11 мая 2015 г.
Перенос ярмарки как форма борьбы с религией
Как ни странно звучит, в разгар борьбы с религией была и такая мера. Издревле все торжища устраивались именно около храмов, на площадях возле их. Базары и ярмарки также устраивались в основном в престольные праздники. Селяне в эти дни могли и на престольный сходить и на ярмарку, узнать все новости. И торговцы, и причт церкви в эти дни имели самые большие доходы. Не оставаясь в накладе, иногда причт церкви возводил торговые палатки за свой счет, давал ночлег приезжающим богомольцам.
В г.Уржуме с 1841 г. самой большой ярмаркой была Белорецкая, устраиваемая за городом, возле старинной часовни, в которой в начале лета на Троицу приносился из городского собора старинный образ "Живоносный источник", по преданию перенесенный в Уржум по преданию еще стрельцами. В самой часовне устраивалась торжественная служба, на которой присутствовали сотни прихожан. Ежегодно 1 июля сюда совершался из г. Уржума крестный ход. С большого молебна в часовне начиналась Белорецкая ярмарка, которая была такая же древняя, как и сама часовня.Съезжались торговцы со всего уезда, из Вятки, Кукарки, Яранска, Котельнича, а также из Казани. Подтягивался на площадь многотысячный крестьянский люд. Приезжал цирк, карусели, владельцы которых знали, что здесь они хорошо заработают. Правда, обороты ярмарки в начале века сильно упали по сравнению с предыдущим временем из-за расширения сети лавочной торговли, тем не менее она продолжала оставаться главной ярмаркой уезда. И останется такой еще на многие годы. К.С.Минин вспоминал об этой ярмарке в своих мемуарах:
«При хорошей погоде на ярмарке было шумно, весело и душно. Крутились карусели. Из цирков-балаганов выбегали акробаты и клоуны и зазывали народ: «Пожалте, пожалте, к нам в балаган!.. Будут показываться воздушные прыжки!» Гримасничал клоун, потешая народ: «Кому мясные пирожки с пылу с жару пятак за пару? А татарам со свининой даром!» Глазевшие на это ротозеи валились с ног от хохота, зная, что татары свинину не едят…».
В 1930е годы торговля перестала быть частной, но ярмарка не переставала быть популярной и по прежнему оставалась многолюдной. Правда, сама часовня уже не действовала. После передачи ее обновленцам из городского собора, она была заброшена ими из-за их несостоятельности и постепенно ветшала, а в 1929 г. был закрыт и сам собор. К 1936 году она превратилась в обычный склад телег Даже святой образ, судя по документу, был похищен монахинями из тихоновской ориентации. Часовня потеряла свою былую популярность, но около нее по прежнему устраивалась многотысячная ярмарка. Верующие сами были вынуждены отказаться от Белорецкой часовни как от молитвенного здания, осознав всю невозможность ее пригодности. В протоколе своего собрания 1 октября 1936 г. прихожане закрытого Троицкого собора сообщали: «… там нет специального помещения для сторожа и караульной, нет помещения, куда можно сложить и хранить безопасно государственное имущество, за которое отвечает община, нет квартиры для служащего священника, собрание единогласно и категорически от пользования помещением в часовне на Белой речке отказалось, а поданное правлением заявление о предоставлении нашей общины часовни на Белой речке горсовету взять обратно».
После этого фактического отказа верующих от здания часовни, президиум Уржумского уисполкома с декабря 1936 г. распорядился «закрыть Белорецкую церковь-часовню, как неиспользуемую группой верующих и пришедшую в совершенную негодность». Правда, еще до этого решения, с 3 марта 1936 г. по решению уисполкома, часовня отошла от верующих, в здании которой разместили красный уголок при Белорецкой ярмарке.
22 апреля 1937 г. и сама Белорецкая ярмарка одним росчерком пера была перенесена в г. Уржум. Это мотивировалось тем, что «отведенное ранее место для ярмарки у д. Белая речка в данный момент не достаточно удовлетворяет требований масс как в культурном и других отношениях». В мае того же года Уружмский Равнуторг ходатайствовал в горсовет о передаче ему здания часовни на период проведения ярмарки «для использования под культурные цели». Однако горсовет это ходатайство отклонил, поручив горкомхозу передать здание на период проведения ярмарки кинотеатру.
