21-31 декабря 2018 г.
Семинария на болоте (продолжение)
К дополнение к ранее опубликованному отчету врача П. Фармаковского о состоянии Вятской духовной семинарии можно еще добавить "записку" врача семинарии доктора медицины И.Петелина за тот же 1889 год. Документ также характеризует безрадостное состояние ВДС в медицинском и санитарном положении. Проще говоря, здесь было сложно учиться и не болеть. Кроме того, врач Петелин дает нам некоторое представление о жизни этого духовного заведения в то время.
Как известно, в последнее время между воспитанниками семинарии распространилась болезнь, называемая старыми авторами, катарриальной горячкою, а новыми относимая к гриппозным заболеваниям и дошедшая до такой сильной степени, что в течение второй половины октября месяца ею заболело 70 человек, а всего по настоящее время заболевших и перенесших болезнь насчитывается 90 человек, т.е ¼ часть всех живущих в семинарии воспитанников. При таком повальном распространении болезни не было никакой возможности поместить всех больных в лазарет, вследствие тесноты его помещения, едва допускающего постановку 15 коек, почему приходилось оставлять заболевающих на некоторое время в спальных комнатах. Болезнь эта в то же время существовала и в городе, но заболевание среди воспитанников семинарии было особенно выдающимся, т.к. оно охватило все корпуса в очень большом числе заболевших в короткое время. Подобный факт служит как бы предостережением и наглядным указанием – до каких громадных размеров может дойти заболевание, до появления какой-нибудь другой, более опасной эпидемической болезни, как это видно из опыта предшествующих лет.
Из наблюдений в городе – в частных квартирах и между живущими в закрытых заведениях и разных учреждениях, равно и при общих отзывах больных известно, что в очень многих случаях заболевания являлись вследствие самой легкой простуды, на основании чего более или менее объяснить причину сильного распространения болезни между воспитанниками не представляется затруднительным.
Так как общежития и классы воспитанников помещаются в трех отдельных корпусах и кроме того столовая и церковь находятся в особых зданиях, то пансионерам приходится в течение дня, начиная с раннего утра до позднего вечера по нескольку раз переходить из одного корпуса в другой, причем в одной столовой они бывают пять раз, т.е. делают 10 переходов по двору, несмотря на дождь, сырость и холод, доходящий до 28 и более градусов. Эти частые переходы не отзывались бы очень вредно на здоровье, если бы самые здания не отличались сильной теснотой, как например столовая, в которой повышение температуры во время питья чая, обеда и особенности ужина бывает настолько значительно, что становится жарко и удушливо, отчего каждый из воспитанников выходит оттуда со значительной испариной, а слабосильные даже в поту. Обстоятельство это представляется настолько ненормальным явлением в отношении сохранения здоровья и вместе условием вредным, крайне легко способствующим к всевозможным заболеваниям, что не нуждается ни в каких комментариях. Тоже самое можно сказать и о других переходах, например в церковь на ежедневные молитвы и богослужения и в некоторые классы; в церкви, вследствие тесноты ея, бывает также жарко и душно, причем с воспитанниками, как известно, делается дурно.
Что же касается возможности получить сильную простуду и болезнь во дни топки бани, которая помещается вне ограды семинарии, за прудом, на совершенно открытой местности, где всегда существует пронизывающий ветер, то для всякого ясно, что это представляет даже прямую опасность для сохранения здоровья, так как во время перехода из бани, при сказанных условиях, можно получить такое сильное воспаление легких, что никаких сил не будет достаточно для сохранения жизни. Известно, что после бани заболевания каждый раз заметно учащаются и являются в более сильной форме.
Помимо этих причин, вызывающих так сказать непосредственно и быстро простудные заболевания, существуют условия, способствующие и располагающие к этим заболеваниям и подтачивающие здоровье воспитанников медленно, а именно: недостаток воздуха во многих классах, крайне тяжкий, удушливый и спертый воздух в спальнях, где размещение коек настолько тесно, что между ними не только пройти, но даже пролезть почти невозможно; к этому нужно прибавить сырость стен, поднимающуюся почти до 2 аршин, с покрывающей их плесенью, низкие потолки, кубическое содержание воздуха не доходящее в 12 саженях из 14 до 1 сажени и понижающееся до крайне малых, едва ли допустимых для спальных комнат размеров – 0,73 куб. саж. на каждого человека; быстрое разрушение полов, указывающее на сильные процессы гниения, существующие под ними, несмотря на все подлежащие принятые против этого меры, выступание из-под полов высоко стоящей почвенной воды не только в весеннее и осеннее время, но и в дождливое лето, отсутствие правильной вентиляции и невозможность, по заявлению учеников, ея устройства; все это способствует не только простуде и разным заболеваниям, но и действует губительным образом на здоровье, в корне подрывая силы молодого, учащегося юношества. Доказательством этому служит очень большое число страдающих малокровием, головокружением, нервными головными болями, стеснением и болью в груди, общим недомоганием и усталостью, ревматизмом, бронхитами, лярингитами, плевритами и проч., сюда же нужно отнести отчасти и слабое развитие груди, оказавшееся у многих воспитанников, как показало поголовно произведенное усмотрение.
Кроме того, неудовлетворительные условия помещения и сырая, болотистая местность, на которой стоит семинария, с ее холодными летними туманами и характерным запахом болотных испарений отзываются настолько дурно на воспитанниках, что между ними очень немного найдется таких, которые не подозревали бы у себя болотной лихорадки, чахотки и других болезней; малейшая боль в груди, самый легкий кашель или незначительное недомогание пугают их сильно и они невольно идут к врачу в дни и часы, свободные от классных занятий и уроков, не лечиться, а за разрешением самомнения – не развивается ли у них чахотка, или нет ли лихорадки. Такая сильная мнительность и боязнь в получении чахотки распространена почти между всеми пансионерами и влияет неблагоприятно на состояние их духа, успешность в занятиях и на характер, отчего и в последующие годы – период богослужебной деятельности остается у многих из них беспокойство и опасение за то, что здоровье их подорвано в бытность в семинарии; это известно из врачебной практики среди духовенства, приезжающего в Вятку из разных уездов губернии и обращающегося за медицинским советом. Основательность этих жалоб во многих случаях не представляется возможным отвергать.
При этом нельзя не упомянуть, что нездоровая, скучная, пустынная, неприглядная местность, окружающая семинарию, и отдаленность последней от города, действует подавляющим образом на состояние духа воспитанников. Нездоровая местность оказывает вредное влияние и на начальствующих лиц, живущих в семинарии, с их семействами, между которыми также очень часты разные заболевания.
Считаю долгом при этом высказать свои соображения по принятию мер против той крайне неблагоприятной обстановки, в которой находится семинария. Эти меры могут быть двоякого рода. 1-я – сокращение числа пансионеров до такой цифры, при которой размещение их хотя бы подходило близко к принятой гигиенической норме кубического содержания воздуха. Но в этом случае пришлось бы очень многим воспитанникам жить в городе в 2 верстах от семинарии, что едва ли возможно. В противном случае необходима постройка нового большого корпуса, но ввиду нездоровой местности семинарии, прямо сказать, самой худшей в санитарном отношении из всех окрестностей города Вятки, затраты на постройку не только нового корпуса, но даже устройства новой бани и больницы, или коренной ремонт и увеличение последней, сделавшиеся необходимыми, следует признать, по меньшей мере, непроизводительными, так как постройка какого-либо нового здания, требующая более или менее значительных расходов, будет служить, так сказать, закрепощению семинарии в этой болотистой местности и не может быть отнесена к целесообразным. 2я мера эта перенос семинарии в здоровую, ближе к городу местность, но об очевидности ея нет нужды в пояснении; она слишком ясна для всего, можно сказать, города Вятки и для всякого постороннего приезжего человека.
На вышеизложенное имею честь обратить внимание Правления семинарии при соображению по принятии мер против неблагоприятных санитарных условий, в коих находится семинария.
Врач семинарии И.Петелин
Ноября 16 дня 1889 года
г.Вятка
ЦГАКО ф.25 оп 1 д.1651 лл.7-10 об.
Фото словно иллюстрирует слова доктора Петелина: "Нездоровая, скучная, пустынная, неприглядная местность, окружающая семинарию... действует подавляющим образом на состояние духа воспитанников".
Как ленинцы воплощали в жизнь указание своего вождя "Грабь награбленное!"
Конганурский волостной комиссариат по военным делам Уржумского уезда
16 ноября 1918 года
№ 2013
В Уржумскую уездную агитационно-организационную коллегию информационный отдел
8 ноября сего года реквизирован товар у бывшего торговца д.Конганура Евфимия Макарова Смирнова на сумму 289 рублей по постановлению комитета бедноты, товар сдан в местный кооператив.
9 ноября реквизирован товар у бывшего торговца с.Верх-Ушнур Александра Дмитриева Щербакова на сумму 555 рублей, по протоколу комиссии. Товар сдан в волостной союз кооперативов.
14 ноября конфискован товар у богатого торговца д.Васташуя Софроново Андрея Михайловича Фоминых по протоколу агента Чрезвычайной следственной комиссии, председателя волостного исполкома и комиссии. Товар сдан в волостной союз кооперативов.
