Повстанцы Глазовского уезда
В январе 1919 года Глазовский уком партии выдвинул меня на работу в органы милиции. Я был назначен на должность начальника милиции в село Афанасьево.
Прибыв в Афанасьево в феврале 1919 г., я прямо с дороги попал на совещание председателей исполкомов и военных комиссаров Афанасьевской, Бисеровской и Георгиевской волостей.
Совещание обсуждало тяжелое положение, создавшееся в связи с действиями в районе неизвестно откуда прибывшего хорошо вооруженного отряда. Расквартировавшись в селе Бисерово, этот отряд разъезжал по окрестным деревням, занимался грабежами, расстреливал людей без всякого на то повода и основания, терроризировал население другими бесчинствами. И что самое странное – командир отряда Тронин имел мандат члена Уральского областного Совета.
Все сведения о действиях отряда, которые привели в своих выступлениях участники совещания, были зафиксированы в протоколе. Протокол с нарочным отправили в Глазов, где находился штаб 3й армии.
Узнав об этом, командир бесчинствующего отряда вызвал к себе в Бисерово афанасьевского волостного комиссара Кузнецова с целью расправы над ним. Но тот явился к командиру-бандиту со своим отрядом, и Тронин от столкновения уклонился.
Вскоре из Глазова прибыли в Афанасьево уездный военный комиссар Воинов, представитель 3й армии Смирнов и представитель уездного комитета партии. Они сразу же вызвали командира бандитского отряда на закрытое совещание. После совещания он был арестован, отправлен в Глазов и там расстрелян. Отряд же позднее разоружили и расформировали.
Так новое укреплялось в борьбе со старым, со всеми, кто пытался подорвать советскую власть.
Помню, вызвал однажды меня председатель исполкома Варанкин и говорит:
- В деревне Кувакуше совершено убийство. Срочно выезжайте туда.
Кувакуш находится от Афанасьево в 30 километрах. Взяв с собой 2 милиционеров, я отправился к месту убийства. Убитым оказался 1 молодой парень. Отец его рассказал нам, что убийство совершили ночью 2 участника кулацкого восстания, скрывающиеся в землянке, что находится в лесу, в километре от деревни.
Встав на лыжи и взяв с собой в провожатые отца убитого, рано утром мы отправились к этой землянке. Но в ней уже никого не оказалось. Очевидно, лишь незадолго до нашего прихода бандиты куда-то скрылись: в землянке было еще тепло.
И.К.Жижин. Борьба с кулачеством и бандитизмом // Призыв – 1966 г. № 30
Назад к списку