- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Шурминский завод. Христо-Рождественская церковь

с. Шурма

Христо-Рождественская церковь

(1761 – 1936).

 Свою историю с. Шурма отсчитывает с 1485 года, но развитием своим обязана заводам. В мае 1730 года посадский человек Тимофей Рукавишников, посланный в низовья Вятки хлыновскими купцами, обнаружил в «горах Шурминских» Уржумского уезда руду. 9 марта 1731 года Берг-коллегия дала дозволение на постройку завода на берегах речки Шурминки. В 1732 году после упорного каторжного труда крепостных крестьян в дремучем лесу вырос Шурминский медеплавильный завод. Название речки и селения, выросшего на ее берегах, соотносится с удмуртским «Шур» - река.

В 1750 году завод по разрешению Берг-коллегии был куплен тульскими купцами Мосоловыми, которые перевезли сюда и своих крепостных. Ими был расширен и построен новый завод. В 1862 году Шурминские заводы были взяты от разорившихся Мосоловых в казенное управление. Они существовали там еще в первые годы советской власти.

20 марта 1761 года заводчику тулянину Антипе Мосолову была выдана преосв. Гавриилом, епископом Казанским и Свияжским, храмозданная грамота на построение первой деревянной церкви с престолом в честь Рождества Христова, с приделом св. Николая. Она была построена «тщанием и иждивением» сего заводовладельца и прихожан. Освящена она была 13 февраля 1773 года преосв. Вениамином, архиепископом Казанским и Свияжским. Еще в 1870 году клировая ведомость сообщала, что «храмозданная грамота на постройку первой церкви хранится при делах главных Шурминских и других заводов конторы, так как дана на имя заводчика по его желанию и прошению иметь церковь при его Шурминском заводе», а также «деревянный крест, сделанный на память освящения деревянной церкви» бережно хранился при каменной церкви.

В начале XIX века деревянная церковь сгорела (по устному преданию). 18 мая 1806 года Вятская духовная консистория дала указ на построение в Шурме новой каменной церкви, храмозданная грамота была выдана преосв. Гедеоном, епископом Вятским и Слободским. Построена она была «тщанием и иждивением» заводовладельца поручика Ивана Антиповича Мосолова. 28 мая 1809 года был освящен придел церкви, в честь святителя Николая Чудотворца, Уржумским благочинным протоиереем Иаковом Короваевым. 9 октября 1817 года им же был освящен главный престол храма в честь Рождества Христова. Клировая ведомость за 1819 год сообщала, что церковь «утварью снабжена довольно не худо, уважительных нужд не имеет, кроме ковчега для св. даров».

В 1833 – 1834 годах церковь была расширена пристройкой на западной стороне, бывшие на ней 2 маленькие колокольни были сломаны и вместо них поставлена каменная отставная колокольня. Клировая ведомость за 1861 год сообщает о неком «ходе» (возможно, подземном) и ветхой ограде вокруг церкви. Как говорят, подземный ход, выложенный кирпичом со сводчатым потолком, соединялся с домом Мосоловых; как-то он был обнаружен после закрытия церкви, когда туда провалилась лошадь, но тут же закопан-ни местное начальство,ни музей.работавший тогда в Шурме не проявили к нему интереса.

К 1870 году теплая церковь оказалась малопоместительной и непрочной, а деревянный потолок ее стал угрожать падением. Вот что сообщала о состоянии церкви клировая ведомость за 1870 год: «зданием каменная с таковой же отдельною колокольнею. Холодная церковь прочна. В теплой церкви еще деревянный потолок, - к весьма долговременному существованию не представляется благонадежным, - а низ стен, по своей тонкости и непрочности кладки в зимнее время простывает насквозь, а в весеннее – исходит сырость, к тому же церковь сия – теплая, очень, очень тесна при собрании народа даже и в некоторые простые дни, особенно еще во дни воскресения, а тем более во дни престольных и двунадесятых праздников, - колокольня весьма хороша и прочна».

Только в 1885 году теплая церковь была сломана и вместо нее была устроена новая обширная с кирпичными сводами с таковой же колокольней в одной связи. По благословению преосв. Апполоса, епископа Вятского и Слободского, она была освящена в том же году.