ГА РМЭ ф.Р-368 оп.1 д.19
Выписка из протокола № 3 Центрального Исполнительного Комитета Удмуртской АССР от 28 февраля 1935 года
Слушали: жалобу бывшего служителя религиозного культа села Зуры, Зуринского района Фаворского Александра Алексеевича, поступившая через обпрокурора на неправильное изъятие – муниципализацию дома со всеми надворными постройками.
Дом, где в настоящее время проживает бывший служитель культа Фаворский А.А., изъят постановлением Зуринского райисполкома от 13-08-32 (прот. № 28), как выстроенный ранее на средства населения, т.е. церковно-приходского совета.
До 1917 года в данном доме проживал служитель культа Невоструев Григорий Исид. После смерти его дочь Лидия Невоструева как наследница незаконно передала этот дом жене другого священника Фаворского Александра – Алефтине Фаворской, с условием содержать ее до смерти, тогда как собственницей этого дома она не являлась, т.к. его отец служитель культа Невоструев Григ. Исидорович проживал в этом доме лишь на квартире.
Постановление Президиума Райисполкома не противоречит ст. 13 декрету от отделении церкви от государства (С.У. 18 года № 18).
Постановили: решение Президиума Райисполкома от 13/8-32 г. (прот. № 28) об изъятии дома утвердить, а жалобу бывшего служителя культа Фаворского Александра Алексеевича оставить без удовлетворения.
ЦГА УР ф.Р-430 оп.2 д.451 л.2
Первые советские кадры
В Уржумский уездный комиссариат по военным делам инфотдел
Октябрь 1918 года
За время с 4 по 8 октября случилось нижеследующее обстоятельство.
…Октября по просьбе члена Уржумского агитационно-организационного отдела тов.Степанова вызван нами гражданин деревни Колянура Исидор Петрович Яровиков, как политический работник для организации информационно-организационного отдела. Военком Конганурской волости вызвал Яровикова. Явился со своим соседом Исидор Петрович Яровиков в пьяном виде и привез с собой бутыль кумышки (самогона) и позвал себе в квартиру членов исполкома и военкома раскубрить бутылку и налил полную чашку последнего. На вопрос товарища Степанова что это у вас такое? Он ответил, это товарищи вас не касается. Но выпить ему не удалось. Когда стал Исидор Петрович Яровиков наполнять чашку, военный комиссар выхватил чашку и уничтожил посредством разбития бутылку. Вышеозначенный Яровиков арестован до выяснения, после чего комиссар Нехорошков и тов.Степанов сделали обыск квартиры Яровикова. И оказалось, кумышка была Яровиковым куплена в деревне Удельных Яранского района, но у соседа его нашли две кадки, которые тоже уничтожили.
ГА РМЭ ф.Р-368 оп.1 д.35 лл.15-15 об.
Дореволюционное детство (воспоминания)
Вчера мы публиковали воспоминания женщины, родившейся в бедной марийской семье и с детства испытавшей нужду и нелегкий крестьянский труд. Сегодня мы публикуем воспоминания Куклина Александра Петровича, который родился в крестьянской семье с достатком, и детство его не было таким грустным ("Ржаной хлеб и овсяную кашу я ел досыта"). Из воспоминаний сложно понять, кем был их автор по национальности - русский или мариец. С одной стороны он иронически относится к марийцам ("аборигены наших мест"), с другой упоминает об участии в марийском мольбище, куда русские не допускаются. Интересно Ваше мнение...
Родился я 10 (23) марта месяца 1900 года. Место рождения село Токтайбеляк Уржумского уезда Вятской губернии. Теперь Куженерский район Марийской АССР. В ту пору это был достаточно глухой и темный уголок юга Вятской земли. Здесь среди холмов и оврагов, среди лесов и полей затерялись маленькие деревушки – русские, марийские и татарские. До ближайших городов добрая сотня верст. Жители редко выезжали за пределы своей волости. О такой жизни, отгороженной от остального мира деревянной околицей, в шутку говорили: «В начале не было ни земли, ни неба, а только Вятская губерния».
… По социальному происхождению я из крестьян. Приучаться к труду начал с 6-7 л возраста. Хозяйство у родителей было средняцкое. В детстве ни испытал особой нужды или голода. Ржаной хлеб и овсяную кашу я ел досыта. А витамины и сахарозы детвора добывала тогда сама. Пили березовый сок, ели зеленый горох, лакомились дикими ягодами, не брезговали и еловыми марешками. Летом бегали босиком. Правда, ноги как у петуха покрывались чешуей. Штанишки и рубашки были домотканые. Сапоги и ситцевые рубахи полагались только в особых случаях. О лаптях сейчас вспоминают больше с иронией. А тогда мои сверстницы, марийские девушки не знали иной обуви. Правда, они носили модные лапти индивидуального плетения в 12 лык. Я в детстве и юности растрепал тоже немало лаптей.
В наших краях было очень много нищих. Нужда заставляла надевать суму и русских и татар и марийцев. Особенно бедно жили аборигены наших мест марийцы.
Моя мать родила 8 детей. Но вырастила только 4. Такой высокий уровень детской смертности был типичен для большинства семей.
В Марийской АССР теперь наверное забыли о трахоме. А тогда на каждом шагу встречались люди с печатью этой социальной болезни на лицах. Еще одно заболевание – корчи. От хлеба из ржи, пораженных спорыньей, начинались судороги. Люди от так хлеба корчились и умирали мучительной смертью.
… Родители редко тратили деньги на покупку игрушек. Игрушки мы мастерили себе сами, вовлекали в наши игры котят, собак, ягнят, даже поросят. В общем обходились без заводских игрушек.
… Пусть комсомольцы 70-х годов судят нас комсомольцев 20-х годов не особенно строго за то, что в детстве и юности мы ходили в церковь, участвовали в церковном пении и чтении и целовали попу руку. Мы не слушали радио, не смотрели телевизор, не ходили в театр. Прекрасный мир познавали через книги и созерцание красоты родной земли. Церковь привлекала своим многолюдием, возможностью и людей посмотреть и себя показать. Мы с равным интересом участвовали в крестном ходе по случаю прихода иконы Трифона Вятского чудотворца и на празднике ага пайрем в марийских мольбищах. А еще больше любили шумные ярмарки, веселые хороводы и свадебные поезда.
....Февральскую революцию 1917 г. встретил в выпускном классе второклассной школы. Мы отдали дань времени – выбросили немедля портрет царя, хотя еще вчера перед этим портретом пели ежедневно «Боже царя храни».
....Бурные события 1917-1918 годов докатились и до наших глухих мест. Началась новая жизнь без земского начальника и станового пристава. Разбрелись кто-куда монахини Куженерского монастыря. В поповском доме нашего села открылся народный дом. Мужики в явочном порядке начали захватывать удельные, частные, монастырские и казенные леса.
Весной 1917 года батрачил я у односельчанина С.А.Басова. Послал он меня за дровами на свою лесную дачу. На обратном пути меня задержали муж из соседней с дачей деревней и предложили дрова сгрузить, а самому убираться подобру-поздорову. А на прощание разъяснили, что теперь этот лес принадлежит «обчеству», а не Басову.
ГА РМЭ ф.П-954 оп. 1 д.35 а. лл.1-8
Беженцы Первой Мировой в Яранском уезде (воспоминания)
… В деревне Сухоречье, также как и в окружающих деревнях, жили беженцы германской империалистической войны, граждане Гродненской губернии. Они были размещены в отдельных домах у тех крестьян, которые имели по два дома. Среди беженцев был скрипач по имени Сильверст, который очень часто играл на скрипке, для танцующей молодежи. После Великой Октябрьской Социалистической Революции на одной из вечеринок Сильверст сообщил собравшимся парням, что комитет бедноты скоро будет проводить в деревне передел земли, согласно декрета «О земле», изданного в 1917 году.
Он говорил: «Мы, старики, все доброе делаем для Вас, для бедного народа. Вам и надо помочь, комитет бедноты».
ГА РМЭ ф.Р-716 оп. 2 д. 4 л.2, 12-13 (мемуары Бирюкова Семена Игнатьевича)
Как появилась деревня Шурга (из мемуаров)
Крепостная кабала, нищета и безысходность толкали крестьян на восстания-бунты против помещиков и деспотического строя, к неповиновению. Появилась категория «беглых» крестьян. И чтобы как-то ослабить крестьянские волнения, царское правительство наряду с репрессиями прибегать к некоторым маневрам. Оно стало разрешать крестьянам (главным образом государственным) переселение на новые земли, на новые места внутри губернии и в далекой Сибири. На государственных запасных и запущенных землях участки для новых поселений отводились местными властями. Из крупных поселков выделялись с ведома владельцев хутора, отруба. Переселенцам предоставлялись даже некоторые льготы в рубке строевого леса, дровяного материала, выделение нарезок и т.п.
Такой участок размером в 100 десятин, находившийся под редким лесом вдоль большой почтовой дороги Ронга-Конганур-Сернур, был нарезан в то время. С юго-восточной стороны этот участок примыкал к помещичьей даче Басовых, а на северо-западе к землям соседних деревень – Тимофеево, с. Верх-Ушнур, Энермучаш. На этом участке мимоходом при поездке в Казань дважды побывал наш пра-пра-дед Анучин Макар.
