ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Пустополье

с. Пустополье

Крестовоздвиженская церковь

( 1854 – 1938)  

   

      Первое поселение возникло в 500 метрах западнее современной церкви, в сторону  д. Овсянниково. По преданию, его основали беглые крестьяне Михей, Ардаш и Рябок.

Указом Святейшего Синода в 1853 г. в селе было разрешено построить деревянную церковь и учредить отдельный приход, который выделили из приходов церквей г. Уржума.            Первая деревянная церковь с 1 престолом построена тщанием и иждивением прихожан в 1854 году. Освящена была 27 марта 1854 года. Она была построена сразу как временная, о чем сообщалось в клировых ведомостях, при ней не было нарезано даже земли для причта. При ней была колокольня отставная « на столпах» и изба для сторожей. К 1870 году и церковь и колокольня пришли в ветхость, и колокола были переложены «на время в 1 из меньших куполов строящегося нового каменного пятиглавого храма». При построении каменного храма, деревянная церковь была продана в д. Скрябино по другой версии-в с.Большой Рой.-

 Говорят, каменную церковь строили 30 лет, но это не правда – по документам заложена она была в 1863 году и уже 14 сентября закончена вчерне. В 1871 году она была закончена и 27 марта освящена. В 1873 году была заложена колокольня и окончена в 1878 году вместе с устройством каменной ограды с железными решетками. 3 престола церкви были устроены позднее:

      в правом приделе теплой церкви в честь Афонской Божией матери – 26 июня 1878 года,

      во 2-ом, левом, в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова – 30 мая 1883 года,

      в холодной церкви был устроен придел в честь Воздвижения креста Господня.

      Правда, эти даты несколько расходятся с тем, что было сообщено в Вятский губернский статистический комитет 3 ноября 1874 года: «предписано по плану 3 придела, но в настоящее время освящен только один правый в теплом храме… левый придел в теплом храме не устроен и остается неопределенным», - то есть правый придел был освящен в 1874 году, а не в 1878 году.

      Строительный материал изготовлялся на месте. Мастера были приглашены из Новгорода. Кирпичи на строящийся храм доставлялись по сходням. Для росписи церкви были приглашены лучшие художники и, по преданию, в 1871 году здесь побывал Виктор Михайлович Васнецов. В церкви долгое время хранились 2 иконы, написанные им.

В длину церковь имела 38 ½ саж., в ширину – 15 саж., в вышину – 18 саж., а вместе с колокольней – 22 саж.. По проекту церковь должна была быть еще выше, но этому что-то помешало. Утварью церковь была достаточна, а ризницею бедна, о чем сообщалось в 1887 году и 1891 году, чему способствовало восстановление штата в 1886 году. По воспоминаниям старожилов, внутреннее убранство церкви было великолепным. С потолка церкви спускался большой зеркальный шар.

      В 1924 году о церкви сообщалось: «церковь каменная, пятиглавая, с каменной колокольней в 1 связи, крыта железом. Иконостас в холодной церкви липовый резной не золоченый, в теплой – резной позолоченый».

      На колокольне висело 13 колоколов (вес самого большого – 103 п. 24 ф.).

      Опись церковного имущества, копии с метрических книг и с исповедных росписей с 1853 года. В 1915 году в церковной библиотеке хранилось книг для чтения 214 томов.

      Особые достопримечательности: приложение к чаше, ковшик для теплоты, дарохранительница, напрестольный крест, дароносица, ковчежец для хранения мира, кадило – из серебра; Евангелие в серебряных досках, иконы кисти В.М. Васнецова «Христос в терновом венце» и «Богоматерь с младенцем».

      Ближайшие церкви: с. Русского Билямора – в 4 верстах;

                                         с. Ашлани – в 8 верстах;

                                         Буйского завода – в 10 верстах;

                                         с. Буйско-Архангельского – в 12 верстах;

                                         с. Куршакова – в 15 верстах.

      В приходе церкви были часовня в д. Пижмарь и церковно-приходская школа в починке Новосельском. В 1895 и 1911 гг приход посетил епископ Вятский и Слободской.

      В 1874 году в самом селе Пустополье насчитывался 41 деревянный дом с населением мужского пола 163, женского – 185, которое занималось исключительно земледелием. Кроме церкви, в селе была земская школа и одно питейное заведение. При выезде из села с одного и другого концов были ворота, которые охранялись.

Из описания села за 1910 год: «село расположено на высокой плоской возвышенности – мыс между двумя небольшими речками, отстоящими от села на расстоянии версты. Местность довольно живописная, но безлесная; встречаются маленькие перелески… Село стоит на просёлке в г.Уржуме, но сообщения иногда, особенно во время весенней распутицы, вовсе не бывает». В 1910 году в 12 селениях прихода проживало 1579 мужчин и 1625 женщин русских прихожан.

      Причт:  1854 год – священник, дьячок, пономарь;

                    1860 год – священник, диакон, дьячок;

                    1915 год – священник, диакон, псаломщик.

      Первый священник – Ипполит Петрович Мышкин  (1854-1861гг.) и о.Василий Огородников (принимал активное участие в строительстве каменного храма , а в 1863г. в собственном доме на свои средства открыл домашнюю школу, дед выдающегося ученого В.И. Огородникова  .).     В начале ХХ века многие годы здесь прослужил отец Митрофан Сырнев. Вместе с ним служили отец Феодор Годяев и отец Александр Зубарев. 12 сентября 1935 года священник отец Филипп Кокорин был осуждён на 5 лет лишения свободы..

