- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

20 июня 2015 г.

 

Обычная газетная агитка против священника Решетова в духе 1930-х...

…Следующим отсутствием культурно-массовой работы является и то, что в сельском совете до сих пор существует очаг религиозного дурмана - церковь (с.Михайловское), в которой свил себе гнездо неоднократно судимый проныра-поп Решетов Тихон. Пользуясь несознательностью отдельных граждан, он продолжает свое вредное для народа дело – разными путями обирает колхозников. Население ненавидит попа и ждет, когда же сельсовет по серьезному возьмется за организацию работы по закрытию церкви.

Д.Лянгузов. Витлинский сельсовет в стороне от культурной работы //Кировская искра – 1939 г. № 240

Интересно, что в подобных публикациях один крикун или группа товарищей всегда применяли излюбленную тактику - прикрывались массами. Впрочем, когда нужно было, не гнушались и подделкой документов с целыми листами подписей якобы верующих...
На фото: храм в с.Михайловском в последние свои годы.

 

Православная жизнь старой Вятки в воспоминаниях безбожницы

… Второй раз была в этом монастыре в 1905 г. Увидела такую картину: по улицам г.Вятки шествовали попы с иконами и разный сброд. Вдруг закричали: «Политиканты идут», а я тогда еще не знала, кто такие политиканты. И вот попы закричали: «Бейте их!» Натравленная толпа набросилась на рабочих.
… Нас начальствующие власти преследовали за непосещение церкви. В 1913 г. мы жили на станции Староверческая. Раз жандарм Васенин вызывает мужа, а потом и меня. Вызвал жандарм меня и говорит: «По всем данным, вы с мужем вот уже 4й год не бывали в церкви и не исповедуетесь. Подозрительные вы люди, придется вас уволить и дать вам волчий билет». На другой день в нашей квартире сделали обыск. Вот мы с мужем и призадумались. «Волчий билет» получить – это настоящая гибель рабочему.

М.В.Белозерова (Мураши)/ Как я стала безбожницей // Кировская правда 1938 г. № 80

 

История Уржума в версии 1934 г. (т. е верить можно половине написанного)

… 400 км. От г.Кирова до Казани тянется поросший столетними березами Казанский тракт, который пересекает длинные поля, перелески и деревни. На 205 километре от г.Кирова, на реке Уржумке расположен г.Уржум. Уржум был маленьким захолустным городом по переписи 1897 г., в нем насчитывалось 4423 жителей. До революции этот город не имел фабрично-заводской промышленности. Правда, к 1904 г. в городе насчитывалось 6 фабрик и заводов. Но что представляли эти заводы? На всех 6 заводах насчитывался только 21 рабочий. Кроме того, в Уржуме было 18 кустарно-ремесленных заводов со 120 ремесленниками. Весь бюджет в 1904 г. города составил только 1257 р.7 коп. Причем сводился с дефицитом в 3215 рублей.
Захолустный, не знавший электричества Уржум – город купцов и лесопромышленников. Город нечеловеческой эксплуатации бедноты. Уржумские купцы большими партиями скупали хлеб, холст, поярок, куделю, кустарные изделия и продавали это в Казани, Кукарке и Котельниче. А городская беднота – та шла на заработки к лесопромышленникам Бушковым, Шамовым и Бердинским.
Во время религиозных праздников уржумские купцы устраивали по две ярмарки в городе, оборот которых достигал 35 тысяч рублей.
Зато народное образование не было в почете. В городе имелось всего 3 начальных приходских школы, 1 городское училище и 1 женская гимназия. В городском училище обучалось до 150 учеников. Еще хуже было с врачебным делом: 1 земская больница на 50 коек, 3 врача, 4 фельдшера и один акушер обслуживали не только город, но и уездных жителей.
Город Уржум как и другие города Вятской губернии служил местом политической ссылки, куда царское правительство ежегодно загоняло революционеров. За период с 1897 по 1905 гг. в Уржумском уезде отбыло ссылку 48 политических ссыльных. Здесь отбывали ссылку Брюханов, Маслоковец, Мавромати и др.
В маленьком захолустном купеческом городе среди политических ссыльных горячо била политическая жизнь. Так еще в 1894 г. будущий большевик Н.П.Брюханов организовал кружок ссыльных, который установил связь с учащейся молодежью. Узнав об этом, вятский губернатор Клингеберг командировал в Уржум статского чиновника особых поручений князя Гагарина с секретным поручением произвести обыски и аресты. 28 сентября 1899 г. в 9, 5 часов вечера Гагарин произвел обыски у 11 человек. На другой день князь Гагарин дал шифрованную телеграмму вятскому губернатору, в котором сообщалось, что при обысках в Уржуме оказалось: «запрещенные женевские издания на французском языке, несколько русских сочинений без цензуры, письма, по которым видна связь с Нолинском и Орловым». При обыске было взято 11 книг на русском языке и 5 на французском, несколько рукописей и 2 письма от политических ссыльных – Кудрявцева (из Нолинска) и Синдович (из Орлова). При этом держиморда князь Гагарин переусердствовал. Круглый невежа в политических вопросах, князь Гагарин прочитал письма, в которых упоминались имена Маркса и Энгельса, отдал приказ уржумскому исправнику немедленно выяснить местожительство Маркса и Энгельса…

