Деревня Антонково (Уржумский район, история деревни)
1. От основания до наших дней
Деревня Антонково появилась на Уржумской земле между 1686 и 1722 годами. В Уржумской писцовой книге Михаила Поздеева и Ивана Подьячего в 1686/1887 гг. такая деревня еще не значится[1], а в переписи 1722 года она уже есть[2], т.е. деревня появилась в промежутке между этими годами. В переписи 1722 года указано, что деревне 10 лет. Исходя из этого, можно установить точную дату основания деревни – около 1712 года.
Интересно, что первоначально деревня носила двойное название – Антонково-Пеньба. В нескольких километрах от деревни есть, собственно, и деревня Пеньба. Может основатели Антонково вышли из этой деревни? На это указывает и то обстоятельство, что жители Пеньбы носили те же фамилии, что и антонковцы, например, Щелчковы. Пеньба появилась задолго до Антонково и упоминается в 1646 году в Переписной книге Я.М.Толочанова и А.Фаворова по Уржумскому уезду. По этой книге сообщалось, что в то время в починке Пенбинском насчитывалось 6 дворов, т.е. он появился сравнительно незадолго до переписи. О жителях сообщалось следующее: «Починок Пенбинский, а в нем: во дворе Тимошка Дмитриев сын Щелчков. Во дворе: Гришка Филимонов сын Болтин. Во дворе: Сенка Микитин сын. Во дворе: Кондрашка Ортемьев сын Петров, у него сын Пронка. Во дворе: Левка Парфенов сын Болиголов, у него сын Олешка. Во дворе: Феонка Дмитриев сын Щелчков. И всего в деревне Бую, да в деревне Сардинской, да в починке Пенбинском 15 дворов крестьян, а в них 15 человек крестьян да их детей и братьи и племянников 27 человек[3]…» Впоследствии Щелчковы станут самой распространенной фамилией в Антонково. Самой распространенной фамилией в Антонково стали Воробьевы. Откуда же они пришли сюда? Можно предположить, что из Ройской волости Уржумского уезда. По переписи 1747 года здесь существовал (причем уже больше 200 лет) починок Воробьев[4]. Скорее всего, его жители и носили фамилию Воробьевы. Представителей этой фамилии и сейчас немало в этой части Уржумского района…
Итак, деревня Антонково появилась около 1712 года и первые сто лет писалась как Антонкова или Онтонково. Находилась (и находится) она на речке Пильба[5], в 5 верстах от уездного города Уржума (в некоторых источниках указывалось то 4, то 6 верст). По церковному делению, жители деревни были приписаны к приходу городского Свято-Троицкого собора. В метрических книгах и исповедных росписях этого же собора и отмечались все жители деревни. По светскому административному делению деревня относилась к удельному ведомству.
Через 10 лет, по переписи 1722 года, в деревне насчитывалось уже взрослого населения 71 «душ»[6], это без учета неподатного населения (детей и женщин), т.е. реальное число жителей могло быть еще больше. По переписной книге 1747 года в деревне Антонкове Архангельской волости тогда еще Казанской губернии насчитывалось 98 душ взрослого населения[7]. К сожалению, нет информации сколько дворов насчитывалось в деревне в этот период.