Клировая ведомость за 1887 год сообщала о церкви: «теплая церковь и соединенная с ней колокольня прочны, холодная церковь, хотя крепка, но как не соответствующая по размерам ни теплому храму, ни колокольне должна быть перестроена».

В 1890 году шурминцы заказали губернскому архитектору В.М. Дружинину проект холодного храма, который строился с 1893 по 1899 года, согласно плана и фасада с разрешения Епархиального начальства. Прежний холодный храм был разрушен.

В 1899 году кладка нового храма была закончена вчерне и покрыта железной кровлей. В 1902 году он был отштукатурен и настланы опочные пола. Половые плиты были изготовлены из опоки, привезенной из слободы Кукарки.В 1904 году в церковной ограде учащиеся четвертого отделения Уржумского отделения под руководством  А.Н. Владимирского посадили тополя. Устройство холодного храма было завершено в 1907 году, тогда же он был соединен с теплым.

За ходом строительства следил церковный староста  А.С. Каширских, доверенный шурминских купцов Слесаревых. Он ездил по деревням прихода, собирая пожертвования и стройматериалы. За это, после возведения храма, Святейший Синод послал благословение не только купцам Слесаревым, но и их доверенному.                       

            В подвале церкви мастер Петиганов установил калориферное отопление. В холодной церкви был поставлен  высокий резной иконостас, изготовленный резчиками из Казани. Известно, что один из мастеров-резчиков, Рузавин, женился и остался навсегда в Шурме. Стены и колонны ее расписали камские богомазы. Железная ограда на каменной ограде церкви была изготовлена рабочими Шурминского завода.

 21 сентября 1907 года весь храм был освящен Преосв. Филаретом во имя Рождества Христова. Вот как вспоминали приезд Владыки Шурминские старожилы: «Как только с колокольни увидели, что в Шурму въезжает глава Вятской епархии, так вдруг торжественно ударил большой колокол, потом последовал удар будного колокола, далее били языки этих колоколов по очереди. Когда Владыка приблизился к церкви, заговорили все колокола – большие и маленькие». В храме Владыке был устроен торжественный прием. На средине холодной церкви для него водрузили помост. На хорах под управлением  А.Н. Владимирского пели ученики  2 класса училища.  

  Кроме подземного хода, в Христо-Рождественской церкви был еще один секрет. Вверху ее было 2 комнаты: в одной была ризница, а во второй жила просфирня. Эти комнаты имели сводчатый потолок, и шаги из одного угла были слышны в противоположном, как в телефонной трубке.

6 ноября 1915 года по разрешению Архипастыря и Начальника губернии в ограде церкви была погребена небезизвестная Сашенька Шурминская. Вынос и проводы почившей были совершены при торжественном крестном ходе с колокольным звоном. Еще при жизни она не хотела, чтобы ее похоронили в ограде этой церкви, говоря: «Мои останки помоями поливать будут!», но тогда в это никто не мог поверить. В 1916 году было составлено первое жизнеописание Сашеньки священником той же церкви Сергием Акишевым.

Престолы: 1) главный, теплом храме Рождества Христова;

                   2) в теплом храме правый, в честь святителя Николая;

                   3) левый, в честь пророка Илии.

Опись церковного имущества с 1858 года, копии с исповедных росписей с 1792 года. Книги до церковного круга имелись все, но в 1915 году указывалось, что некоторые из них ветхие.

Особые достопримечательности: серебряные позлащеные ризы на образах Нерукотворного Спаса, Николая Чудотворца, Божией Матери (на первом ярусе иконостаса);  Евангелие напрестольное в металлическом переплете с металлическими изображениями Вседержителя и 4 евангелистов серебряно-позлащенных, на доске в середине крест; походное Евангелие в темно-малиновом бархате с изображениями на верхней доске Воскресения Христова, 4 евангелистов на серебре 84 пробы; 5 крестов, кадило, 2 блюдца вызолоченные – из серебра; крест серебряный вызолоченый с чеканными изображениями 84 пробы.

