ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Высокая Мелянда

с. Высокая Мелянда

Казанско-Богородицкая церковь

(1856 – 1939).

                Первое упоминание о «новопоселенном починке Мелянде» с 6 душами населения – 1747 год, в 1830г. при нем была основана корабельная дача.

                Приход открыт в 1866 г., образованный из деревень приходов сел Лебяжья и Петровского, с устройством временного молитвенного дома. В 1868 г. построена из материала упраздненной управы деревянная церковь с одним престолом в честь иконы Казанской Божией Матери «тщанием прихожан». Из описания церкви за 1891 г.: «зданием деревянная с таковою же колокольницею, с внешней стороны обшита тесом, в внутри выштукатурена, начинает ветшать. Обнесена вокруг деревянным палисадом. Необходимою утварью достаточна». 

                В 1892 г. губернским архитектором В. М. Дружининым был составлен проект на строительство каменного храма в с. Мелянда и утвержден в строительном отделении Вятского губернского правления. В ноябре 1895 г. Духовная консистория дала разрешение на строительство. В январе 1896 г. состоялись торги на кирпичную кладку, подряд на которую взял нолинский купец Петр Михайлович Братухин (впоследствии репрессирован); архитектурный надзор за строительством, которое затянулось на 11 лет из-за недостатка материалов, вел сам В. М. Дружинин.

 В ноябре 1907 г. новый храм был «освидетельствован». Из рапорта младшего инженера строительного отделения Вятского губернского правления М. А. Бухгольца: «Храм выстроен прочно и из материалов надлежащего качества, отступлений от проекта нет, в западной части храма из колокольни устроены деревянные хоры на двух деревянных балках». Общая длина храма – 30 метров, ширина – 21 метр, высота 22 метра, высота с трехярусной колокольней – 27 метров.

                Освящение храма состоялось 30 ноября 1907 г., в котором приняло участие духовенство округа, Вятский Владыка Филарет и хор певчих из г. Уржума со служением ранней литургии в «ветхом деревянном храме» и поздней с водосвятным молебном - в новой. На освящении также присутствовали председатель земской Уржумской управы, инспектор народных училищ и земский начальник. Владыка пожертвовал в храм икону св. праведника Филарета.

                Из описания храма за 1918 год: «церковь каменная, вход в церковь при двух дверях, одни двери деревянные, вторые железные. Церковь крыта железом, церковная ограда на каменном фундаменте и каменных столбах, железной решеткой, за исключением пяти звен которые без решеток. Каменная караулка крытая железом. Церковные каменные ворота, с двумя калитками, с железными полотнами. Иконостас незолоченый с тремя открытыми дверями и с 18 деревянными живописными иконами».

                 Утварь: 6 аналоев, 69 икон, 2 паникадила, 8 колоколов (вес самого большого – 32 пуда). При храме хранились метрические книги с 1886 г., исповедные росписи с 1867 г. Особые достопримечательности: икона св. Филарета, подаренная Вятским владыкой в 1907 г., ковчег серебряный позолоченный (вес ¾ ф.) со стеклянным футляром в деревянных позолоченных рамках, серебряное кадило (вес ½ ф.), серебряный ковшичек (вес ¼ ф.).

                С 11 ноября 1891 г. в селе действовала церковно-приходская школа. Епископ Вятский и Слободской  посещал село также в 1904 и 1914 г.г. В 1920-х годах через село стал проходить Понизовый крестный ход из г. Вятки со св. иконами. В 1907 г. священник  И. Ергин отмечал, что «село глухое и бедное».

                В 1912 г. приход состоял из 12 селений с населением: православных русских – 3122, старообрядцев – 18 человек. Из описания прихода за 1912 г.: «село расположено на высокой горе при реке Вятке, местность почти безлесная… Кроме землепашества прихожане занимаются отхожими промыслами и, отчасти, рыбной ловлей». Из описания за 1882г.: «раскольники с православным живут одни в селениях, дружелюбны и приветливы. Луговой лук, кисленица и песты употребляются детьми в простом виде. Ржы ярового, выделываются по 15 пудов на душу. Сеют: овес, ячмень и отчасти гречиху». В д. Чупраки жители занимались разбойным промыслом еще в начале ХХв. В1915 г. в приходе появились первые «иеговисты» ( д. Шишкино).