Этому уже состоявшемуся человеку трудно было жить в Кичминской волости в деревне Большое Онучино. Далеко вокруг ни бору, ни лесу, сплошная Чисть, так называют и по сие время эту местность. Строевого леса трудно достать, с топливом тоже нелегко, пастбищ нет. Эта чисть надоела, измучила крестьян. Отдельные крестьяне давно уже хотели выехать куда-либо на новое место.
И вот, наш предок Макар увидел по пути случайно подходящий участок для новых поселенцев, облюбовал его и был доволен. Дома в семье хозяин рассказал об увиденном земельном участке и стал сомускать уехать туда. Сын Семен Макарович, здоровый и резонный мужчина, послушал отца и решил: - Давай поедем!
Уговоры отца оказались видимо вполне убедительны.
Молодой хозяин Семен Макарович не раздумывая долго, быстро испросил разрешения у местных властей, забрал свою семью – 57летнего отца Макара, жену Матрену, 10-летнего сынишку Васю и выехали навсегда из проклятой Чисти.
Это было весной 1826 года. Семья Семена Макаровича первой прибыла на облюбованный отцом участок, это первые жители нового поселения в лесу. Отец и сын нашли хорошую полянку на берегу речки Шеметки, устроились с временным жильем и тут же приступили к рубке строевого леса для нового дома и построек в хозяйство. Все это делалось разумеется не без ведома уездных и волостных властей.
Так в лесу у большой дороги возник новый починок под нехитрым названием «починок Онучин».
Однако это название почему то мало кто понимал. Окружающие соседи марийцы из Нур-Солы, Лоп-Солы, Энермучаша, Куркумбала хорошо знали этот отведенный для нового поселения участок под редким лесом, и когда увидели, что какие-то приезжие русаки основали новый починок, стали называть его простонародно: «Шурга-руш», что значит по русски «Русский лес».
… Следовательно, народное название «Шургэ» (лес) и закрепилось за починком как название деревни – «Шурга» и в 1897 г. в период проведения всероссийской переписи населения и одновременно проведения в населенных пунктах Админстрацией противопожарного порядка официально вошло в государственный паспорт деревни.
ГА РМЭ ф.Р-954 оп. 1 д.30 лл.5-6 ( воспоминания старого коммуниста Анучина Александра Романовича,1967 г.).
Фото Олега Титова
Лепта советской власти в фамильном деле
Как известно, советская власть внесла свой немалый вклад в развитие фамилий. Например, свои фамилии получили все не-русские граждане бывшей империи, которые не смогли получить их раньше. Некоторые ранее существовавшие фамилии были незначительно изменены на более благозвучные (например, Онучины вместо Анучины). В первый послереволюционный год каждый желающий мог легко изменить свою фамилию, но, конечно, после соответствующего прошения. В Национальном Архиве республики Татарстан сохранилось целое дело за 1918 год с пачкой таких заявлений. Что интересно, среди них есть и прошение одного жителя Вятской губернии, пожелавшего изменить свою фамилию...
В брако-разводный Отдел городского хозяйства города Казани
От крестьянина Вятской губернии Глазовского уезда Быковской волости деревни Бурлакинской Андрея внебрачного Саламатова
Прошение
Имею честь покорнейше просить признать возможным переменить фамилию, т.к. я Андрей Саламатов незаконнорожденный, а ношу фамилию моей матери. По имеющимся данным фамилия отца моего внебрачного Алексей Евдокимович Лысяков, которую я и желаю иметь. При сем прилагаю паспорт.
4 июня 1918 г.
НАРТ ф. Р-116 оп.1 д.6 л.121
Забытые имена: Авив
Скан из всеобщей переписи населения 1897 года по Ухтымской волости Глазовского уезда (архив ЦГА УР). В деревне Кабановской жил Авив Лукич Прокошев...
Забытые марийские женские имена: Кналчы
До принятия христианства марийцы имели множество своих самобытных имен, которые впоследствии исчезли навсегда, замененные русскими именами (которые, в свою очередь, тоже не русские, а преимущественно греческие и латинские). Теперь эти забытые имена можно найти разве только в старинных документах, например, в метрических книгах, где записывали язычников, принимавших Православие.
В метрической книге церкви села Сернур Уржумского уезда за 1916 год запечатлелось редкое женское марийское имя - Кналчы. Девушка-язычница Кналчы приняла крещение и получила имя Александра. В метрической книге это записали так: "18 (возраст)/25 апреля Александра Сернурской волости д.Товарнура крестьянина из черемис Миклая Васина дочь девица Кналчы язычница 18 лет просвещена святым крещением и наречением имени Александрою". Крестными девушки стали уважаемые люди в деревне: учительница Сернурской церковной школы Вера Ильинична Байкова и исполняющий должность судебного следователя 3го участка Уржумского уезда Николай Гаврилович Левашов.
ГА РМЭ ф.305 оп.1 д. 269 лл. 28-29
Вятский край сто лет назад. Бесчинства
Волостному исполнительному комитету от деревни Нижней Немды Кукмари Конганурской волости
Заявление
1918 года 7 июня около 12 часов дня неожиданно приходили красноармейцы в числе 5 человек и подъехали гражданину Изерги Савинову Кропотову и стали производить обыск. При обыске оказалась самогонка. При обыске были некоторые наши граждане. После обыска они показали нам данный документ от волостного исполнительного комитета с подписью председателя комитета Малкова и секретаря Сидоркина. Мы не имели никакого сопротивления против красноармейцев, они начали было отъезжать. Вдруг на улице оказалась толпа народа из других деревень Шанера, Верхнего Макматова, которые по-видимому пострадали от красноармейцев. Они стали требовать документы. Красноармейцы испугались от большой толпы народа и открыли стрельбу из винтовок и стали скорее ехать. Толпа двинулась за ними, чтобы они прекратили стрельбу, но красноармейцы все время стреляли.
На другой день рано утром, когда еще весь народ спал, они подъехали нижний конец открыли стрельбу и пошли по домам, спящих стали беспощадно бить чем попало прикладом, плетью и цепью. Некоторых граждан избили чуть не до смерти, а председателя селенного комитета убили. Женщины, ребятишки разбежались от страху. В настоящее время многих нет. Еще отбирали что попало, в руки не оставляя ничего.
Наше селение пострадало безвинно и зачем мы граждане просим волостной исполнительный комитет принять меры за непростительные поступки красноармейцев.
Член комитета Ф.Пауткин
ГА РМЭ ф. Р-368 оп.1. д33 л.1
Примечание. Вполне возможно, этими красноармейцами могли быть доблестные бойцы-продотрядники из Московского продовольственного полка, то бишь будущие степановцы, известные такими делами, но по документам они прибыли в Вятку только 9 июня. Здесь же речь идет о 7 июня...
Картина И.Владимирова
Вятка у села Гоньба Малмыжского района. Кто здесь ездил, знает, что прокатиться по гоньбинскому мосту удовольствие платное
В следующем году исполнится ровно сто лет, как здесь, на этих берегах были разбиты колчаковские войска. Весной 1919 года левый берег реки Вятки заняли колчаковцы: шла Гражданская война. Как написано в романе А.И. Алдана-Семёнова "Красные и белые", артиллерией белых на этом участке фронта командовал Н.Н. Граве. 14-15 мая два полка белых со стороны села Дмитриевка смогли форсировать Вятку, однако развить наступление дальше не удалось. Части красной армии уже на следующий день предотвратили попытку создания плацдарма на правом берегу. Накануне контрнаступления красных Николай Граве приказал открыть по Гоньбе огонь из пушек, и всё село выгорело. Остались нетронутыми только два помещичьих дома и улочка, в которой проживали дворовые - эта улица примыкала непосредственно к барской усадьбе. Три дня горело село, от него осталось только груды головёшек и печные трубы.
Источник: http://kraeved.vp43.ru/wiki/Гоньба,_село_(Малмыжский_..
Закабаленное Уни
-— Земля моя?
— Твоя.
— Хозяин я?
— Ты.
— А ты налоги не платишь.
— Как же? Вот: за землю, за воду...
— А за снег?
— И за снег. На прошлой неделе уплачено.
— Это под Новый год? Так это за прошлогодний снег! А за этот?
"Ишь ты, Масленица!"
Если мы обратимся ко Всероссийской переписи населения 1897 года по селу Уни Глазовского уезда, увидим там интересную вещь. Оказывается, большая часть крестьянского населения села жила на арендованной земле, которая принадлежала богатым хозяевам. На той странице, где обычно указывался состав семьи, указывались семьи, которые жили на этой земле, а владельцем ее значился арендодатель. Что интересно, самой большой площадью арендованной земли владела... церковь! Именно на ее земле жило большинство крестьян. Что интересно, часто арендаторами была не сама церковь как таковая, а члены ее причта - священники Ашихмины, Ложкины и другие. Некоторая часть церковной земли принадлежала светским лицам, также сдававшим ее в аренду. Проще говоря, если выразиться яыком советских историков, большая часть населения села была "в кабале у кулаков и попов..." И, наверное, в этом Уни не было уникальным в своем роде...
