- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Иннокентий (Копейкин), обновленческий архиепископ

 

   Епископ Иннокентий был уроженцем Уфимской губернии.  Родившись в крестьянской семье 19 апреля  1872 году, Георгий Копейкин не собирался быть священником, а хотел стать учителем. В 1891 г он окончил курс Благовещенской учительской семинарии и работал несколько лет учителем, однако так вышло, что в 1901 г. он начал служить Церкви в возрасте 29 лет. С 1901 по 1922 гг Георгий Копейкин диакон и священник различных храмов Уфимской епархии и Уфы, переводимый с места на место каждым новым Владыкой. Тогда молодой священник познакомился и с епископом Андреем (Ухтомским), управлявшим епархией с 1914 по 1919 гг, которому в будущем предстояло сыграть большую роль в истории Православной Церкви в Уфимской епархии.

 

 

Уже после революции будущий епископ  получает духовное образование – в 1919 г. сдал экзамен при Уфимской духовной семинарии по богословским предметам за 5 и 6 класы семинарии, а в 1921 г. прослушал пастырские курсы в Уфе. После этого его судьба идет круто вверх. В 1921 г. о.Георгий назначается помощником благочинного монастырей Уфимской епархии. Хорошо знакомый с монашеской жизнью, видимо, после смерти супруги, в том же году он принимает монашество .

  В 1922 г в Уфимской епархии появляются обновленцы, где их поддержала часть духовенства, захватившая многие храмы при поддержке власти в свои руки. Верующие не знали, за кем идти. Главный в епархии Уфимский кафедральный Воскресенский собор, где находилась икона Казанской Божией Матери, переходил из рук в руки. Подержала обновленцев и Рождественско-Богородицкая церковь г.Уфы вместе с настоятелем Георгием Копейкиным. В Уфе организуется синодальное управление во главе с епископом. Копейкин, видимо, выходит из монашества, и обновленцы дают о.Георгию  звание протоиерея. Он становится одним из активных приверженцев обновленчества. Сохранилось письмо в Управление столичной милиции о решении собрания прихожан от 13 ноября 1923 г. , подписанное обновленческим епископом Иосафом (Рогозиным) и протоиереем Копейкиным – управляющим делами Уфимского епархиального управления. В нем они просят «Возбудить ходатайство перед гражданской властью о снятии с учета существующей при Воскресенском кафедральном соборе общины и организации новой, состоящей из мирян и причта, входящей в общение с избранным епископом Рогозиным т.к. Воскресенский собор есть не обыкновенный приходской храм, а храм всей епархии и управляющего епархией епископа. До 23 ноября 1923 г. сделать письменный опрос всех членов зарегестрированной общины».

   Когда до Уфы дошло известие об освобождении Патриарха Тихона, кафедральный собор вновь перешел в руки «тихоновцев». В ответ на это обновленцы пишут жалобу в управление столичной милиции, прося в нем возбудить уголовное преследование против «контрреволюционеров» с перечислением пунктов, на основании которых тихоновская община при соборе должна быть лишена регистрации. Любопытно, что подобный стиль – доносы и жалобы властям –будет характерен для Копейкина и в поздние годы, уже во время служения в Уржуме. Правда фамилия его не фигурирует в этой жалобе, видимо, в это время он был уже викарным епископом (сначала Бирским с 1924 г., потом Стерлитамакским с 1925 г., викарием Уфимской епархии), но он упоминается в рапорте Патриарху Тихону за 1924 г. В нем отмечалось, что после ареста епископа Андрея (Ухтомского) обновленцы стали проводить в Уфе собрания о церковных реформах и признании советской власти, усилились гонения с их стороны (в том числе со стороны священника Копейкина), был арестован епископ, управлявший епархией после ареста Владыки Андрея.

 В рапорте были такие слова о положении дел в Уфе : «… С освобождением из заключения Вашего Святейшества положение обновленцев пошатнулось, а настроение мирян улучшилось. В заключение нужно сказать, что обновленческий епископ ни уважением, ни популярностью среди верующих не пользуется… При службах епископа кафедральный собор буквально пустует и из него ушел даже хор…» обн раскол. Составитель и.в. соловьев . м 2002 г.

  Итак обновленчество помогло простому священнику Копейкину подняться до высокого положения в церковных кругах. Вторым его назначением стал г.Уржум, в котором он служит с 1927 по 1928 гг. Обновленческий иерарх прибыл сюда не один. Вместе с ним сюда прибыло еще несколько уфимских священников, которые стали служить в селах Уржумского уезда, видимо направленные туда для насаждения обновленчества.