Перенесемся в начало XIX века. Здесь у нас появляется такой полезный и точный источник информации, как ревизские сказки. С 1785 года Уржумский уезд стал частью Вятской губернии, и все архивные документы по его истории, начиная с этого времени, сохранились в архиве ЦГАКО. По ревизии населения 1811 года в деревне Антонково – 124 двора, в них жителей 178 человек (48 мужского пола и 130 женского)[8]. А по ревизии 1816 года в деревне насчитывалось только 118 жителей, причем «прибыло после последней ревизии 130 человек, выбыло 29[9]». Как видим, на лицо стремительный рост жителей со стороны приезжих, но почему такая разница в числе жителей между 1811 и 1816 годами – непонятно. Возможно, под «последней ревизией» переписчик имел в виду ревизию 1795 года и можно предположить, что в период с 1795 по 1816 годы деревня пережила массовое заселение ее новыми жителями, численность ее выросла аж на 130 человек! В то же время, 29 жителей деревни выбыли на новые места для переселения…
По ревизии 1816 года можно установить, какие фамилии были в деревне:
Воробьевы: 10 семейств
Щелчковы: 8 семейств
Сергеевы: 7 семейств
Стяжкины: 4 семейства
Лямины: 4 семейств
Калсины: 3 семейств
Перескокины: 3 семейства
Представители этих фамилий будут жить в деревне в течение следующих 100-150 лет…
С 1830-х годов появляется еще один статистический источник информации – церковные «клировые ведомости», где с этого времени появился подробный раздел о приходском населении. Здесь также указывались все населенные пункты прихода с числом дворов и жителей в них. К сожалению, в отличие от светских документов, в церковных документах, при сравнении за одни и те же годы, встречаются неточности; очевидно, указывалось не все население, а только православное. По «клировой ведомости» 1831 года «По деревне Онтонковой удельного ведомства крестьяне…» 40 дворов с православным населением 290 человек (129 мужского пола и 161 женского). Кроме того, в деревне был отмечен «раскольников поморской секты 1 двор», в которых проживало жителей 3 мужского пола и 4 женского[10]. Здесь можем заметить, что за последние 20 лет в деревне снова был резкий прирост населения – с 178 до 290 человек. В «клировой ведомости», кроме числа дворов и жителей, указывались, что интересно, и некоторые другие подробности – «Пять верст от уездного города. Препятствий в сообщении нет».
Здесь нужно указать, что все жители деревни хотя и относились к удельному ведомству, но в деревне жили и крепостные. По «Ревизия 1834 по помещичьим людям помещика прапорщика Луки Иванова Голенищева Кутузова, писанных по 7 ревизии за покойной матерью поручицею Ольгой Голенищевой Кутузовой в оной деревне» в деревне проживало две семьи крепостных– Степана Фадеева с сыном Давидом и его двумя сыновьями, и Прохора Фадеева с двумя детьми. Сообщалось, что в 1834 году Прохор Фадеев был «отпущен на волю», но его два маленьких сына считались крепостными[11]. Здесь не совсем понятно, Фадеев была фамилия или отчество; если отчество, то скорее всего, это были местные марийцы, имевшие общего отца – Фадея, и фамилий в то время еще не имевшие. Примечательно, что в «клировых» ведомостях крепостные не указывались. Церковники перечислили старообрядцев, но крепостных не записали, вписав всех православных в общую графу удельных крестьян.
В дальнейшие годы рост численности деревни продолжался. В 1836 году в деревне Антонковой по «Азбучному списку всем церквям и селам и деревням Уржумского уезда» насчитывалось 47 дворов и 345 жителей (156 мужского пола и 189 женского)[12]. К 1841 году, по «клировой ведомости», численность деревни достигла 39 дворов и 329 жителей, включая «раскольников поморян 1 двор» с 8 жителями[13]. Похоже, в период с 1836 по 1841 гг. жители 8 дворов снова покинули деревню в поисках лучшей доли…
В последующие, предреформенные, годы рост деревни несколько снизился и оставался примерно на одном уровне. Возможно, еще какая-то часть жителей деревни покинула ее, переселяясь в другие места. По «клировой ведомости» 1850 года в деревне Онтонковой того же удельного ведомства насчитывалось 38 дворов с числом жителей 347 человек (167 мужского пола и 180 женского)[14]. Характерно, что старообрядцы в это время в деревне уже не упоминаются. По «ревизской сказке» 1858 года в деревне насчитывалось 45 семейств (дворов) с числом жителей 434 человека (203 мужского пола и 234 женского)[15]. Интересно сравнить этот документ с другим светским документом того времени – «Списком населенных мест Уржумского уезда по сведениям 1859 г.». В ней значатся те же 45 дворов и 434 жителя[16]. Какие же фамилии были в деревне в этот период? Что интересно, те же самые, что и полвека назад. Из этого можно вывод, что за этот период подселения в деревне выходцев из других мест не было…
Воробьевы: 14 семейств
Сергеевых: 8 семейств
Щелчковы: 6 семейств
Стяжкины: 4 семейства
Кальсины: 3 семейства
Перескоковы: 5 семейств
Лямины: 2 семейств
Из этого списка можно сделать и вывод, какие фамилии численно выросли за прошедшие 50 лет, а какие убыли…
В послереформенные годы деревня Антонково продолжала считаться удельной, но численность ее снова стала быстро увеличиваться.