На фото: скан из всеобщей переписи населения 1897 года по Унинской волости Глазовского уезда (архив ЦГА УР).
"Раскулачивание утвердить, имущество передать в пользу колхоза...": раскулачивание в документах архива (на примере Марийской АССР)
Разбирали: Покровский Василий Александрович, служитель культа, диакон, семьи 9 человек. Лишен избирательного права как диакон в 1927 г. Эксплуатация при своем хозяйстве была, держал прислугу на грязных работах. Обложен подоходным налогом.
Имеет корову 29 года, свой дом 4х угольный. Оценку имеет 2 тысячи рублей.
Постановили: раскулачивание утвердить, имущество передать в пользу колхоза, а самого со всем семейством выслать из пределов кантона.
Разбирали: Кадочников Андрей Прокопьевич, лишенец с 1922 г. До революции и после вел систематическую торговлю бакалеей в широком размере, а также скупкой яиц и хлеба. В 1917 году платил контрибуцию.
После революции получил землю, на последней земле нанимал сезонный труд.
До революции была красильня, где был постоянный наемный труд, где хищнически эксплуатировался особенно женский труд.
Во время торговли брал за продаваемый товар двойную цену, имеет дом, постройки, лошадь, коров две. Оценка имущества 3 тысячи рублей.
Постановили: раскулачивание утвердить, имущество передать в пользу колхоза, а само семейство из числа 10 выслать 9, одного оставить как агронома, а семейство выслать на кулацкий починок.
Эти сухие протоколы нам, наверное, мало что скажут интересного. Гораздо интереснее читать заявления самих раскулаченных, обращавшихся с просьбой восстановить их в правах и вернуть имущество как пострадавших безвинно. Чаще всего они оставались без ответа, но именно из них можно узнать, как происходило "раскулачивание" на местах...
В президиум Хлебниковского сельского совета от гражданина деревни Большое Опарино Кувалдина Ивана Васильевича
Заявление
Настоящим прошу президиум сельского совета рассмотреть мое заявление в следующем: протоколом постановления группы бедноты от 10 марта с.г. и под угрозой зажима критики, утвержденного общим собранием граждан деревни Большое Опарино мое хозяйство признано кулацким и подлежит ликвидации как кулацкое. Но что в действительности ничего общего с кулаком нет. В настоящее время имею лошадь 1, корову 1, овец 6 штук, 1 свинью, сельских машин имею всего одну молотилку 1/6 часть и подсобным промыслом смолного завода 1/6 часть. До настоящего времени имел состояние бедняцкое: группа бедноты мотивируя в своих протоколах ничем необоснованных фактах 1) было указано, что я давал взаймы деньги и брал проценты. Да действительно давал по 10 и 20 рублей, если когда имел. Но процентов ни в коем случае ни с кого не брал и даже мнения такого не было.
2) Было указано, что я занимался варкой самогона и продажей последнего. В действительности же продажи последнего не было, а что касается варки то да только для собственного употребления. Поскольку: спиртных напитков не было и варка самогона принимала массовый характер по всему союзу. 3) В отношении построек, которые по их отношению я выстроил за кусок хлеба, но это не чем необоснованный факт и по существу весь этот факт ложь. Постройки, которые пришлось возводить с 1921 г. до 24 года. Я производимую работу оплачивал полностью, ни чуть не эксплуатировал чужим трудом 4) Смоляной завод обрабатывал своим личным трудом. Группа бедноты в своих постановлениях лишает правом голоса, что и вопреки всем законам о лишениях прав. Конституции что лишением и восстановлением права голоса ведает избирком или особая комиссия. А посему считаю явной незакконностью и юридической необоснованостью ликвидировать мое хозяйство, а все факты сведены на личных счетах, что и политически неверно, имеет разрыв с средняком, что и ведет к политике размычки рабочего класса с основной массой из крестьян с средняком и бедняком. А потому прошу президиум сельского совета рассмотреть мое заявление и оставить мое хозяйство от ликвидации как средняка.
К сему за неграмотного сын Михаил Иванович.
Подтверждение моей правильности мог подтвердить граждане нашего селения. Последующих подписи ниже всего
Заявление в комиссию по ликвидации хозяйства гражданина д.Лома Хлебниковского района МАО Николая Дмитриевича Швецова
В феврале сего года меня лишили голоса, ликвидировали хозяйство все мое имущество и вывели из своего дома. Удивляясь не только я, но и все соседи. Раньше никогда не торговал и в настоящее время торговлю никогда не производил и не эксплуатировал чужого труда, а только трудился на поле земледелием. Принимая во внимание религиозные отношения за службу церковного старосты и за пропитание двух сестер монашек и только за это, то я считаю это несправедливым на основании слов товарища Сталина, что средняк раскулачиванию не подл, сельскохозяйственного налогу уплатил 43 рублей и индивидуально не был обложен.
А потому прошу комиссию рассмотреть мое заявление, опросить группу бедноты и удостоверились в моей справедливости и восстановили меня в правах голоса, предписав нашим местным органам возвратить мне имущество неправильно отобранное.
О результатах сего прошу меня уведомить.
Марта 17 дня 1930 г.
К сему подписался за неграмотного Степан Кокорин
ГА РМЭ ф.Р-318 оп.2 д.117 лл.2-3, 33 об., 38
На фото: кадр из фильма "Перед рассветом" (1989 г.)
Вылито 1000 ведер элитной самогонки, 11-пудовая белуга, чайная "Авгиевы конюшни"... И другие новости столетней вятской жизни
Уржумский уезд. Кумышковарение уничтожено, вылито около 1000 ведер, конфисковано 31200 рублей золотом и около 1000 рублей серебром.
Яранский уезд. Арестован заведующий отделом всеобщим обучением за манкировку службой. Эпидемия утихает.
В волостях распространилась испанская болезнь, от которой умирает ежедневно до 30 человек. Поступила жалоба, что за рецепт бедные жители не могут платить по 1 рублю – такса медицинского персонала, а также в Бемышеве священник установил таксу за отпевание по 7 рублей и некоторые жители продают необходимое, чтобы заплатить батюшке. Для этого на собрании было постановлено платить за отпевание священнослужителю за взрослого 3 рубля, за малолетнего 1 рубль. Неимущие отпеваются бесплатно.
В реке Каме близ пристаней поймана на удочку-самолов белуга 11 пудов весом. По вскрытии рыба пущена в продажу.
… Нельзя не упомянуть о переводе чайной (тоже для пролетариев) в дом Крутикова на Октябрьской площади, где на лицо все антисанитарные условия: чтобы пройти в чайную нужно во дворе перебраться через все отбросы, помои и подозрительные лужицы воды. В самой чайной, носящей все признаки авгиевых конюшен, не только удовлетворить голод и напиться чаю, но и у самого сверхголодного гражданина пропадает всякая охота к наполнению тощего желудка и к тому еще выбитое большое стекло дает полную гарантию к охлаждению самых пылких темпераментов…
Известия Елабужского революционного комитета - Елабуга 1918 г. №№ 22 и 23 (архив НАРТ). В архиве сохранились номера газеты за октябрь-декабрь 1918 г. Ценность газеты в том, что там сообщалось много новостей и из жизни всей губернии.
Примечание. Чайная находилась в городе Елабуге
ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ. Конкурс гармонистов. с. Колково Халтуринского (Орловского) района. Удивительно -сколько было гармонистов в одном селе! А, сегодня? Год 1986.
Печная баня и несчастные случаи
На картинке показано, как залазили в печь и мылись затем там (просим не считать это пошлостью). Возможно, с детства нам знакомый сказочный эпизод, когда Баба-Яга сажает гостя на лопату и сует его в печь и укоряет, почему его не научили на лопату правильно садиться, имеет это же происхождение. Возможно с помощью печной лопаты помогали забираться в печь (особенно детей)...
Конечно, не обходилось и без несчастных случаев. Печь есть печь... Один такой несчастный случай произошел в деревне Михеевщине Уржумского уезда в 1886 году. 15 июля 70-летний крестьянин Матвей Григорьевич Ступин решил помыться в печи, что обошлось для него печально. В метрической книге смерть его записали так: "от задушения при парении в закрытой избной печи, как это видно из отношения станового пристава от 16 июля № 3202". 17 июля крестьянина отпели и похоронили.
Иногда в метриках встречается даже запись "изжарился в печи".
Источник: метрическая книга Лебяжского прихода за 1886 год (архив ЦГАКО).
Отпевание самоубийц как исключение из правил
Как известно, самоубийц, как и утопленников, издавна в церкви не отпевали (лишивший сам себя жизни не достоин Царствия Небесного). Более того, их не разрешалось и хоронить вместе с обычными прихожанами. Могилы самоубийц были вне церковной ограды. Такого рода наказание... Не известно как сейчас, но в старину было и некоторое исключение. Например, если человек лишил себя жизни не по своему умыслу, а в следствие умственной болезни (т.е. не отдавая себя отчета), он мог не считаться самоубийцей и его могли похоронить на общем кладбище.
