г.Уржум. Свято-Троицкий собор
Свято-Троицкий собор
17 век-1929 гг.
1. Начало истории
Первое упоминание о городе Уржуме-1554год: ««На Арско и к Нурме и на Уржум идучи, воевали и жгли во всех местах. И пришли воеводы на Нуржум, от Казани десять днищь ходу, а направо посылали и на Побережную сторону…многых людей…. а война их была от Казани и по Каму, а от Волги за Ошит и за Оржум и на Илит и под Вятские волости», как сообщала летопись.Основан город примерно был в 1584 г.с возведением первой бесприходной воеводской церкви стоявшей внутри крепости. До конца XVIII века Уржум находился в составе Казанской губернии, а его храмы подчинялись Казанским митрополитам. В XVIII веке существовало Уржумское духовное правление, которому были духовно подведомственны Уржумская, Нолинская и Глазовская округи с 25 храмами.
Первое упоминание о Троицком соборе города Уржума – 1694 год, в поминальной книге «Синодик Уржумского Троицкого собора», тогда церковь писалась «соборною» ,правда есть версия что еще раньше на его месте стояла деревянная Николаевская церковь позднее ставшая приделом собора.Здесь же упоминается первый иконописец живший в городе.
В 1770году известный путешественник капитан Н. П. Рычков писал, что « в Уржуме три каменные церкви», в том числе каменный Свято-Троицкий собор. Есть они на плане города 1785 года – там видно, что он стоял несколько левее современного и ближе к реке. В 1798 году, когда Уржумское духовное правление вошло в состав Вятской епархии, о соборной Троицкой церкви сообщалось: «церковь каменная, с колокольницею с приделом святого Николая». В приходе ее насчитывалось 233 двора, в 1810 году – 219.
В 1811году старый собор решено было разобрать, из-за трещины, образовавшейся в стене. В одном из документов того времени сообщается: «...Старый собор разобрать и с колокольнею до нижнего этажа, в нижнем же этаже средний пролет закласть и сделать в нем теплую палатку, а сверху покрысть крышею, дабы по времени сей этаж был обращен в жилище причетников по прочей бедности».Однако на планах 1835 и 1845 годов эти строения не показаны.
В 1812году по храмозданной грамоте за № 1698 от 21 апреля 1811 года Преосв. Гедеона, епископа Вятского и Слободского и Кавалера, был заложен новый каменный тепло-холодный собор в проименование Живоначальной Троицы с двумя приделами – в честь святителя и чудотворца Николая и в честь Владимирской Божией Матери.Его холодная половина стояла на месте нынешнего собора а теплая с колокольней сохранилась до сего времени. В мае 1811 года по указу Вятской духовной консистории к приходу Троицкого собора была присоединена соседняя Воскресенская церковь «за бедностью и малостью прихода» (до 1834 года).
В 1819 году об объединенном приходе сообщалось: «утварью собор и Воскресенская церковь хоть несовершенно богаты, но снабжены, а потому в оной крайней нужды не имеется теперь, но уважительные потребны суммы на делание в новоустроенном соборе иконостасов, на позолотку оных иконописного письма и прочие внутренние украшения». В 1822 году преосв. Амвросием, епископом Вятским и Слободским, был освящен первый придел нового храма, а 10 ноября 1824 года преосв. Павлом, епископом Вятским и Слободским, и главный придел собора.
Приход состоял из г.Уржума и 29 близлежащих деревень.
В 1819 году в приходе собора насчитывалось прихожан: «…чиновников, купцов и мещан имеется 53 двора, в них жительствующих душ 628 ружных русских и новокрещен 292 дворов, во всех вышеописанных дворах жительствующих душ: мужчин – 1590, женщин – 1761, сверх того раскольников 9 дворов, в них жительствующих душ: мужчин – 28, женщин – 46….»
В 1834 году Воскресенская церковь отделилась от Троицкого собора, и за тот год о нем сообщалось, что по этой причине богослужебной утварью недостаточен, «а главные нужды состоят в ризнице и колоколах». За 1839 год: «утварью, хотя небогатою, но снабжен, имеет только главный недостаток в каменной ограде».
За 1891 год о Троицком соборе сообщалось: «старый собор: зданием каменная с таковой же колокольнею, на всех зданиях крыша железная, выкрашенная ярью медянкой на масле, крепка.
Три престола: в главном большом храме, ныне нагреваемом печами, во имя Живоначальной Троицы; в пределе правом – святителя Николая; в левом – Владимирской иконы Божией матери.
Утварью снабжена очень достаточна».
Кроме соборного здания, в черте церкви находилось в XIX веке еще несколько зданий. К примеру, за 1839 год упоминается одна каменная палатка, которая сдавалась в аренду «для хранения Государственной казны» за 175 рублей в год. К 1891 году внутри соборной ограды имелось уже три каменные палатки и старый деревянный дом, по ветхости никем не занимаемый.