Приход Нижней Шурмы.   Еще до основания завода, в 1722 году в Большой Шурме значилось  66 дворов с  207 жителями (очевидно, мужского пола). В 1740-х годах при заводе числилось 283 приписных крестьянина и 275 пришлых. В доношении в государственную Берг-коллегию в 1760-х годах указывалось, что при Шурминском заводе «приписных гос. и покупных крестьян нисколько не имеется». Тут же указывался состав рабочих завода: «1. переведенных с других его заводчика Мосолова заводов из деревень крестьян – 37,           2.  швецкой нации – 5,        3 Приписных к оному заводу… непомнящих родства – 43. Итого имеется мужеска полу 100 душ».

  В 1799 году в приходе церкви насчитывалось 192 двора, в 1810 году – 230. В 1819 году прихожан насчитывалось 1200 м.п. и 1358 ж.п.. Памятная книжка Вятской губернии за 1866 – 1867 года сообщала, что дворов в Шурме – 213, жителей – 786 мужского и 816 женского, а обоего пола 1602 человека. Две каменные церкви. По воскресениям еженедельные базары. Памятная книжка Вятской губернии на 1873 год сообщала: в заводе жителей – 1500 человек, церквей – 2, школ – 2 (женская и мужская), при заводе есть больница, содержавшаяся за счет земства. В сведениях Вятского статистического комитета за 1874 год сообщалось, что в Шурминском заводе 428 домов (из них только 1 каменный) с населением 4930 человек (2334 м.п. и 2596 ж.п.). Жители завода занимались работой на чугунно-плавильной и 2 кринных фабриках, торговлей и выгрузкой пиломатериалов на пристанях. Кроме двух церквей, двух училищ и фабрик, в заводе имелось волостное правление и 6 питейных заведений (больше чем в любом другом селе уезда того времени).

К 1910 году в приходе насчитывалось 13 селений с населением: православных русских 2385 м.п. 2395 ж.п., крещеных марийцев – 325 м.п. и 347 ж.п., старообрядцев – 171 м.п. и 184 ж.п.. Из описания прихода за 1910 год: «завод расположен на берегу реки Шурминки, впадающей в 2 вер. в реку Вятку… Большая часть прихожан занимается земледелием; безземельные же заводские жители занимаются отхожими промыслами и грузкою леса в плоты в пристанях. Участ. мед. пунк. больница в заводе, здесь же и волостное правление и почтовое телеграфное отделение. Пароходная пристань Шурминская в 1 версте. Около завода проходит Казанский тракт».

В приходе к Христо-Рождественской церкви была приписана кладбищенская Петропавловская церковь, 3 часовни и в деревне Максинери братская противораскольническая школа. Ежегодно издревле через Шурму проходил Понизовый крестный ход из города Вятки со святыми иконами. .

 В августе 1871 года в ходе обозрения епархии, Шурминские заводы посетил преосв. Аполлос, епископ Вятский и Слободской. В доме священника Рязанцева Владыке были представлены ученики и ученицы земской школы (а всего там обучалось  200 человек) с учителями, а также и ученицы домашней школы, которой руководил священник Рязанцев. Владыка дозволил ученицам петь в церковном хоре.В началеXX века Епископ Вятский и Слободской посетил Шурму в 1907 и 1914 годах.

Ближайшие церкви: Верхней Шурмы – в 1 ½ версты;

                                   с. Актыгашево – в 10 верстах;

                                   с. Лазарево – в 17 верстах;

                                   с. Большой Рой и Русского Турека – в 14 верстах.

Причт:  1798 год – 2 «попа» и диакон;

              1915 год – 3 священника, диакон и 3 псаломщика. Им полагалось жалование из Государственного казначейства: священнику – 300 рублей, диакону – 150 рублей и псаломщику – 100 рублей.

Первые известные священники:  о. Варфоломей Ватлов («помре» в 1798 году),   о.Петр Буевский (1779 – 1798 года),  о. Стефан Ложкин (1799 – 1828 года). .  В начале XX века здесь служили:  о. Никандр Зорин,  о. Павел Селивановский,  о. Михаил Шкляев,  о. Михаил Романов (скончался от простуды в 1918 году).

