководитель  евангелистской секты – ныне фотограф, держит дружбу с попами и разъезжает все время по району, поддерживая связь с другими попами.

                Попы этой церкви производят незаконные сборы в Сердежском сельсовете (дер. Смышляевы и Вичуры). Под предлогом найма лошадей для перевозки имущества шляются по колхозам и заходят в каждый дом (д. Тулубены). Сильно влияние церковников на детей школьного возраста. В сентябре 1937 г. ученица V класса неполной средней школы Сорокина Дуня из д. Ширкино, дочь кустаря, ходила в церковь кумушкой крестить ребят, а 10/Х 1937 пошла кумушкой ученица 7 класса этой же школы Смышляева Нюра колхозника поч. Горбушева Елизаровского сельсовета. Руководитель этого класса коммунист Михеев. На совещании низовых агитаторов коммунист Желтышев заявил, что в Ветошкинском сельпо продавцы очень любезны с попами и грубы с колхозниками, мало того, каким-то образом краски, стоимостью 1.30 р. кг попали на ремонт церкви, а краски 5 р. кг и худшего качества продавались колхозникам. На сколько сильно влияние религии, свидетельствует такой факт: 9/Х была «покровская суббота», поминание родителей и народу в церковь привалило 400 человек с корзинами блинов и яиц, а председатель колхоза «Партизан» на этот день освободил от работы всех женщин, несмотря на то, что в колхозе еще не весь заскирдован хлеб. В сельсовете есть первичная парторганизация, ВЛКСМ организация, неполная средняя школа, ячейка СВБ, но все это большой помехой пока попам не является».

Закрыта церковь была по инциативе председателя колхоза Жёлтышева Д.И. посредством подделки протоколов собраний колхозников, а чтобы все выглядело «чинно, коммунисты даже направили письмо в газету «Кировская правда» (разумеется от лица граждан), когда вопрос о закрытии церкви был задержан, прося дать ответ, на какой стадии находится дело о закрытии церкви.

Читая протокола, думается, действительно имели места проведения бесед о закрытии церкви (к ним приложили только подписи колхозников от других собраний), уж слишком правдоподобно они выглядят. В  протоколе собрания в д. Софроны читаем: «Вопрос как церковь будет оборудована под школу, в прениях говорил т. Желтышев К., который заострил внимание собрания на нуждах в помещении для школы. Использовать церковь под школу можно и  средств для этого потребуется мало. Соблюдать же религиозные обряды можно и дома».

13 мая 1939 г. церковь в с. Ветошкино была закрыта постановлением Облисполкома № 822 от 13 мая 1939 г. «для использования под культурные мероприятия». Однако последние там так, видимо, и не были. Уже с 1940 г. церковное здание было занято под мастерские МТС и к 1948 г. полностью перестроено. За1948 г. сообщалось: «здание каменное, построено в 1885 г., полностью переоборудовано под мастерские МТС, для других целей использовать невозможно. Сторожки, ограды, крестов, колоколов и колокольни нет».

В 2001 г. в селе устроен молельный дом, разместившийся в бывшем церковном здании.18 октября 2001 г., в день памяти св. Петра и Иоанна Московских Чудотворцев, на нем был воздвижен крест.

 

 

 

Назад к списку