В 1882 году в приходе Троицкого собора насчитывалось прихожан: православных – 2889 мужчин, 3167 женщин, в том числе марийцев 176 мужского и 173 женского пола. Так же в приходе имелось старообрядцев 142 человека, 2 протестанта и 1 католик. Еще в 1866 году уржумский уездный исправник сообщал в рапорте в Вятский губернский статистический комитет: «…имею честь донести, что метрические записи проживающих в городе Уржуме католиков и лютеран ведут приезжающие из города Казани, у первых ксендз, а у последних пастор.…В городе Уржуме раскольники о всех переменах в своем семействе объявляют полиции».
2 Как строили новый собор.
Прадед мой – он был богомазом.
И стоит ещё до сих пор
Им расписанный по заказу
В городке Уржуме собор.
Из поэмы М.Чебышевой «Память».
26 марта 1889 года православные уржумцы решили построить на месте старого новый собор, на 1500 мест, причем местные купцы хотели, чтобы этот храм не имел себе равных в округе ни по красоте, ни по величию, к тому же старый собор стал и тесен для возросшего прихода и требовал капитального ремонта. Собранием прихожан был уполномочен купец Иван Васильевич Бердинский ходатайствовать перед Вятской Духовной Консисторией о разрешении работ по возведению нового собора.
Консистория дала разрешение, и 12 декабря 1889 года ею было поручено составить проект собора Вятскому архитектору В.М. Дружинину (хотя есть версия, что его привлек сам Бердинский). Уже в конце 1889 года архитектор В.М. Дружинин прислал в город Уржум на суд прихожан эскиз проекта нового собора. Чертеж торжественного собора в русско-византийском стиле покорил сердца горожан, и они поручили ему «написать большой план каменного собора, согласно черновому проекту с увеличением ширины собора до 15 сажень, вместо проектируемых 12 саженей 2 аршина, и длины до 17 саженей, вместо проектируемых 13 саженей 2 аршина». При этом в письме Дружинину купец Бердинский писал: «…чтобы Вы при расширении плана не обращали внимание на существующие лавки в ограде собора, которые будут сломаны, когда это нужно будет при постройке нового собора».
В январе 1890 года Дружинин представил набело составленный проект по прежнему эскизу и пояснительную записку в строительное отделение губернского правления, которое одобрило его 27 июня 1890 года за № 6616. За составление проекта Бердинский уплатил В.М. Дружинину 100 рублей (по похожему проекту им был построен храм в Санкт – Петербурге). После этого проект был отправлен на утверждение Духовной Консистории. Она долго не давала согласия, ссылаясь на то, что при соборе имелась слишком незначительная сумма для строительства, и потребовала создания строительного комитета для наблюдения за производством строительства и расходом денежных сумм и материалов.
На общем собрании всего прихода такой комитет был избран, а его старостой – именитый купец Сергей Иванович Стародубцев. Он доставил в город Вятку по требованию Консистории засвидетельствованный нотариусом договор с подрядчиком на строительные работы, и в декабре 1893 года ею было выдано разрешение на строительство за № 14118. После этого началось строительство нового здания Троицкого собора, которое прекрасно сохранилось до наших дней.
К этому времени был уже подготовлен строительный материал для возведения собора. Было подсчитано, что все кирпичи и отделочные работы обойдутся в 7688 рублей. А поскольку в церковной казне не было таких средств, их внесли прихожане, можно сказать, на их средства и был построен собор. Самую деятельную помощь оказал С.И. Стародубцев – 1,5 млн. штук кирпичей и 7 тысяч рублей, а так же указал в договоре, что в случае его смерти, деньги до 7 тысяч рублей были бы выплачены его наследниками. Еще 5 тысяч рублей обязались пожертвовать остальные прихожане. Для постройки было заготовлено 400 тысяч кирпичей и около 100 тысяч кирпичей рассчитывали получить от разборки соборных каменных лавок.
В мае 1894 года в Уржум прибыл архитектор В.М. Дружинин и отвел место под строительство собора. В июле 1894 года был заключен договор на постройку собора с казанским купцом, балахинским мещанином, мастером каменных дел Степаном Николаевичем Шапошниковым, который должен был строить храм под наблюдением Дружинина. Мастер Шапошников со своими «работными людьми» обязался по договору закончить работы при наличии строительного материала в течение лета 1898 года, а «в случае же если материалы не будут готовы к означенному времени, то работа должна производиться по мере их заготовки. Но, во всяком случае, постройка собора должна быть закончена в 1900 году».