Такой случай имел место в 1886 году в приходе села Байсы Уржумского уезда, когда "крестьянин Кужнурской волости деревни Малой Коньги Андриан Андреев Бирюков 33 лет задавился под влиянием болезненного душевного состояния". Через три дня крестьянин был отпет в церкви и похоронен на приходском кладбище, как записали в метрической книге.
Источник: метрическая книга Байсинского прихода за 1886 год (архив ЦГАКО).
Когда наступала зима на Вятке?
...Вот уже и зима, но без присущей ей особенности, без санного пути, а посему зимой она здесь еще не считается.
...У нас мороз, но в здешних краях это еще не зима, а осень, потому что санный путь еще не установился.
...Каждое утро, когда слуга приходит меня будить, я спрашиваю его о погоде, и он мне неизменно ответствует: «Тепло». Здесь любая температура выше 15-20 градусов в счет не идет.
Письма ссыльного Х.Каменьского от 4, 18 октября, 1 ноября 1848 года
Х.Каменьский. Письма из ссылки – Киров 1989 г., с.391-392, 394
Примечание. Последняя фраза не совсем понятна. Видимо, автор имел ввиду, что температура до минус 20 на Вятке считалась "теплом"
До-Щедринская Вятка (воспоминания)
Уникальные воспоминания о том, каким был город Вятка в 1820-1830-е годы. Таким, что даже спустя 10-20 лет знаменитый ссыльный классик назвал его "концом миру", а в описанные времена он еще "пешком под стол ходил", т.е. за последующие годы город мало изменился. Тот красивый вид дореволюционного города, к которому привыкли на старых фотографиях, сложился только в конце XIX-начале XX века. До этого это был грязный, неблагоустроенный городишко...
Хотя и говорят, что Вятка растет тихо, но то, что было лет 50 и 65 лет тому назад, нельзя и сравнивать с нынешним. Улицы были топкие, некоторые из них в центре города были выстланы тесом и фашинником, тротуары состояли из 2-3 дощечек, положенных на обрубки, без канав, фонарей уличных не было, и обыватели по вечерам ходили или в темноте или с ручным фонарем.
Частных каменных домов было немного и почти все они принадлежали крупным купцам, ведшим торговлю с архангельским портом.
… С приездом губернатора Тюфяева, город начал понемногу улучшаться: деревянные мостовые были сломаны и главные улицы были взбугрены и засыпаны песком и галькой; тротуары стали строиться широкими и с канавами, исправили развалившиеся заборы и многие дома окрасили. В эти же годы Александровский сад обнесен с Кафедральной площади чугунной решеткой, которая была поставлена при содействии винных откупщиков; тогда же в саду поставили и две большие беседки, от пригорка, на котором возвышаются Воскресенская и Покровская церковь.
…Город прежде охранялся сильнее нынешнего. Полицейских чинов, несмотря на меньшее население, было столько же, как и ныне, - полицмейстер, 2 частных и 4 квартальных. На выездах из города по почтовым трактам были полицейские будки и шлагбаумы, которые спускались пред каждым проезжающим, ехавшим с колокольцами. Полицейский, узнав, кто едет, поднимал шлагбаум и пропускал. По ночам по всему городу ходили патрули из полицейских и батальонных солдат при 1 квартале.
… В Вятке тогда был всего один трактир и одна харчевня, в которой толкались только пропившие подъячие и ремесленники, да по праздникам заходили с базара мужики. Торговцы же и вообще граждане считали за большой конфуз ходить в трактир даже чаю напиться. Да и вообще тогда чай не был в большом употреблении; у многих троегильдейских купцов не было даже самовара. Вместо чая, распространенным угощением было домашнее пиво и брага. Не было тогда в городе и публичных домов терпимости.
Сборник статей вятского старожила К.И. Клепикова – выпуск 1 Вятка, 1889 г., с.7-9
В 1848-1858 годах в Вятке отбывал ссылку М.Е.Салтыков-Щедрин, у которого остались о Вятке не самые радужные впечатления. Он писал:
"В одном из далеких углов России есть город, который как-то особенно говорит моему сердцу. Не то чтобы он отличался великолепными зданиями, нет в нем садов семирамидных, ни одного даже трехэтажного дома не встретите вы в длинном ряде улиц, да и улицы-то все не мощеные; но есть что-то мирное, патриархальное во всей его физиономии, что-то успокаивающее душу в тишине, которая царствует на стогнах его. Въезжая в этот город, вы как будто чувствуете, что карьера ваша здесь кончилась, что вы ничего уже не можете требовать от жизни, что вам остается только жить в прошлом и переваривать ваши воспоминания.
И в самом деле, из этого города даже дороги дальше никуда нет, как будто здесь конец миру".
Фото с сайта http://maxanto.ru/news/tvorchestvo/za-chto-saltykov-s..
Советское образование - лучшее в мире?
По крайней мере так о нем отозвался даже американский президент Джон Кеннеди: ”Советское образование - лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой”. Но в данном случае возьмем за образец перечень предметов в отдельно взятом вузе, взяв за пример Казанское сельскохозяйственное училище, в котором училось немало кировских студетов. Советская модель образования - это, что половина предметов, которые там преподавались, лишние, вряд ли в жизни человеку в дальнейшем жизни пригодятся, и к сожалению это перешло в образование новой России. Например, пригодилась ли кому-нибудь в жизни тригонометрия или алгебра? Остается только сожаление о зря потраченном времени на трижды ненужную зубрежку. Но это не было новведением советской школы. Недавно публиковали список предметов в Вятской Духовной Семинарии, с рядом дисциплин, абсолютно не нужных для священника....
Народный комиссариат земледелия
Казанское среднее сх училище
Аттестат
Дан сей аттестат Советом Казанского среднего сх училища гражданину Фаворскому Ивану, родившемуся в 1901 году, в том, что он окончил полный курс Казанского среднего сх училища и оказал удовлетворительное познание по следующим предметам:
1. Русский язык
2. Немецкий язык
3. География со статистикой
4. История
5. (неразборчиво)
6. Геометрия
7. Алгебра
8. Тригонометрия
9. Черчение с рисованием
10. Политграмота
11. Ботаника
12. Зоология
13. Энтмология
14. Физика с механикой
15. Метеорология
16. Химия
17. Минералогия
18. Растениеводство общее и частное
19. Почвоведение
20. Землемерие
21. Обзор сх машин и орудий
22. Строительное искусство
23. Животноводство общее и частное
24. Анатомия и физиология животных
25. Сельско-хозяйственная экономия
26. Счетоводство
27. Общественная агрономия
А потому на основании положения о правах, предоставленных окончившим курс сред. сельскохозяйственных училищ гражданину Фаворскому Ивану
присваивается звание АГРОНОМА,
в удостоверение чего ему и выдан настоящий аттестат за надлежащими подписями и приложением печати.
Народный комиссар земледелия Амиров
Начальник управления сельскохозяйственного управления НКЗ А.Бызов
Председатель педагогического совета Казанского сред. сх училища Л.Саутин
Преподаватели: проф. В.Беляев, Ф.Чирков, Н.Ильин, Ф.Дитякин, Ю. Трумпицкий, А.Завьялов, В.Важинский, Тихонов, Антонов.
Секретарь совета П.Перимов
Город Казань № 286
Копия верна: пом. зав отд. сх (подпись)
ЦГА УР ф. Р-31 оп. 1 д. 25
Последствия взрыва террористов-народовольцев в Зимнем дворце 5 февраля 1880. Погибли 11 простых солдат лейб-гвардии Финляндского полка, из крестьян, герои русско-турецкой войны, недавно освободившие болгар, ещё 56 солдат ранено и покалечено. Убийца – С. Халтурин.
Яранский уезд в 1918 году. На грани религиозного восстания...
Яранский уезд, можно сказать, лихорадило почти весь 1918 год. Советская власть здесь установилась в январе 1918 года, но уже в марте город и уезд оказались на грани восстания, поводом к которому стали слова священника, что коммунисты грабят церкви и скоро собираются ограбить и все остальные церкви. Разумеется, этим быстро воспользовались недоброжелатели советской власти. Народ взбудоражился, и местным большевикам пришлось экстренно вводить военное положение в городе и учредить военно-революционный штаб. Благодаря аресту зачинщиков и другим мерам, до восстания дело не дошло.
Следующим поводом народного недовольства стала продразверстка. В деревне Шахайки была избита продовольственная дружина, убит комиссар и некоторые продотрядники. Крестьяне убивали их с особенной жестокостью. И вновь вводится военное положение...
В августе в Яранск пришли слухи о приближении к Вятской губернии белочехов и скором падении Царевококшайска (ныне Йошкар-Ола). От Царевококшайска до Яранска уже недалеко. В это время в соседнем Уржумском уезде бывший продовольственный полк с легкостью сменил власть. Вся местная советская власть и Красная армия разбежались. Через несколько дней после этого события это удалось повторить и яраничам. Произошли перевороты в Яранске, Санчурске и Кикнуре. Правда, ни уржумской Народной армии, ни чехов им дождаться не удалось. Вместо этого прибыли карательные отряды Крупина из интернационалистов. Два руководителя восстания в Яранске были расстреляны, третий скрылся. В Яранске в третий раз за год вводится военное положение!