1865 год: 51 двор с 412 жителями (204 мужского пола и 208 женского)[17].
1871 год: 75 дворов с 429 жителями (199 мужского пола и 230 женского)[18].
1884 год: 95 дворов с 495 жителями (242 мужского пола и 253 женского)[19].
Можно заметить, что численность населения за 20 лет не превысила и сотни. Видимо, в пореформенные годы много крестьян переселялось в другие места. А дальше пошел и совсем спад в росте деревни…
По «клировой ведомости» 1888 года в деревне значилось 53 двора с 459 жителями (215 мужского пола и 239 женского)[20]. По «клировой ведомости» 1891 года в деревне те же 53 двора с 454 жителями (215 мужского пола и 239 женского)[21]. Правда, по «лошадиной» переписи 1891 года в деревне обозначено 64 хозяйства[22]. Видимо, церковные статисты учитывали не всех. Но все равно заметен резкий спад с численности 95 дворов в 1884 году до 65…
Из светских статистических документов этого периода можно заметить некоторые факты из истории деревни Антонково. В 1871 году, по списку населенных мест по сведениям 1859-1873 гг., род селения – государственные крестьяне. В деревне есть деревянная часовня во имя преполовения пятидесятницы, 1 кабачок и 1 кузница; бывает базар[23]. В «Материалах по статистике Вятской губернии – 1887 год (подворная опись 1884 г.)» указан Антонковский район, где проживают государственные, удельные и бывшие помещичьи крестьяне[24]. Перепись лошадей 1891 года может поведать, какого рода была деревня – зажиточная, средняцкая или бедная. Судя по всему, в основном население деревни было бедняцким, батрацким, так как 52 хозяйства из указанных 64 не имели ни одной лошади. Только в 2 хозяйствах было по 3 лошади и в 10 по 2[25]. Из 64 хозяйств только 12 были преуспевающими, остальные – бедняки, батраки…
Из этой же переписи можно узнать, какие фамилии были в деревне в этот период:
Воробьевы 26
Щелчковы 11
Симахины 1
Лямины 1
Стяжкины 8
Кальсины 1
Сергеевы 4
Перескоковы 3
Те же самые фамилии. Только прибыла на жительство новая семья – Симахиных…
В начале XX века рост деревни снова продолжался, вплоть до революции 1917 года, правда, уже не так стремительно, как раньше. В 1905 году по «Списку населенных мест Уржумского уезда» в деревне обозначено 89 дворов с 484 жителями[26]. По сельскохозяйственной переписи 1917 года в деревне – 94 хозяйства[27]. Видимо, последовавшие потрясения в жизни страны резко отразились и на жизни маленькой вятской деревни. По переписи 1926 года в деревне Антонково… те же 94 хозяйства и 454 жителя[28], т.е. спустя 9 лет после революции деревня находилась на уровне 1905 года, с меньшим числом жителей.
Перепись 1917 года нам наглядно показывает сельскохозяйственную жизнь деревни накануне катастрофы 1917 года. К имеющимся фамилиям прибавилось много других, видимо, из числа жителей.
Воробьевы 38 хозяйств.
Стяжкины 12 хозяйств.
Щелчковы 15 хозяйств.
Перескоковы 5 хозяйств.
Сергеевы 7 хозяйств.
Лямины 2 хозяйства.
Ислентьевы 1 хозяйство.
Караваевы 1 хозяйство.
Перевощиковы 1 хозяйство.