6 августа 1894 года была произведена закладка нового собора, а в 1895 году прежний холодный храм и палатки были разобраны до основания. За укладку тысячи штук кирпича платили 4 рубля 60 копеек, из заработанного 1 рубля платили 90 копеек, а 20 копеек было решено выплачивать после окончания работ. Деньги на строительство храма собирались всем приходом. Вспоминают, что ездили по деревням и собирали яйца для раствора, использовавшегося при укладке кирпичей. Каждый кирпич в стенах был смочен, каждый ряд пролит раствором, чтобы не было пустых мест в кладке. Для быстрой доставки кирпича к строящимся стенам, по Буйской улице (теперь ул. Чернышевского) был устроен поднимающийся к стенам взвоз (мостки), длиной с квартал, по которому на тачках и на лошадях подвозились стройматериалы. Все строительство велось под неусыпным надзором архитектора В.М. Дружинина, который приезжал в Уржум каждое лето – в 1895, 1896, 1897 и 1898 годах. А вот с куполом вышла заковыка – строители никак не могли определить, достаточна ли высота храма, и каждый раз, когда они собирались вести купол на завершение, уржумские купцы велели сделать еще один венец – повыше, и потому центральный купол в верхней части состоит из уступов. Наконец, купола храма были покрыты белой жестью, чтобы они отливали серебром на солнце.
Вся планировка Свято – Троицкого собора глубоко символична. Сам он выполнен в виде креста и абсолютно симметричен. Центральный купол – символ Иисуса Христа, а 4 башни по бокам – символы 4-х евангелистов, смотрящих в стороны горизонта. При взгляде на собор сверху можно заметить, что он представляет собой круг – символ вечности.
К концу 1899 года строительство собора было закончено, и для проверки качества стройки 8 октября 1899 года из города Вятки прибыл губернский инженер Г.Е. Яголковский, давший такую оценку: «Все работы выполнены не только хорошо, но и с мастерством лучшего качества». Это освидетельствование было сделано «при почетных гражданах» города и при причте собора – протоиерее Ипполите Мышкине, священнике Троицком и диаконе Люстрацком. Свидетельство было передано в
Консисторию.
В 1900 году был устроен внутренний вид собора. Известно, что одним из иконописцев, расписывавших собор, был прадед известной уржумской поэтессы Марии Чебышевой – Михаил Криницин (об этом она упоминает в одном из своих стихов).
1 июня преосв. Алексием, епископом Вятским и Слободским, был торжественно освящен главный престол во имя св. Троицы, и в соборе начались службы. Про боковые приделы за тот год сообщалось: «приделы – правый и левый еще не освящены, потому что иконостасы при них не устроены». Левый престол в честь Божией Матери Живоносный источник был освящен 30 сентября 1901 года, а правый – в честь Святителя Николая – 6 июня 1902 года. От старого собора осталась холодная двухпридельная часть с колокольней (так называемый «старый собор»), которая не была разобрана и сохранилась до сего дня, по той причине что Владыка не дал благословения на строительство новой колокольни.
О «старом соборе» сообщалось в 1908 году: «после сломанного старого собора осталось 2 придела холодные, примыкающие к вновь построенному собору и представляющие из себя как бы отдельные храмы». В 1915 году обо всем соборном комплексе сообщалось следующее: «церковь построена в 1900 году тщанием церковного старосты купца С.И. Стародубцева с прихожанами, а старый собор построен в 1824 году тщанием прихожан. Зданием каменная с таковым же в 1 связи со старым собором, крепка, покрыта железом».
Из описания собора за 1927 год: «Собор: здание одноэтажное, кирпичное, на сплошном каменном фундаменте, крытое железом, с паркетным каменным полом, окрашенное снаружи суриком, изнутри отштукатурено и окрашено масляными красками в разделку церковной живописью, в себе содержащий 9954 куб. мтр… изношенность 9%. Оценка 135874 рублей.
Колокольня: старый собор, здание одноэтажное, кирпичное, на сплошном каменном фундаменте, крытое железом, с каменным полом, с обыкновенными красками, в себе содержит 326580 куб. мтр., изношенность 40%. Оценка 23513 рублей.
Огорожен изгородью из колючей проволоки с трех сторон. Оценка 100 рублей.
…Забор резной, изношенность 50%. Оценка 72 рубля 20 копеек. Ограда в каменных стенах с деревянным частоколом. Оценка 50 рублей».
По описи 1924 года в черте Троицкого собора находились и принадлежали ему следующие здания: один дом полукаменный двухэтажный, при нём погреба; каретник, хлева, баня. В 1927 году черте собора находились и принадлежали ему: «Дом деревянный, одноэтажный, с пристройкой из теса и однореза на стойках, крытый тесом без отделки» и «водокачка, досчатая, выкрашенная снаружи, крыта железом».
По общему проекту соборный комплекс в 1900 году не был достроен полностью и продолжал достраиваться в последующие годы, но к 1917 году так и не был завершен.
Назад к списку