Лебяжский край в 19-начале 20 вв.
1.3. Земские начальники Лебяжской волости.
В дореволюционный период в Лебяжском крае существовал свой небольшой штат местного самоуправления, который однако целиком зависел от уездного Уржума. Как уже говорилось, Лебяжским удельным имением управлял особый управляющий, живший в Уржуме. Налоги, собираемые с крестьян, отчислялись непосредственно в царскую казну. Известно, что на этой должности в 1912-1914 гг. состоял колежский эсессор Иван Апполонович Ефимов. Непосредственно на местах волостями, на которые было разбито имение, управляли земские начальники и волостные старшины, подчинявшиеся управляющему имением и Уржумскому земству. Также государственные функции исполняли полицейский пристав (урядник), волостной судья и Церковь.
Институт земских начальников был введен в России в 1889 году. Назначавшиеся из отставных офицеров, юнкеров и дворян, не окончивших курс высших учебных заведений, земские начальники стали полновластными хозяевами уезда. Без их утверждения были недействительны постановления сельских сходов, они имели право судить, арестовывать и даже телесно наказывать крестьян. "Для крестьянства была создана особая юрисдикция, перемешанная с административными и попечительными функциями, - все в виде земского начальника, крепостного помещика особого рода…он перестал быть крепостным помещика, но сделался крепостным крестьянского управления, находившегося под попечительным оком земского начальника"- писал в своих мемуарах бывший председатель Совета Министров С.Ю.Витте. Витте пришел к мысли, что институт земских начальников в итоге не удался, поскольку основывался на смешении 2 функций - судебной и административной, что не должно быть (т.к. власть судебная должна быть независимой от власти административной) и принес много вреда России, но до 1917 года его так и не решились упразднить т.к. царское правительство видело в нем опору порядка. Но хотя и земские начальники были больше заинтересованы в своем содержании, чем в благосостоянии крестьян, среди них было немало и порядочных людей.
Появились такие начальники и в Лебяжском крае. Сразу три волости -Сердежскую, Рождественскую и Лебяжскую объединили в единый участок, которым управлял один человек; в 1905 году к нему присоединили еще и Петровскую волость. Участок был значительным по территории, занимая все правобережье Вятки нынешнего Лебяжского района. С 1901 по 1904 гг. управлял этим участком статский советник Иван Григорьевич Тимофеев, имевший орден Святой Анны 3 степени и значок за поземельное устройство государственных крестьян. Именно при нем в Лебяжье появились пристань, библиотека и церковно-приходская школа, попечителем которой он был. До нас дошло описание этого человека, благодаря заметке М.Сазанова "Лебяжье": "…толстая шея, седая лопатой борода, суровое лицо, одежда - форма чиновника. Все это придавало ему внушительный вид. Проходя мимо его "Мужики снимали шапку и кланялись, а в церкви ему стлали ковер и выносили просвиру". (6)
В 1905 году уже четырьмя волостями управлял коллежский эсессор Евгений Петрович Базилевский, а после него - штабс-капитан Александр Константинович Гюнтер, также дворянин, имевший правительственные награды. М.Сазанов называл его "Гюнкер-барином с большим животом". До этого Александр Константинович был земским начальником в Шурме. После его отъезда в Лебяжье на посту земского начальника образовалась вакансия, и её занял сначала как кандидат Витольд Людвигович Олешкевич. В 1914 году он уже как действующий земский начальник, имел чин коллежского регистратора. Витольд Людвигович с 1910 по 1915гг. сделал немало для обустройства Лебяжья. При нем здесь появились почтово-телеграфное отделение, сберкасса, больница, началось строительство каменной школы. Последним земским начальником, жившим в Лебяжье, стал М.М.Федоров, которого Сазанов называл "отвратительным деспотом и тираном". В 1917 году земские учреждения были упразднены и вместо них созданы выборные волисполкомы.
Правой рукой земского начальника был волостной старшина, которого избирал Волостной сход из представителей от крестьянства сроком на три года, чтобы тот отстаивал интересы крестьянства. Кроме этого старшина также являлся председателем волостного попечительства, которое выдавало пособие солдаткам. Чин давал состояние, поэтому старшина часто не слишком охотно защищал интересы крестьян. Так старшина Иван Дмитриевич Прилуков за свой выборный срок поставил в Лебяжье 2 дома. М.Сазанов писал об этом человеке: "Придет иногда крестьянин и просит:
- Иван Дмитриевич, дай паспорт на работу ехать. Сначала он ответит: "Нельзя!", а потом распорядится:
- А ну-ко узнайте, сколько у него задолжности по податям. А сам ходит по комнате, закинув назад руки. Ладони свои сделает ковшичком, сжимая их время от времени. Крестьянин догадывается и кладет ему "в ковшик" взятку и получает разрешение".
Последним Лебяжским старшиной был С.Г.Титлов, сын подрядчика, которого Сазанов называл "крупным жуликом и казнокрадом", поскольку тот придумал хитрый способ отмывания денег за счет того, что одну и туже неграмотную солдатку списывал в ведомость по 2-3 раза, а деньги брал себе. В августе 1917 года в кабинет Титлова ворвалась толпа солдаток и стала требовать от него, как представителя власти, возвращения своих мужей. Титлов попытался припугнуть солдаток, что их еще больше разозлило: они схватили "голову" и вытащили его на улицу… (7)
От каждой волости избирался один старшина. Так в Рождественской волости последним старшиной был некто Агафонцев. В начале 1918 года крестьяне избрали его даже председателем Красноярского сельсовета, но Агафонцев отстаивал там интересы зажиточной части населения, и его попросту выгнали из сельсовета.(8)
За порядком в волости следил становой пристав - самый низший полицейский чин. Но и в этом чине пребывали отставные офицеры и дворяне (все русские офицеры имели дворянство). В наши дни и представить невозможно, чтобы на целый район приходился лишь один милиционер, а тогда на все Лебяжские волости, объединенные в 3-й полицейский стан, приходился лишь один пристав, имевший в разные годы кабинеты или в с. Кичма или в с. Лебяжье. В 1901 г. этот пост занимал Петр Федорович Осипов, имевший чин коллежского эсессора, после него до 1912 г. - Василий Иванович Ярославов, имевший такой же чин. Оба пристава имели кабинет в с. Кичма Уржумского уезда. Последним приставом с 1912 по 1917 гг. был Виктор Михайлович Рязанов, имевший чин сначала титулярного советника, а затем коллежского эсессора. Рязанов Имел кабинет уже в Лебяжье, но жил в Уржуме, и лишь на лето приезжал сюда на отдых вместе с семьей. В 1917 г. полиция была упразднена и заменена милицией. Одним из первых Лебяжских милиционеров был Сергей Александрович Канарейкин (1920 год).(9)
Ряд государственных функций выполняла и православная церковь: запись актов гражданского состояния, руководство начальным образованием, наблюдение за политической благонадежностью граждан. Закон требовал от православных непременно, хотя бы раз в год, исповедываться и причащаться. О случаях упорного уклонения от этого духовенство должно было сообщать светским властям, и это преследовалось по закону. Поэтому Лебяжское духовенство и дворянство были в большой дружбе. Всего в 1910 году в Лебяжской волости жило 22 дворянина, вместе с женами и детьми.(10)
.
Назад к списку