Думается, что оба решения городских властей были продиктованы явным нежеланием возможного возвращения часовни верующим. И осталась от былой красы к дню сегодняшнему лишь груда кирпича.
Из архивного документа (22 апреля 1937 г.)
Вопрос о переносе Белорецкой ярмарки на базарную площадь в г.Уржум, т.к. «отведенное ранее место для ярмарки у д.Белая Речка в данный момент недостаточно удовлетворяет требований масс как в культурном и других отношениях».
Отдаленность от культурных очагов, отдаленность от ипподрома, находящегося за спиртзаводом, порча молодых деревьев в лесу и вытаптывание лугов.
Уржумский архив ф.10 оп.1 д.138 л.41
Церковные дома как имущество церкви
До конца 1917 г. церковные причты владели не только землей, но и множеством церковных зданий. Иногда при храме насчитывалось до десятка домов! При домах, построенных на средства церковно-приходского попечительства, имелись все хозяйственные постройки - бани, хлевы, каретники, погреба.Нередко, церковь имела свои склады, лавки, увеселительные заведения при ярмарках. После 1917 г. все это благополучно было отобрано, отдано под разные учреждения и затем разломано за бесхозяйственностью.
Вот опись солидного недвижимого имущества при храме с.Ветошкино Уржумского уезда за начало 1918 г. Поскольку документ еще за начало 1918 г., все постройки еще принадлежали церкви, но указано, что два из них уже перешли в ведение волисполкома.
Дом деревянный пятистенный на каменном фундаменте, постройки погреб, амбар пятистенный, хлев, каретник, навесы, баня. Все постройки деревянные, крытые тесом.
Дом деревянный на каменном фундаменте, постройки амбар, погреб, каретник, навес, хлев теплый, 2й хлев, 2й навес, баня. Все постройки деревяные, крытые тесом
Дом каменный 2хэтажный, при нем постройки погреб-каретник, 4 хлева, дровяник, баня, амбар, погреб. Все постройки деревянные, крытые тесом.
Дом деревянный 5стенный на каменом фундаменте, при нем постройки амбар, дровяник, 2 хлева, навесы, погреб, каретник, баня. Все постройки деревянные, крытые тесом.
Дом деревянный с коридором, крытый тесом.
ЦПШ деревянная 2этажная, на каменном фундаменте
При церкви постройки: каменная лавка
Караушка
3 амбара деревянных
Лабаз
Дровяник и 4 балагана (в ведении волисполкома).
ЦГАКО ф. П-1258 оп.1 д.1205 лл.5-6
На фото: Троицкая церковь с.Ветошкино. Рядом видны какие-то постройки...
Описание старообрядческой церкви с.Березино Уржумского уезда
Покровская старообрядческая церковь сельца Березино 5 благочинного округа Казанско-Вятской епархии Уржумского уезда
Здание храма приурочео часть жилого дома священника Михаила Андреева Пинаева в починке Березино Кокшинской волости Уржумского уезда, здание деревянное, крытое деревом, размеры здания внутри длина – 14 ½ ар., ширина 9 ар., вышина 5 ар., коридор 3 ар.
Наружный вид. На здании небольшая глава с крестом, рядом с зданием колокольня на 4 столбах, наверху ея крест.
Алтарь отделен от общего храма иконостасом
В алтаре престол, на нем св.Евангелие, напрестольных 2 креста, настольный медный гравированный запрестольный крест и 2 образа нерукотворных Спасителя и Богородицы Казанской на оборотной стороне, на 1 Покров Божией матери, на 2 3 святителя
…Иконостас в 4 яруса.
ЦГАКО (номер документа не сохранился).