Но вернемся к весне 1918 года. Как все происходило, обратимся к архивному документу:
"В г.Яранске 3 марта с.г. имело место открытое выступление контрреволюционных элементов со стороны духовенства, купечества, поддержанное темными элементами деревни. Все движение произошло на религиозной почве. С церковных амвонов был пущен слух, что советская власть намерена подвергнуть гонению православную церковь, снять и обобрать все украшения из церквей. Слух этот распространялся путем агитации по деревням, путем разбрасывания воззваний, путем расклейки прокламаций и пр. В конце концов он был пущен со стороны церковного амвона.
Подобные слухи возымели свои чувства на религиозны чувства крестьянства. Осмелившийся один из прихожан подать реплику в ответ завравшемуся батюшке был до полусмерти избит разъяренной толпой, находившейся под непосредственным влиянием произнесенной проповеди относительно осквернений и поруганий храмов Божиих. Одновременно с этим был поднят колокольный набат. Собралась толпа, в которой и дали волю все агитаторы реакционеры, агитируя против советской власти.
Толпа все время держала себя нервно-возбужденно.
На этом дело не кончилось. На другой день были посланы гонцы по деревням дабы передать там об ограблении церкви, как случившиеся факты, с призывом восстать против советской власти. Деревни наводнили летучками провокационного содержания. Расклеили листки, в которых фигурировали все те же церкви.
Опасаясь эксцесса или погромов, Совет крестьянских депутатов вынужден был принять репрессивные меры.
Замеченные лица в агитации арестованы и препровождаются в распоряжение Революционного Трибунала Вятского Губернского исполнительного Комитета. Оставлять их в Яранске Совет не находил и не находит возможным, т.к. благодаря их дальнейшей деятельности возможны эксцессы и даже погромы.
Из арестованных препровождаются:
1. Священник Серапион Фаворский, устроивший после литургии в церкви Святой Троицы спор, на котором после прочтения декрета об отделении церкви от государства произнес провокационную проповедь, о готовящемся походе на церковные имущества и украшения, в результате которой и был избит подававший ему реплики прихожанин
2. Н.А.Быстренин, церковный староста той же церкви, выступивший в духе священника.
Остальные: Л.М.Вифанская, И.Д.Жуков, Г.А.Быстренин и И.Кириллов возбуждали толпу на улице.
Эти лица неоднократно агитировали во всех случаях скопления народа и Яранский Совет Крестьянских, Рабочих и Солдатских депутатов находит всех перечисленных лиц явными контрреволюционерами.
В городе наблюдается нервное возбуждение, город объявлен на осадном положении, и образован Чрезвычайный Штаб".
Вот что рассказал о своем избиении в церкви гражданин Брагин:
"Звать меня Дмитрий Иванов Брагин, от роду имею 54 года, православный, гражданин Троицкой волости Яранского уезда, д.Шапталиной.
3 марта после обеда священник Троицкой церкви г.Яранска Серапион Андреев Фаворский и присутствовавший в церкви гражданин пригласил поближе к амвону и прочитал Им воззвание Патриарха Московского Тихона от 19 января 1918 года. После прочтения воззвания Фаворский обратился к гражданам со следующими словами: «Что мне нужно делать с темной массой, которая стоит у власти и разграбляет церкви, она уже в Петрограде разграбила две церкви, в г.Вятке тоже обобрали одну церковь; в церквях они обирают с Евангелий серебро и золото, а св. икон ризы». Призвал граждан оборониться от темной массы, после чего послышались возгласы Поможем, не дадим грабить церкви, после этого Фаворский сказал, что если не дадите, то поднимете руки, и провел в церкви голосование.
Один из граждан обратился ко мне с словами: «Господи, до чего мы дожили, хотят грабить церкви». На это я ответил, что священник нагло врет и просил его не верить; услышавший эти слова церковный староста Николай Андреев Быстренин стал наносить мне побои и вытолкал из церкви. После слов старосты «Они богохульствуют» граждане сильно взволновались и побили двух неизвестных мне лиц очень сильно".
Нужно заметить, еще стояла весна 1918 года. Советские законы были еще мягкие. Поэтому над арестованными состоялся суд по всем правилам (даже с адвокатом!). Суд вынес решение о невиновности указанных лиц. Если бы это событие имело место осенью 1918 года, все были бы расстреляны...
ЦГАКО ф.Р-1322 оп. 1а д.67
Как КрЫжевских стали КрЯжевских
Не так давно писали о фамилиях, которые после большевисткой революции 1917 года претерпели незначительную деформацию, например, из-за своей неблагозвучности. Одной из таких фамилий, очевидно, стала и фамилия Кряжевских. На скане переписи 1897 года по Унинской волости видно, что фамилия первоначально звучала как Крыжевских. По всей видимости, после 1917 года в фамилии поменяли одну букву.
Это говорит и о том, что в составлении родословных, например, нужно искать своих предков не по фамилии Кряжевских, а по фамилиии Крыжевских...
Почему боялись рекрутчины (воспоминания)
Солдат или солдатчины боялись потому, что служба была настолько продолжительной (25 лет), что редкие выходили обратно. Рекрутское отделение находилось в ведении казенной палаты, которая и высылала в рекрутское присутствие и волостное правление списки лиц, состоящих на очереди в солдатах. Волостные начальники обязывались представлять таких в рекрутские присутствия, которые были только в городе. Многие бегали уже с дороги; для предупреждения побегов очередных заковывали в деревянные колодки и в таком виде доставляли в город. Здесь годному говорили «лоб», негодному «затылок» и сообразно с этим в «цирульне» первому обстригали усы, бороду (в рекруты брали до 40летнего возраста) и брили лоб, второму остригали волосы на голове только с затылка. Ввиду частых побегов рекрутов в городе долго не держали. Все тем или иным путем увернувшиеся от рекрутчины навсегда оставались дома.
Сборник статей вятского старожила К.И. Клепикова – выпуск 1 Вятка, 1889 г., с.11
Когда на Вятке начали курить?
Папиросы вошли здесь в большую моду. Их все курят. Одна курящая дама, жена барона Медема, выехала из Вятки в какой-то уездный городок, где ее муж получил должность…
Письмо ссыльного Х.Каменьского от 15 ноября 1848 г.
Х.Каменьский. Письма из ссылки – Киров 1989 г., с.398
Иллюстрация: Петр Заболотский. Девушка с папиросой
Как красноармейцам помогали ободворицы вспахивать
Как известно, с первых же дней создания Красной армии, ее руководители постарались сделать так, чтобы служба там была для красноармейца не только обязаловкой с суровым наказанием за дезертирство, но и престижной. Хорошее довольствие, обмундирование, некоторые льготы. Можно сказать, большевики (как и во всех других вопросах) подошли к этому делу "творчески. Как бы мы к ним не относились, будем признавать, что власть в октябре 1917 года захватили люди умные и образованные (чего нельзя было сказать, наверное, про губернии).
Одной из таких льгот была... вспашка хозяйств красноармейцев. Пока хозяин нес службу новому отечеству, государство помогало его семье помогать с хозяйством, чтобы оно не заросло бурьяном в отсутствие хозяина и не пошло бы семейство "по миру". В Государственном Архиве республики Марий Эл сохранилось целое дело "о запашке хозяйств красноармейцев". Опубликуем два документа из него.
В Краснококшайский уездный комиссариат по военным делам. Отдел канцелярии
Во исполнение надписи вашей от 23 мая с.г. за № 5983 сообщаю, что запашке полей при хозяйствах призванных красноармейцев приняты меры Волземотделом. Приняты все меры помощи хозяйств призванных добровольцев-красноармейцев; в первую очередь удовлетворены красноармейские хозяйства продуктами потребления…
Петриковский волостной военный комиссар Кубарев
21 июня 1919 г.
***********************************
Всем комиссиям по оказанию помощи семьям красноармейцам при волземотделе
14 августа 1919 г.
№ 11017
Препровождая настоящую копию телеграммы предписываю под личную ответственность комиссара озаботиться о запашке и уборке полей семейств призванных в ряды красноармейцев и доносить отдельно в каждом случае в Увоенком.
Справка: приказ по Увоенкому с.г. за № 207
Подписи: и.д. Увоенкома
И.д. Увоенрука
И.д. начальника канцелярии
Делопроизводитель
ГА РМЭ ф.Р-291 оп.1 д.9 лл.14 и 23
Интересно, сохранились ли ли эти льготы в последующее время? Учитывая, что во время Великой Отечественной Войны женщины пахали огороды чуть ли не на себе, скорее всего нет...
Когда начали тырить вятский лес?
Постановление № 19 (1918 год)
Отдел управления г.Казани и губернии
Вследствие неоднократного поступлений заявлений в «Главлес» о том, что стоящих на реках Волги, Камы и Вятки и их притоков плотов с лесом проходят разного рода хищения местными крестьянами, считаю такие правонарушения недопустимыми, как производящие расхищения народного богатства. Отдел Управления предписывает всем уездным, волостным советам и комитетам деревенской бедноты немедленно принять самые решительные меры к прекращению этого незаконного явления.
