26-27 июня 2015 г.
О состоянии религиозной обстановки в Вятско-Полянском районе в 1977 г.
Вятско-Полянский район зарегистрированных религиозных организаций, а также исполняющих по прямому назначению церквей и молитвенных домов не имеет.
В деревнях с татарским населением Нижние Шуни и Старая Пинигерь сохранились мечети, но в них религиозные обряды не проводятся. Они в свое время не были зарегистрированы в государственных органах. В настоящее время в обеих деревнях нет мулл. Здание мечети в д. Старая Пинигерь бездействует с 1960 г. и постепенно приходит в ветхость. Здание мечети в д.Н.Шуни бездействует с 1965 г., летом 1967 г. значительно пострадало от разряда молнии. Как Старо-Пинигерская, так и Нижне-Шунская мечети для использования под хозяйственные нужды из-за ветхости непригодны.
Верующие православной веры на территории района молитвенные собрания не проводят. Незначительная часть из них ездят на моление, совершения обрядов крещения за пределами района в Малмыжской, Уржумской Кировской области, а также в действующих православных церквях Татарской и Удмуртской автономных республиках. Установить их, хотя бы приблизительно, число, не представляется возможным.
… Суждение о религиозной обрядности жителей района по данным 1 Малмыжской церкви не будет объективным. Значительная часть населения знают о том, что данные Малмыжской церкви широко используются партийными и советскими органами в атеистической работе, а поэтому предпочитают, по возможности, пользоваться услугами других церквей за пределами области.
Имеющаяся в д. Н. Тойма малочисленная группа престарелых старообрядцев «раздорников» практически распалась. Оставшиеся в живых 2 верующие старушки никаких собраний не проводят, отправляют свои религиозные потребности в одиночку…
ГАКО ф. Р-2169 оп.45 д.13
На фото: возрожденная церковь в с.Слудка как символ непоколебимости Православной веры
Случайно нашел в сети - клировые ведомости Вятской губернии - http://lektsiopedia.org/lek-41254.html
В лапоточках, по бездорожью
Шел к святому простой народ.
Помощь верную милостью Божией
Оказать преподобный мог
«О, святой Матвей, исцелитель,
Помоги нам в любой беде.
Прорицатель ты наш, спаситель» -
Говорили люди тебе.
И со всех волостей народу…
Все к нему, рассказать спешат.
И были у него на ладонях
Тело каждого и душа.
Повезло же земле Яранской!
Божья истинно благодать – 2 собора.
И так, как раньше,
Продолжают сюда приезжать
На могилку к отцу Матвею
И на ключ за живой водой.
Нас с Шарангской земли опять
К вам в Яранск привели дороги.
Ведь, как прежде, святая вера
Да Матвеевы чудеса
И нас согреют,
Исцелят больные сердца
Р.Царегородцева
П.Шаранга
«Четвертые Свято-Матфеевские чтения «Духовно-нравственного воспитание подрастающего поколения в системе современного общества». Яранск, 2013 г.
Как "в Яранском районе церковники оказались сильнее парторганизации..."
О состоянии научно-атеистической пропаганды в Яранске
(заседание Бюро сельского обкома КПСС 15 апреля 1964 г.)
Т.Фокин. Можно смело сказать, что в Яранском районе церковники оказались сильнее парторганизации. У вас самая большая обрядность в области, 3 тысячи детей было окрещено, 1.5 т. отпето, 300 венчаний. Сотни людей у вас ежегодно отказываются и саботируют выборы государственной власти. Отказываются служить в рядах советской армии сотни верующих, если какой-либо церковный праздник вообще не участвуют в коммунистическом производстве, на предприятиях и в организациях. Почему так получилось. Мне думается, мы должны правильно вам сказать. Дело в том, что бюро парткома Яранского, начиная с секретаря т.Александрова и его заместителя т.Седых, и в целом бюро проявляет политическую беспечность и благодушие, не занимаются, не решают по вопросам атеистического воспитания.