Семеновы 1 хозяйство.
Курочкины 1 хозяйство.
Князевы 1 хозяйство.
Савицкие 1 хозяйство.
Верейко 1 хозяйство.
Барановы 1 хозяйство.
Сидоровы 1 хозяйство.
Далее обратимся к любопытным статистическим фактам, как же жила и развивалась деревня накануне 1917 года.
Наличие сельскохозяйственных орудий.
Плуг 1 в 39 хозяйствах, в том числе однолемешный плуг в 1.
Однолемешные плуги по 2 в 3 хозяйствах
Молотилка с конным приводом - 21 хозяйство.
Веялка или сортировка в 17 хозяйствах.
Косилка – 1 хозяйство
Конные грабли в 1 хозяйстве
Жнейка в 1 хозяйстве
По нескольку сельскохозяйственных машин (не считая плугов) в 20 хозяйствах.
Вскладчину (совместно) использовали машины 10 хозяйств.
Плодовые деревья в 10 хозяйствах. В основном 8, 10, 50, 70, 100 деревьев.
Ягодные кусты имели 5 хозяйств.
Скот
Лошади
Безлошадные 34 хозяйства
По 1 лошади 45
По 2 лошади 15
По 3 лошади 1 хозяйство.
Коровы
Не имели коров 24 хозяйств.
1 корова в 47 хозяйствах
2 коровы в 25 хозяйствах.
По 2 лошади и по 2 коровы в 9 хозяйствах
1 лошадь и 2 коровы в 10 хозяйствах.
2 лошади и 1 корова в 6 хозяйствах.
3 лошади и 1 корова в 1 хозяйстве.
Овцы в 32 хозяйствах
Козы в 1 хозяйстве
Свиньи в 26 хозяйствах.
Образование
Всего мужчин от 14 до 80 лет 156.
Из них до 40 лет неграмотных 5, полуграмотных 4. То есть из 156 имели начальное образование 151.
Женщин от 14 до 80 лет 169
Из них грамотных 57, включая полуграмотных и учащихся. То есть из 159 женщин было 112 неграмотных.
Земля в десятинах
Безземельные 16 хозяйств
До 1 десятины 3 хозяйства
От 1 до 2 десятины 13 хозяйства
2 десятины – 16 хозяйств
3 десятины – 10 хозяйств
4 десятины - 10 хозяйств
5 десятин – 8 хозяйств
6 десятины – 6 хозяйств
7 десятины – 3 хозяйства
8 десятины – 3 хозяйства
9 десятины – 1 хозяйств
10 десятины -1 хозяйств[29].
Из этой картины можно сделать вывод, что былая бедняцкая деревня 1891 года к 1917 году стала более-менее преуспевающей, стало много состоятельных хозяйств, имевших не только много скота, но и сельскохозяйственные машины. Развитие прервала революция 1917 года…
Даже спустя 20 лет после революции деревня выросла ненамного. По данным Всесоюзной переписи 1939 года в деревне насчитывалось всего 100 хозяйств с числом жителей 516 человек[30]. Затем война вновь внесла свои коррективы. Население деревни резко сократилось. По списку населенных пунктов на 1 января 1950 года в деревне Антонково 71 хозяйство с числом жителей 220 человек[31]. За последующие годы о численности хозяйств деревни нет сведений, только о населении, которое к концу XX века снова выросло:
1989 год – 301 человек[32]
2002 год – 315 человек[33].