Уездные и волостные советы по первому требованию членов Коллеги по охране плотов с лесом, или же уполномоченных, должны выслать вооруженный отряд милиции для немедленного прекращения расхищения леса, а также для возвращения ранее похищенного и переемного леса.
Виновные должны немедленно задерживаться и как грабители предаваться суду Революционного Полевого Трибунала.
И.д. заведующего отделом Управления Васильев
НАРТ ф.Р-116 оп.1 д. 62 л.1 об.
Фото С.Лобовикова. Из наших лесов".
Яранские деревеньки - названия как стихи...
Яранский уезд насчитывал в двадцатые годы треть миллиона жителей. Только в окрестностях города стояло 480 селений. Из них 300 больше нет. Они исчезли с карты. Десятки исчезнут в ближайшие годы. Читаю списки этих уцелевших деревень, они звучат, как стихи:
- Дощаное Поле
- Недолазово
- Большие Щеглы
-Кокушонки
- Прахи
- Поломка
- Костерята
- Дождики
Почти всем по 300-400 лет. Многие имеют двойные названия. Иногда понятно почему – марийские слова не сразу выговоришь. Вот и превращались Тошкешнук в Ваньки, Арламауш в Ерлашки. Менялись также мена недолюбившиеся: Винокурово (официальное название) упорно кликали Дербенями, а гулинские переделали имя своего селения в более деликатное Епри (Вепри). Иногда почти улавливаешь смысл раздвоения, но не до конца – так, Короли кликали Жирово, а Послушные – Церковенны…
Публикация из газеты «Вера» (Сыктывкар) – 2004 г. № 458, с.11
На фото: старый дом в городе Яранске
Статистика смертности в первой половине XIX века (1835 год). Уржумский уезд
Приход Шурминского завода
Натурально 68
Чахотки 31
Горячки 61
Кашлем 6
Родимца 71
Поноса 5
От недородия 8
От родов 2
Опухом 18
Лихорадки 1
Оспы 26
Укуса собаки 1
От сумасшествия 1
От грыжи 3
От желтухи 2
От рвоты 1
От подагры 1
От свороба 1
О падучей болезни 1
От простуды 6
От сердечной 3
Приход села Юледур 1835 г.
Натурально 28
Чахотки 23
Горячки 8
Оспы 27
Поноса 3
Опуха 4
Родимца 29
ЦГАКО ф.237 оп.75 д.1935 лл.987 и 1303
Интересно и странно читать, что в то время часто в записи о смерти в 60 лет писали причину - "от старости"....
Домохозяева села Уни по данным Всероссийской переписи 1897 года
Алексеев Иван Алексеевич
Алыпов Абрам Хрисанфович
Бажин Емельян Кириллович
Базилевский Роман Егорович
Блинов Данила Сидорович
Борисов Василий Иванович
Бровцин Дмитрий Андреевич
Воробьева Мария Васильевна
Воронцов Максим Артемьевич
Гремитских-Погудин Петр Федоров
Девятьяров Хабибулла Ибрагимович
Деветьярова Неонилла Евдокимовна
Дряхлов Егор Иванович
Жданов Яким Евсеевич
Жевлакова Анна Ивановна
Житлухин Василий Минеевич
Жуйков Спиридон Павлович
Жуков Алексей Васильевич
Золотухин Дмитрий Иванович
Ескин Федор Ильич
Иванцова Евдокия Савельевна
Иванов Тихон Иванович
Исупова Соломонида Васильевна
Кокорин Андрей Прокопьевич
Кокорин Василий Филиппович
Кокорин Потап Кузьмич
Конышев Исак Демьянов
Кощеев Иван Калистратович
Кощеев Роман Каллистратович
Крутихин Алексей Родионович
Крутихин Петр Севастьянович
Куртеева Александра Анисимовна
Лаптев Матвей Семенович
Ложкин Илья Александрович
Ложкин Михаил Александрович
Лопатин Дмитрий Григорьевич
Лопатин Илья Семенович
Лопатин Николай Ильич
Лыпов Иван Ильич
Микрюков Петр Михайлович
Молчанов Алексей Александрович
Молчанов Илья Данилов
Молчанов Павел Николаевич
Молчанов Петр Иванович
Молчанов Семен Николаевич
Молчанов Яков Николаевич
Мурин Александр Павлович
Мурин Ефим Павлович
Наговицын Григорий Иванович
Нечкин Кирилл Семенович
Никитин Аполос Филиппович
Никитин Аполлон Филиппович
Никулина Екатерина Абрамова
Обухов Кузьма Семенович
Овчинников Никифор Федорович
Орехов Данило Федорович
Орлов Кузьма Трофимович
Пантюхин Семен Самойлович
Парзегов Егор Проклович
Пентин (Пенкин) Петр Иванович
Питеркин Василий Самойлович
Погудин Алексей Федорович
Погудин Иван Федорович
Погудин Петр
Погудин Петр Федорович
Погудина Анна Степановна
Попов Василий Андреевич
Потопаева Прасковья Александрова
Попцова Ирина Дмитриевна
Прогоров Семен Гордеевич
Прокопьев Прокопий Прокопьевич
Редников Василий Тарасович
Редников Захар Тарасович
Рублев Василий Семенович
Русаков Яков Андреевич
Русских Савва Никифорович
Рыболовлев Лаврентий Васильевич
Савинцев Николай Федорович
Салтыкова Александра Алексеевна
Седова Анна Ивановна
Секретарев Савва незаконнорожденный
Скопин Кондратий Ипполитович
Скопин Митрофан Ипатович
Скопин Петр Ипатович
Скопин Яков Ипполитович
Сокерин Антон Ефимович
Солоценников Семен Иванович
Старков Филипп Викторович
Столбова Екатерина Артемьевна
Стяжкин Василий Алексеевич
Стяжкин Никита Григорьевич
Стяжкин Трофим Алексеевич
Суворов Александр Павлович
Суслова Матрена Никоновна
Сухов Михаил Иванович
Сухов Михаил Максимович
Тихокрылов Степан Лукич
Устюжанина Пелагея Филимоновна
Ушаков Мирон Герасимович
Филимонов Яков Сидорович
Фрид Михаил Иванович
Хохрякова Афимья Иванова
Швецов Дмитрий Петрович
Шерстенников Константин Иванович
Шерстенников Михаил Афанасьевич
Шиляев Егор Ипполитович
Шиляева Агафья Александровна
Шмаков Иван Дементьевич
Шуплецов Лев Ипполитович
Ченцов Михаил Николаевич
Черных Иван Наумович
Четверикова Марфа Меркурьевна
Юрлов Иван Андреевич
Якимов Петр Федорович
На фото: село Уни осенью 2014 года, дом псаломщика Аполоса Лютина (фото Унинского краеведческого музея)
"Отмечен выкуп невесты за деньги..."
Котельничский уезд. Отмечен выкуп невесты за деньги и учрежден при волисполкоме брачный отдел.
Луч коммунизма (Елабуга) - 1918 г. № 38
Бытовые картины русских художников словно взгляд в то время, когда они творили. Н.В.Неврев "Смотрины" 1888 год.
Отчаянные кумышковары, пронырливые жандармы и сознательное духовенство: Вятский край сто лет назад по материалам прессы
Объявление. Отделение народного образования уведомляет, что Рождественские каникулы будут с 1 по 15 января нового стиля.
В субботу 19 октября с.г. члены кружка мусульманской молодежи Бондюжского завода был устроен любительский спектакль, сбор с которого поступил в пользу семей, погибших борцов в рядах рабоче-крестьянской Красной армии из рабочих Бондюжского завода.
Ставились комедии: «Казанга-Саяхт» (Путешествие в Казань) в двух действиях и «Беда от объявления» в одном действии.
Спектакль, несмотря на кратковременную подготовку любителей, устраивание репетиций, сошел с неожиданным успехом.
Присутствовавшая публика осталась довольна и разошлась с пожеланием блестящего успеха дальнейшей культурно-просветительской работы кружка, путем чего они приносят большую материальную поддержку семьям товарищей бойцов, погибших в плену у белогвардейцев. Шамгун Саттаров.
В селе Варзатчах 22 декабря был устроен местными любителями культурно-просветительский кружок, на котором прежде открытия сцены, были пропеты революционные песни хором вместе с духовенством, что приходится отметить как пример достойного подражания, т.к. во многих местах Вятской губернии духовенство бежало с белыми. В Варзатчах же духовенство осталось на месте и идет по одному пути с трудовым крестьянством и не противится идее коммунизма.
Объявление для сведения копия Елабужской Чрезвычайной Комиссии.
«По сведениям, поступивших в Уральскую ОблЧК, в некоторых деревнях уезда и волостных исполкомах служат бывшие полицейские и жандармы.
Считаю подобного рода явления совершенно недопустимы, иногородний отдел предписывает Вам немедленно очистить советские учреждения от подобных работников, подвергнув их аресту».