      В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей, некоторые из которых были выкуплены верующими. В 1923 году был осужден на 1 год лишения свободы псаломщик В.М. Коротков за то, что совмещал служение в церкви с заведованием «народным домом».

      В 1924 году губернская газета «Вятская жизнь» рассказывала о появлении в Пустополье явленной иконы, которая придавала воде, в которую ее опускали, целебные свойства, народ тянулся к ней вереницами. В том же году настоятель церкви о. Митрофан Сырнев хотел создать в ней хороший хор, но прихожане отказались от его содержания. В 1920-е годы церковь пользовалась в селе большим влиянием – у ее стен не делались митинги ,в 1923 году здание библиотеки было отдано под дом псаломщика, и даже комсомольцы уважали… своего батюшку (по материалам газет того времени).Приход придерживался патриаршей ориентации

      С 1936 года местные органы власти применили все методы, чтобы закрыть церковь в с. Пустополье. Так 17 мая 1936 года председатель сельсовета Куклин взял список 20-ки, но не предоставил его в Райисполком, а заявил там, что церковь является бесхозяйственной и подлежит закрытию. Когда верующие обратились туда, их обманули, сказав, что вопрос о закрытии церкви будет обсуждаться вечером 23 мая, а потом они получили выписку, что вопрос этот был решен еще 20 мая, в пользу закрытия церкви. Кроме того, председателю сельсовета было поручено провести собрания верующих в каждом селении, что им не было сделано, а когда срок для этого истек, церковь была закрыта.

      В том году, по всей видимости, верующим удалось отстоять свою церковь (жалоба в ЦИК), поскольку окончательно она была закрыта в 1938 году постановлением Президиума Кировского областного исполнительного Комитета за  № 261 от 22 февраля 1938 года, по ходатайству Уржумского РИКа от 27 сентября 1937 года, якобы в связи с распадом 20-ки, чтобы передать здание под клуб.

      17 марта 1938 года здание церкви было закрыто без объяснения причин, но и даже тогда верующим удалось обжаловать это постановление, и 23 мая 1938 года председатель комиссии по вопросам культа при облисполкоме постановил оставить церковь «в беспрепятственном пользовании верующих», но вскоре она снова была закрыта, на этот раз навсегда.Все имущество церкви было увезено в неизвестном направлении.Рассказывают одни только икоы заняли несколько подвод.

      Несколько лет здание не использовалось, и лишь в 1942 году его стали использовать как «глубинку» (зерносклад).

      В начале 1944 года пустопольские верующие вновь написали 2 заявления в облисполком Уполномоченному совета по делам РПУ т. Мошкову об открытии церкви. Оттуда пришли указания в Уржумский исполком о высылке материалов по закрытию церкви. Тот протянул с этим целый год, пока 12 ноября 1944 года т. Мошков не сказал, что в противном случае этот вопрос будет поставлен на исполкоме Облсовета «как о случае исключительной волокиты».

      12 апреля 1944 года прихожане осмотрели здание церкви и написали в акте обследования:

      «при осмотре церкви оказалось:  помещение церкви до невозможности загрязнено и стены прокопчены. Рамы целы, но стекол наполовину нет, выбиты, особенно наружные и в холодном храме. Пол, окраска стерта и местами плиты сломаны. Иконостас разломан почти до основания, икон нет, а которые остались, то обезображены или расколочены, престолы целы, но одежд на них нет, риз никаких нет. Церковной утвари (принадлежности при богослужениях), чаши, кадила, подсвечников и прочего – нет. Книг богослужебных никаких нет. Для восстановления этого и начала богослужения требуется 50 тысяч рублей».

      Только в ноябре 1944 года Исполком Уржумского райсовета д.тсообщил в облисполком сведения по Пустопольской церкви: «…здание Пустопольской церкви в течение ряда лет используется под глубинный пункт по приемке зерна. В настоящее время здание церкви также засыпано зерном и в дальнейшем исполком райсовета предполагает его использовать под глубинный пункт». На основании этого 30 декабря 1944 года Исполнительный Комитет Кировской области совета д.т. вынес решение за  № 1693 об отклонении ходатайства пустопольских верующих.

      Из описания церкви за 1948 год: «до 1942 года церковь не была занята. В 1942 году по решению Уржумского райисполкома открыта глубинка, которая существует и в настоящее время. Здание каменное, колокола сняты в 1936 году, ограда сломана в 1946 году. Кресты на церкви и иконостас имеются».

      В 1949 году зерно из здания церкви было убрано, и 20 мая верующие вновь обратились в облисполком о передаче здания им, ссылаясь на то, что разрешение на ее открытие «было уже давно», и, прося убедительно, ускорить дело. В своем заявлении они писали: «техником была проверена и признана пригодной к службе церковь, но район ссылается сейчас на то, что якобы им никаких данных из области не было в части открытия церкви». Скорее всего, утвердительного ответа на него так и не последовало. В 1960-е годы с храма были сброшены кресты.

      Сейчас здание церкви находится в полуразрушенном виде.    

                 


Назад к списку