Старый Уржум // Вятская правда - 1934 г. № 285

В духе времени Уржум показан глухим, захолустным городом, где вся интеллектуальная жизнь билась якобы в среде революционеров. В своей книге "Уржум: два берега жизни", разложив по полочкам найденные документальные сведения и воспоминания по истории города, надеюсь, наглядно смог доказать, что Уржум хотя был и маленьким городом (далеко отставал от Яранска и Слободского), но отнюдь не захолустным. Это был своего рода культурный центр своего уезда, в котором были и училища, и библиотеки, и даже клуб для проведения досуга со своим оркестром. Кроме того, в городе имелось две  больницы, незадолго до войны 1914 г. появляются такие нововведения как футбол, электричество, водопровод, первый автомобиль. Но, понятно, о хорошем в прошлом "историкам" 1930х писать было чревато...


На фото: старый Уржум на старинной открытке

 

О церкви затона Аркуль Уржумского уезда 1915 г.

 

Церковь построена в 1914 г. Вятским пароходством, зданием деревянная с деревянной колокольней в одной связи. Крепка, покрыта железом.

Престол в ней один, во имя Святителя и чудотворца Николая. Утварью недостаточна.
Нет штатного священника и псаломщика.
Кружечный доход за 1915 г. получен 240 р. Других источников содержания членов причта нет.
Церковь построена на земле крестьян.
Почтовый адрес церкви: с.Петровское, п/о Вятской губернии, затон Аркуль.
Ближайшие к сей церкви: Рождественская – Вознесенская в 3 верстах, Петровская в 8 верстах.
Опись церковному имуществу заведена в 1914 г., хранится в целости. Копии с метрических книг с 1915 г. хранятся в целости.
Исповедных росписей нет.
Книги до церковного круга подлежащие есть все.
В церковной библиотеке книг для чтения предназначенных нет.
Церковные деньги за ключом у церковного старосты.
Имеющиеся в приходе школы – церковная школа помещается в церкви. На содержании ея отпускается от отделения 300 р. и Вятского пароходства 200 р. Всего 500 р.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1535 лл. 267-268 об.


На фото: храм в п.Аркуль в своей после-церковный период жизни как клуб. Впоследствии здание сгорело. Фото 1960-х гг.

 

Из автобиографии священника

 

Такие биографии писали священнослужители в соответствующие органы в 1970е годы

Автобиография
Я. Сухарев Геннадий Александрович, родился 23 июля 1945 г. в д.Сандалово Архангельского сельского совета Уржумского района Кировской области, в семье крестьян.
Мать Сухарева Надежда Александровна родилась 30 сентября 1918 г.
Отец Сухарев Александр Иванович родился в 1918 г.
Обучался в Андреевской восьмилетней школе по семилетней программе (1952-1959 гг.), с 1959 по 1964 гг. работал в колхозе «Ленинец» Уржумского района.
С 1964 по 1967 гг. проходил воинскую службу в рядах советской армии.
С 1967 по 1968 гг. обучался в Малмыжской школе садоводов по курсу «пчеловодство».
С 1969 по 1971 гг. работал заведующим пасекой в совхозе «Лебедевский» Уржумского района.
С 1971 по 1977 гг. обучался в Московской духовной Академии.
С 1 сентября 1977 по 21 апреля 1978 гг. работал в Троицкой Лавре (г.Загорск) Московской области.
20 июня 1978 г. преосвященным Хрисанфом епископом Кировским и Слободским рукоположен во диакона.

20 июня 1978 г.

ЦГАКО ф.Р-2169 оп.45 д.124

 

В Кировский областной исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся Патрушева Михаила Власовича, проживающего в д. Новые Патруши Меляндинского сельского совета Лебяжского района Кировской области

Частная жалоба

Будучи верующим и одновременно исполняющим обязанности старосты церковного совета то мне Меляндинским сельским советом Лебяжского района было предложено покрыть крышу церкви и сделать деревянный чан для воды, как противопожарное мероприятие в месячный срок, на что от имени церковного совета Меляндинской церкви того года сельскому совету я дал обязательство, но т.к. ввиду плохой погоды это обязательство выполнить в означенный срок невозможно было, и поэтому с выполнением предложенного ремонта сооружения опоздал на 15 дней, за что поэтому сельским советом был оштрафован на 500 р. Районное постановление сельского совета Райисполкомом утверждено.
Прошу облисполком Совета депутатов трудящихся отсвободить от штрафа как незаконно наложенным сельским советом и противоречащего демократической Сталинской конституции.

13.07.1938 г. Патрушев

Выписка из протокола № 18 заседания Президиума Лебяжского райисполкома от 6 июля 1938 г.

Постановили: решение Президиума Меляндинского сельского совета с наложением штрафа церковному совету с.Мелянда в сумме 500 р. утвердить. Предложить пред. Меляндинского сельского совета т.Михееву взыскать к 15 июля с.г.
Выписка верна. Секретарь РИК А.Сивков

ЦГАКО ф.Р-2169 оп. 44 д.253 лл. 1-2

Весной 1939 г. храм в селе был закрыт...

 

 

 

 


Назад к списку