В деревне Антонково родилось много замечательных людей. В первую очередь из можно назвать священномученика Алексия Воробьева. Погибли смертью храбрых при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны Воробьев Иван Иосифович и Ратов Василий Александрович. Прошел всю войну Воробьев Юрий Сергеевич, вернувшийся с фронта с орденами Красной Звезды и Славы Третьей степени…
В настоящее время число населения в деревне вновь сокращается. В 2010 году в ней проживало 226 человек[34]. Теперь, наверное, еще меньше. Большая часть деревни пустует, и многие старые дома летом зарастают бурьяном. Пустует и большой Дом культуры, построенный в советские годы. Но деревня оживает каждое лето во время приезда гостей из города и во время прихода Свято-Алексеевского крестного хода…
2. Святыни деревни
Много лет в деревне было свое святое место – часовня в честь праздника Преполовения, приписанная к приходу Свято-Троицкого собора города Уржума. Когда она появилась здесь, неизвестно, но в «клировой ведомости» собора за 1915 год упоминалось, что часовня «существует более 200 лет[35]». Сохранилось описание часовни за тот же год – деревянная, в длину 4 сажени, в ширину 2. Внутри имелось несколько новых (в 1915 году) икон средней величины и много старинных небольших. Празднества в часовне проходили три раза в год – в день Преполовения, св.Троицы и Покрова Божией Матери, но отмечалось, что «молятся только жители д.Онтонково, а сторонних богомольцев не бывает». Упоминалась часовенка и в светских документах. Например, в «Списке населенных мест по сведениям 1859-1873 гг.» за 1871 год сообщалось, что в деревне Антонковой есть «деревянная часовня во имя преполовения пятидесятницы[36]». После 1917 года для часовни, как и для всей православной жизни, наступили черные времена. Под давлением властей верующие прихода вынуждены были отказаться от своих часовен. В то же время у церковной обновленческой группы, захватившей в 1923 год Свято-Троицкий собор и все его имущество, не было средств не только на содержание часовен, но и даже на ремонт собора. Чтобы окончательно разрушить пустеющую часовню, власти пошли на хитрость. Из архивной справки от 25 апреля 1928 года:
«Антонковская добровольная пожарная дружина заготовила материал для постройки типового пожарного сарая. Постройка его займет площадь, занимаемую сейчас часовней деревни Антонково.
Учитывая это, общество деревни Антонково своим приговором постановило часовню перенести на другое место. Сообщая об этом, Горсовет предлагает вам обсудить данный вопрос и свое заключение по нему срочно прислать Горсовету.
Для сведения вашего сообщаем, что часовня требует капитального ремонта, т.к. она построена с нарушением пожарных правил (на 1 прогал от пожарного сарая), то ремонтировать ее без переноса на другое место, на основании обязательного постановления ГИКа о праве застройки в сельской местности будет нельзя. Поэтому чинить препятствие со своей стороны к переносу часовни обществом деревни Антонково на другое место по мнению Горсовета не следует[37]».
Как видим, предлог для переноса часовни был выбран более чем удобный (без сомнения, он был навязан властями) - построить на этом месте пожарный сарай. Правда, непонятно, почему именно на этом месте. Деревня ведь не город, можно сарай построить в любом месте. Как следует из дальнейших документов, все было сделано - часовню разобрали, сарай построили, но... для возведения на новом месте у крестьян уже средств не хватило, к тому же ремонт часовни был обложен большими требованиями. Так деревня лишилась своей древней часовни. Сейчас место, где стояла часовня, могут показать только старожилы…
С деревней Антонково связано и имя одного из российских святых – священномученика Алексия Воробьева, происходившего из самых многочисленных родов деревни.
Священномученик Алексий родился 6 февраля 1888 года в семье крестьянина Константина Воробьева. В 1900 году у него умерла мать, и Алексей и его младшая сестра Ольга, которой было два года, были взяты на воспитание в семью старшего брата Василия.
В Антонкове Алексей окончил земскую школу. Испросив разрешение отца, он перебрался в Казань и устроился на работу в магазин. В 1905 году Алексей уехал в город Свияжск, где его тетка монахиня Васса устроила племянника в Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в Казани. В монастыре Алексей нес послушание канонарха и прислуживал в монастырской гостинице.
В Иоанно-Предтеченский монастырь из Седмиезерной пустыни под Казанью приезжал великий подвижник и молитвенник схиархимандрит Гавриил (Зырянов) и нередко беседовал с молодыми иноками. Послушник Алексей вначале по робости избегал встреч со старцем. «Возьму благословение, – рассказывал он, – да и в лес!» Потом вдруг спохватился: «Что ж я ухожу и не слушаю его поучений?!»
