- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Продотряды на территории Удмуртии

Первый петроградский образцовый продотряд работал в Сарапульском уезде Вятской губернии. По подсчетам местных работников, только от урожая 1917 года к лету 1918-го там сохранилось 800 тыс. пудов излишков (всего по губернии – 5,5 млн.). Кроме того, оставался хлеб еще предыдущих урожаев, который часто лежал необмолоченным в скирдах – иные насчитывали до 15 лет.

Советы губернии, едва столкнувшись с трудностями в хлебозаготовках, пошли на поводу у держателей хлеба и принялись поднимать закупочные цены, повысив их в итоге в 6-7 раз. Вполне закономерно, ибо в местных Советах преобладали эсеры и меньшевики, стоявшие за свободную торговлю.

 Впрочем, кулаки все равно предпочитали продавать хлеб спекулянтам. Те ожидали подхода обозов на станциях и пристанях, превращенных в своеобразные ярмарки, сбивались в вооруженные отряды. Продотряд начал свою работу с реквизиции хлеба у мешочников – за 3 дня в одном только Сарапульском уезде было конфисковано около тыс. пудов. И лишь затем наступила очередь хлебозаготовок по деревням. Но для начала пришлось заняться советом.

«С первых же дней приезда в Сарапул питерским продотрядникам пришлось взять на себя роль, далеко выходящую за пределы хлебозаготовок… На специально созванном заседании Совета с участием представителей фабрично-заводских комитетов один из руководителей выступил с требованием переизбрания Совета. «В Совете не место тем, кто эксплуатирует чужой труд», - заявил он… 10 июля была образована комиссия по перевыборам Совета, в которую был введен представитель питерского продотряда, фактически руководящий новыми выборами. Часть продотрядников была вынуждена остаться в Сарапуле для партийной и советской работы…»

…Эксцессы случались всякие. В одном селе отряд встретили стрельбой. Оказалось, что их приняли за чехословаков – по-видимому, братья-славяне имели к тому времени уже вполне конкретную репутацию. В другом селе, где тоже стреляли, выяснилось, что продармейцев посчитали бандой, которая наведалась как раз накануне. Продотрядовцы, разобравшись в инциденте, не стали применять к крестьянам инструкцию о расстреле, а вместо того отправились по следам бандитов, которых сумели изловить, отобрали награбленное, а самих тут же поставили к стенке ( в соответствии с декретом «Социалистическое отечество в опасности!»). После этого хлебозаготовки прошли успешно.  Ну и, конечно, самым сильным  аргументом было то, что часть собранного  хлеба бесплатно выделялась беднякам.

За месяц работы этот продотряд заготовил в уезде 63 т. Пудов хлебов. А всего в Вятской губернии было получено  около 500 тыс. пудов».

 

Е.А.Прудникова. Битва за хлеб от продразверстки до коллективизации - М. 2016 г.

 

В качестве источника автор использовала: А.Беркевич. Петроградские рабочие в борьбе за хлеб – Л., 1941 г.

 

 

С приездом в Нылгу Петроградского продовольственного отряда в 1918 г.  жизнь резко изменилась в худшую сторону.

Первым делом продовольственники прекратили свободную торговлю. Закрыли частные лавки. Отменили базары и ярмарки. Вследствие этого началась продажа из-под полы по спекулятивным ценам. Затем взяли на учет весь хлеб и скот. Учет произвели с таким расчетом: ржи 30 фунтов на месяц на человека. Овса 20 фунтов в месяц на лошадь. На коров, овец и свиней до октября  не полагалось:  могут прожить подножным кормом. Лошадей оставляли  одну на домохозяина, коров - на 5 человек одну. Свиней, овец более пары, а кур более 10 штук иметь было нельзя. Весь  излишек хлеба и скота подлежал реквизиции, по ценам ниже себестоимости…

… Красноармейцы-продовольственники вели себя крайне дерзко с населением: пьянствовали, оскорбляли женщин и девушек, вытаптывали овощи в огородах, портили сады. Нахально требовали от населения масла, яиц, молока и других продуктов. Загоняли лошадей. Резали по ночам телят, овец и домашнюю птицу. Жаловаться на эти безобразия было нельзя: обвинят в ложном доносе, подведут под провокацию с целью подрыва  авторитета советской власти.

 Ну и молчали,  плакали и молчали… На стороне большевиков остались только лентяи и пьяницы.

 Прежде  всего, началось открытое гонение на церковь. Нельзя стало без разрешения исполкома крестить, венчать, отпевать и совершать различные требы в домах прихожан. Запретили религиозные процессии.

 Церковное имущество описали. Деньги Нылгинской церкви, 23 тыс., годами копившиеся на постройку нового храма, были отобраны на постройку Народного дома. Иконы из учреждений выбросили. В школах, а их в Нылгинской волости более 10, не только запретили Закон Божий, но зорко следили даже за тем, чтобы школьники перед началом уроков не могли перекреститься. В соседних с Нылгой селах священники отсылались на разные работы, поэтому в некоторых селах месяца по два не было служб. Слаборожденные дети умирали без крещения.

За время этого восстания мы имели случай убедиться в том, как большевики уважают религиозное чувство верующих людей.

 В церкви с.Полозова Сарапульского уезда на престоле была изнасилована красным дикарем женщина! В церкви с.Петухова Елабужского уезда была устроена скотобойня. Иконостасом и иконами топили печи.

 В церкви с.Вавож Малмыжского уезда красные устроили конюшню. Здесь же в церковных, брачных венцах пьяные красноармейцы  венчали жеребца с кобылой.

 Жить в условиях, какие создались, стало невозможным, и вот в концеиюля 1918 г. вспынуло знаменитое Ижевское восстание, охватившее весь Сарапульский уезд и некоторые волости Малмыжского, Елабужского и Глазовского уездов.

Другого выхода не было и не могло быть.

 

Воспоминания Т.Широких, уроженца Нылгинской волости Сарапульского уезда // А.В.Коробейников, О.Ю.Ларионова. Воткинск в огне Гражданской войны - Ижевск 2018 г., с.8-9

 

 


Назад к списку