  В 1930-е годы по приходам обоих храмов прошли волны репрессий. Первой их жертвой стал  о. Вениамин Ляпидовский (расстрелян  15 мая 1930 года).  29 сентября 1937 года были осуждены  3 служителя Верхнешурминской церкви – протодиакон Иоанн Жуков осужден на  10 лет, священники Алексий Левашов и Димитрий Макматов расстреляны. 18 октября 1937 года был осужден на  10 лет священник Всеволод Академов.

Здесь, в Шурме, в семье священнослужителя родился известный В.И.Шабалин-архивариус Вятской духовной Консистории.Внучка Г.Луппова вспоминала о нем: «…В доме деда я жила досвоего совершеннолетия.Этот высоко-культурный добрый человек по рассказам старших родился в с.Шурма Уржумского уезда в семье священнослужителя.Имел среднее образование.До революции 1917 года был архивариусом Вятской духовной Консистории.».

 19 марта 1922 года в церкви произошло изъятие церковных ценностей, но часть вещей была выкуплена верующими. В 1923 году во время возникновения обновленческого раскола, Шурминские священники остались на стороне Патриаршей Церкви, о чем сообщали сводки ОГПУ. Вот что сообщала сводка  ОГПУ за 20 июля – 1 августа 1925 года: «Священники села Шурмы Сатаев и села Лопьял Юферев для борьбы с обновленцами распространили среди верующих слухи, что советская власть скоро кончится и кто идет за обновленцами будет расстрелян, так как обновленцы – это люди за Советы, и им скоро капут, как коммунистам».

В советское время в приход Нижне-Шурминской церкви входило 16 населенных пунктов, в самой Шурме насчитывалось в 1936 году верующих 1820 человек населения. Сохранился список верующих, бывших у исповеди и причастия в Великий пост 1936 года – всего 860 человек, в том числе в селе Шурме 237. В Уржумском архиве сохранились заявления верующих за тот год о разрешении крещенского крестного хода со св. иконами на реку Шурминку и о разрешении крещенской славы со святой водой по домам верующих.

В июне 1936 года Шурминский райисполком постановил закрыть Нижне-Шурминскую церковь, что утвердил Президиум Кировского краевого исполнительного комитета 30 июня 1936 года. По вопросу закрытия церкви верующим было разрешено провести собрания 14 июня и 28 июля, на которых ими было решено подать протест в ЦИК СССР против закрытия церкви, и до окончательного решения вопроса ЦИК разрешил ее оставить во временном пользовании верующих. 20 октября 1936 года Президиум ВЦИК постановил утвердить постановление Кировского Крайисполкома – закрыть церковь и здание ее передать «под звуковое кино».

Ломать церковь местные власти наняли заезжую бригаду, которая все лето 1937 года снимала кресты, золоченую кровлю с куполов, долбили опоры, чтобы свалить колокольню, но, несмотря на то, что она осталась лишь на 2 опорах, свалить ее так и не смогли, даже трактором. Хотели построить из нее начальную школу.Только за 2-3 года ее разобрали по кирпичику, когда колокольня была взорвана, но огромные глыбы так и не смогли разобрать на отдельные кирпичи и они долго валялись возле церкви.

В 1937 году по решению исполкома Шурминского райсовета здание церкви было передано райкомхозу и занято различными учреждениями. В 1948 году в ней размещались: библиотека (алтарь), ресторан и учебный пункт РВК (зал и второй алтарь), гараж Роскоопстройторга (второй зал и коридор), кузница райпромкомбината (сторожка) и колбасная мастерская промкомбината РПС (канцелярия церкви).

Из описания состояния церкви за 1948 год: «Здание церкви каменное, которое построено в 1846 году, а вторая половина (пристройка) церкви выстроена в 1907 году. Снаружи и внутри здание отштукатурено, покрыто железом, состоит из 2 отделений (старого или нового) или теплого и холодного, с пристройкой колокольни.

Колокольня наполовину разломана. Ограда и иконостас ликвидированы, пол в старой половине выломан, железо с крыши с 1 трети снято, рамы оконные целы, крестов на церкви нет. Помещение церкви разгорожено двумя капитальными стенами, которые оштукатурены с обоих сторон. Отношение к зданию церкви со стороны колхоза в особенности во время войны было недостаточное».

В 1950-е годы здание церкви было занято маслозаводом и занимается им до сих пор.


Назад к списку