- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Как начался Степановский мятеж и его причины

Оставил Малмыж Степанов самовольно, мол, в связи с наступлением белых срочно вынужден отплыть с реквизиционным хлебом в Котельнич.
Но это как выяснилось чуть позже, было не так. Степанов уже твердо определился: хватит играть в кошки-мышки! С этого момента он не командир продовольственного полка, а руководитель повстанцев, цель которых – борьба с большевиками. Об этом он заявит в самое ближайшее время. Назад дороги нет. Невыполнение распоряжения командования Красной армии – это мятеж. Пощады ждать не приходится.
Разгадав нехитрый маневр Степанова, Вятский губпродком телеграфирует Совнаркому и ЦИК:
«8 августа продотряд Степанова под угрозой оружия, получив в Малмыже 700 тысяч рублей, вместо чехословацкой фронта отправляется в Уржум, объявил себя белогвардейским» (ГАКО ф.235 оп.1 д.53л.57).
Людская молва бежала впереди степановцев. Крестьяне называли их повстанцами, коммунисты – бандой.
9 августа «степановская банда проехала Шурму. Степанов высадил полк в Русском Туреке, арестовал членов волисполкома. Повстанцы открыли митинг с лозунгом «за Учредительное собрание» (ГАСПИ КО ф.П.45 оп.1 д.144 л.24).
Надо заметить, в Русском Туреке, от которого до Уржума 17 верст, степановцев встретили хлебом-солью.
«Граждане свободной России! – обратился Степанов к столпившимся вокруг людям. – С каждым часом власть большевиков слабеет. Настало время сказать: долой насилие! Да здравствует Учредительное собрание!.. Ради чего мы свергли царское правительство? Чтобы быть свободными! Но где эта свобода? Ее отняли у вас большевики. Долой их, граждане. Чтобы остаться у власти, большевики заключили тайный позорный договор с немцами, по которому российский народ пойдет в немецкое рабство. Не дадим же погибнуть России! Долой комиссародержавие! Вперед. На Уржум! (Цит. по: Филев. Живое – живым).

Виктор Чудиновских. Не дай Бог!.. Времена Николая Чарушина – Киров 2016 г., с.291

Примечание. Автор немного ошибается. Если бы Степанов изначально собирался перейти на сторону "белых", он мог бы уйти беспрепятственно к ним из Малмыжа, благо Малмыж от территории, занятой белочехами, отделяло верст 40... Но он этого не сделал? Почему? В Малмыже Степанов еще оставался преданным советской власти офицером. Неожиданно в Малмыж приходит категорический приказ все продотряды с Вятки отправлять на помощь Азину под Казань против белочехов. В планы Степанова отправиться воевать против кадровых офицеров не входило.
Есть сведения, что изначально он планировал добраться до Котельнича, там сесть на поезда и рассеяться со своим воинством по России. Так возник если еще не мятеж, но саботирование приказа военного командования (а по сути это и есть мятеж). Кстати, поддержали Степанова далеко не все его бойцы, и из Малмыжа Степанов ушел со значительно поредевшим полком (об этом говорят фамилии солдат полка, которые нашлись в поздних документах, т.е. они ушли от Степанова). Не примкнул к Степанову и малмыжский военный комиссар Отрешко, оставшись в Малмыже.
Тут еще мутная история с ограблением казначейства в Малмыже. Судя по архивным документам, Степанов взял только то, что ему причиталось, остальное взяли себе местные большевики, а может и ничего не брал, т.к. в одном из поздних документов эта сумма упоминается в Малмыже в целости и сохранности. Зато деньги, изъятые сами большевиками, исчезли. В конце-концов невольные свидетели этого ограбления были расстреляны в Малмыже.
Между Малмыжем и селом Русский Турек планы Степанова неожиданно меняются, и в Туреке и собственно начался Степановский мятеж, где он собрал всех недовольных большевиками офицеров и создал из них отряд местной самообороны под началом местного офицера Сорокина. Видимо, Степанов понял, что выбраться из губернии ему не получится. Телеграмма из Малмыжа придет в Котельнич быстрее его, и там дезертиров встретят, как говорится, "с огоньком". У него возникает авантюрная идея двинуться на Уржум и поднять здесь собственный мятеж при поддержке местных крестьян, офицеров и эсеров, а там подойдут и чехи, что и было осуществлено. Но рассчет Степанова на поддержку местных не оправдался. Крестьяне в массе своей его не поддержали, как и многие офицеры. Хотя они были измучены поборами продотрядов, но и идти снова воевать желания не имели. Чехам пришлось обороняться против Второй армии РККА, им стало не до Степанова, который назвал свое войско громко "передовым отрядом чехословацкой армии". Вооружения у Степанова было минимум. Только винтовки и пулеметы. Чехи, видимо, ничего не дали. На арсеналах Уржума и Малмыжа ничего не оказалось. Из Уржума начальник милиции увез больше 500 винтовок, пироксилиновые шашки, гранаты и надежно все спрятал. Поэтому прибыв в Уржум, Степанов, очевидно сразу понял, что если против него выйдут большевики, обороняться ему нечем. Степановский мятеж оказался обречен на поражение. Если бы Степанов ушел к чехам изначально, судьба его полка могла бы сложиться иначе...

На фото: как предполагается, на фото бойцы Первого Московского продовольственного полка. Если это так, это пока единственное фото бойцов полка, и то в небольшом числе (полк насчитывал более 500 человек)

 


Назад к списку