- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Пасхальные традиции

Дореволюционные будни и праздники Герценки

Публичная библиотека. В виду предстоящих Страстной и Пасхальной недель будет функционировать следующим образом: 11 апреля будет открыта с 12 часов до 3 часов, с 12 апреля по 17 будет закрыта, остальные дни Пасхи будет открыта с 12 часов дня до 3 часов.

Северное слово - 1913 г. № 80

 

Специальная сводка о политических настроениях в связи с празднованием религиозного праздника Пасхи по г.Ижевску

 

В пасхальных молениях принимали участие по 4 церквям г.Ижевска до 2500 человек, значительно меньше, чем в прошлый год. В составе молящихся процентов на 70 были женщины. Молодежи насчитывалось всего около 200-250 человек, преимущественно девицы и главным  образом в Ильинской и Успенской  церквях. В большинстве молодежь присутствовала из любопытства. Рабочих было мало, и те в возрасте от 40-60 лет.

Во всех церквях крестные ходы не устраивались, в связи с этим молящиеся высказывали недовольство:

«Ну уж и служба, раньше куда лучше служили» (старообрядческая церковь)

«Почему это сегодня не выносят плащаницу, ведь это неправильно, по церковным правилам должны были ее выносить. Не так нынче служат как надо» (Ильинская церковь).

Имели место антисоветские высказывания со стороны некоторых лиц, присутствующих в церквах.

«Сеяли на аэропланах, так ничего не вырастет. По радио передавали, что все посевы померзнут. В мае будут холода до 60 градусов» (Троицкая церковь)

«Придется нынче голодать. Смотрите сегодня снег валит и валит. Вторая зима собирается» (Троицкая церковь)»

« Пасху нынче хорошо не справишь, хлеб очень дорог. Все сулят хлеб продавать дешевле, будет он дешевле наверно, когда мы умрем (Успенская церковь)»

В Успенской церкви группа крестьян окрестных деревень обсуждала ход сева, высказывала недовольство погодой.

Были также разговоры о том, что «религию гонят» и что надо верующим крепко держаться.

 

В обновленческой  церкви имели место такие суждения среди духовенства.

«Обновленчество пользуется большой популярностью среди удмуртов. И там, где священник удмурт, обновленчество побеждает староцерковников. Это потому что мы удмурты не были особо крепки в православии, а русские держатся за православие».

«Меня в служители культа затянуло то обстоятельство, что я погнался за наживой – сделался торговцем, потом лишили избирательных прав. Я  вижу, что года через 2 придется уходить, сама жизнь вытеснит, поэт сейчас подыскиваю место где-нибудь в лечебном учреждении…» (епископ Громов).

 Во время служения, почти во всех церквях, за исключением старообрядцев и евангелистов, молодежь «развлекалась по своему», был ряд случаев заигрывания парней с девушками, шум. Имели место также отдельные случаи проявления хулиганства и попытки оскорбить чувства верующих.

В Ильинской церкви рабочий завода № 10 Метелев, придя пьяный, пытался пробраться вперед, но ему это не удалось, тогда он обратился к окружающим его верующим, начал говорить –«зачем вы пришли сюда, вас попы обделывают, а вы им верите, молитесь и т.д.» (Метелев верующими из церкви был удален и направлен в милицию).

В Успенской церкви (Зареке) пришла группа молодежи около 20 человек, со струнными музыкальными инструментами, некоторые из них прошли вперед, а остальные на паперти делали попытки поиграть на инструментах, это вызвало возмущение верующих и вынуждены были уйти.

Со стороны  отдельных служителей культа были попытки придать некоторую торжественность службе, создать впечатление близости между верующими и служителями культа :

«В Успенской церкви священник настойчиво приглашал верующих петь молитвы всем».

В старообрядческой церкви служитель культа применил массовое христосование с присутствующими.

Однако, по общему мнению присутствующих, «пасха» прошла бледно и «служили хуже чем обычно».

28.4.1935 г.

 

ЦГА УР ф. Р-551 оп. 1 д..8 лл.219-221

 


Назад к списку