- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Красноярское

с. Красное (Красноярское)

Христо-Рождественская церковь

(1701 – 1938).

 

 

                Поселение возникло ок. 1678 г. на крутом берегу Вятки и первоначально называлось Красная Изголовь, с 1766 г. – Красный Яр (Красноярское).

                В 1701 г. в д. Красная Изголовь построена деревянная часовня для чтимой местной иконы.

                В 1718 г. указом Казанского митрополита деревня стала селом Рождественское Красная Изголовь тож с построением первой деревянной холодной церкви во имя Рождества Христова, вошедшей в Уржумскую округу. В 1722 г. при храме заведены первые метрические книги. В 1749 г. в селе построена вторая теплая деревянная церковь во имя св. Димитрия Мироточивого.

             По описи 1775 г. в селе Красный Яр – Рождественское тож числились старая обветшалая деревянная часовня, холодная старая Христорождественская церковь и теплая деревянная еще крепкая Димитриевская церковь. 24 января того же года обе церкви сгорели, осталась одна старая ветхая часовня. В алтарное место которой были сложены уцелевшие церковные вещи.

                31 марта 1775 г. дана храмозданная грамота за № 379 на построение в селе новой деревянной церкви во имя Рождества Христова с приделом в честь св. Димитрия Мироточивого. Указом Вятской Духовной Консистории от 24 сентября 1775 г. за № 2421 разрешено до построения церкви все требы совершать в вышеозначенной часовне, а священнослужение – в Лебяжской церкви.

                В том же 1775 г. по просьбе причта и прихожан, указом Духовной Консистории от 18 декабря № 3203 позволено ветхую часовню поправить и превратить ее во временную церковь, а в селе строить не деревянную, а каменную церковь по выданной храмозданной грамоте. И хотя церковь-часовня освящена была только 11 января 1776 г., в «клировой ведомости» за 1775 г. написано: «Рождественская церковь деревянная вместо коей строится новая церковь каменная». Такая же запись за 1781 г.; в приходе 228 дворов. В самом селе только священнослужителей с семьями насчитывалось 40 человек.

  В 1783 г. 23 июня освящен первый придел каменной церкви во имя св. Димитрия Мироточивого, 3 июня 1795 г. освящен главный престол во имя Рождества Христова. В Духовной Консистории хранилось «дело» диакона с. Красной Изголови Федора Старцова «о дозволении чинить сбор со своих прихожан на украшение церкви».

                В 1811 г. сами красноярские прихожане просили разрешения вместо деревянной отдельно стоящей колокольни построить в селе каменную звонницу, «деньги-де у них имеются». Запись за 1802 год: «В приходе села Красноярского 360 дворов и служба идет в новой каменной церкви».

                Каменная церковь простояла недолго. Отчасти из-за плохого качества строительства («раствор-де не клеевит был и мастера-де плохие были»), отчасти из-за подошедшего под храм оврага, он начал разваливаться и в 1822 г. был разобран.

                10 июня 1822 г. в с. Красный Яр дана храмозданная грамота на строительство новой каменной церкви на новом месте вместо разобранной старой из ее же кирпича. 19 декабря 1823 г. в новой каменной церкви освящен левый придел теплой церкви в честь св. мученицы Параскевы Кичминским благочинным протоиереем Сергием Кулигинским, 2 февраля 1832 г. в теплой церкви освящен правый придел во имя Сретения Господня благочинным села Нового Торьяла о. Игнатием Иконниковым. В1837 г. освящен холодный храм во имя Рождества Христова. Всем строительством занимался подрядчик (мастер) Морозов.

                Из грамоты о строительстве за 1838 г.: «осьмерик на холодной церкви покрыт листовым железом, на остальных приделах – деревянными крышами. Крест вызолочен двойниковым золотом. Весь теплый храм с алтарем, двумя палатками и папертью внутри просто выбелен известью, а снаружи также выбелен известью. Только палые места около окон выкрашены в желтый цвет. Пол в теплом храме и алтарях выстлан старой опокой из старого храма, а в палатках и паперти кирпичом. В холодном храме и алтаре пол выстлан из новой опоки. Стены и своды в нем выштукатурены по штукатурке и расписаны. В своде холодной церкви написана мозаика звездами. Вокруг окон трафареты с розовыми платами между ними. Колокольни сложено из кирпича два этажа, а последний с куполом был сделан из дерева… Звон колокольный самый скудный из-за малого количества колоколов».

