- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Купец Новокшенов из деревни Безденежные (воспоминания)

Купца Новокшенова, жившего до революции в деревне Безденежные, настигла печальная участь, как и все купеческое, дворянское сословие после октябрьского переворота. Он  вынужден был уехать за границу и о его жизни и деятельности по происшествии  стольких лет остались лишь скупые и отрывочные сведения, потому что при Советской власти  никто не писал историю классовых врагов. Благодаря тому, что в деревне осталась дочь Лидия Михайловна, которая вынуждена была выйти замуж за бедняка, чтобы ее не преследовали власти, стало возможным узнать побольше о его семье.  Да еще от моей матери Марии Иосифовны,  которая дружила с одной  из дочерей Новокшеновых.

Сведенья, собранные  бывшим директором Верхошижемского краеведческого музея Меркушевым Василием Кузьмичем, говорят о том, что купец Новокшенов торговал с Англией пихтовым маслом, пенькой, древесиной, смолой, льном и древесным углем, используемым в те времена для выплавки металла. У него был свой пароход, и на нем Новокшенов возил в Англию свои товары. Также  известно, что у него были свои дома в нескольких местах в России, а также за границей.

От его внука Геннадия Михайловича я узнал, что после отъезда Новокшенова за границу,  дочь  Лидию Михайловну вызвали в НКВД и сказали ей, чтобы вышла замуж за бедняка, дабы избежать репрессий.  НКВД осуществлял за ней контроль и велел ей молчать о своем происхождении и о том, что они ей сказали. От этого предупреждения  Лидия Михайловна, как ей и сказали, вышла замуж за простого крестьянина и в течение жизни жила в страхе за себя и свою семью и никогда ничего не говорила. По его словам, имущество, оставшееся после отъезда Новокшенова, и его дом советские власти изъяли в свою пользу, и какие-то шкафы были потом узнаны Лидией Михайловной в некоторых домах в деревне Безденежные, но она не сказала, в каких, и не давала знать, что их узнала.

… Мария  Иосифовна также говорила, что жили Новокшеновы скромно и были простыми людьми, но их домашняя мебель и имущество были богаче и дороже, чем у деревенских  крестьян.  По  ее словам, питались  они обыкновенной деревенской пищей. Ели супы, каши, картошку в мундире, а иногда по вечерам глава семьи объявлял: «Сегодня у нас на ужин редька с квасом». И все хлебали эту редьку с черным хлебом. Марию  Иосифовну, как  подругу их дочери, Новокшеновы всегда приглашали к столу.

 Мария  Иосифовна упоминает  в своих рассказах дом, который сейчас сохранился, и именно туда они ходили в гости  к своей подружке и та иногда, когда дома никого не было, показывала ей содержимое сундуков, в которых лежали  большие отрезки  дорогой материи и дорогой праздничной одежды, которую хозяева одевали только по праздникам, а в простые дни ходили в обычной деревенской одежде.  Там, где  был вход в контору на втором  этаже, раньше наверху над входом  была веранда, на которой Мария  Иосифовна со своей подругой  часто сидела и разговаривала.  Они говорили, что Новокшеновы держали много скота и лошадей и местные крестьяне помогали им по хозяйству.

 

Записал В.Д. Одинцов

 

Здесь отчий край, и он мне дорог. Из истории деревни Безденежные  (брошюра из фонда библиотеки поселка Верхошижемье).

 


Назад к списку