По страницам первых советских газет. Белые пришли...
Узнали, что за белые. Только что видели своих сельчан Елабужского уезда и они мне рассказали про белых.
В ночь на 22 апреля вошла белая банда в нашу деревню.
Как только попали в деревню, сразу стали спрашивать – кто у вас коммунист и кто добровольцем послал сына в Красную армию. Вот некоторые муж и стали говорить: вот тот коммунист, тот доброволец. Тогда белые пошли по указанным квартирам и стали бить живущих в них нагайкой; многих исхлестали до полусмерти. Затем отобрали все имущество и скот, пересчитали всех коров и лошадей – ни одной скотинки не осталось.
На другой день белые предложили сельчанам варить кумышку. Вот наши кулачки и средние мужички и стали варить кумушку – последний хлеб перевели на кумышку.
«Наварили кумышки – стали пьянствовать. Тут и пошли ссоры, драки, беспорядки, стали друг на друга доносить.
Эй, ты такой-сякой, ты на меня наложил контрибуцию. А белые, не зевай - на кого слово пьяное скажут в ссоре, напившиеся сельчане, того и грабить, отнимать все что есть, и арестовывать.
Затем пошла спекуляция (свободная торговля); вот стали возить кулачки табаку и кое-какого другого товару; стали продавать и бедных мужичков обманывать.
«Покупайте, дескать, табаку и товару, а то ваши деньги и так пропадут: ваших керенок брать не будут, лучше покупайте товару – хоть бы и по дорогой цене». Выходит - от бедных керенок брать не будут, а куда же кулаки собирают керенки. Это ли не обман, это ли не грабеж богачами бедняков.
А один кулак привез на 9 тысяч рублей табаку и этот табак продал за 24 тысячи рублей. Значит он от 9 15 тысяч барыша нажил. Вот, товарищи, что такое свободная торговля; это явный грабеж.
Вот, товарищи, почему белые стремятся задушить свободу. Они хотят наживать и опять жить хорошо и пользоваться всеми благами жизни, и заставить нас крестьян и рабочих работать на них, им последнюю копейку нести. Но мы, товарищи, рабочие, крестьяне и красноармейцы, мы до тех пор не бросим винтовок из наших мозолистых рук, пока не сметем до конца всю эту свору дармоедов и навсегда отобьем у них охоту садиться на шею трудящихся. М.К. Гусев.
Красный набат (Глазов) – 1919 г. № 155 16 июля. Фото из открытых источников (колчаковцы на привале)
Назад к списку