Несостоявшийся вятский убийца В.И.Ленина
В январе 1918 года в Петрограде группа офицеров и эсеров планировала устранить «немецкого шпиона» силовым путем. Если бы это им удалось, история нашей страны могла бы пойти другим курсом… Ликвидировать Ленина планировалось обычным для того времени способом – метанием бомбы во время очередного его выступления, благо Ильич выступал перед народом много и в разных местах. Место его выступления также стало известно заранее – на Фонтанке. Метателем был выбран молодой поручик Герман Григорьевич Ушаков, сын священника Николаевской церкви города Слободского Вятской губернии. До этого офицер успел отличиться в боях Первой Мировой, имел Георгиевский крест. Год назад именно он принимал парад революционных войск новой, демократической России. После излечения в госпитале Ушаков находился в Петрограде, где его и нашли заговорщики, сказав, что нужно убить какого-то «немецкого шпиона» и тем самым спасти Отечество; хотя собственно говоря, к тому времени Керенский наворотил столько бед, что спасать было уже и нечего…
По воспоминаниям сына Г.Г.Ушакова, Герман так заслушался этой речью, что бомба полетела в Фонтанку. Теракт сорвался. Вскоре члены того заговора были практически все арестованы. Воспоминания об этом написали соратники Ленина Бонч-Бруевич и Шлихтер. По их словам, вождь к покушению отнесся равнодушно и постановил отпустить своих убийц… на фронт, хотя уже было подготовлено постановление о расстреле. Это удивительно, если вспомнить, как жестоко в том же году расправились с Фанни Каплан и убийцами Урицкого! Немалую роль в этом сыграло и то, что помиловать заговорщиков просил лично А.Г.Шлихтер, занимавший один из больших постов в советской стране. Его сын, Сергей Шлихтер, воевал в Первую мировую вместе с Ушаковым. Вот что он вспоминал:
« …Как живо и отчетливо встает в памяти эта моя беседа с Ильичем! Как всегда, спокойно, внимательно и деловито слушал Ильич мой рассказ… Как всегда, прищурен один глаз, а другой лично выспрашивает у тебя самого, что ты лично думаешь по данному вопросу? Но, когда я сообщил о желании арестованных получить возможность осознать впоследствии Октябрьскую революцию, Ильич сделался еще внимательнее и, наконец, спросил:
- А как же вы думаете?
Я высказал уверенность в безусловной искренности арестованных и сказал, что, по-моему, следует дать им эту возможность осознания своей страшной вины перед революцией.
- Да, да!... - оживленно поддержал меня Ильич, - пускай поживут молодые юнцы, осмотрятся, поучатся и подумают. Подите к товарищу Бонч-Бруевичу и скажите, что я не возражаю против освобождения арестованных».
Сам Бонч-Бруевич принес лично конверт с приговором о расстреле на подпись Ильичу. По его словам, тот быстро прочитал текст и сказал:
- Вот и прекрасно!
Потом сделал надпись: «Дело прекратить. Освободить, послать на фронт».
«…Все эти лица, офицеры, были немедленно мобилизованы и отправлены с первым бронепоездом на фронт… - писал позднее Бонч-Бруевич – Так неожиданно закончилось это дело, и мое заключение о том, что всю эту группу надо расстрелять, было аннулировано лично Владимиром Ильичем».
Так бывший поручик попал в Красную армию, воевал с колчаковцами в Сибири. Там попал в плен. Говорят, что Колчак, узнав, что у него в плену находится тот самый Ушаков, который сорвал покушение на Ленина, лично приказал Германа расстрелять, но тот каким-то образом бежал из плена. Впрочем, в стране Советов такие вещи тоже не прощались, даже спустя много лет. В 1937 году Г.Г.Ушаков был расстрелян на Алтае, очевидно, за участие в том самом покушении…
На снимке: Герман Ушаков (справа) с братом Поликарпом
Назад к списку