Преподобный Гавриил обратил внимание на благочестивого юношу, приблизил его к себе и взял под свое духовное попечение. Другим воспитанником старца был инок Илия, друг и сверстник Алексея. Отец Гавриил сказал о них: «Илюшу-то не возьмут в армию, а тебя, Алеша, возьмут».
В 1911 году Алексея призвали на военную службу, и до 1914 года он состоял рядовым 9 пехотного имени Петра Великого полка, размещавшегося в городе Калуге. Во время Первой мировой войны он служил ездовым в 24 пехотной дивизии, а после октябрьского переворота 1917 года – в дивизионном обозе 161 дивизии. В 1918 году Алексей Воробьев уехал в Антонково, где прожил два года. В 1920 году Алексей Константинович приехал в Москву и устроился работать кладовщиком. Тогда же он поступил на пастырские богословские курсы при церкви святого мученика Трифона в Москве.
26 июня 1921 года он был рукоположен во священника в Александро-Невский храм в Москве, а через год переведен в Преображенский храм в селе Селинское Клинского уезда Московской губернии.
В мае 1922 года возник обновленческий раскол. Епископ Клинский Иннокентий (Летяев) признал власть обновленческого Высшего Церковного Управления. Обновленцы предлагали отцу Алексию присоединиться к ним, но он твердо стоял в православии и преданности законному главе Русской Православной Церкви – Святейшему Патриарху Тихону. «Как же я брошу православие и уйду в раскол?» – отвечал отец Алексий на вопросы прихожан.
13 марта 1923 года обновленческое Московское епархиальное управление утвердило решение обновленческого епископа Клинского Игнатия об увольнении отца Алексия и запрещении его в священнослужении, а в Преображенский храм в село Селинское был назначен другой священник.
До ухода обновленцев из Преображенского храма отец Алексий непродолжительное время служил в Виннице и Астрахани. Впоследствии святитель Тихон лично выразил ему благодарность за стойкость и твердость в православии.
В конце сентября 1924 года священники Алексий Воробьев и Алексий Никонов были арестованы по обвинению в том, что «без разрешения местной власти устроили в церкви города Клина собрание верующих, на котором произносили агитационные речи о гонении советской властью православия».
Отец Алексий был перевезен для допросов в комендатуру ОГПУ на Большую Лубянку в Москву. 16 октября отца Алексия допросили.
– Говорите вы проповеди, направленные против советской власти? – спросил следователь.
– Никогда не говорю.
– Скажите, что вы подразумеваете под вопросами на исповеди: не ходил ли на собрания, митинги, не читал ли развратных книг, против Церкви? (Эти вопросы следователь нашел в записной книжке отца Алексия, изъятой у него при обыске во время ареста.)
– На этот вопрос ответить не могу.
– Не есть ли эти вопросы скрытая агитация против советской власти?
– Эти вопросы действительно есть агитация против советской власти, но я не руководствовался этим вопросником в жизни.
До вынесения приговора отец Алексий находился в Бутырской тюрьме в Москве. 27 февраля 1925 года священник Алексий Воробьев был приговорен к заключению в концлагерь сроком на два года. Отбывать наказания его отправили на Соловки.
7 мая 1927 года отец Алексий был освобожден. В течение трех лет ему было запрещено проживать в шести главных городах и областях СССР. В июле отец Алексий прибыл в Уфу и получил назначение служить в церкви Собор Пресвятой Богородицы в селе Быково Благовещенского уезда.
В ноябре 1930 года отец Алексий был назначен в Воскресенский собор города Павловский Посад. В 1931 году возведен в сан протоиерея, в 1935 году – назначен благочинным Павлово-Посадского округа.
