ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Окунево

с. Окунево

Тихвинско-Богородицкая церковь

(1884 - …)

 

                Поселение возникло в 1673 г., в год перенесения на Вятку Чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. По указу св. Синода от июля 1884 г. за № 2214 был открыт новый приход, сформированный из деревень Лебяжского прихода, числом до 30. Тогда же был сформирован причт новой церкви – 1 священник и 1 псаломщик.6 4-13 июня 1886 г. в свою очередь Вятское епархиальное начальство своим «определением» постановило открыть новый приход.7 13 июня 1896 г. в новое село, которое с тех пор стало называться только Окунево, прибыл его первый священник,8 а 26 числа состоялось торжественное освящение единственного престола церкви в честь Тихвинской иконы Божией матери. Деревянный храм строился с 1881 по 1886 г.г. из материала бывшей церкви с. Байсы, с иконостасом «простой столярной работы», окруженный оградой с воротами. Окуневские старожилы вспоминают, что церковь была построена в центре села, на площади. Вокруг нее были посажены березы, а вся площадь обнесена крепким металлическим забором. Как говорят, граница церковной земли проходила от ветлечебницы до чайной и от почты до дороги, в современном понимании расположения этих построек в селе. Около церкви был построен амбар, в который запирали мужиков, разодравшихся на базаре, и других провинившихся. В описи он именуется как «амбар для хранения хлеба и прочих казенных вещей». (за 1891 г.).

                Утварь: 75 икон, 1 паникадило, 8 колоколов и 6 аналоев. В 1919 г. церковь была ремонтирована и застрахована. Метрические книги с 1886г.

                Особые достопримечательности: 2 серебряные лампады, два серебряных позолоченных Евангелия, малые Евангелия серебряное и медное позолоченные, серебряный крест, дарохранительница серебряная позолоченная, такая же дароносица, два серебряных кадила.

К 1924 г. в Тихвинской церкви хранилось книг до 100 штук: не считая актовых, 73 богослужебных и 93 разной другой литературы. До нас дошли описания некоторых этих книг, позднее бесследно исчезнувших:

                Духовные росписи с 1887 по 1917 г.г.

                Книги для записи прихода денежных сумм 1887 – 1915 г.г.

                Журналы входящих и невходящих бумаг 1886 – 1923 г.г.

                Книги для записи брачных обменов 1886 – 1923 г.г.

                Журнал о служителях церкви и благоповедения духовенства.

                Клировые ведомости 1887 – 1924 г.г.

                Церковные ведомости 1882 – 1912 г.г.

                Предбрачные свидетельства 1886 – 1924 г.г.

                Настольная книга за 1896 г.

                Церковная летопись с 1890 по 1903 г.г.

                Записи чтений и бесед 1911 – 1916 г.г.

                Журнал съезда духовенства и представителей церковных старост Вятской епархии за 1912 – 1913, 1915 г.г.

                Христианские праздники, всестороннее освещение каждого из великих праздников со всем его богослужением.

                Богословский библиографический листок, выпуски 4-5.

                Сергей Григорьевский. О браке и разводе.

Сборник церковных и бывших гражданских законов. Издание1910 г.

                В. М. Скворцов. Веяние 3-го Всероссийского миссионерского съезда в Казани. Издание 1898 г.

                Священный Синод. Верный месяцеслов русских святых.

                Протоиерей П. В. Зубарев. Святой преподобный Трифон Вятский Чудотворец. Вятка 1912 г.

                Журнал «Странник», духовный.

                Вятская духовная консистория. Алфавит сел и округов по Вятской епархии и т.д

                При храме имелся подземный ход, в приходе одна часовня в д. Кирпики и одна церковно-приходская школа. Осенью через село проходило два крестных хода из г. Вятки со св. иконами. Епископ Вятский и Слободской посетил село в 1904 г и 20 августа 1913г. В 1912 г. в приходе насчитывалось 33 селения с населением из русских православных – 3014 человек. Сторонний очевидец отмечал, что «село расположено на ровной местности, на берегу р. Лебедки, в 3 верстах от лесной дачи удельной… Занятие прихожан – землепашество и отхожий промысел, главным образом плотничество».

Окуневская церковь в советское время. Фото из Лебяжского краеведческого музея.

Причт: священник, псаломщик и просфирница. Первые служащие были набраны из штата Лебяжской церкви. Первый священник о. Николай Дрягин; с 1914 по 1924 г.г. служил о. Михаил Дрягин, скончался от чахотки и погребен на приходском кладбище; с 1924  по 1935 г.г. – о. Алексий Ермин и о. Борис Зубарев (в 1935 году жаловался на притеснение со стороны сельсовета впоследствии священник с. Лаж, расстрелян 3 января 1938 г.).

                В советское время приход был обновленческим. Изъятие церковных ценностей произошло 18 марта 1922 г. В 1930г. по постановлению начальника РАО церковь впервые пытались закрыть, мотивируя это тем, что «из 32 селений, обслуживаемых церковью, 17- высказывались за закрытие». Особенно «старание» в этом проявил председатель сельсовета Я.Е. Колесников, собиравший подписи на собраниях, запугивавший крестьян: «Вам че церковь надо? Вы против власти пошли? Отвечать заставят!» (умер от отравления).

В 1936 г. церковь закрыта и занята сельским советом. Попытки старосты В. Л. Сазанова отстоять церковь закончились его расстрелом 20 октября 1937 г. «развернул активную деятельность за открытие церкви, собирал деньги на поездку в Москву, призывал к организованному выступлению против закрытия церкви» (из советского документа).

 Церковь в с. Окунево была закрыта якобы по «ходатайству верующих» и для переоборудования под клуб, на что вышло постановление Президиума Облисполкома № 1293 от 2 августа 1936 г. В одном из документов сообщалось, что в начале сентября церковь была переоборудована под клуб, как 9 сентября община верующих подала обжалование о закрытии в культкомиссию ЦИК СССР. После этого Кировская комиссия по культам предложила «впредь до окончательного решения этого вопроса» оставить церковь в пользовании общины верующих. После этого церковь в с. Окунево работала до декабря 1936 г.

8 декабря 1936 г. из ВЦИК на Облисполком пришел ответ, в котором указывалось – «религиозное общество своевременно и в установленном порядке не подало жалобу во ВЦИК, постановление Крайисполкома о закрытии церкви следует полагать вошедшим в силу»

 

           С 1947 по 1949 г.г. в д. Заполена действовал молельный дом, в частном доме А.К. Сентемова, который духовно окормляли последние служители церкви с. Лебяжье о. Петр Марамзин и о. Матвей Лихачев. Молнльный дом назывался Тихвинско-Богородицкой церковью с. Окунево. После ареста о. Петра в 1949 г. молельный дом был закрыт . В мае 1956 г.(1957) горел .

                После закрытия храма в его здании размещались сельсовет клуб с библиотекой. 7 ноября 1975 г. здание сгорело; обнажившийся подземный ход был засыпан, а найденные в нем селянами вещи отобраны у них милицией. На месте церкви теперь продуктовый магазин. Напротив храма стоит прекрасно сохранившийся дом священника (почтовое отделение).

                В 2002 г. в п. Окунево устроен молельный дом, летом2006 г. освящен поселковый пруд.

 

 

Назад к списку