Есть постановление ЦК КПСС, запрещающее т.н. паломничество к святым местам. А в Яранске это паломничество сохранилось до сих пор, только изменилась тактика верующих. Сейчас они ходят не сотнями и десятками, а мелкими группами. И на виду, у вас в Яранске горят эти свечи. А Яранский партком не дает оценки этим вещам. Как же так настолько бессилен оказывается т.Ямашев, что на протяжении нескольких лет они организовывают круглосуточное дежурство на этой могиле и не дают никому вспахать эту колхозную землю.
Мы приехали в 2 часа ночи на эту могилу, подходят с палкой старик и старуха и посылают нам проклятия. Ночью, в открытом поле они дежурят, а вы не найдете ни 1 тракториста-коммуниста, чтобы вспахал эту могилу. Если дело так пойдет, то эти церковники возьмут души многих рабочих и служащих колхозов и совхозов в свой плен…
Т.Куликова: в адрес Советов надо обязательно сказать. А то, что получается, стоят часовенки, в них не служат – убрать. Это же можно сделать по линии советов. Секты незарегистрированные работают.
Вот здесь у нас ходили на «святую могилу», а «Сельхозтехника» взяла и построила там гараж. Можно ведь и у вас на этом месте что-нибудь построить, а Советы никаких решительных мер не предпринимают. Есть Посановление Совета Министров о том, что бы руководителей не зарегистрированных сект, если они ведут паразитический образ жизни, выселять как тунеядцев, пусть мы слушаем Яранский партком, но адрес Советов записать все же надо….
(далее прения еще на 2 страницы печатного текста).
ГАСПИ КО ф.П-6281 оп.1 д.104 лл.90-94
Ох и громили яранских коммунистов в 1964 г., что паломничество "к святой могиле" продолжается, несмотря на все постановления и штрафы, да без толку. На одном из заседаний Яранского райисполкома в 1970 г. партийные товарищи были вынуждены признать, что все их меры не принесли результата. В 1975 г. вышло новое строгое постановление о запрете паломничества, но оно продолжалось...
В Чернигове вышла книга об архиепископе Пахомии (Кедрове)
Все революционные годы епископ Пахомий руководил черниговской паствой. В 1921 г. противодействовал антицерковным акциям в Чернигове. В 1922 г. был осужден и выслан. По возвращении его неоднократно арестовывали и судили, наконец, отправили в Соловецкий монастырь, который к тому времени уже стал концлагерем. С 1931 г. – сослан на строительство Беломорканала в лагере Май-Губа, с 1932 г. – пребывал в лагере для инвалидов Мурманской железной дороги. После отбытия срока заключения был направлен в ссылку в Яранск. Умер владыка в 1937 году, и погребён в городе Котельнич, Кировской области. В настоящее время собираются материалы к канонизации Архиепископа Пахомия (Кедрова).
На фото епископ Пахомий Черниговский и Нежинский (Кедров). Отец Матфей предсказал ему получение святительского сана и вместе с этим многие скорби и горести. Снимок сделан незадолго до последнего ареста Владыки
Спасо- Хлыновская Церковь, село Хлыновское. 29 мая (10 июня) 1855 г. в ней крестили Митрофана Швецова – будущего преподобного Матфея Яранского. В 1928 г. село Хлыновское стало пригородом Вятки. Храм уничтожен в 1930 годы. На его месте позже построена городская больница.
Из "послужного списка" Матвея Яранского. 1915 г.
Иеромонах Матфий 58 лет, домашнего образования.
Из мещан г.Вятки. В миру Митрофан Космин Швецов, холост. В монастырь поступил в 1890 г. 15 августа, пострижен в монашество в 1891 г. в Александро-Невский Филейский монастырь.
Был послушником в Александро-Невском Филейском монастыре, зачислен в число братии1891 г. 15 августа.
Пострижен в монашество. Рукоположен во иеродиакона, в иеромонаха 1897 г. 5 апреля.
Перемещен в Яранский Пророчецкий монастырем с утверждением в должности казначея, согласно указа ВДК. Назначен благочинным духовником монастыря с возложением обязанностей казначея на другое лицо 17 декабря 1900 г.