27 марта 1935 года Воскресенский собор был передан советской властью обновленцам. Священноначалие перевело отца Алексия в Троицкую церковь в селе Хотеичи, а в августе 1936 года – в Вознесенскую церковь в селе Городок в пригороде Павловского Посада. Православные жители города, лишившиеся соборного храма, перешли молиться в Вознесенскую церковь. Духовными чадами отца Алексия стали и некоторые монахини закрытого в Павловском Посаде Покровско-Васильевского монастыря. В Вознесенской церкви отцом Алексием был организован церковный хор из молодежи.
8 августа 1937 года протоиерей Алексий отслужил вечерню накануне дня памяти святого великомученика Пантелеимона и в ту же ночь был арестован сотрудниками НКВД и заключен в тюрьму города Ногинска.
– Вы признаете себя виновным в том, что среди верующих и своих сослуживцев по церкви вели систематическую антисоветскую агитацию? – спросил следователь.
– Антисоветскую агитацию я никогда не вел, виновным себя в этом не признаю, – ответил отец Алексий.
19 августа 1937 года тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу. Протоиерей Алексий Воробьев был расстрелян 20 августа 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле[38].
В настоящее время в память святого в Уржумской епархии каждый август проходят Свято-Алексеевские дни. В числе их мероприятий проходит крестный ход в село Цепочкино, на место древнего Спасо-Преображенского монастыря. Крестный ход заходит в деревню Антонково, где служится молебен на месте дома святого. На этом месте установлен памятный крест.
[1] Писцовая книга упоминается в Грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Уржум воеводе Я.И.Ларионову с повелением предоставить по прежнему во владение Трифонову Монастырю землю между рр.Чепочкою и Буею, а игуменам Чепочкинским велеть не вступаться в эту землю. 1690 года октября 3 дня // Труды Вятской ученой архивной комиссии – 1906 г. третий отдел 1906 г., с.274
[3] Уржумский посад и уезд в 1646 г. по переписной книге Я.М.Толочанова и А.Фаворова // Труды Вятской ученой архивной комиссии – 1906 г. № 3-4, с.34
[5] В 1871 году речка обозначена как Бенбанка
[6] С.Черных. Анналы Уржумской старины // Уржумская старина – 1998 г. № 9 с.16
[8] ЦГАКО ф.176 оп.2 д.351 л.164
[9] ЦГАКО ф.176 оп.2 д.407
[10] ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1453 л.5 об.
[11] ЦГАКО ф.176 оп.2 д.897 лл.260 об.-261
[12] ЦГАКО ф.574 оп.1 д.3 л.292
[13] ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1461 л.5
[14] ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1470 л.10
[15] ЦГАКО ф.176 оп.2 д.1852 лл.180-205
[16] ЦГАКО ф.574 оп.1 д.74 лл.2 об.-3
[17] ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1485 л.16
[18] ЦГАКО ф.574 оп.1 д.376 лл.39-40
[19] Материалы по статистике Вятской губернии – 1887 год (подворная опись 1884 г.) – Вятка 1887 г., л.55
[20] ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1539 л.8
[21] ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1511 л.15
[22] ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1533 лл.99-100
[23] ЦГАКО ф.574 оп.1 д.376 лл.39-40
[24] Материалы по статистике Вятской губернии – 1887 год (подворная опись 1884 г.) – Вятка 1887 г., л.55
[25] ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1533 лл.99-100
[26] ЦГАКО ф.574 оп.2 д.617/10 л.820
[27] ЦГАКО ф.574 оп.18 д.1455
[28] Перепись населения 1926 г., выпуск 4й Уржумский уезд – Вятка 1927 г., л.14
[29] ЦГАКО ф.574 оп.18 д.1455
[31] ЦГАКО. Ф. 2344. Оп. 31. Ед. хр. 529.
[32] Сельские населенные пункты / Госкомстат РСФСР, Киров. обл. упр. статистики. – Киров:, 1990. – 236 с.
[35] ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1535
[36] ЦГАКО ф.574 оп.1 д.376 лл.39-40
[37] Уржумский архив ф.10 оп.1 д.56 л.25
[38] Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Июнь-Август - Тверь: "Булат" , 2003 год, стр. 112-116.
Назад к списку