                В 1845 г. «Клировая ведомость» Красноярского храма сообщала, что кладкою он покончен, выштукатурен полностью, а холодный храм расписан по штукатурке 7 июня 1887 г. производились торги напроизводство позолотной работы иконостас в Холодном храме. В 1894 г. на средства Красноярского церковно-приходского попечительства было произведено наружное ревчение стен церкви. «Клировая ведомость» за 1910 г. сообщала, что церковь «обнесена кругом каменною оградою, крепка», в ней хранились исповедные росписи с 1780 г. метрические книги с 1813 г. Копии книг с 1780 по 1822 г. сгорели 16 октября 1828г. вместе с домом пономаря М. Куклина. Опись церковного имущества была сделана в 1853 г. и скреплена членом Нолинского духовного правления священником Александром Домрачевым     

Утварь: три аналоя, 134 иконы, три паникадила, 8 колоколов (самый большой весил 122 пуда), книг для чтения 244 тома.

Особые достопримечательности: икона Иоанна Предтечи, икона Казанской Пресвятой Богородицы, образ Спасителя в серебряных ризах, серебряный ковшик, серебряное кадило вес 105 золотников, потир из серебра с 4 резными изображениями, дарохранительница из серебра, дароносица в виде креста серебряная с цепью, ковчег для хранения св. мира серебряный.

                При храме имелся подземный ход, выходивший на берег р. Вятки. Приходу в XVIII – XIX вв. принадлежала часовня, стоявшая на правом берегу р. Вятки близ мельницы Шварихи, иконостас в которой был поставлен из разрушенного в 1822 г. Красноярского храма. Позднее отошла, очевидно, к приходу с. Шварихи. В селе имелась церковно-приходская школа.

                Престольным праздником прихода было Рождество Христово; особо чтились «десята» (Троица) и «Богородское» (Рождество Пресвятой Богородицы), в которые несли подношения в церковь. В Ильин день было принято нести во храм баранью грудинку. Со второй половины 1900-х годов в село стал заходить Понизовый крестный ход, шедший из Вятки со св. иконами.

                Епископ Вятский и Слободской посещал Красноярское в1904 г. 11 августа 1895 г. по поручению Его Преосвященства, Преосвященного Сергия в ходе обозрения Епархии, село посетил Преосвященный Варсонофий, епископ Глазовский. Прибыв в Красноярское из Лебяжья, Владыка совершил краткое молебствие и затем был перевезен через реку на Нолинский берег.

                В 1912 г. приход состоял из 30 селений с населением: православных – 3973, старообрядцев – 47 человек. Из описания прихода за 1912 г.: «Село расположено на правом крутом берегу р. Вятки, на этом берегу леса нет, на левом, за рекою тянется на много верст сосновый бор…  Главное занятие прихожан – земледелие; кроме того, некоторые прихожане занимаются плотничеством и уходят на заработки в Сибирь», «Большинство взрослого мужского населения с. Красноярского отхожими плотничьими промыслами в Сибирских губерниях и дома бывает незначительное время зимой. Это обстоятельство влияет на скудность содержания причта».

В годы Русско-Японской и Германской войн приход отличился самыми большими пожертвованиями на нужды армии и раненых солдат. Так, к 20 декабря 1904 г. от причта церкви с. Красноярского поступили следующие вещи, собранные по приходу: 1 полушубок, 4 пары валенок, 5 пар рукавиц, 3 пары чулок, 4 рубашек, одни кальсоны, 2 полотна.

                Причт: священник, диакон и псаломщик; 1914 году вакансия диакона упразднена. Первые известные священники: Федор Осипов Куклин, «внук его священника взятого в военную службу родного его сына Федора сын  Лаврентий», Савва Козьмин Лохтин (1762 – 1775). В 1766 г. «в селе Красной Изголови священники Федор Иосифов сын Куклин и Тимофей Андреев сын Шулятьев просят во диаконы города Хлынова пономаря Владимирской церкви Луку Якимова сына Старцова в место умершего диакона Игнатия Васильева к Рождественской церкви».

-                  В XIX ст. в Христорождественском храме служили священники: о. Иоанн Вишневский (его строитель, почил в1846 г.), о. Андрей Соловьев(1834-1848,пожертвовал 15 тысяч штук кирпича на строительство храма), о. Григорий Сырнев, о. Михаил Кузнецов, о. Гавриил Гаркунов- все трое имели бронзовые наперсные кресты  в память войны 1853-1856 гг.

