3 июня 2015 г.
Вятка. Трифонов монастырь. Накануне Всероссийского крестного хода
Небольшое кладбище со старинными надгробиями за Успенским собором г.Вятки
Ворота дома псаломщика А.Лютина в с.Уни. Благодаря тому, что в здании краеведческий музей, сохранилась даже эта деталь как память о своих бывших законных владельцах, которых после 1917 г. выселили из своего же родного дома. Фото предоставлено А.Чувашовым
Починок Вятчане
Починок с таким приятным для нашего сердца названием когда-то находился в Толманском приходе Уржумского уезда. Когда-то с берегов далекой Вятки пришлю сюда переселенцы и дали деревне такое название в честь своего происхождения. Патриотическое название. В починке рождались дети. Например, 4 генваря 1856 г., как значилось в метрической книге, у крестьян Никиты Артемьевича и Дарии Кондратьевны Смирновых родилась девочка, окрещенная спустя 2 дня в церкви с.Толмани под именем Аполлинарии.
Позднее, починок наверное вырос в деревню и исчез в XX веке, как и большинство вятских деревень...
Вот такие "неправильные" коммунисты
Информация о состоянии научно-просветительской пропаганды в Кировской областии фактах деятельности церковников. 1947 г.
Вследствие слабой политической работы и научно-просветительской пропаганды в названных районах усиливается влияние церковников на верующих и даже на отдельных коммунистов, комсомольцев. В Рожкинском районе действуют две православных церкви, три молельных дома, две мечети, а пропаганды естественно-научных знаний не проводится – сельские клубы, избы-читальни находятся в запущенном состоянии, дело дошло до того, что некоторые коммунисты согласились поднимать колокола на церковь.
В Кильмезском р-не духовенство служит молебны на полях, на которых участвуют коммунисты и комсомольцы. Отдельные коммунисты ездили даже с приглашением попов. Первичная парторганизация в колхозе «Сеятель» Слободского р-на состоит из 8 человек, но не организовала пропаганду научных знаний, поэтому в ближнем селе Волково колхозники и колхозницы и стар и млад посещают церковь. Имеются отдельные факты венчания в церкви коммунистов и комсомольцев.
В с.Русские Краи Кикнурского района влияние церковников усилилось до того, что работники МТС в религиозный праздник «Преполовение» ушли с работы в церковь.
ЦГАКО ф. п-1290 оп.13 д.255 л.69
Боцманская свадьба
Из метрической книги прихода с.Рождественского Уржумского уезда, 1889 год:
5 февраля Теребиловской волости поч.Грызухина уволенный в запас армии боцман флотского экипажа постоянного состава учебно-артиллерийской команды Афанасий Спиридонов Перевощиков первым браком 28 лет.
Петровской волости и Петровского прихода поч. Буйского Перевоза умершего кр. Варлаама Трофимова Шерстнева дочь-девица Евфимия 16 лет
Поручители по жениху: Теребиловской волости поч.Макова Родион Яковлев Перевалов, поч.Лебедева Яков Климентов Перевощиков и поч.Грызухина Афанасий Арсентиев Кулемин.
По невесте: д.Б. Ошков Ефрем Федоров Болдырев, поч. Грызухина Андрей Петров Перевощиков и с.Рождественского Александр Павлов Заболотских
"Ничему не учен за тупостью..."
Такая характеристика была дана сыну диакона с.Подчуршинского о.Гавриила Васнецова Василию в 1801 г. Кстати, сам отец в это время был лишен сана "за вины" и переведен в простые дьячки. Спустя несколько лет "за пьянство" он и вовсе был лишен духовного звания. Про детей батюшки в 1801 г. писалось: "Василий 14 лет ничему не учен за тупостью, Яким 7 обучает начала руссской грамматики, Иван – 5 лет, Андрей – 3, Гавриил 1, Мария 19, Елена 8, Мария 4 лет". Скорее всего, Василий был не столько "тупой", сколько его отцу было некогда заниматься своим отпрыском ввиду чрезмерного увлечения вином. Об этом же может свидетельствовать и дальнейшая жизнь Василия Гавриловича. Уже в 1804 г. он заканчивает духовную семинарию и в том же году рукополагается в сан диакона, в 1808 г. - в сан священника. В "послужном списке" священника говорилось: "Того же 1808 г. отличен наперсным бронзовым крестом за 1812 г., на получение которого печатный акт за № 132 и граммату имеет. Чтение и пение хорошо, катехизис знает порядочно...Порядочной жизни и в жизни подвижен. Живет в собственном доме". До середины XIX века батюшка Василий служил в храме с.Бурмакино, воспитав вместе с матушкой Ксенией Герасимовной несколько детей. Хотя и он был не без греха, например, был наказуем "за повенчание брака в нетрезвом виде"...
Назад к списку