  На пастырско-мирянском собрании 21-22 декабря 1927 г. было вновь избрано Уржумское викарное управление в следующем составе : председатель епископ Инокентий, товарищ председателя священник Троицкого собора Симеон Балезин, члены протодиакон Александр Зубарев, миряне И.К.Куклин, М.Х.Иванов и кандидат от клира священник с.Цепочкино Николай Шергин и от мирян Д.И.Перевалов, гражданин д.Федькиной.

 Сохранился протокол пятого уездного съезда духовенства и мирян Уржумского викариатства, состоявшегося в тот же день 21 декабря 1927 г в Свято-Троицком соборе. Из него можно многое узнать из жизни уржумского обновленчества в тот период. Вот как происходило это собрание : «Пред началом собрания в 11 часов дня было совершено молебствие соборное. Преосвященый Иннокентий приветствовал собравшихся словом, в котором призывал всех к неустанной работе на ниве Христовой путем внедрения в сознание самих себя и верующих идей светлого обновления. Заслушали разрешение на созыв съезда Вятского  епархиального управления от 25 11 за № 565, Адмотдела Уржумского УИКа от 17 13 № 33.

 На съезд явилось 24 депутата, из них 13 – от клира и 11 от мирян синодальных сел Уржумского викариатства. В начале заседания избран президиум : председатель съезда епископа Иннокентий, по должности  товарищами председателя избраны : протоиерей Николай Овчиников, Селивановский, мирянин Иван Ширяев, секретарями священник Симеон Балезин и мирянин М.Иванов.

 Заслушали повестку дня :

 1)Традиционный доклад о церковной жизни в настоящий момент

 2)Доклад о просветительской и административной деятельности Уржумского викарного Управления за 1927 г.

3) О причислении синодальных сел Уржумского уезда введение Уржумского викариатства

4)Доклад с мест о церковно-приходской жизни

5) Избрание состава Уржумского викарного Управления на 1928 г.

6) Смета содержания уржумского викарного Управления на 1928 г.

 Затем Преосвященный Иннокентий сообщил съезду о перемещении митрополита Константина в сталинград, о назначении на Вятскую кафедру Архиепископа Василия Челябинского и предложив съезду приветствовать его и Вятское епархиальное Управление телеграммой, текст которой выразили так :

Далее  обращено было внимание съезда на бывшие в мае миссионерско-обновленческие курсы.

Затем Преосвященый обратил внимание съезда на выдающиеся события из жизни тихоновщины – это организация митрополитом Сергием Нижегородским в Москве патриаршего Синода, и для освящения этого события были зачитаны : 1) обращение митрополита Сергия по поводу образования своего Синода

2) Послание епископов-староцерковников, создан временный церковный совет в Москве

3)Послание архиепископа Серафима

4) Обращение святейшего Синода РПЦ к архипастырям, пастырям и мирянам Православной Русской Церкви по поводу организации Сергиевского староцерковного синода».

       В 1928 г. епископ Иннокентий покинул Уржумский уезд, переведенный в другую обновленческую епархию, чтобы вновь вернуться в Уржум в 1930 году. Вместо него уржумским обновленческим иерархом был поставлен епископ Палладий (Бельтюков). Начинался закат уржумского обновленчества.

 

   В начале 1930-х годов само обновленческое викариатство было чрезвычайно расширено, теперь в его состав вошел вся юго-восточная часть области, начиная с Богородского, Сунского и Лебяжского районов. Сделано это было по той причине, что число обновленческих приходов катастрофически сокращалось, и во многих районах насчитывались единичные обновленческие приходы. Так что внушительные размеры викариатства должны были компенсировать число приходов, которых на всей территории не насчитывалось и 2 десятков. На территории самого Уржумского района в ведение Уржумского викариатства входили такие села, как Байса, Буйское, Русский Турек и Цепочкино ; обновленческий храм в Лопьяле был закрыт, а приход с. Петровского вернулся в лоно Патриаршей Церкви.

   За 5 последних лет викариатством управлял только 1 «епископ» – «архиепископ» Иннокентий (Копейкин), первый раз назначенный в Уржум еще в 1927 году. 12 августа 1930 года он вновь прибыл в Уржум по назначению обновленческого синода, до этого управляя кафедрой г.Вятки, где был возведен в сан «архиепископа». 30 сентября 1930 года в Казанской церкви состоялось общее собрание верующих общины Троицкого собора, на котором были решены вопросы о ремонте храма, его содержании, избрании должностных лиц и их содержании. Председателем был избран «архиепископ» Иннокентий, он же настоятель собора.