О. Иоанн Падарин (был благочинным и радетелем грамотности в приходе), о. Никанор Васнецов. 30 лет с перерывом, с 1891 по1929 г.г. прослужил протоиерей о. Григорий Ушаков: благочинный с 1909 по 1911, с 1919 по 1929 г.г., депутат на Вятском епархиальном съезде 1910 г. Отошел ко Господу 28 июня1931 г., погребен на приходском кладбище села. Его сын, Хрисанф Григорьевич (1902 – 1973) был местным блаженным. Последний священник о. Василий Агафонников репрессирован 14 октября 1938 г за то, что «приглашал стариков и старушек, угощал их пельменями в запертой комнате, проводил с ними беседы в своих интересах» , «отстаивал церковь» ( а вместе с ним ещё 4 человека).

                Изъятие церковных ценностей произошло 2 марта 1922 г. 22 марта 1927 г. два колокола были переданы Боровковской церкви. В 1918 г. все земли церкви перешли «в ведение крестьян». Церковная площадь замежована под школьный сад. В1923 г. дом священника перевезен в д. Елькино под школу (самих обитателей его выселили на улицу). Архив и библиотека церкви были изъяты властью. В 1920-е годы приход был центром обновленческого района.

                20 июня 1921 г. прямо во время богослужения в храм влетела шаровая молния, которая «ударила сначала в колокольню, отбила карниз верхнего яруса, а внизу этого яруса вышибла из стены кирпичей 30, из среднего яруса снаружи оторвала большую массу стены, потом устремилась в летний храм и здесь, около большого паникадила, ярко огненным шаром разорвалась страшным сильным взрывом», опалив искрами иконостас и царские врата. Все повреждения от взрыва были исправлены. Из описания церкви за 1928 год: «Зданием каменная с таковою же колокольницею в одой связи, крепка, покрыта железом; в 1926 году снаружи выремонтирована, все крутые сливные крыши выкрашены зелёной краской, а стены выревчены известкой… Здание церкви обнесено каменною оградою, не требующую ремонта. Вблизи церкви имеются 2 каменных амбара… Вокруг ограды имеется коновязь»..

Церковь закрыта по постановлению Президиума Облисполкома № 1079 29 июня 1938 г.

Причины закрытия сообщались в объявлении, вывешенном на церковных дверях: «учитывая, что община верующих граждан Кузнецовской церкви прекратила с января месяца 1938 г. отправлять религиозные обряды, а также в течение з месяцев не выплачивает налог со строений, земельной ренты и страховой премии и идя на встречу гражданам Красноярского с/совета,  которые своими решениями и подписями в абсолютном большинстве ходатайствовали пред Райисполкомом о передаче им здания церкви под культурное учреждение – школу, Лебяжский Райисполком 19 апреля 1938 г. постановил: Красноярскую церковь закрыть и здание передать президиуму Красноярского с/совета под школу». Разгром церкви совершался под непосредственным наблюдением председателя сельсовета. Вся утварь была вывезена в Лебяжье, но до места назначения «не доехала».

После закрытия церковь была переоборудована под школу - семилетку, лишилась сторожки, ограды и крестов. В 1948 г. сообщалось, что крыша на ней пришла в ветхость, а самому зданию требуется капремонт.

В годы войны в селах Лебяжье и Красное образовались 20-ки верующих, которые стали писать прошения во все инстанции об открытии молитвенного дома или в с. Лебяжье или в Красном или в Боровково.

В 1 из 3 заявлений они писали: «Люди этих приходов без пастыря, умирают без напутствия, хоронят без отпевания (чина погребения), младенцы не крещены. Некоторые за требоисполнениями обращаются в отдаленные села, что очень затруднительно на селе…». Интересно, что в Красном главным ходатаем верующих стал сын батюшки Хрисанф Григорьевич Ушаков Все прошения были отклонены.

В 1950 году «школьное здание» было ремонтировано, подведены потолки,переложены огромные печи, отремонтирована крыша, покрашены полы. В 1960-е годы колокольня была разобрана и из ее кирпича построена водонапорная башня в п. Лебяжье. В 1968 году здание признано аварийным и школа переехала в другое помещение, а церковь использовалась под зерносклад, что ускорило её разрушение ( а также «работа» местных вандалов). Ныне храм находится совершенно в разрушенном состоянии. В2001 г. областной архитектор сделал заключение, что восстановлению он уже не подлежит.

 

 

 

Назад к списку