Бесермяне
Народы Вятского края: бесермяне – кто они?
В северных района республики {Удмуртии} среди удмуртов (в Ярском, Юкаменском, Балезинском и Глазовском районах Удмуртии и в Кировской области) живут бесермяне – этнографическая группа загадочного происхождения. Бесермянская проблема, имея уже длительную историю изучения, все же еще считается открытой. Как представляется доктору исторических наук Владимиру Владыкину, бесермяне имеют общее происхождение с удмуртами. Видимо, в булгарскую эпоху, в период их этнического оформления как особой этнической группы, оказали влияние народы, которые позднее стали родственными для чувашей (возможно, здесь кроются бесермянско-чувашские параллели в этнонимах, языке, элементах традиционной одежды).
Сейчас бесермяня в мире и согласии живут и с удмуртами, и русскими, и татарами. Сохраняется бесермянский диалект удмуртского языка, своеобразный костюмный комплекс, некоторые элементы материальной и духовной культуры, пробуждается этническое самосознание. Создано общество бесермянской культуры, работают ученые, из бесермян выходят руководители различного уровня.
В 1992 году постановлением Президиума Верховного Совета Удмуртской Республики было принято решение «О восстановлении исторического имени бесермянского народа», а в 2000 году бесермяне были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов России.
Согласно последней переписи населения в РФ (2010 год), численность бесермян составляет 2201 человек.
Удмурты. На земле древних алангасаров – Ижевск 2020 г., с.22-23
Бесермяне – народ, живущий на севере Удмуртии и в соседних районах Кировской области. Самоназвание народа «бесерман» пришло к нам через булгар из арабского языка, что означает «мусульманин»
В Удмуртии в мире и дружбе живет более ста народов. Одни из них бесермяне. Они компактно расселены на северо-западе Удмуртии – в Юкаменском, Глазовском, Балезинском, Ярском районах, а также в соседних районах Кировской области. В советские годы их причисляли к удмуртам. Согласно результатам переписи 2010 года, численность бесермян в Российской Федерации составляет чуть более 2 тысяч человек.
Бесермяне говорят на одном из диалектов удмуртского языка. За более чем 100-летнюю историю изучения учеными этого народа они так и не ответили на главный вопрос: кто такие бесермяне. Многое и сегодня остается тайной. В научной литературе преобладают две точки зрения. Согласно одной, бесермяне – это удмурты, ставшие тюрками, согласно другой – тюрки, перешедшие в удмурты.
Удмуртия от А до Я / Сост. В.Ю.Семенов, Г.Г.Грязев – Ижевск 2021 г., с.10
Запись из метрической книги прихода села Понино Глазовского уезда за 1843 год :
2 июля д.Нижней Слудки новокрещен из вотяков Никифор Дмитриев Симанов 23 лет
Д. Нижней Слудки новокрещеная из бессермян Татьяна Семена Антонова Симакова дочь 19 лет
По жениху: новокрещены из бессермян п. Нижней Слудки Никита Митриев Симаков и Яков Васильев Князев
По невесте: той же деревни. Егор Герасимов и Максим Тимофеев Агафоновы
ГАКО ф. 237 оп.79 д. 87 лл.248 об.-249
Бесермяне в количестве 8 тысяч живут в одном Глазовском уезде вместе с вотяками или татарами, своего языка не имеют и говорят по-вотски или по-татарски. По наружности они походят на вотяков, живут очень грязно; одежда у женщин походит на вотскую, а у мужчин на татарскую; все бесермяне числятся православными.
Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1904 г.
В Глазовском у., главным образом в Ежовской, а отчасти и в соседних с нею (Балезинской, Люкской и Нижнеуканской) живет загадочный народец бесермяне, вся литература о котором, в сущности, заключается в небольшой статье Н.Штейнфельда (в «Памятной кн. Вятской губ.» на 1895 г.» . В древних летописях упоминаются в 13 в. Бесурмяне; они, как кажется, брали на откуп дани во время монгольского ига, причем истязали русских. От них, конечно, ведет свое начало русское слово басурман, в бранном смысле «нехристя». Какое отношение имеет к этим жестоким бесурмянам наш мирный народец, остается тайною. Происхождение народа также темно; не исключена возможность, что это финны: в Венгрии есть мадьярский город (мадьяры – финны) Бесермены. Обратимся однако к фактам.
Покойный Штейнфельд насчитал (в 1894 г.) бесермян в Глазовском у. до 6 тысяч. Живут они смешанно с татарами: не далее 5 верст от любой бесермянской деревни вы найдете непременно татарское селение. И татары и бесермяне здесь как бы вкраплены в сплошную массу вотяков. Отсюда можно заключать, что бесермяне пришли сюда вместе с татарами.
В большей части бесермянских деревень замечается численное преобладание женщин над мущинами (иногда в пропорции 17:11), что, по нашему мнению, ясно говорят о вырождении этого племени. Живут они большими семьями (от 10 до 23 человек в семье), так как семейные разделы у них крайне редки. Благодаря этому, вероятно, они вообще живут зажиточно. Главное занятие – земледелие; немало среди них пчеловодов; других промыслов и ремесл почти совсем нет.
Бесермянская деревня очень походит на вотскую. Те же высокие жилыя избы с малым количеством окон; у избы крытое крыльцо с боковым выходом; на дворе двухэтажный амбар с галлереей, а в глубине двора "чум"»- холодная древянная постройка с очагом первобытного устройства. Летом жизнь бесермянской семьи проходит в этом чуме и в этом амбаре; в избу они переселяются только на зиму. Избы большею частию «курные», т.е. без дымовой трубы. Внутреннее убранство избы в общем не отличается от убранства русской избы местного крестьянина: полати, лавки, божница в переднем углу, стол перед нею. Печь ставится вдоль левой стены, отверстием к окну; чело не посредине шестка, а немного правее; в левой половине шестка, в нише, первобытный очаг.
Собственные бессермянские песни состоят большею частью из одного коротенького куплета, повторяющегося бесчисленное количество раз. Чаще они поют русские песни, перелагая их на свои мотивы. О языке бесермянском трудно сказать что-нибудь определенное. В нем масса русских слов, вотских и татарских. Н.Штейнфельд находит также несколько чувашских слов, и склонен роднить этот народ с камскими болгарами. На Вятку бесермяне могли придти с Каринскими татарами. Они были некогда и в Слободском уезде, но теперь исчезли.
Зеленин, Д.К. Кама и Вятка: Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. С 7 ил / Сост. Д. Зеленин. — Юрьев: тип. Эд. Бергмана, 1904.
Назад к списку