Надо сказать, «архиепископ» управлял викариатством иногда чисто номинально, т.к. за эти же годы успел побывать также на обновленческих кафедрах Калуги и Алексина Московской области. По какой-то причине в Уржуме ему не искали замену, возможно потому, что уже было не из кого. Обновленческие кадры стремительно таяли и такие люди, как «архиепископ» Иннокентий, фанатично преданные обновленчеству, были очень ценны. Вот и переводили «Владыку» с кафедры на кафедру. Не успевал он толком управлять одной епархией, как его уже переводили на другое место. Даже в Уржуме «архиепископ» в разные годы жил на разных квартирах. Интересно, что кафедры Калуги и Алексина упоминаются только в анкетах «Владыки» и не  упоминаются в его биографическом списке, приведенном в «Актах патриарха Тихона…».

   В середине 1930-х годов началась агония уржумского обновленчества, закончившаяся его крушением, в чем не малую роль сыграла та власть, за которую так молились обновленцы. Дела их к 1935 году, видимо, пришли в такое состояние, что 20 июня 1935 года решением высшей власти обновленческой Церкви  - первоиерарха «митрополита» Вениамина – одновременно с перемещением «архиепископа» Иннокентия в г.Белград, было постановлено упразднить Уржумское викариатство и вновь включить его в состав Яранского, которым управлял первый уржумский обновленческий «епископ» Филарет (Домрачев), проживавший в п.Советске. В Яранское обновленческое викариатство входила до этого вся юго-западная часть области, так что теперь им была объединена вся южная часть области с редкими обновленческими приходами. Так было ликвидировано Уржумское обновленческое викариатство, теперь уже навсегда.

   Надо сказать, на новом месте наш «архиепископ» долго не задержался. Вначале октября 1935 г. епископ Иннокентий был назначен временным управляющим Ижевской епархии, а в конце октября 1935 г. он уже епископ Калужский, а 27 января 1936 г. назначен настоятелем Троицкой кладбищенской церкви г.Алексина Тульской епархии. Архиепископ – настоятель кладбищенской церкви… Это было начало падения Иннокентия Копейкина, так же как и всего обновленческого движения.

  И Яранскому викариатству не суждено было надолго пережить Уржумское. Звезда обновленчества склонялась к своему закату. Даже  советская власть уже не поддерживала обновленцев так широко как и прежде. Былая заинтересованность в поддержке раскола отпала, поскольку Православная Церковь вновь сплачивала свои ряды и была сильна как никогда прежде. Сильна духом и верою в Господа своей паствы. И теперь главное средство в борьбе с Церковью власть видела только в тотальном терроре, который начинал принимать все более страшные обороты. 29 апреля 1935 года обновленческий Синод принял решение о самоликвидации. Все прошло тихо, даже не созывали собор. Не из кого было собирать собор… Какое громкое было начало и какой тихий конец. Правда само обновленческое движение смогло протянуть еще лет 10.

  В 1936 году прекратила свое существование и обновленческая община города Уржума, недолго управлявшаяся вновь вернувшимся «архиепископом» Иннокентием, которая ввиду своей несостоятельности вынуждена была отказаться от занимаемой ими половины Казанской церкви. «Такое громадное помещение восточной части Казанского храма, ныне занимаемое нами, мы далее содержать не в состоянии, как в смысле ремонта, так и отопления (калорифером). Настоящим мы отказываемся от занимаемого нами помещения восточной части Казанской церкви и отдаем в распоряжение горсовета…» - писал «архиепископ» в своей в просьбе о передаче уржумским обновленцам Белорецкой часовни. Им было отказано в этом в постановлении Уржумского горсовета от 5 декабря 1936 г., так как часовня к тому времени из-за отсутствия сторожа пришла в полный упадок. 9 февраля 1937 года горсоветом был официально расторгнут договор с обновленческой группой верующих.

   После этого бывший «архиепископ» Иннокентий вышел в заштат и переехал на жительство в село Буйское, где церковь, правда, уже была закрыта. Мне не известно, покаялся ли на склоне дет этот 65-летний человек в своем уходе в раскол, но власть не преминула расправиться и с ним: в том же феврале 1937 года он был арестован и Кировским областным судом осужден на 8 лет тюремного заключения. 


Назад к списку