На базаре русские торговцы с намазанными подсолнечным маслом волосами и с чувством приятности на лице орут как ужаленные:
- Семечки каленые!
- Воды на копейку досыта!
- Самосад с вишневым листом!
Их гомон на минуту прерывает истошный крик:
- Караул! Деньги вытащили!
Но случай с кражей напоминает лишь о том, что надо тщательно следить за собственным карманом.
По базаре, выкрикивая товар, ходят разносчики. Свой товар они носят в лотках, висящих на шее, или в кувшинах, плетеных корзинами. Через плечо у торговца перекинут кошель для денег.
Вот шествует один из таких разносчиков. Он охрип, исчерпав весь свой репертуар, но смотрит молодцом. Интересно, что там у него? На кудрявой голове в медном грузном баке, обвязанном ватным одеялом, булькает и шипит горячий сбитень. Из под одеяла выглядывает блестящий кран. В кожаном поясе есть гнезда со стаканами.
Босоногие дети гурьбой носятся за китайскими коробочниками и фокусниками. Сотни тысяч китайцев потянулись на заработки в Россию. За бродячий образ жизни питомцев «поднебесной империи » называют «ходями».
«Ходи» выглядят необычно. У мужчин на спине болтаются длинные, до пояса, черные косы. Лоб выбрит до самой макушки. Одеты китайцы в одинаковые серые куртки, белые чулки, матерчатые туфли на белой войлочной подошве. От них разит чесноком и порохом хлопушек. Расплываясь в улыбке, китайцы вопят:
- Товаля! Товаля! Мадам, господина, моя торгуй дешево!
На спине «ходи» несут тюки с тканями, в правой руке держат металлический аршин. Аршинами они отмеряют чесучу, шелк, отбиваются от лающих собак и замахиваются на дразнящих их мальчишек.
А еще они продают бумажные разноцветные веера, фонари с драконами, игрушки, шелковые зонты на бамбуковых ножках. Китайцы-фокусники глотают шпаги до самой рукояти, протыкают иглами свои желтые щеки. Некоторые «ходи» пробуют себя на поприще медицины: вытаскивают у больного изо рта червей и заявляют, что больной отныне здоров.
-Ножи – ножницы! Ножи – ножницы! – раздается голос точильщика в клеенчатом фартуке. На станке с нож приводом точила, осыпающий землю снопами искр, точильщик точит ножи, правит бритвы «Индия», «Арканзас». А здесь «холодный» сапожник чинит «на ведьме», т.е. железной колодке , сапоги, снятые прямо с ноги. В сумке через плечо гремят инструменты, гвозди.
У торгового лабаза на Базарной улице с утра толпится в ожидании найма целая ватага с пилами, малярными кисточками, косами. Нужно отремонтировать забор, поставить новые ворота, срубить сарай, баню, колодец, погреб? За дело возьмется артель загорелых плотников. Требуется сложить русскую или голландскую печь? Печник в рукавицах или каменщик с «козой» для переноски кирпича придет вам на помощь. Крышу покрыть кровельным железом, сделать ажурный дымник или водосточную трубу, может только кровельщик. Трубачист, весь в саже, с черпаком для выгребания золы, веревкой с гирькой, ведром и лестницей прочистит дымоход вашего дома. Или наймите выносливых косцов-татар. Они работают честно, без водки, за харчи и чай….
На базар любят приезжать удмурты из окрестных сел и деревень. Их транспорт – повозка с мочальной упряжью собственного изготовления. Они сидят за торговыми рядами или на телегах в глубоком сосредоточенном молчании, непременно с трубкой в зубах.
И.Кобзев. Ижевские картинки - Ижевские картинки 2000 г.
|