Письмо из деревни. Бемишевская волость. Чрезвычайная следственная комиссия, следя за кумышковарением при объезде своей волости, не нашла никаких следов кумышко-варения в деревне, а пьяные сплошь и рядом попадались. По волости носятся слухи, что кумышка привозится из деревень Васильевской волости и даже задержанные пьяные говорили, что пьют кумышку, привезенную из Васильевской волости. Наша комиссия решила проверить эти слухи и что же оказалось? Из 10 домов, варивших кумышку, в 5 домах винокурили. Следственная комиссия приняла меры. В деревне Арвази той же Васильевской волости на другой день задержано 10 человек. Идет расследование. Что же там делает Васильевская следственная комиссия?
Уволен от должности мальчика при комиссариате Зубарев Федор с 21 ноября сего года.
Известия Елабужского революционного Комитета // Луч коммунизма (Елабуга) - 1918 г. №№ 15, 18, 33, 37, 38, 41
Священник Дмитрий Попов
Попов Димитрий Семенович: протоиерей. Род. 19 сент. 1885 г. в Елабуге в духовной семье. Окончил Елабужское духовное училище в 1902 г. Псаломщик с 1904 г. Рукоположен во священника в 1906 г., но служить стал как священник с 1921 г. В Уржумском уезде служил: священник с. Вотского (1930-е гг.), с. Рождественского (1932-1945), с Байса (1945-1946). Находился в заключении в г. Халтурине в 1952-1953 гг. Уполномоченный по РПЦ по Кировской области в 1957 г. его описал так: «Священник глухой, беседы не поддерживал, от прямых ответов уклонялся. В течение беседы несколько раз подчеркнул, что он был при советской власти в заточении... Имеет на квартире радио, выписывает газету. Его сын убит в армии». Современники вспоминали о батюшке, когда он служил в с. Вотское: «Поп был высокий, стройный, черный ... видный был мужчина». Отошел ко Господу в 1959 г. в г. Нолинске.
Источники: ЦГАКО. Ф. Р-2169. Оп. 45. Д. 6.ЛЛ. 371-372.
Фото предоставлено Тюниковой Ольгой
Возвращение елки
Озябли домики. На крыши
Надели кепочки из снега.
И дом живет, он тихо дышит,
Пускает дым до бездны неба.
И в эти праздничные Святки,
Отринув занавес невзгод,
Народ старинной русской Вятки
Вокруг елки водит хоровод.
В новогодний вечер ждешь какого-то чуда. А елка с игрушками, горящими свечами, ароматом леса – это волшебная сказка для ребенка и взрослого. Но сказку отняли: после смерти Ленина до принятия Конституции елки были запрещены. Буржуазный, мол, пережиток, пропаганда религии. Разве папа мог привлекать к себе внимание? Но и ребенку хотелось доставить радость. И он как-то ухитрялся на Рождество покупать маленькую елочку у крестьян на Верхнем рынке. Когда стемнеет, тайком приносил ее домой, чтобы соседи не видели. А там уж мама плотно закрывала окна и наряжала лесную красавицу, прятала под нее незатейливые подарки. Я получала какую-нибудь книжечку, конфетку. Мы, дети, тихо радовались, ходили вокруг елочки, негромко пели. А на другой день родители спешили мелко изрубить ее – и в печку. Не дай Бог, кто увидит! Потом и продажа прекратилась.
Вновь появилась елка уже в 1936 году как новогодняя. Я тогда училась в школе им.Красина в шестом классе. Учителя и старшие мальчики ездили за деревцем в Заречный парк. А украшать нечем. Каждый класс делал игрушки из подручного материала. У кого-то дома нашлась цветная бумага, кто-то принес фольгу из чайных коробочек. Из спичечных коробков делали игрушки-конфеты, разрисовывали их, раскрашивали.
Нашему классу очень хотелось чем-нибудь отличиться, удивить других. Придумали делать мордашки из плотной бумаги с шапочкой-колпачком. А хорошо бы из-под нее выпустить челочку. Была у нас девочка с кудрявыми волосами Вера Черепанова. И начали мы у нее сначала в шутку, потом всерьез, а потом и до слез локоны подрезать. Когда мы эти головки повесили, все были поражены. Конечно, играли возле елки, танцевали, шалили. А Верочка потом у нас простила.
Воспоминания Татьяны Алексеевны Столбовой. Р.Я.Лаптева. Вятка на ладони – Киров 2013 г., с.43-44
Елка в дореволюционной Вятке
Из зимних развлечений я вспоминаю, в раннем детстве устраивалась однажды у нас елка, поставленная среди зала, вышиной от пола до потолка, т.е. аршин 4-5 вышины, вся освященная, но какие на ней были подарки, не помню. Детей на елке не было, а приглашены были все знакомые отца. Гостей было полно, конфеты разносились на двух громадных подносах, на которые были высыпаны ящики готового набора конфет. Гостей просили не только кушать, но и завязывать в платки для детей. Забирать угощение для дома, вероятно, водилось в обычае, так отец, возвращаясь из гостей, всегда привозил нам яблоко, то конфеты или пряник. Матушка же никогда не привозила, находила это неприличным.
А.А.Прозоров. Город Вятка и его обыватели, с.24
Праздник Елки в дореволюционном Сарапуле.
Год 1912. Днем 31 декабря в Сарапуле по Реомюру мороз 19 градусов. День безветренный , ясный. Утром было 24 градуса… 3 января для пяти младших классов женской гимназии будет зажжена елка. Предполагается чтение басен в костюмах и живые картины.
Год 1915. На катке Пожарного общества по примеру прежних лет – Елка. Цена билета 40 копеек. На каждый билет будет выдан подарок.
Главные призы: часы золотые мужские и женские, корова, часы стенные и карманные, самовары никелированные и медные, чайные сервизы, фотографические аппараты, гитары, скрипки, гармони, обувь и др.
25 процентов чистой прибыли поступит на санитарный поезд, организованный г. вятским губернатором.
В яслях, на елке! Ни на минуту не забываем о войне и даже среди веселья. 11 января маленький дом «Яслей» весь сиял огнями и справлял свой единственный в году праздник – елку, которую дети всегда ждут с большим нетерпением. Начали праздник с гимна, спетого тоненьким голосом самых маленьких ребят.
- Да здлавствует лусская алмия! – серьезно провозгласил один карапуз.
- Ула! - ответил ему другой, еще меньше. Остальные поддержали, размахивая руками, и мы невольно вспомнили о войне.
Год 1916. По заведенному обычаю Сарапул встретил Новый год ночным торжественным молебствием в соборе, которое совершал пр.Амвросий. Собор нынче был переполнен публикой. Толпа молящихся, не поместившаяся в соборе, стояла на площади. На молебне были все офицеры местного батальона во главе с генералом Самаряновым.
По материалам Сарапульской уездной газеты. Т.Пеганова. Эпилог длиной в эпоху – Сарапул 2013 г., с.220, 262;
Первая Мировая в памяти Сарапула - Сарапул, 2014 г., с.73
Новый год на фронтах Первой Мировой: «…Встретил Новый год здоровым и сытым»
Ранее 23 января 1915 г.
Нижний чин 35-го пехотного Брянского полка Деминцев пишет жене: «Вот и я встретил новый год здоровым и сытым; вчера получили каравай черного хлеба на 2 чел. и коровьего масла, а на свои достали 2 ½ ведра пива и встретили Новый год».
Нижний чин 5-го саперного батальона Егоров пишет Егорову: «В Новый Год вылезают на окоп 16 немцев; вылезает и наших 8 человек и немцы зовут наших к себе. Пошли… 5 человек, вернулись пьяными, но дошли… Один приполз на четвереньках пьяный же, а двое вернулись только на другой день утром, проспавшись».
ЦГА УР ф.255 оп.1 д.1 л.187 об.
Новый год и Рождество в старых письмах: «Хорошо было! Да прошло…»
Дорогие папа Дмитрий Ефимович и мама Александра Дорофеевна! Горячо, горячо поздравляю Вас с великим праздником Рождества Христова и наступающим Новым годом. Да принесет этот год Вам здравие, счастье, благополучие и радость. Да соединит он всех нас в один круг за один стол на общую радость. С Новым годом! Ура, ура, ура!!! Целую всех. Павел. 1912 г. 23 декабря. Константинополь» (Р.Я.Лаптева. Вятка: семейный портрет - Киров 2012 г., с.178).
…Как ты представляешь нашу Рождественскую ночь, таково как было. Былое: сани скрипят, колокольчик звонит и гости едут. Кто? С которой стороны? Из Вятки, Уржума или Нолинска. Вот все собрались радостно. Спешим старичку елку заказать. В детской у печки с няней Аней беседа идет. Хорошо было! Да прошло… (из письма матушки Ольги Ушаковой от 2 февраля 1922 г.)
1 января 1944 г.: «Утром студенты 2 курса географического факультета преподнесли нам с Ниной подарок (новогодний): вязанку дров, 2 фунта скоромного масла, 1 фунт муки, 0.5 фунта сушеных белых грибов. Этим неожиданным подарком мы были тронуты до глубины души».
31 декабря 1944 г.: «Студенты 2 курса географического факультета преподнесли подарок новогодний - 2 фунта топленого масла».
Борис Талантов. Дневники. Тюремная переписка - Киров
Назад к списку