Награжден набедренником 18 декабря 1902 г. Указом ВДК утвержден в должности казначея монастыря с отложением на другое лицо в должности благочинного монастыря 14 марта 1903 г.
Награжден грамотой св. синода 6 марта 1912 г.
Душевных качеств, исполнителен.
гако ф.237 оп.70 д. 1899 лл.20-21
Ведомость о церкви Яранского Пророчецкого монастыря
Церковь построена в 1899 г. завещанием на средства умершей купеческой вдовы Анны Дмитриевны Беляевой
Зданием деревянная на каменном фундаменте, колокольня ея деревянная же снаружи окрашена масляной краской
Покрыты железом снаружи, обшиты тесом внутри, оштукатурены и расписаны живописью.
Престолов 2: настоящий в честь св. Анны Пророчицы, правый придел в честь св. Василия Блаженного освящен 25 сентября 1899 г.
По штату при ней положены: 1 игумен, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона.
Источники содержания братии монастыря:
А. проценты с капитала 7686 р.27 к.
Б. (неразборчиво)
В. дохода 1220 р.84 к.
Г. за поминальные церковные требоисправления и другие хозяйственные доходы 9035.38 к.
Земля. Из коей под монастырем и около монастыря пахоты, лугов и под лесом 134 десятин, а остальная в Шешургской волости Яранского уезда при сельце Покровском в 7 расстоянии от монастыря верст 434 дес. Кроме того в г.Яранске 2 усадебных места (на углу Никольской улицы, Троицкой улицы). По Трудовой улице 23 ½ с. и по Никольской улице шир. 11 ½ саж. и длиной 27 7/2 саж. Вся земля завещана по духовному завещанию купеческой вдовой Анной Дмитриевной Беляевой.
Качество церковной земли: среднее.
Средний доход ею приносимый: около пудов разного хлеба, который и употребляется на содержание братии. Земля обрабатывается причтом.
Дома для священноцерковнослужителей построены на церковной усадебной земле, построены тщанием той же Беляевой по духовному завещанию .
Другие здания, принадлежащие монастырю.
В ограде монастырской 3 корпуса 2хэтажных на каменном фундаменте, крыша железная, обшитые тесом, окрашены, внутри оштукатурены…
Состояние домов: все строения в исправном виде, дома деревянные построены на фундаменте, обшиты тесом, окрашены и покрыты железом.
ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1897 лл.1-1 об.
Где правда, а где выдумка - трудно понять...
Вышел очередной номер рукописного журнала «Воспоминания пенсионеров», посвященный антирелигиозной теме.
Бывший директор Знаменской школы-коммуны А.И.Кандаков пишет в нем о существовании Знаменского женского монастыря и проделках его игумении Феофании.
В 1921 г. приютские дети голодали, сидели без света, а в дымоходах монастыря было спрятано большое количество хлеба, в подполье прачечной – огромные запасы керосина.
Монашки ненавидели советскую власть. В своих кельях они скрывали контрреволюционеров, помогали кулакам и спекулянтам. Следы их преступной деятельности обнаруживаются и сейчас. В марте этого года при ремонте здания, где раньше размещались «святые» девы, между потолочным перекрытием был найден обрез и 22 обоймы с боевыми патронами.
Пенсионерка Е.Н. Дрягина рассказывает, как в этом же монастыре монашки бойко торговали «святой» водицей. Большая монастырская церковь размещалась на низком месте. В целях предохранения фундамента от разрушения, в подвале был сооружен колодец для поглощения влаги. И вот монашки объявили этот колодец «святым» ключом. Затхлая вода выдавалась за святую.
… Персональная пенсионерка А.Е.Шарова разоблачает проделки отца Евлампия, который в целях собственной наживы придумывал различные чудеса, например, явление икон и др.
В журнале рассказывается, как монах Матвей «лечил» людей от алкоголя, как он подбивал верующих против советской власти и т.д.
Журнал хранится в местном краеведческом музее.
Петров Е. Изобличение обмана // Знамя коммунизма - 1962 г. № 62
На фото: развалины братского корпуса - единственное, чт осталось от бывшей девичьей обители...
Назад к списку