Казанско-Богородицкая церковь в г.Уржуме. Сейчас уже мало кто знает, что в 1930-е гг. ее здание было разделено на 3 части для разных ориентаций - тихоновской, обновленческой и руфиновской. В 1937 г. половина церкви была оставлена для тихоновской ориентации, а другая половина отдана под тракторную мастерскую. Храм был закрыт последним в городе - в 1940 г. посредством подлога. Жалобы верующих успеха не имели. С тех пор здесь пивзавод. Напротив церкви сохранился один из церковных домов.
Сознательные мужички
В с.Цепочкино Теребиловской волости Уржумского уезда отдел народноого образования хотел «выкурить» попа из дома, что бы этот дом занять под детский сад, который необходим в таком большом селе.
Приехали люди из уезда, сделали сход, сошлись крестьяне. Начали им объяснять, что нужно устроить детский сад, а то негде ребятам школьникам повеселиться. Но мужички наотрез отказались: «Куда нам его! Опять с нас расходы будут! « - объяснили им, что никаких расходов с них не пойдет , и крестьяне согласились.
Когда же им сказали, что надо выселить попа и занять под детский сад поповский дом, то мужички от этого опять отказались.
Так и не удалось «выкурить» попа в другой дом.
Проезжий Крестьянская темнота // Деревенский коммунист - 1919 г. № 192
Первые советские библиотеки и хулиганы
Оказывается в первых советских библиотеках трудно было уединиться с книгой. За отсутствием культурных учреждений в деревне, эти новые общественные заведения облюбовала молодежь, которая не столько там читала книги, сколько проводила свой досуг, развлекалась как в клубе. Первые библиотекари, очевидно, вынуждены были смотреть на это сквозь пальцы.
В 1925 г. газета "Вятская правда" писала об одной из таких библиотек:
- Ой-ой
- Что ты
- Ногу подставили… Проходу нет от хулиганов
- Идем в библиотеку…
Товарищи, в библиотеке читать нельзя. Коридор занят хулиганами. Они орут песни, кричат, ругаются. Не до чтения.
Хулиганская секция // Вятская правда - 1925 г. № 241
Безбожное творчество
Бои за культуру
Старушка, завернутая в тяжелое пальто, с трудом поднялась по ступенькам церкви и истово замотала рукой, шепча бесцветными губами и недовольно поглядывая на молодежь. Культурные отрядники заглянули в церковь. Там большинство стариков и старушек - таких, которых ребята иронично называют «божьими одуванчиками». Почему? Ветром дунет, они и закачаются. Молящихся мало. Безбожной стала молодежь. Да и старичков не так уж много ходит. Парочку церквей можно закрыть: на ладан дышут, богомольцев мало.
Алексей
Вятская правда 1928 г. № 206
По всей видимости, речь идет об одном из храмов города Вятки, но автор, описывая ситуацию, подал ее в творческом ключе.
Земной памятник псаломщику Лютину
В этом роскошном доме в с.Уни жил когда-то псаломщик Аполлос Михайлович Лютин. Верно служил Церкви Христовой и ушел из жизни в 1913 г. Семья осталась жить в Унях. За 1926 г. удалось найти сведения о его сыне Александре в дневнике Ольги Азарьевны Ушаковой, дочери умершего диакона, которая жила в с.Уни с братом-псаломщиком Валерианом Ушаковым:
«Сейчас приходила под окно Маша Кудрявцева и приглашала меня идти к ним в огород, сказала, что будет Аркадий. Я не захотела идти. Потом немного погодя пришёл Шура Лютин за мной, и мне пришлось идти. Прихожу и что же – Аркадий уже тут. Посмотрели немного, попели, подурели. Арк. ещё задурел с Машей Кудрявцевой, и мне стало очень тяжело. Я рассердилась немного, потом Аркадий взял и стал дуреть. Потом мы ушли скоро от них, на старое место, на брёвна, и там сидели до света… Пошли через ограду к ним в огород, а у нас уже собиралась Анна Матв. ехать, так что спать не приходилось...»
Точно не известно, был ли это собственный дом Лютиных или церковный, но как и большинство церковных домов, у Лютиных он был отобран. Сейчас в нем располагается краеведческий музей.
Фото предоставлено Алексеем Чувашовым
Назад к списку