                Престольный праздник: Казанская. Также особо чтились Сретение и Михайлов день.

                Причт: священник и псаломщик. За всю историю служило несколько священников. Первый: о. Николай Христолюбов (до 1894 г.), после него о. Виктор Лучинин (до 1906 г.), с 1906 по 1907 г.г. о. Василий Агафонников (в 1937 г. расстрелян, прославлен в лике новомучеников), с 1911 по 1935 г.г. – о. Алексий Емельянов, отошел ко Господу в 1947 г. в д. Красный Ключ, погребен на приходском кладбище с. Мелянда. Его сын Николай погиб в Первую Мировую Войну. Последний – о. Иоанн (фамилия неизвестна, Заставляли работать на углублении Вятки, позднее служил в городе Нолинске, там и похоронен). 19 марта 1930 г. в церкви задержаны монахини Феодосия Лазарева и Евдокия Медвежникова – приговорены к трём годам лагерей. Последняя просфирница Михеева Варвара Филиповна после закрытия церкви служила в селе Рождественском, Уржумского райна, где в 1947 году была арестована и осуждена на десять лет лишения свобды.

                В двадцатые годы возникло «Меляндинское религиозное общество» со своим «уставом» В 1927 году меляниндские крестьяне написали прошение в УИК с просьбой оставить их храм «в неприкосновенности». Приход был староцерковным. Церковные ценности были изъяты в марте 1922 г. В 1930г. в церкви опечатан архивный материал., но оставлен при ней.

Церковь была закрыта в апреле 1939 г., когда церковный совет был оштрафован на 500 р. за «нарушение противопожарных правил» – за то что на 15 дней из-за плохой погоды опоздали с покраской крыши церкви и с изготовлением деревянного чана для воды. В ответ на жалобу верующих председатель комиссии по вопросам культов при Облисполкоме велел снизить штраф до 100 р. и при этом указал – «… в случаях, когда религиозная община отказывается от ремонта, ставится вопрос о расторжении договора на пользование зданием церкви».

Еще одним поводом стала «крайняя нужда» Меляндинской школы в помещениях. В протоколе заседания пленума Меляндинского с/совета 27 марта 1939 г. было записано: «…в нынешнем 1938-1939 гг вместо двух пятых классов был скомплектован лишь 1 класс, остальных желающих учиться в Vклассе, оставили вне очереди. А к новому учебному году потребуются вновь помещения под 2 параллельных класса…».

На основании этого и липовых протоколов собраний колхозников 2 апреля 1939 г. Облисполком вынес постановление № 625 о закрытии церкви в с. Мелянде.

За 1948 г. о церкви сообщалось: «часть здания временно используется под госхлеб (глубинка), переоборудование под какие-либо цели невозможно. Здание каменное, но на 50 % разрушено, построено в 1903 г., требует больших капитальных затрат. Сторожка есть, ограды, крестов, колоколов и колокольни нет». Храм лишился верхних ярусов колокольни. Мужики, сбрасывавшие колокола (их переплавили на подковы), все погибли на фронте.

 Первоначально, в здании был клуб, но после необъяснимого случая, напугавшего всех (странный гул в запертом храме с отсвечиванием окон) там разместили «глубинку», в годы войны была школа. В сороковые годы в д. Красный Ключ действовал молельный дом.

                В здании церкви до сих пор размещается мастерская колхоза. В конце 1980-х годов хозяйство перекрыло крышу церкви, остановив тем самым ее разрушение.

                В сентябре 1992 г. здание было осмотрено сотрудниками областного научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры, которые сделали заключение, что оставшаяся часть находится в удовлетворительном состоянии, но для прекращения разрушения необходимо «выселить» сельскохозяйственную технику.

                В 1990-е годы в селе проводились редкие богослужения. В престольный праздник 21 июля 1998 г. на купол храма был возвращен крест, отслужена праздничная служба, но впоследствии все вновь пришло в упадок.

 

Назад к списку